ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3361/10 от 16.09.2010 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16.09.2010г. Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Косенко Ю.В.

при секретаре Ивановой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Самары о признании противоречащим федеральному законодательству решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара», по заявлению Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор гор. Самары обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара», указав, что указанным решением был утвержден генеральный план г.о. Самара. Проведенной проверкой было установлено, что приведенное выше решение Думы г.о. Самары противоречит федеральному законодательству в связи с отсутствием в генеральном плане границ поселка Козелки, села Ясная Поляна, гор. Самары, а также в связи с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана. В нарушение норм федерального законодательства ни одним из органов государственной власти области и федеральным органом государственной власти заключение на проект генерального плана г.о. Самара не составлялись. Проверкой установлено, что проект генерального плана в федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по охране объектов культурного наследия федерального значения, не направлялся.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара».

Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара», указав, что указанным решением был утвержден генеральный план г.о. Самара. Генеральный план является документом территориального планирования муниципальных образований. В нем отображаются, в том числе, границы земель лесного фонда. Границы г. Куйбышева утверждены постановлением Совета РСФСР от 31.05.1976г. № 285 « Об установлении городской черты гор. Куйбышев», а решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 20.09.1979г. № 635 утверждены границы административных районов гор. Куйбышев. В соответствии с данными нормативными актами в границы гор. Куйбышева были включены земли единого государственного лесного фонда. В соответствии со ст. 30 Закона СССР от 13.12.1968г. « Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» к землям городов относились все земли, находящиеся в пределах городской черты, в том числе занятые городскими лесами. Законом СССР от 17.06.1977г. « Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который состоял, в том числе, из городских лесов. Земельным кодексом РСФСР от 1970г. изъятие земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы для их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства осуществлялось в исключительных случаях и только на основании постановления Совета Министров РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР об изъятии земель единого государственного лесного фонда, расположенного в границах гор. Куйбышев не издавалось, в связи с чем, включение земель единого государственного лесного фонда в границы гор. Куйбышева не изменило их правового состава, то есть они входили в состав земель единого государственного лесного фонда. «Основы лесного законодательства РФ», утвержденные Верховным Советом РФ от 6.03.1993г. устанавливают, что все леса и предоставленные для введения лесного хозяйства земли образовывали лесной фонд РФ. Таким образом, земли, занятые городскими лесами также относились к землям лесного фонда РФ. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. « О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на земли и её недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами РФ. Указ Президента РФ от 16.12.1993г. « О федеральных природных ресурсов» предусматривал, что к федеральным природным ресурсам могут относится: земельные участки и другие природные объекты ( в том числе леса), предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, водные и иные природные объекты ( в том числе леса) федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных, природных заказников, курортных и лечебно - оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также иные природные ресурсы ( какие - либо иные леса) по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов в Федерации. Также п. 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993г. к объектам, находящимся в федеральной собственности помимо прочего был отнесен лесной фонд. В связи с этим, земли лесного фонда являются федеральной собственностью. Включение земельных участков в черту города ( поселка, сельского населенного пункта) не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Включение в 1976г. в черту г. Куйбышев земель лесного фонда не прекратило право собственности РФ на указанные земли. В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Ст. 10 Лесного кодекса РФ установлено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные, в том числе, на землях городских поселений – городские леса. Но это положение само по себе не изменяет правового статуса участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений, а является основанием для перевода их в нелесные земли и изъятия из земель лесного фонда. Обязательная публичная процедура перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта гор. Куйбышев ( Самара) соответствующими органами не проводилась, в связи с чем, лесные участки ранее отнесенные к единому государственному лесному фонду, расположенные в границах гор. Самары, являются землями лесного фонда. Границы гор. Куйбышева, установленные в 1976г., до настоящего времени не изменялись. В границах гор. Самары находятся земли лесного фонда, являющиеся федеральной собственностью. Вместе с тем, вопреки требованиям градостроительного кодекса генеральный план г.о. Самара не содержит карт ( схем), отображающих границы земель лесного фонда. В связи с этим, утверждение генерального плана г.о. Самара не может являться основанием для автоматического перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Несоблюдение процедуры утверждения генерального плана повлекло неосновательное лишение права собственности РФ на указанные земли. Поскольку в нарушение ст. 23 градостроительного кодекса при разработке генерального плана не были разработаны карты (схемы), отображающие границы земель лесного фонда, уполномоченный отраслевой орган (Минрегионразвития РФ) не нашел предмета согласования проекта генерального плана г.о. Самара, о чем глава г.о. Самара был извещен 11.07.2007г. В связи с этим, процедура согласования, предусмотренная федеральным законодательством, была нарушена. В связи с указанными обстоятельствами, просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара».

