Дело № 2-3376/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 мая 2017 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Яковлевой П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Архангельской области в интересах Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконными действий, бездействия, возложении обязанности принять меры по организации реализации древесины,
установил:
заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и <адрес> о признании незаконными действий по возвращению заявок Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о реализации древесины, бездействия в части не принятии по указанным заявкам мер по реализации древесины, возложении обязанности организовать реализацию древесины по полученным от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области заявкам от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы реализации конфискованного, изъятого и обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества (древесины), было установлено, что в нарушение норм федерального законодательства административный ответчик бездействует в части реализации древесины, в том числе, посредством организации и проведения аукционов, безосновательно возвращает в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области соответствующие заявки, содержащие сведения о лицах, использующих леса в указанных целях, и лесном участке. В результате допущенного бездействия государственная собственность продолжает находиться на месте ее вырубки и приходить в негодность либо расхищаться. Указанные факты нарушают интересы государства, поскольку ведут к недополучению средств в федеральный бюджет от продажи древесины, а также противоречат принципам охраны окружающей среды, обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Подчередниченко О.С. требования поддержал, дополнительно указал, что древесины в указанных с заявках объемах складирована на соответствующих площадках, объем и качественные показатели древесины установлены в ходе проведенного с участием представителей лесничества и прокурора осмотра. Ссылка административного ответчика на то, что древесина не находится в указанных в заявках местах, может служить основанием для обращения в компетентные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, но не является основанием для возвращения заявок министерству и непринятия мер по реализации древесины. В утвержденных Правилах не предусмотрено оснований для возвращения предоставленной уполномоченным органом информации для проведения мероприятий по реализации имущества или отказа в реализации древесины.
Представители административного ответчика Типков Р.В., Шмырев М.В. с требованиями прокурора не согласились, указав, что прокурор не обладает полномочиями по предъявлению настоящего иска в суд, поскольку административным ответчиком является также Российская Федерация в лице уполномоченного органа - МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе. Законом не предусмотрено, что древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, подлежит обязательной реализации. Указанная древесина принадлежит Российской Федерации, которая в свою очередь, обладая полномочиями собственника, вправе самостоятельно решать вопросы распоряжения имуществом. Причиной возврата писем с указанными в них сведениях послужило отсутствие древесины в кварталах, указанных в сведениях, представленных Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, а также несоответствие количества и породного состава древесины заявленным сведениям. Административным ответчиком как продавцом не согласовывалось перемещение древесины, в связи с чем она должна находиться в местах ее рубок. Поскольку информация, подлежащая официальному размещению, должна соответствовать требованиям, установленным законом, во избежание возможного предъявления требований со стороны покупателей к продавцу Управлением произведена проверка представленных сведений.
Представитель заинтересованного лиц Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Титов Ф.В. иск поддержал. Указал, что рубку и складирование древесины по договору подряда осуществляет иное лицо, а не сам арендатор земельного участка. Древесина расположена в местах, указанных в представленных в Управление сведениях, в необходимых объемах и с установленными качественными показателями. Доводы ответчика о несоответствии информации, указанной в сведениях, необоснованны. Кроме того, проверка сведений проведена Управлением уже после возврата заявок Министерству, в связи с чем недопустимо полагать, что проверка представленных сведений и послужила основанием для их возврата. Древесина складирована на площадке, расположенной на лесном участке. В случае отсутствия древесины в указанном месте Управление вправе обратиться в правоохранительные органы. Оснований для возвращения заявок у Управления не имелось.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 20 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, а также установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Правила устанавливают порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации в целях:
а) выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
б) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
в) строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
г) переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Согласно п. 7 Правил юридические и физические лица, использующие леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае если лесной участок расположен на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений).
В силу п. 8 Правил уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанной в пункте 7 настоящих Правил информации направляет продавцу следующие сведения о лицах, использующих леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, и лесном участке:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество - для физического лица;
б) реквизиты договоров аренды лесных участков и безвозмездного пользования или решения о предоставлении лесных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства и его кадастровый номер (при наличии);
г) сведения об объеме, породном составе и стоимости древесины, которая получена при использовании лесов для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил. При этом стоимость древесины рассчитывается исходя из ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 310;
д) срок завершения рубки лесных насаждений.
