Дело № 2-3372/2021
25RS0029-01-2019-006424-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2021 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Дроздовой Н.В. при секретаре судебного заседания Поповой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Приморского края к ФИО2 о взыскании неправомерно полученной субсидии,
У С Т А Н О В И Л
Истец обратился в суд, с указанным иском к ответчику мотивируя свои требования тем, что ФИО2 являлся получателем мер социальной поддержки, оказываемых истцом в виде субсидии на оплату ЖКУ. С ДД.ММ.ГГ ответчику предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: г. Уссурийск, XXXX. Заявления с приобщенными к ним документами и копиями документов формируются в социальные паспорта домохозяйства, которым присваивается номер и регистрируется в программном комплексе – «Адресная социальная помощь». Каждые полгода ФИО2 обращался к истцу с предоставлением пакета документов, на основании которых производилось начисление субсидии на ЖКУ на новый период. ДД.ММ.ГГ ответчик в очередной раз обратился в территориальный отдел с очередным пакетом документов для оформления субсидии, а также за компенсацией по оплате взноса на капитальный ремонт. При этом обращении был сформирован том 4 социального паспорта домохозяйства XXXX, куда были перенесены сведения о ранее назначенных периодах субсидии. Ответчик в числе прочих документов, также представил в территориальный отдел свидетельство о праве собственности на квартиру. ДД.ММ.ГГ истцом был сделан межведомственный запрос в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в г.Уссурийске. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГ истцу стало известно, что с ДД.ММ.ГГ собственником указанного жилого помещения является ФИО1. Следовательно, ответчик не имел право на получение субсидии на ЖКУ с ДД.ММ.ГГ, о чем он был уведомлен истцом письмом от ДД.ММ.ГГ. На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика сумму необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 176 838,74 руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Считает, что исковые требования заявлены в пределах срока исковой давности с момента, как истцу стало известно об отсутствии оснований для предоставление субсидии.
Ответчик и его представитель по ордеру ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, заявили о пропуске срока исковой давности. Ответчиком каждые полгода, начиная с 2007 по август 2016 года предоставлялось свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, однако истцом данные сведения проверились только в 2016 году. Ответчик юридически не грамотен, подарил дочери квартиру на основании договора дарения, считал, что он по-прежнему остается собственником квартиры до смерти. В квартире ответчик проживает и зарегистрирован один, за ЖКУ оплачивал сам. Просили в иске отказать.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, изучив материалы дела, оценив доказательства, приходит к следующему.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается и выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил право на субсидии имеют в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 8 указанных правил установлено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением в том числе копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Согласно пункту 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются, в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом департамента социальной защиты населения Приморского края от 21 мая 2010 г. N 257 был утвержден Административный регламент департамента социальной защиты населения Приморского края по предоставлению государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (данный документ утратил силу с 09.07.2012 в связи с изданием приказа департамента социальной защиты населения Приморского края от 29.06.2012 г. N 316 "Об утверждении Административного регламента департамента социальной защиты населения Приморского края по предоставлению государственной услуги "По предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг").
Пунктом 3.3 Административного регламента (прием и регистрация документов) предусмотрено, что специалист, ответственный за прием документов, информирует заявителя об установленных действующим законодательством обязательствах сообщать об изменениях, влияющих на размер субсидии (изменение состава семьи и места постоянного жительства, основания проживания и гражданства) в течение 1 месяца после наступления событий, а также об условиях перерасчета субсидии, основаниях приостановления и прекращения предоставления субсидии.
В заявлении о предоставлении субсидии по форме, утвержденной названным административным регламентом, гражданин подтверждает, что с порядком назначения и выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также с условиями приостановления он ознакомлен. Обязуется своевременно, не позднее одного месяца после наступления обстоятельств, влекущих изменение размера начисленных ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно данному заявлению сообщить о них в отдел социальной защиты населения (изменение состава семьи, доходов, гражданства и т.п.). Обязуется в полном объеме возместить переполученную сумму выплаченных (предоставленных) ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае непредставления им в установленный срок сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение их размера или отмену (приложение N 4 к Административному регламенту).
Схожие положения о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг содержатся в действующем в настоящее время Административном регламенте, утвержденном приказом департамента труда и социального развития Приморского края от 14.08.2013 г. N 653.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 с марта 2007 года по август 2016 года являлся получателем мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату ЖКУ. Каждые полгода предоставлял с заявлением о назначении субсидии, свидетельство о государственной регистрации права на квартиру по адресу: г.Уссурийск, XXXX, в котором он указан собственником данного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ ответчик в очередной раз представил указанный документ в качестве подтверждения права собственности.
