ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3378/2022 от 05.10.2022 Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0009-01-2022-004121-20

дело 2-3378/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2022 года г. Оренбург

Дзержинский районный суд города Оренбурга в составе председательствующего судьи Е.М. Черномырдиной,

при секретаре Р.Ф. Гумировой,

с участием представителя заявителя Пирской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самарской таможни о признании имущества бесхозяйным,

У С Т А Н О В И Л:

Самарская таможня обратилась в суд с заявлением, в обоснование заявленных требований, указав, что в ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров, перемещаемых в транспортном средстве <данные изъяты> г/н <Номер обезличен> с полуприцепом <данные изъяты> г/н <Номер обезличен> был обнаружен товар «резиновая обувь в ассортименте в количестве 12 637 пар», не маркированная в соответствии с обязательными требованиями установленными постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров». Результаты таможенного досмотра зафиксированы актом таможенного досмотра <Номер обезличен> от 17.11.2020.

В связи с этим, 15.03.2021 Самарская таможня письмом <Номер обезличен> направило материал в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об АП по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. 12.04.2021 в отношении ООО «АГМ» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ с проведением административного расследования. На товар, в рамках ст. 27.1 и ст. 27.14 КоАП РФ, в качестве меры обеспечения производства по делу, Роспотребнадзором был наложен арест, товар передан на ответственное хранение Самарской таможни. 13.11.2021 производство по административному делу, на основании пп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности, прекращено.

В постановлении о прекращении производства по административному делу от 13.11.2021, со ссылкой на ст. 129 ГК РФ, указано, поскольку Правилами маркировки обувных товаров, предусмотрено, что обувные товары не могу находиться в обороте без маркировки средствами индикации, то указанный товар не может быть передан грузоперевозчику или грузополучателю.

Иными словами, в силу ст. 129 ГК РФ, указанный товар, в силу закона, запрещен к обороту на территории РФ. Вместе с тем, согласно мотивировочной части постановления о прекращении производства по административному делу, в п. 2 постановления указано «Арест на обувь резиновая в ассортименте, не маркированных средствами идентификации, снять, возвратить товар во владение Самарской таможни для принятия решения о его передаче в соответствующие организации или уничтожения».

На сегодняшний день товар храниться в Самарской таможне. При этом, как указывает заявитель, статус нахождения товара под таможенным контролем утрачен.

В связи с чем, просит суд признать бесхозяйным и обратить в собственность государства согласно акту таможенного досмотра <Номер обезличен> от 17.11.2020 следующий товар:

- сапоги резиновые формовые мужские в количестве 5325 пар;

сапоги резиновые формовые женские в количестве 3275 пар;

галоши резиновые формовые диэлектрические в количестве 2443 пары;

сапоги формовые резиновые рыбацкие в количестве 1359 пар;

галоши резиновые в количестве 178 пар;

галоши силиконовые в количестве 43 пары;

- сапоги из пластика ПВХ литьевого мужские в количестве 14 пар, общее количество обуви 12 637 пар.

Передать указанное имущество в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области для уничтожения.

Представитель заявителя Самарской таможни Пирская Е.Н., действующая на основании доверенности от 21.12.2021 в судебном заседании просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте его проведения извещался судом надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства не заявлял.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно нормам п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

В силу положений части 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, в силу которого брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Отказ от права собственности в силу ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть выражен как в заявлении гражданина или юридического лицо об этом, так и в совершении им других действий, определенно свидетельствующих об устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В соответствии с п. 5.35 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации.

Согласно п. 5.5 указанного Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств его уничтожение.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров, перемещаемых в транспортном средстве <данные изъяты> с полуприцепом <данные изъяты> г/н <Номер обезличен> был обнаружен товар «резиновая обувь в ассортименте в количестве 12 637 пар», не маркированная в соответствии с обязательными требованиями установленными постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров».

Результаты таможенного досмотра зафиксированы актом таможенного досмотра <Номер обезличен>/<Номер обезличен> от 17.11.2020.

Согласно товаросопроводительным документам от 11.11.2020, счет – фактуры <Номер обезличен> от 11.11.2020, <Номер обезличен><Номер обезличен> от 11.11.2020 отправителем товара является <данные изъяты> (Российская Федерация), получателем <данные изъяты> (Республика Казахстан).

Основанием для проведения таможенного досмотра явилось поручение о проведении таможенного досмотра <Номер обезличен>/<Номер обезличен> в адрес водителя транспортного средства 13.11.2020 выставлено требование о предъявлении товаров и требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от 13.11.2020. В адрес отправителя <данные изъяты> 16.11.2020 направлена телеграмма о проведении таможенного досмотра. Письмом от 23.12.2020 <Номер обезличен> в адрес <данные изъяты> направлен акт таможенного досмотра (копии документов прилагаются).

Так как, правилами маркировки обувных товаров предусмотрено, что обувные товары не могут находиться в обороте на территории РФ без маркировки средствами идентификации после 1 июля 2020 года, 15.03.2021 Самарская таможня письмом <Номер обезличен> направило материал в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об АП по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.

