Дело № 2-591/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Тверь 10 августа 2022 года
Заволжский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Капранова В.Л.,
при секретаре Суворовой К.В.,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Заволжского района города Твери Сыкина А.В.,
истца ФИО1,
представителя третьего лица Государственного учреждения «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района города Твери в защиту прав и законных интересов ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Территория комфорта» об исключении из задолженности незаконно начисленной платы за водоотведение, водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района города Твери, действуя в защиту прав и законных интересов ФИО1, обратился в Заволжский районный суд города Твери с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Территория комфорта» (далее ООО «Территория комфорта») о возложении обязанности произвести перерасчёт ФИО1, проживающему по адресу: за услуги горячего водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, исключению из задолженности ФИО1 2876,05 руб. за услуги горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, 361,73 руб. за услуги водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Заволжского района города Твери проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: . По результатам проверки установлено, что ООО «Территория комфорта», осуществляющим управление многоквартирным домом на основании лицензии № 000216 от 25.01.2016 и договора управления многоквартирным домом от 11.01.2017, допускаются нарушения. При расчёте объёма коммунального ресурса в виде отведения, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме использована площадь 1996 кв.м., когда согласно техническому паспорту многоквартирного дома данная площадь составляет 1959,9 кв.м. (завышение на 36,1 кв.м.). С учётом изложенного, ООО «Территория комфорта» при расчёте ФИО1 объёма коммунального ресурса в виде отведения, потребляемого при содержании общего имущества должно было учитывать площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (площадь коридоров и мест пользования), исходя из содержания технического паспорта многоквартирного дома. Согласно информации Государственного учреждения «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (далее ГУ «ГЖИ» Тверской области) ФИО1 за период с января 2017 года по декабрь 2021 года за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества должно быть начислено 454,35 руб., тогда как начислено 816,08 руб. В целях устранения нарушений жилищного законодательства прокуратурой Заволжского района города Твери в адрес ответчика 29.06.2021 вносилось представление, организацией не принято мер по устранению выявленных нарушений. Кроме того, в ходе проверки установлено, что при начислении платы ООО «Территория комфорта» за горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома ФИО1 применялся норматив со степенью благоустройства «Многоквартирные дома с централизованным горячим водоснабжением» вместо «Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением». В многоквартирном доме по адресу: , отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, а норматив потребления «Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением» Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области не установлен. Таким образом, начисление ФИО1 платы за горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 2017 года по октябрь 2021 года в размере 2876,05 руб. неправомерно.
В судебном заседании представитель процессуального истца прокурора Заволжского района города Твери помощник прокурора Заволжского района города Твери Сыкин А.В. поддержал уточнённые исковые требования, просил их удовлетворить.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, обратил внимание суда на то, что прокуратурой были указаны не все нарушения ответчика, у него нет обязанности оплачивать содержание общего имущества многоквартирного дома, поскольку оно на него не зарегистрировано.
В письменных пояснениях истец ФИО1 обращает внимание суда, что дело рассмотрено Прокуратурой Заволжского района города Твери не в полном объёме, не были даны ответ на следующие вопросы. На кого зарегистрирован , если имущество не зарегистрировано, оно принадлежит государству. Существует ли управляющая компания ООО «Территория комфорта» и протокол общего собрания жильцов дома, почему ответчику безосновательно была выдана лицензия № 000216 от 25.01.2016. Как должна производиться оплата общедомовых нужд, собственники квартир в многоквартирном доме не должны нести бремя его содержания, поскольку право собственности на имущество возникает после его регистрации. Почему жилинспекция производит проверку без проверяющего и при фиксации отсутствия договора с ресурсоснабжающей организацией не усматривает никаких нарушений. Проверки прокуратурой и жилищной инспекция проводятся формально. Куда деваются выделенные местному самоуправлению государством денежные средства на обслуживание города Твери. Почему с 01.01.2021 по июнь 2021 года не произведена индексация ветеранской пенсии. Почему начисление общедомовых нужд производится на основании площади квартиры, а не определенной ЖКХ площади 19,6 кв.м., указанной в ответе управляющей компании на заявление ФИО1, если она зарегистрирована на истца. Где смета на содержание общего имущества дома. В материалы гражданского дела не представлен протокол общего собрания с подписями жильцов об избрании управляющей компании и установлении размера платы за содержание общего имущества дома, имеется только протокол совета дома. Единый расчётный кассовый центр, запрещённый решением Верховного суда Российской Федерации, начисляет оплату за отопление не по формуле, в результате чего образуется переплата, за май 2020 она составляет 1103 руб., не существует ни одного нормативного документа об инициативе создания расчётного центра. Также обратил внимание суда, что в техническом паспорте многоквартирного дома в разделе «Благоустройство площади квартир здания и строения» указана централизованная система горячего водоснабжения, как и в договоре теплоснабжения с поставщиком услуги.