Продавец осуществляет публикацию сообщения в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в п. 8 настоящих Правил (п. 9 Правил).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области направило в МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе сведения о лице, использующем леса в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации, с просьбой реализовать древесину в объеме 518 куб.м, полученную в результате производства работ на линейных объектах в Устьянском лесничестве (№), сведения о лице, использующем леса в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации, с просьбой реализовать древесину в объеме 455 куб.м, полученную в результате производства работ на линейных объектах в Устьянском лесничестве (№), сведения о лице, использующем леса в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации, с просьбой реализовать древесину в объеме 552 куб.м, полученную в результате производства работ на линейных объектах в Устьянском лесничестве (№), а также ДД.ММ.ГГГГ - сведения о лице, использующем леса в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации, с просьбой реализовать древесину в объеме 463 куб.м, полученную в результате производства работ на линейных объектах в Устьянском лесничестве (№).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области направило в МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе сведения о лице, использующем леса в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации, с просьбой реализовать древесину в объеме 4 301 куб.м, полученную в результате использования лесов для строительства линейного объекта «Участок км 1504,4 - км 1591,0» в составе стройки «Система магистральных газопроводов Ухта-Торжок. II нитка (Ямал)» в Котласском лесничестве по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Наряду с указанными письмами в Управление представлены сами сведения, которые содержат наименование юридического лица - лесопользователя; реквизиты договоров аренды лесных участков; сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства и его кадастровый номер (при наличии); сведения об объеме, породном составе и стоимости древесины, которая получена при использовании лесов; срок завершения рубки лесных насаждений, а также место складирования древесины с указанием расстояния вывозки древесины с места складирования.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе сообщило министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, что исполнить заявки о реализации древесины от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, от ДД.ММ.ГГГГ№ не представляется возможным в связи с нарушением действующего федерального законодательства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе сообщило министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, что исполнить заявки о реализации древесины от ДД.ММ.ГГГГ№ не представляется возможным в связи с нарушением действующего федерального законодательства.
Как установлено в судебном заседании, основанием для возвращения представленных сведений послужило несоответствие информации, представленной в письмах, действительности.
Вместе с тем, факт складирования древесины в объемах и месте, указанных в представленных в Управление сведениях, подтвержден актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в присутствии представителей лесничества, прокурора.
Факт возвращения представленных сведений со стороны Управления имел место ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ссылка на результаты проведенной по поручению Управления проверки места нахождения древесины в апреле 2017 года несостоятельна и не могла служить основанием для возвращения сведений в указанные даты.
Кроме того, как следует из указанных положений Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, публикация сообщения производится продавцом в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в п. 8 настоящих Правил.
При этом Правилами не предусмотрены полномочия продавца по возвращению представленных ему сведений, в том числе, со ссылкой на необходимость проведения проверки действительности представленных уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений сведений.
Указание на то, что перемещение древесины с места рубки на место складирования с продавцом не было согласовано, также не свидетельствует об обоснованности отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного государством на реализацию древесины, в такой реализации. Указанное обстоятельство не препятствует осуществлению полномочий государственного органа, предусмотренных законом.
Ссылки административного ответчика на то, что собственник вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно, в том числе принимать решения о его реализации или отказе от осуществления полномочий по его реализации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку противоречат интересам государства - Российской Федерации, а также действующим на территории Российской Федерации и утвержденным Правительством РФ Правилам, которые четко регламентируют и устанавливают обязательный для соблюдения всеми органами и организациями порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Отказ государственного органа от осуществления предусмотренных законом полномочий не допускается.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы административного ответчика об отсутствии права у прокурора на обращение в суд с настоящим административным иском. Само по себе представление интересов государства как продавца древесины не свидетельствует о невозможности оспаривания незаконных действий МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе в судебном порядке, в том числе, посредством, предъявления административного иска прокурором в рамках предоставленных ему полномочий.
Сомнения в характере и объеме предоставленной информации о древесине, подлежащей реализации, не могут служить безусловным основанием для возвращения сведений, предоставление которых предусмотрено Правилами, и отказа государственного органа от реализации древесины в установленном порядке. Доводы административного ответчика о том, что имел место факт отсутствия древесины в указанном в сведениях, впоследствии в публикации и договоре купли-продажи месте, могут служить основанием для возбуждения уголовного дела или взыскания убытков, причиненных предоставлением недостоверной информации, но не являются основанием для признания законным возврата представленной в соответствии с законом и Правилами информации в объеме, установленном п. 8 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы административного ответчика также не свидетельствуют о законности возвращения Управлением предоставленных ему сведений и отказа в реализации древесины.
Оценив представленные сторонами по делу доказательства в соответствии со ст. 62 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
При этом бездействие административного ответчика создает угрозу утраты имущества Российской Федерации, неполучения средств в федеральный бюджет от продажи имущества, возникновения и распространения лесных пожаров.
Согласно ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает разумным не устанавливать специальный срок, ограничившись общими правилами исполнения судебного решения с даты вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Архангельской области в интересах Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе о признании незаконными действия, бездействия, возложении обязанности принять меры по организации реализации древесины удовлетворить.
Признать незаконными возврат сведений, представленных Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, выразившееся в непринятии мер по реализации древесины на основании поступивших от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области сведений о лицах, использующих леса для целей, указанных в пункте 1 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе организовать реализацию древесины на основании поступивших от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сведений в полном соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2017 года
Председательствующий А.В. Калашникова