Определением Ленинского районного суда гор. Самары от 6.07.2010г. указанные дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании представители заявителей - прокурора гор. Самары Смирнова М.Ю., Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Рогачева Т.Г., Кондратьев А.В., действующие на основании доверенности, полностью поддержали заявления по изложенным выше основаниям.

Представитель заинтересованного лица главы г.о. Самара Тапилин Ю.М., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении требований заявителей, при этом пояснил, что границы населенных пунктов гор. Самары, поселка Козелки и села Ясная Поляна отображены на генеральном плане г.о. Самара посредством отображения границ функциональных зон. Проект указанного генерального плана был согласован соответствующими органами согласно действующему законодательству. Каких – либо нарушений в данном случае допущено не было.

Представитель заинтересованного лица Думы г.о. Самара Кузнецов П.А., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении требований заявителей, при этом пояснил, что предусмотренная действующим законодательством процедура согласования с соответствующими органами была соблюдена. Кроме того, в соответствии с п. 2 положения « О Министерстве строительства и жилищно – коммунального хозяйства Самарской области», утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007г. данное Министерство осуществляет контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области. До настоящего времени указанным Министерством, участвующим 17.01.2008г., в совещании по проекту генерального плана не были выявлены факты нарушений органами местного самоуправления г.о. Самара, установленные градостроительным кодексом РФ, процедуры согласования его проекта. При несоответствии данного проекта либо требований к его согласованию Министерство направило бы в адрес органов местного самоуправления г.о. Самара предписание об их устранении. Вместе с тем, данного предписания направлено не было, что также подтверждает соответствие генерального плана, а также процедуры его принятия, действующему законодательству. Расположение лесных участков в границах муниципального образования г.о. Самара позволяет отнести их к землям населенных пунктов, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Государственная регистрация права РФ на лесные участки в городском округе Самара с указанием назначения земли лесного фонда является незаконным, поскольку не соответствует нормам лесного и земельного кодекса РФ. Указания заявителей на то, что требовалась обязательная публичная процедура перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта, не соответствует требованиям федерального законодательства. Согласно ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из этих границ является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Границы г.о. Самара определены в соответствии с Законом Самарской области от 25.02.2005г. № 61-ГД «Об установлении границ г.о. Самара Самарской области». Утвержденный Думой г.о. Самара генеральный план полностью соответствует указанному закону, следовательно, публичный перевод в данном случае не требовался. В связи с этими обстоятельствами считает, что в удовлетворении требований заявителей следует отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Бабкин В.А., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении требований заявителей, при этом пояснил, что границы г.о. Самара отображены на картах (схемах) генерального плана г.о. Самара согласно картографическому описанию, содержащемуся в приложении к закону Самарской области от 25.02.2005г. « Об установлении границ г.о. Самара Самарской области». Ст. 2 указанного закона установлено, что в состав г.о. Самара входит <адрес>. Действующим законодательством не установлены требования к отображению границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа на картах, содержащихся в генеральном плане. Границы поселка Козелки и села Ясная Поляна отображены на основном чертеже генерального плана посредством отображения границ функциональных зон, в связи с чем, генеральный план г.о. Самара отображает границы указанных населенных пунктов. Границы земель лесного фонда отображены на Схеме комплексной оценки территории, обосновывающих материалов генерального плана. Границы территорий объектов культурного наследия в объеме ранее утвержденного проекта охранных зон и зон регулирования застройки гор. Куйбышева отображены на схеме границ территорий объектов культурного наследия Тома 1 генерального плана. В связи с перегруженностью основного чертежа генерального плана в составе утверждаемой части, разработанной поясняющей схемы (слои), вошедшие в основной чертеж, в связи с чем, границы земель лесного фонда и границы территорий объектов культурного наследия отражены на соответствующей схеме (слое), которая входит в основной чертеж генерального плана. Кроме того, все процедуры согласования проекта генерального плана выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В соответствии со ст. ст. 52, 53 Устава Самарской области в состав региона помимо всего прочего непосредственно входит административно – территориальная единица- город Самара, которая является административным центром области.

В ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2001г. № 131 - ФЗ не содержится нормативного определения типологии населенных пунктов, в связи с чем региональный законодатель вправе определить её самостоятельно.

Согласно закона Самарской области « О населенных пунктах на территории Самарской области» от 26.12.2003г. № 131 - ГД, населенным пунктом является часть территории области, застроенная в пределах установленной границы, служащая постоянным или преимущественным местом проживания людей, имеющая наименование, присвоенное в порядке, установленном ФЗ.

В соответствии со ст. 2 закона Самарской области от 25.02.2005г. № 61 - ГД « Об установлении границ городского округа Самарской области», в состав г.о. Самара Самарской области входит гор. Самара, поселок Козелки, село Ясная Поляна. В приложении к данному закону дается картографическое описание границ г.о. Самара Самарской области.

Из ст. 18 градостроительного кодекса РФ следует, что генеральный план городских округов является документом территориального планирования муниципальных образований. Порядок подготовки и утверждений генерального плана городского округа регламентирован ст. 24 градостроительного кодекса РФ.

Согласно п. 5 ч.6 ст. 23 градостроительного кодекса, на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.

Из материалов дела следует, что решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008г. № 539 был утвержден генеральный план г.о. Самара (т. 1 л.д. 8).

Постановлением главы г. Самара от 25.10.1995г. №1329 «Об административном подчинении поселков Козелки и Ясная поляна» постановлено администрации Красноглинского района г. Самара провести регистрацию граждан, проживающих в поселках Козелки и Ясная Поляна (т. 1 л.д.134).

Судом установлено, что границы городского округа Самара отображены на картах (схемах) генерального плана городского округа Самара согласно картографическому описанию, содержащемуся в приложении к закону Самарской области от 25.02.2005г. № 61 - ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области». Границы г. Самара отображены на схеме планировочных ограничений, которая включена в Обосновывающие материалы Генерального плана том 1. Границы г. Самара отображены на указанной схеме в соответствии с Генеральным планом г. Куйбышева 1987г. Согласно Генерального плана 1987 г. поселок Козелки и село Ясная Поляна не выделены в качестве отдельных населенных пунктов и входят в состав г. Куйбышев. Границы г. Куйбышев и границы г. Самара повторяют друг друга, изменены не были, указанные выше поселок и село после принятия генерального плана 1987 г. не выделялись из состава г. Куйбышева или г. Самара. Границы поселка Козелки и села Ясная Поляна отображены на основном чертеже генерального плана посредством отображения границ функциональных зон.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании и подтверждаются выкопировкой из генерального плана г.о. Самара, принятого решением Думы г.о. Самары от 20.03.2008г. № 539 (т. 1 л.д.110), томом 1 генерального плана г.о. Самара обосновывающие материалы (т.1 л.д. 119-122), пояснениями Мищенко С.В., Вавилонской Т.В., допрошенных в судебном заседании в качестве специалистов, из которых следует, что границы г.о. Самара соответствуют картографическому описанию, на схеме планировочных ограничений нанесены границы г. Самара, границы населенных пунктов, входящие в состав городского округа могут отображаться на картах (схемах), содержащихся в генеральном плане посредством отображения границ функциональных зон.. Поскольку границы поселка Козелки и села Ясная Поляна зафиксированы на основном чертеже генерального плана путем отображении границ функциональных зон, а границы г. Самара соответствуют картографическому описанию, суд считает, что требования, установленные ст. 23 Градостроительного кодекса РФ нарушены не были.