Определением суда от 21.02.2022, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3
Определением суда от 20.04.2022, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
Определением суда от 23.05.2022, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери.
Определением суда от 13.07.2022, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО «Территория комфорта» ФИО4
Ответчик ООО «Территория комфорта» в судебное заседание представителя не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Из письменных возражений следует, что ответчик ООО «Территория комфорта» исковые требования не признаёт, просил в их удовлетворении отказать. Указывают, что у многих управляющих компаний и Товариществ собственников жилья возникла проблема определения типа системы (централизованная или нецентрализованная) при предоставлении информации для расчёта нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и некорректной трактовке Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила). Согласно действующему тарифному законодательству тарифы на горячую воду устанавливаются как двухкомпонентные в зависимости от типа системы горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»). В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. При этом абзацем 6 пункта 38 Правил определено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (формула 23 приложения 2 Правил № 354). Указанный порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению можно отнести только к закрытым системам горячего водоснабжения. Следует отметить, что Минстроем Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому будут внесены изменения в Правила № 354, согласно которым размер платы по горячему водоснабжению будет определяться исходя из компонента холодной воды (теплоносителя) и компонента тепловой энергии. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения применяются положения абзацев 5-7 пункта 54 Правил, согласно которым в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом, одной из составляющих формулы 20 Приложения 2 к Правилам № 354 является удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-гo коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Требованиями пункта 32(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее Правила № 306) установлено, что уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая). При этом, требования по установлению норматива расхода v-гo коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для нецентрализованных систем горячего водоснабжения, о чем указано в пункте 54 Правил № 354 и в формуле 20 приложения № 2 к Правилам № 354, отсутствуют. В связи с чем, в графе 11 «Вид системы горячего водоснабжения» реестра данных по многоквартирным домам и жилым домам для расчета нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, необходимого для заполнения организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в случае наличия индивидуального теплового пункта в многоквартирном доме, входящего в состав общего имущества, с помощью которого в доме осуществляется производство горячей воды с использованием коммунального ресурса тепловой энергии (нецентрализованная система горячего водоснабжения), необходимо указывать вид системы горячего водоснабжения - закрытая. При этом в указанных открытых системах горячего водоснабжения указывается коммунальный ресурс в виде химически очищенной воды (теплоноситель в воде). В закрытых системах горячего водоснабжения указывается коммунальный ресурс в виде холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в том числе в домах с индивидуальными тепловыми пунктами). Обращают внимание суда, что в представленном техническом паспорте многоквартирного дома в разделе благоустройство площади квартир здания и строения указана централизованная система горячего водоснабжения, на это указывает и договор с ООО «Тверская генерация».
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ «ГЖИ» Тверской области ФИО2 полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержал письменную позицию по делу, дополнительно пояснил, что уточнённый расчёт по услуге водоотведения приведён за период с января 2017 по декабрь 2021 года.