12.04.2021 в отношении <данные изъяты> было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ с проведением административного расследования. На товар, в рамках ст. 27.1 и ст. 27.14 КоАП РФ, в качестве меры обеспечения производства по делу, Роспотребнадзором был наложен арест, товар передан на ответственное хранение Самарской таможни.

С момента наложения ареста на товар, товар приобретает статус вещественных доказательств по административному делу, и утрачивает статус товара находящегося под таможенным контролем.

13.11.2021 производство по административному делу, на основании пп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности, прекращено.

В постановлении о прекращении производства по административному делу от 13. 11.2021, со ссылкой на ст. 129 ГК РФ, указано, поскольку Правилами маркировки обувных товаров, предусмотрено, что обувные товары не могу находиться в обороте без маркировки средствами индикации, то указанный товар не может быть передан грузоперевозчику или грузополучателю.

Иными словами, в силу ст. 129 ГК РФ, указанный товар, в силу закона, запрещен к обороту на территории РФ.

Вместе с тем, согласно мотивировочной части постановления о прекращении производства по административному делу, в п. 2 постановления указано «Арест на обувь резиновая в ассортименте, не маркированных средствами идентификации, снять, возвратить товар во владение Самарской таможни для принятия решения о его передаче в соответствующие организации или уничтожения».

Самарская таможня не является, в силу положений КоАП РФ, стороной по административному делу, следовательно, обжаловать указанное постановление Роспотребнадзора в установленном порядке, и в установленные сроки, не имела правовых оснований.

В связи с чем, Самарская таможня обратилась 28 февраля 2022 года письмом <Номер обезличен> в Оренбургскую областную прокуратуру с заявлением о проверки законности, в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> от 13 ноября 2021 года, вынесенного Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области.

5 марта 2022 год в адрес Самарской таможни поступил ответ Оренбургской транспортной прокуратуры <Номер обезличен>, из которого следовало, что заявление таможни в рамках Федерального закона от 2 мая 206 года № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 года № 45 было направлено в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области для рассмотрения по существу.

Согласно ответу Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области от 06 апреля 2022 года № <Номер обезличен> оснований для изменения постановления, а именно п. 2 мотивировочной части постановления, не имеется.

13 апреля 2022 года Самарская таможня письмом <Номер обезличен> повторно обратилась в Оренбургскую областную прокуратуру с заявлением о принесении протеста на указное выше постановление Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, в порядке статьи 30.12 КоАП РФ.

17 мая 2022 года письмом прокуратуры Оренбургской области <Номер обезличен> в принесении протеста таможенному органу было отказано.

Установлено, что до настоящего момента товар храниться в Самарской таможне, в то время как статус нахождения товара под таможенным контролем утрачен, следовательно, правовых оснований для дальнейшего хранения товара не имеется.

Самарская таможня не является владельцем товара, а также организацией уполномоченной на распоряжение, уничтожение и реализацию указного товара. И на сегодняшний день не имеет правовых оснований хранить указанный товар.

Принимая во внимание то, что в принесении протеста прокуратурой Оренбургской области таможенному органу было отказано, а также то, что указанный товар, в силу закона, запрещен к обороту на территории РФ, отсутствие правовых оснований для хранения в таможенном органе данного товара, иного способа, тем обратиться в суд с требованием признания данного товара бесхозяйным, и передачи данного товара в уполномоченный орган для уничтожению, не имеется.

Кроме того, в ходе проведения административного расследования не нашел своего подтверждения факт владения, пользованиям или распоряжения каким – либо субъектами <данные изъяты> ИП <ФИО>3, <данные изъяты> что позволяет сделать вывод о том, что собственник товара не установлен.

Ответа на письмо Самарской таможни от 30.06.2022 в адрес <данные изъяты> не последовало.

В силу пункта 2 статьи 323 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта.

В силу части 1 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Согласно п. 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1238, настоящее Положение определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами. Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства (п. 3 Положения).

Разрешая заявленные требования, суд, с учетом вышеизложенных норм права, принимая во внимание, что предполагаемый собственник имущества не принял мер к его получению, точный собственник не установлен, товар не был востребован, приходит к выводу, что имеются основания полагать, что собственник отказался от права собственности на имущество. Следовательно, товар приобретает признаки бесхозяйного имущества и подлежит обращению в федеральную собственность.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

заявление Самарской таможни о признании имущества бесхозяйным – удовлетворить.

Признать бесхозяйным и обратить в собственность государства согласно акту таможенного досмотра <Номер обезличен> от 17.11.2020 следующий товар:

- сапоги резиновые формовые мужские в количестве 5325 пар;

сапоги резиновые формовые женские в количестве 3275 пар;

галоши резиновые формовые диэлектрические в количестве 2443 пары;

сапоги формовые резиновые рыбацкие в количестве 1359 пар;

галоши резиновые в количестве 178 пар;

галоши силиконовые в количестве 43 пары;

- сапоги из пластика ПВХ литьевого мужские в количестве 14 пар, общее количество обуви 12 637 пар.

Передать указанное имущество в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области для уничтожения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Дзержинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е.М. Черномырдина

Решение в окончательной форме принято 12 октября 2022 года.

Копия верна:

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-3378/2022