Доводы заявителей о том, что фактическое отсутствие в генеральном плане границ <адрес> и <адрес> поляна свидетельствует о незаконности данного плана не являются основанием для удовлетворения требований заявителей. Действующее законодательство не ограничивает число карт (схем) в генеральном плане и не устанавливает необходимость отмены всего генерального плана при отсутствии в генеральном плане какой либо информации. В случае необходимости соответствующая информация может быть внесена в генеральный план путем его соответствующего изменения и дополнения необходимой картой (схемой). Кроме того, как указывалось выше, границы поселка Козелки и села Ясная Поляна зафиксированы на основном чертеже генерального плана путем отображении границ функциональных зон.

В соответствии с п. 1.2 « Порядка разработки, согласования и утверждения генерального плана» приложения к решению Думы г.о. Самары от 20.03. 2008г. № 539» положение о территориальном планировании, карты и схемы» согласование проекта генерального плана осуществляется в соответствии с градостроительным кодексом РФ ( ст. 25).

Из ч. 1 ст. 25 градостроительного кодекса следует, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования РФ планируемых, в том числе, границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно п.п. «а» п. 5 положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2007г. № 178 заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политике и нормативно - правовому регулированию в сфере градостроительства помимо прочего в случаях, указанных в ч. 1 ст. 25 градостроительного кодекса.

П. 6 указанного Положения предусмотрено, что уполномоченный орган в сфере градостроительства в течении трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности для рассмотрения и предоставления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов. Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства ( п. 7 Положения).

Согласно п. 8 указанного Положения, заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа подписывается руководителем этого органа ( его заместителем), уполномоченным на подписание заключения и направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.

Из ч. 7 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ следует, что срок согласования проекта генерального плана составляет 3 месяца со дня направления главой городского округа на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Согласно п. 8 ст. 25 градостроительного кодекса РФ, в случае не поступления в установленный срок заключений на проект генерального плана от указанных в ч. 7 ст. 25 градостроительного кодекса органов, данный проект считается согласованным с такими органами.

Судом установлено, что процедура согласования генерального плана городского округа Самара нарушена не была, проект генерального плана г.о. Самара направлялся в соответствующие уполномоченные органы, от ряда из которых поступили замечания, которые в дальнейшем были устранены. Перед утверждением генерального плана были получены соответствующие согласования.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом совещания № 1, утвержденного вице - губернатором Самарской области и листом согласования к нему ( л.д. 72 – 74 т.1); письмами, направленными министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 28.04.2007г. ( л.д. 31 т.1); министру сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 28.04.2007г. ( л.д.32 т.1); заместителю председателя Правительства Министру экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.04.2007г. (л.д. 33 т.1); губернатору Самарской области от 16.04.2007г. и от 26.11.2007г., 18.01.2008г. (л.д. 34, 35, 83 - 85 т.1); министру промышленности и энергетики Самарской области от 28.04.2007г. и 12.12.2007г. (л.д.36, 38 т. 1); министру строительства и ЖКХ по Самарской области от 19.12.2007г., 09.06.2007г., 16.05.2007г., 17.12.2007г., 29.05.2007г., 20.12.2007г., 25.05.2007г., 14.12.2007г., 20.12.2007г., 18.05.2007г., 24.12.2007г., 15.01.2008г., 18.05.2007г., 24.05.2007г и 18.12.2007г. (л.д. 37, 39, 41 - 42, 44, 46 – 47, 49, 51 – 55, 57 – 60, 61, 65, 66, 73, 76, 78, 80 т.1); министру нефтехимической и газовой промышленности в Самарской области от 28.04.2007г. (л.д. 40 т.1); министру здравоохранения и социального развития Самарской области от 28. 04.2007г., 12.12.2007г. ( л.д. 45, 48 т.1); министру культуры и молодежной политики Самарской области от 28.04.2007г., 12.12.2007г. (л.д. 50, 56 т.1); заместителю руководителя Департамента строительства и архитектуры администрации г.о. Самара, руководителю комитета градостроительства и архитектуры ( главному архитектору города) ( л.д. 62, 63 т.1); министру транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области от 28.04.2007г., 12.12.2007г., 16.01.2008г. ( л.д. 64, 68, 70), главе г.о. Самара от 25.12.2007г., 11.07.2007г. ( л.д. 67, 81, 82, 86, 89, 90 - 91 т.1), заместителю министра строительства и ЖКХ Самарской области от 15.01.2008г.( л.д. 69 т. 1), министру имущественных отношений Самарской области от 28.04.2007г. ( л.д. 75), министру образования и науки Самарской области от 28.04.2007г., 12.12.2007г. ( л.д. 77, 79).