Согласно письменных пояснений ГУ «ГЖИ» Тверской области от 04.04.2022 тарифы на водоотведение ООО «Тверь Водоканал» для населения Тверской области на период 2017 - 2021 годы утверждены приказами Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 17.12.2014 № 283-нп и от 19.12.2019 № 359-нп: на период январь 2017 года - декабрь 2018 года в размере 21,28 руб./куб.м.; на период январь 2019 года - июнь 2019 года в размере 21,64 руб./куб.м.; на период июль 2019 года - июнь 2020 года в размере 22,72 руб./куб.м.; на период июль 2020 года - июнь 2021 года в размере 23,96 руб./куб.м.; на период июль 2021 года - декабрь 2021 года в размере 25,04 руб./куб.м. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, четырнадцатиэтажный, общая площадь всех жилых и нежилых помещений в вышеуказанном доме составляет 7917,7 кв.м., общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, используемая при расчете размера платы за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, составляет 2131,7 кв.м. (171,8 + 1959,9). Сведения о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем расчет размера платы за отведение сточных вод и горячей воды, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, должно осуществляться исходя из соответствующего норматива потребления. Нормативы потребления отведения сточных вод и горячей воды, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены приказами Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 23.08.2012 № 339-нп и от 29.05.2017 №39-нп. Плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в период январь - май 2017 года не могла быть начислена (составляет 0 рублей), поскольку нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды для потребителей Тверской области, утвержденные приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 23.08.2012 № 339-нп, утратили силу с 01.06.2013. Согласно приказу Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.05.2017 № 39-нп в вышеуказанном многоквартирном доме размер норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с 01.06.2017 составляет 0,014 куб.м. в месяц на 1 квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Для квартиры общей площадью 96,9 кв.м. в вышеуказанном многоквартирном доме плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период июнь 2017 года - октябрь 2021 года составляет 454,35 руб. Размер платы за горячую воду, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период январь - май 2017 года рассчитать не представляется возможным, поскольку в указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, приготовление горячей воды осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, показания общедомовых приборов учета за указанный период в ГУ «ГЖИ» не представлены. В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.07.2017 № 24877-ОО/04 при наличии в многоквартирном доме общего имущества, предназначенного для приготовления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, горячее водоснабжение является нецентрализованным. Норматив потребления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, на территории Тверской области установлен только для многоквартирных домов со степенью благоустройства «Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением». В указанном многоквартирном доме отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, в связи с чем применение норматива со степенью благоустройства «Многоквартирные дома с централизованным горячим водоснабжением» неправомерно. В данном случае учитывая письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.07.2017 № 24877-ОО/04 следует применять норматив для многоквартирных домов со степенью благоустройства «Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением». Однако размер норматива потребления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в многоквартирных домах с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.05.2017 № 39-нп не установлен. При отсутствии норматива потребления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, начисление платы за соответствующий коммунальный ресурс в составе платы за содержание жилого помещения, неправомерно, поскольку не представляется возможным определить объем горячей воды, использованной при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, плата за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, начиная с июня 2017 года начислена ООО «Территория комфорта» незаконно.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, временный управляющий ООО «Территория комфорта», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались заказной корреспонденцией, которая возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения». Риск неполучения корреспонденции в соответствии со статьёй 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на лице, ее не получившим, в связи с чем, суд признает извещение третьих лиц надлежащим.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Твери, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в судебное заседание представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с подп. "в" п. 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Согласно абз. 1 п. 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ закрепляет порядок определения в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме размера расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), с 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Тарифы на водоотведение ООО «Тверь Водоканал» для населения Тверской области на период 2017 - 2021 годы утверждены приказами Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 17.12.2014 № 283-нп и от 19.12.2019 № 359-нп: на период январь 2017 года - декабрь 2018 года в размере 21,28 руб./куб.м.; на период январь 2019 года - июнь 2019 года в размере 21,64 руб./куб.м.; на период июль 2019 года - июнь 2020 года в размере 22,72 руб./куб.м.; на период июль 2020 года - июнь 2021 года в размере 23,96 руб./куб.м.; на период июль 2021 года - декабрь 2021 года в размере 25,04 руб./куб.м.
Судом установлено, что ФИО1 с 16.07.2010 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности квартиры по адресу: , кадастровый номер №. Также собственником указанной квартиры является ФИО3, которой принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается сведениями об объекте Единого государственного реестра недвижимости.
