Дело № 2-3387/2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск | 10 сентября 2018 года |
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Петерса А.Н.,
при секретаре Смирновой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» о взыскании недоплаченной премии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» о взыскании недоплаченной премии, компенсации морального вреда, в обоснование требований указано, что истец является работником ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» в должности юрисконсульта с 15.02.2017. 27.04.2018 был издан приказ начальника ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» № 185 «О премировании работников кадетского корпуса по итогам работы в 1 квартале за счет средств экономии фонда оплаты труда», в приложении к которому истцу снижена сумма премии более чем в два раза. Причина снижения премиальной выплаты до истца не была доведена. Полагает, что снижение премии истцу незаконно и необоснованно, имеются основания для взыскания компенсации морального вреда.
Просил признать неправомерным и необоснованным причины снижения премиальной выплаты по итогам работы в 1 квартале 2018 года за счет средств экономии фонда оплаты труда, взыскать с ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» сумму недоплаченной премиальной выплаты, компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования уточнил, Просил признать неправомерным и необоснованным причины снижения премиальной выплаты по итогам работы в 1 квартале 2018 года за счет средств экономии фонда оплаты труда, взыскать с ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» сумму недоплаченной премиальной выплаты в размере 30 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представители ответчика ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований, указав свои доводы в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
По смыслу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Судом установлено, что 15.02.2017 между ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» ФИО1 был заключен бессрочный трудовой договор с испытательным сроком 3 месяца, на основании которого последний был принят на работу на должность юрисконсульта, что подтверждается копией трудового договора №19 от 15.02.2017, копией приказа (распоряжения) о приеме работника на работу №30 от 15.02.2017.
Разделом 4 трудового договора установлено, что оплата труда производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа №583».
27.04.2018 был издан приказ начальника ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» № 185 «О премировании работников кадетского корпуса по итогам работы в 1 квартале за счет средств экономии фонда оплаты труда», в приложении к которому истцу установлена премия в размере 15 000 рублей.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу абз. 6 ч. 2 ст. 22 Трудового Кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилам внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Абзац шестой части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений – равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении и не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя (Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 № 1605-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 22, 129, 132 и 191 Трудового кодекса Российской Федерации»).
Истец относится к гражданскому персоналу ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус».
Порядок выплаты премий гражданского персонала ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» регламентируется Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (далее по тексту – Положение), утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».
В соответствии с п. 2 Положения, система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: … условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
В соответствии с п. 31 Положения,.. . гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера: … премиальные выплаты по итогам работы.
В соответствии с п. 33 Положения, выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с п. 48 Положения, гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
Порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с учетом требований настоящего Положения (п. 49).
Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала.
Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников (п. 50).
Как следует из пункта 3.2. Положения о премировании, решение об определении конкретного размера премии принимается с учетом следующих критериев: объем, сроки и качество выполненных работником планов работ и отдельных заданий; новизна и значимость предложенных в работах идей и практических решений; выполнение особо важных и ответственных работ, определенных приказом начальника корпуса; активность, инициативность, творчество, освоение и внедрение инновационных технологий работниками при выполнении им порученной работы; пропаганда здорового образа жизни, личное участие в спортивно-массовых мероприятиях, сдача норм ГТО.
Куйбышевским районным судом г. Омска, были рассмотрены дела № № 2-2650/2018 по иску ФИО1 к ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ» о признании приказа об объявлении дисциплинарного взыскания в виде замечания незаконным и его отмене и дело № 2-3077/2018 по иску ФИО1 к ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» об оспаривании приказа №142 от 30.03.2018 г.
Как следует из указанных решений, на истца 12.03.2018г. было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, а также в приказе от 30.03.2018 было констатировано ненадлежащее исполнение истцом своих трудовых обязанностей.
Исходя из указанных положений локального нормативного акта, ответчик имел право учесть данные обстоятельства при определении размера премии за 1 квартал.
Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ N 1459) установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. в соответствии с п. 4 данного Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа № 1459 Минобороны издан Приказ Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее Приказ № 1010), которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно п. 1 данного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Минобороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом № 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Минобороны лимитов.
Таким образом, указанная премия выплачивается за счет средств экономии оплаты труда, а, значит, ее выплата не может носить постоянного характера в твердом размере. Учитывая то, что данная премия не имеет постоянного характера, у ответчика отсутствовала обязанность по ее безусловной выплате в определенном размере.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, конкретные вопросы выплаты премий у ответчика регулируются коллективным договором и локальными актами.
Как следует из Положения о премировании работников ФГКОУ «ОКВК», к премиальным выплатам по итогам работы относятся премия по итогам работы за квартал, год (раздел 3 Положения о премировании), отдельным видом премии по итогам работы за месяц (раздел 4 Положения).
Из содержания п. 5.1.8. коллективного договора следует, что к обязанностям работодателя отнесена выплата премий по итогам года в части премий по результатам работы за месяц.
В соответствии с п. 3.1. Положения о премировании, решение о выплате премии по итогам работы за квартал, года принимается начальником корпуса после подведения итогов работы, на основании докладов руководителей структурных подразделении, заместителей начальника корпуса и финансового органа о наличии объемов денежных средств на эти цели. Выплата вышеуказанной премии производится за счет средств экономии ФОТ, при их наличии.
Из анализа приведенных пунктов локальных актов, следует, что выплата премий по итогам квартала не является безусловной обязанностью работодателя и не относится к постоянной части заработной платы работников гражданского персонала ответчика, является стимулирующей выплатой, оплачиваемой при наличии определенных условий.
Как следует из трудового договора, заключенного с истцом, он был принят на должность юрисконсульта, как следует из должностной инструкции истца, его должность относится к категории специалистов.
Исходя из письменных пояснений представителя ответчика ФИО5 премия по итогам работы за 1 квартал 2018 года была выплачена истца в размере 15 000 рублей, что сопоставимо с размером премии по итогам работы за квартал другим специалистам. Указанное дает основание для вывода о том, что установление премии в таком размере не носит признаков дискриминации.
Таким образом, ответчик имел право учесть результаты работы истца в квартале при определении размера премии, при этом, во всяком случае, выплата указанной премии не носит обязательного характера в фиксированном размере, установленный ответчиком размер премии не носит дискриминационного характера по сравнению с другими работниками. В силу изложенного суд не имеет оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» о взыскании недоплаченной премии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | А.Н. Петерс |
Решение в окончательной форме принято 17 сентября 2018 года