Проект генерального плана был также направлен на согласование в федеральный орган власти в установленном градостроительным кодексом порядке, что подтверждается приведенным письмом заместителя Министра регионального развития РФ от 11.07.2007г.

Также письмом от 22. 01.2008г. губернатор - председатель Правительства Самарской области уведомил главу г.о. Самары о согласовании проекта генерального плана, следовательно, требования, предусмотренные п. 2 ст. 25 градостроительного кодекса РФ о согласовании проекта с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится городской округ, являются выполненными.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что процедура согласования проекта генерального плана была полностью соблюдена, при этом каких – либо нарушений требований действующего законодательства, допущено не было.

Доводы заявителей о том, что проект генерального плана в федеральный орган исполнительной власти, наделенной полномочиями по охране объектов культурного наследия федерального значения, не направлялся, являются необоснованными, поскольку на момент рассмотрения проекта генерального плана федеральным законодательством не было предусмотрено требование по его согласованию с указанным органом власти. Данная обязанность была установлена постановлением Правительства РФ от 16.01.2010г. № 2 « Об утверждении положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны». Данное постановление было принято после утверждения генерального плана г.о. Самара и обратной силы не имеет, соответственно, не может быть принято судом во внимание.

Утверждения представителя заявителя - прокурора г. Самары о том, что ст. 25 градостроительного кодекса предусмотрена подготовка уполномоченными органами власти заключений по проекту генерального плана, а не просто согласований посредством направления писем, несостоятельны. Решение губернатора - председателя Правительства Самарской области о согласовании проекта генерального плана выражает волю всех органов исполнительной власти Самарской области и не требует дополнительного подтверждения отдельными заключениями подотчетных губернатору органов власти. К тому же, ч. 9 ст. 25 градостроительного кодекса предусмотрено, что заключения на проект генерального плана содержит положения о согласии с таким проектом или несогласии с обоснованием причин этого решения. В связи с этим, заключением может также являться письмо, в котором выражено согласие, что имеет место в данном случае.

Ссылки представителя заявителя - прокурора гор. Самары на то, что проект генерального плана не был согласован в соответствующих органах, безосновательны, поскольку опровергаются пояснениями, а также заявлением указанного участника процесса, согласно которых, первоначально 01.06.2007г. в согласовании проекта было отказано по причине отсутствия в предоставленных материалах генерального плана графических материалов, отображающих границы территорий и земельных участков, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти и предписывалось предоставить сводное заключение уполномоченному органу, а также копии материалов в количестве, необходимом для передачи в федеральные органы исполнительной власти, интересы которых затрагиваются решениями, заложенными в генеральном плане. 07.06.2007г. главой гор. Самары было направлено письмо в Министерство регионального развития РФ и устранены указанные выше допущенные нарушения. После указанных действий проект генерального плана был рассмотрен и о принятом решении 11.07.2007г. был извещен глава г.о. Самара. При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания полагать, что указанным Министерством проект генерального плана не был согласован, а также, что при разработке проекта генерального плана соответствующие уполномоченные органы извещены не были, следовательно, не могли дать соответствующие заключения, в том числе отказы в согласовании при наличии каких – либо нарушений или недоработок.

