ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-337 от 05.04.2012 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

                                                                                    Майкопский районный суд Республики Адыгея                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Майкопский районный суд Республики Адыгея — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  к делу № 2-337/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05.04.2012г. Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Скрябина А.В.,

при секретаре Балакаревой Е.В.,

с участием помощника прокурора Майкопского района РА Черненко И.А.,

рассмотрев в открытом заседании дело по заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании движимой вещи бесхозной и обращении ее в доход государства,

установил:

Прокурор Майкопского района обратился в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозной и обращении ее в доход государства. В заявлении указал, что что в ОВД по Майкопскому району хранится изъятая из незаконного оборота алкогольная продукция.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОВД о Майкопскому району в ходе проведения профилактических мероприятий в хуторе  было выявлено, что ФИО2 из своего домовладения № по  незаконно реализовал за 40 рублей пластмассовую бутылку, емкостью 0,25 литров, заполненную прозрачной жидкостью с запахом спиртного гражданину ФИО3

Согласно справки об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ жидкость изъятая у гражданина ФИО3 не соответствует требованиям ГОСТа Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья», однако токсичных примесей не установлено, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем, изъятая с места происшествия алкогольная продукция подлежит обращению в доход государства по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная продукция, в частности спирт этиловый из всех видов сырья признаются подакцизным товаром.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, акцизы относятся к федеральным налогам и сборам и зачисляются в соответствующий бюджет.

Статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», предусматривает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, согласно ст. 25, ч. 1 ст. 26 названного закона изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области производства и оборота этилового спирта, запрещается: оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.

В данном случае в бюджет Российской Федерации не поступают федеральные налоги и сборы.

Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Следовательно, оборот этилового спирта, с нарушением установленных законом требований, причиняет действительный ущерб интересам Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты изъятые из оборота), либо допускаются по специальному разрешению, должны быть прямо указаны в законе.

Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 181 устанавливает, что алкогольная продукция признается подакцизным товаром и должна быть маркирована марками акцизного сбора.

Алкогольная продукция, не имеющая соответствующих марок акцизного сбора и документов, не может находиться в обороте.

Статья 213 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Данная алкогольная продукция не имеет марок акцизного сбора и документов. Следовательно, она не может находиться в собственности физического лица и подлежит обращению в доход государства либо уничтожению.

В соответствии со ст. 35 Конституции и ст. 226 ГК признание этилового спирта бесхозяйным возможно только в судебном порядке. Таким образом, до признания судом алкогольной продукции бесхозяйной, решение о передачи ее в собственность государства (Российский фонд федерального имущества) либо об уничтожении, ОВД по Майкопскому району принять не может, поскольку полномочиями по утилизации изъятого имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея является специализированным государственным учреждением, основными задачами которого являются осуществление в установленном порядке реализации изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).

Согласно ст. 3 Федерального закона. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г. не могут находиться в обороте пищевые продукты (в том числе и алкогольная продукция) не имеющие удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов; документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензировании, между тем ОВД по Майкопскому району такой лицензии не имеет.

Необходимость обращения прокурора в суд вызвана тем, что деятельность ОВД по Майкопскому району по вынужденному хранению этилового спирта затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001г. к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.

Кроме того, финансирование затрат органов внутренних дел, связанных с со_хранением изъятой алкогольной продукции па складе ОВД но Майкопскому району осуществляется из средств федерального бюджета, хранение алкогольной продукции причиняет государству ущерб в размере вышеуказанной сумме, чем также затрагиваются интересы Российской Федерации.

Поэтому прокурор просил признать спиртосодержащую жидкость в количестве одной бутылки, изъятую по материалу КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для уничтожения.

В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Черненко И.А. уточнил заявленные требования. Просил суд признать спиртосодержащую жидкость, находящуюся в одной бутылке, емкостью 0,25 л. изъятую по материалу КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - на уничтожение.

Представитель заинтересованного лица ОВД по Майкопскому району по доверенности ФИО1 в судебном заседании полагал уточненные требования прокурора Майкопского района РА обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея по доверенности ФИО4 в судебном заседании полагал уточненные требования прокурора Майкопского района РА обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения помощника прокурора Майкопского района, представителя ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, и представителя ОВД по Майкопскому району РА, суд считает, что заявление прокурора Майкопского района о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - на уничтожение, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОВД о Майкопскому району в ходе проведения профилактических мероприятий в хуторе  было выявлено, что ФИО2 из своего домовладения № по  незаконно реализовал за 40 рублей пластмассовую бутылку, емкостью 0,25 литров, заполненную прозрачной жидкостью с запахом спиртного гражданину ФИО3, которая изъята из незаконного оборота протоколом осмотра места происшествия в присутствии понятых.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно со ст. 25 ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции» изъятию из незаконного Оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются как бесхозное имущество.

С учетом изложенного, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагая возможным признать указанную в заявлении спиртосодержащую продукцию бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - на уничтожение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Майкопского района Республики Адыгея удовлетворить.

Признать спиртосодержащую продукцию, находящуюся в одной бутылке изъятую по материалу КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйной вещью, передав ее в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея для переработки в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществления такой переработки - па уничтожение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца через Майкопский районный суд.

Судья - подпись

Копия верна: Судья Скрябин А.В.