ООО «Территория комфорта» (ранее ООО «Управляющая компания Тверская жилищная компания») осуществляет управление многоквартирным домом с 11.01.2017, в соответствии с протоколом №1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.11.2016, договором управления многоквартирным домом от 11.01.2017, Лицензией ГУ «ГЖИ» Тверской области №000126 от 25.01.2016 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
20.09.2021 Прокуратурой Заволжского района города Твери на основании поручения Прокуратуры Тверской области принято решение о проведении проверки в отношении ООО «Территория комфорта» в целях проверки отсутствия или наличия нарушений жилищного законодательства, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в срок с 20.09.2021 по 18.10.2021.
29.06.2021 директору ООО «Территория комфорта» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проверкой установлено, что управляющей организацией при расчёте объёма коммунального ресурса в виде электроснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящейся на жилое помещение – , использовались площади мест общего имущества в многоквартирном доме (площади коридоров и мест общего пользования), не соответствующие техническому паспорту многоквартирного дома, в сторону её завышения. Так, при расчёте объёма коммунального ресурса в виде электроснабжения, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, использовалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (площадь коридоров и мест общего пользования), использовалось значение равное 3627,2 кв.м., когда согласно техническому паспорту многоквартирного дома данная площадь составляет 3614,2 кв.м. При расчёте объёма коммунального ресурса в виде холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, использована площадь общих коридоров и мест общего пользования (уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования), использовано значение равное 1996 кв.м., когда согласно техническому паспорту многоквартирного дома данная площадь составляет 1959,9 кв.м. (завышение на 36,1 кв.м.). Аналогичные нарушения допущены при расчёте объёма коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, остальным собственникам.
29.07.2021 директор ООО «Территория комфорта» постановлением об административном правонарушении №6581 привлечён к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между ООО «Территория комфорта» и ООО «Тверская генерация» заключён договор № 90296 от 01.06.2016, на услуги отопления и горячего водоснабжения потребителям, проживающим по адресу: что подтверждается, в том числе приложениями 1а-9 и дополнительными соглашениями от 12.11.2019, 05.02.2020, 09.04.2020, 09.04.2020, 07.07.2020 к договору № 90296 от 01.06.2016.
Пунктом 2.1.3 договора № 90296 от 01.06.2016 указано, что качество коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающей организацией на границе эксплуатационной ответственности должно позволять управляющей компании обеспечивать предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) внутридомовых инженерных систем к централизованным сетям к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения при соблюдении управляющей компанией установленных соответствующими техническими требованиями условий содержания и эксплуатации внутредомовых инженерных систем
Из предоставленного ООО «Территория комфорта» расчёта по лицевому счёту ФИО1 №№ за период с 01.07.2019 по 30.04.2022 усматривается, что истец не оплачивает коммунальные услуги с августа 2019 года, задолженность по водоотведению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома на декабрь 2021 года составляет 484,25 руб., по услуге горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома на октябрь 2021 года составляет 2029,72 руб.
С учётом положений приказов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 17.12.2014 № 283-нп и от 19.12.2019 № 359-нп, для квартиры общей площадью 96,9 кв.м. плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период июнь 2017 года - октябрь 2021 года составляет 454,35 руб., тогда как ответчиком в ГУ «ГЖИ» Тверской области предоставлены сведения о начислении ФИО1 за указанный период по данной услуге 816,08 руб.
Поскольку судом установлен факт выставления ООО «Территория комфорта» ФИО1 счетов для оплаты коммунальной услуги «водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» на основании использования завышенного показателя общей площади многоквартирного жилого дома, исковые требования подлежат удовлетворению.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.07.2017 № 24877-ОО/04 разъяснено, что при наличии в многоквартирном доме общего имущества, предназначенного для приготовления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, горячее водоснабжение является нецентрализованным.
Норматив потребления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, на территории Тверской области установлен только для многоквартирных домов со степенью благоустройства «Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением».
Согласно сведений ГУ «ГЖИ» Тверской области в многоквартирном доме по адресу: отсутствует централизованная система горячего водоснабжения.
Учитывая письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.07.2017 № 24877-ОО/04 следует применять норматив для многоквартирных домов со степенью благоустройства «Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением».
Размер норматива потребления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в многоквартирных домах с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.05.2017 № 39-нп не установлен, при отсутствии указанного норматива, начисление платы за соответствующий коммунальный ресурс в составе платы за содержание жилого помещения, неправомерно.