Доводы представителей заявителей о том, что проект генерального плана не был согласован Министерством регионального развития в связи с отсутствием предмета согласования, поскольку на проект генерального плана не были нанесены соответствующие границы, безосновательны. Ранее принятый генеральный план г. Куйбышева был общедоступен и использовался в работе указанным Министерством. В случае несоответствия проекта генерального плана, незаконного изменения, исключения либо включения в него различных категорий земель, данное Министерство имело возможность истребовать у главы г.о. Самара соответствующее разъяснение, а также указать на необходимость внесения соответствующих изменений либо производство иных действий. Вместе с тем, указанных действий Министерством выполнено не было, что также позволяет суду сделать вывод о согласовании проекта генерального плана и его законном утверждении.

В соответствии с ч.1 ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Из ч.1 ст. 17 Лесного кодекса РФ следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяют на следующие категории: земле сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии со ст. 7 лесного кодекса РФ от 29.01.1997г. № 22 - ФЗ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью ( лесные земли и не лесные земли), образуют лесной фонд.

Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.2004г. № 172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Из материалов дела следует, что согласно постановления апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда от 4.03.2009г. расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда. Лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества расположены в границах муниципального образования «Городской округ Самара» ( городские леса), то есть на землях иных категорий.

Анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что земельный кодекс РФ четко разграничивает земли населенных пунктов и земли лесного фонда, то есть присваивает им разные категории. Кроме того, данный кодекс относит, что леса, расположенные на землях городских и сельских поселений не относятся к землям лесного фонда. Также, основанием для перевода земель (земельных участков) из одной категории в другую является установление границ населенных пунктов.

Согласно Закона Самарской области от 2502.2005г. №61-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области» были определены границы г.о. Самара.

Судом установлено, что в соответствии с приведенной выше нормой материального права, при принятии генерального плана г.о. Самара произошло соответствующее изменение категории земель. При этом, действующее законодательство не содержит обязательного требования к публичному согласованию данного изменения.

Поскольку процедура согласования, предусмотренная действующим законодательством, была соблюдена, суд приходит к выводу о том, что права и интересы заявителей нарушены не были.

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что решение Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара» не противоречит федеральному закону, в связи с чем, требования заявителей суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Ссылки заявителей на то, что для перевода земель из одной категории в другую необходимо публичное согласование со ссылкой на постановление Конституционного суда РФ от 09.01.1998г. №1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ 1997г. безосновательны. В данном постановлении отсутствует указание на обязательность данной процедуры. Кроме того, следует учесть, что после издания данного постановления были приняты законы, в том числе, приведенный выше ФЗ 172 - ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в котором четко обозначены правила перевода указанных земель без указания на публичность данной процедуры. К тому же, в постановлении, на которое ссылается Министерство, суд проводил проверку конституционности лесного кодекса, принятого на семь лет раньше, чем приведенный ФЗ. Таким образом, ссылки заявителей на то, что в границах гор. Самары находятся земли лесного фонда, являющиеся федеральной собственностью, лишены оснований, что также подтверждается приведенным выше вступившим в законную силу постановлением апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда от 4.03.2009г., где имеется указание на несостоятельность данных доводов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора города Самары о признании противоречащим федеральному законодательству решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара», Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решения Думы г.о. Самары № 539 от 20.03.2008г. « Об утверждении генерального плана г.о. Самара» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2010г.

Судья Ю.В. Косенко