ДД.ММ.ГГ истцом произведён межведомственный запрос через систему межведомственного электронного взаимодействия в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в г. Уссурийске.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГXXXX, собственником жилого помещения по адресу: г. Уссурийск, XXXXДД.ММ.ГГ является ФИО1
В соответствии с уточненным протоколом переплаты XXXX от ДД.ММ.ГГ отдела по УГО Департамента труда и социального развития Приморского края переплата субсидии, выплаченной ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, составила 176838,74 руб.
ДД.ММ.ГГ истцом в адрес ФИО2 направлено решение об отказе в предоставлении субсидии, компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, а также уведомление о переплате от ДД.ММ.ГГ. Однако ответчик уклоняется от возврата переплаченной субсидии.
Обращаясь с настоящим иском в суд о взыскании с ФИО2 необоснованно полученной им субсидии, истец ссылается на то, что ответчиком была необоснованно в течение указанного периода представлял в уполномоченный орган недостоверные сведения о собственнике жилого помещения, на оплату которого ему предоставлялась субсидия, вследствие чего возникла переплата ФИО2 денежных средств. По сути, тем самым департаментом заявлено о недобросовестности ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований департамента труда и социального развития Приморского края, возражений ФИО2 относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующих обстоятельств: был ли ФИО2 проинформирован уполномоченным органом о порядке предоставления субсидии, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и об обязанности ФИО2 сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств; имела ли место со стороны ФИО2 недобросовестность при получении им в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ субсидии.
Как следует из пояснений ответчика, он является неработающим пенсионером, зарегистрирован и проживает один в квартире, сам оплачивает ЖКУ. Квартиру он подарил своей дочери ФИО1 и полагал, что она станет собственником этой квартиры только после его смерти. ФИО2 не знал, что свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, в котором он указан собственником, является недействительным после оформления им договора дарения квартиры дочери и что у него отсутствует право на получение субсидии.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ответчика ФИО2 недобросовестности при получении им субсидии в указанный период.
Доказательств обратного, истцом не представлено.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом департамента социальной защиты населения Приморского края от 21 мая 2010 г. N 257, административная процедура предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг включает в себя, в частности, проверку права заявителя на назначение субсидии и формирование личного дела, контрольную проверку и принятие решения о назначении (отказе в назначении) субсидии. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и принятием решений специалистами территориального отдела социальной защиты населения осуществляется должностными лицами, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги, путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами территориального отдела социальной защиты населения положений административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Приморского края. Периодичность осуществления текущего контроля составляет 1 раз в полугодие. Специалист, ответственный за прием документов, несет ответственность в соответствии с должностным регламентом за соблюдение сроков и порядка приема документов. Специалист, ответственный за назначение субсидии, расчет субсидии, приостановление и возобновление предоставления субсидии, выплаты субсидии, несет ответственность в соответствии с должностным регламентом в том числе за правильность установления права на предоставление субсидии или отсутствия этого права.
Положением о департаменте труда и социального развития Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 4 декабря 2012 г. N 371-па (далее Положение), предусмотрено, что к числу полномочий департамента в области предоставления мер социальной поддержки и помощи относится назначение, расчет, перерасчет и предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (подпункт 2.2.1 Положения).
В силу подпункта 2.2.7 Положения департамент осуществляет контроль за назначением и предоставлением выплат, указанных в подпункте 2.2.1 Положения.
Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления Приморского края, юридических и должностных лиц материалы и документы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию департамента (пункт 2.5 Положения).
Как установлено в судебном заседании истец на протяжении периода с марта 2009 по август 2016 года, в нарушение указанного Административного регламента, не осуществлял проверку достоверности предоставляемых ответчиком сведений, и при установлении изменения собственника в 2016 году, согласно ответа от ДД.ММ.ГГ, обратился с настоящим иском в суд только ДД.ММ.ГГ.
Так же в судебном заседании установлено, что сторона истца не может предоставить доказательства, о том, устанавливался ли ранее факт изменения собственника, в связи с тем, что первые тома социального паспорта домохозяйства не сохранились.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом пропущен установленный срок для обращения с исковыми требованиями о взыскании субсидии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 176 838,74 рублей и исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
По изложенному, руководствуясь статьями 197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Министерства труда и социальной политики Приморского края к ФИО2 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 176 838,74 рублей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2021 года.
Председательствующий Н.В. Дроздова