Таким образом, применение ООО «Территория комфорта» норматива со степенью благоустройства «Многоквартирные дома с централизованным горячим водоснабжением» неправомерно, а плата за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, начиная с июня 2017 года начислена незаконно, тогда как ответчиком в ГУ «ГЖИ» Тверской области предоставлены сведения о начислении ФИО1 за период с июня 2017 года по декабрь 2021 года по данной услуге 2876,05 руб.
Из положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В уточнённом исковом заявлении, с учётом предоставленного расчёта ГУ «ГЖИ» Тверской области, процессуальный истец просил произвести перерасчёт и списать задолженность ФИО1 по оказанным ответчиком услугам предоставления «горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме» за период с 01.01.2017 по 31.12.2021 и «водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» за период с 01.01.2017 по 31.10.2021.
Поскольку суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд пришел к выводу об удовлетворении требований в пределах указанного процессуальным истцом периода и услуг, материальный истец не был лишён уточнить исковые требования на основании положений статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела, о чём ему неоднократно разъяснялось соответствующее право. Материальный истец не лишён права обратиться в суд с исковыми требованиями по иным коммунальным услугам и за интересующие ФИО1 периоды.
Вопреки доводам материального истца ФИО1 суду были предоставлены доказательства избрания и заключения договора на управление многоквартирным домом, что подтверждается исследованными материалами дела.
Доводы ФИО1 о незаконности возложения на него бремени содержания общедомового имущества основаны на неправильном толковании закона.
Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции на 17.06.2010, действовавшей на момент возникновения права собственности у ФИО1) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. То есть право собственности (общей долевой) собственников помещений в многоквартирном доме на общее имущество в многоквартирном доме возникает в силу закона одновременно с государственной регистрацией права на помещение в таком доме и не требует по общему правилу отдельного подтверждения его возникновения посредством государственной регистрации.
Иные доводы материального истца ФИО1 не имеют существенного значения для разрешения заявленных требований к ООО «Территория комфорта» по перерасчёту и списанию задолженности за услуги горячего водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Довод ответчика о централизованной сети инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения в многоквартирном доме не нашёл своего подтверждения в исследованных материалах дела, ссылка на её наличие в договоре от 01.06.2016 об этом не свидетельствует, поскольку он является типовым и не отражает необходимых сведений. Представителем ГУ «ГЖИ» Тверской области пояснено, что в многоквартирном доме по адресу: <...>, отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, каких-либо доказательств её наличия ответчик в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представил.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении к заявленным требованиям последствий пропуска срока исковой давности.
Разрешая устное заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности, суд находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Пунктами 1 - 3 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.
Как следует из разъяснений пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
ООО «Территория комфорта» каких-либо платёжных документов с размером начисленных платежей по услугам горячего водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представили.
В соответствие с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения запрета на злоупотребление правом, суд на основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Оценивая позицию ответчика о необходимости применения последствий пропуска срока исковой давности, суд учитывает невозможность расчёта по услугам горячего водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с декабря 2018 года по декабрь 2021 года по имеющимся в материалах дела платёжным документам с февраля 2019 года по декабрь 2021 года, поскольку ответчиком указанные платёжные документы так и не были представлены Суд, учитывая обстоятельства дела, полагает возможным отказать в применении срока исковой давности к заявленным исковым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Заволжского района города Твери в защиту прав и законных интересов ФИО1 удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Территория комфорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>) произвести перерасчёт ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации ), проживающему по адресу: за услуги горячего водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2017 по 31.12.2021.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Территория комфорта» списать задолженность ФИО1, проживающего по адресу: , по лицевому счёту № № за услуги горячего водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в размере 3237,78 руб., в том числе 2876,05 руб. за период с 01.01.2017 по 31.12.2021 по услуге горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, 361,73 руб. за период с 01.01.2017 по 31.10.2021 по услуге водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Территория комфорта» в доход муниципального образования Тверской области – городской округ город Тверь государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд города Твери в течение одного месяца со дня со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) В.Л. Капранов
В окончательной форме решение изготовлено 17.08.2022.
Дело № 2-591/2022