ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-339/2016 от 22.04.2016 Каменского городского суда (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2016 года г. Камень-на-Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хрипуновой О.В.,

при секретаре Толстопятовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-339/2016 по иску ФИО1 к Министерству Финансов Российской Федерации, ИВС МО МВД России «Каменский», МО МВД России «Каменский» о возмещении компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к вышеуказанным ответчикам о возмещении морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания МО МВД России «Каменский» в размере <данные изъяты> указав, что в период с *** по ***, с *** по ***, *** по ***, *** по *** он периодически содержался под стражей в ИВС МО МВД России «Каменский» более <данные изъяты> в месяц; камеры, в которых он содержался, были переполнены, нарушена норма площади на 1 человека.

В судебном заседании *** посредством видеоконференцсвязи истец ФИО1 поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании *** истец ФИО1 не присутствовал, в связи с отбыванием уголовного наказания в местах лишения свободы, уведомлен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, процессуальные права ему разъяснены.

Представитель ответчика МО МВД России «Каменский» ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, пояснив, что что порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, а также Правилами внутреннего распорядка ИВС предусмотрена ФЗ от *** № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и приказом МВД России от *** «Об утверждении правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Согласно книги учета лиц, содержащихся в ИВС ФИО1 содержался в ИВС в периоды: с *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, в связи с чем срок содержания в ИВС ФИО1 свыше 10 суток в течении месяца не нарушены. Из расчета санитарной нормы <данные изъяты>. на 1 человека следует, что нормы наполняемости камер, в которых содержался ФИО1 периодически нарушались. Доказательств о ненадлежащих условиях содержания в ИВС ФИО1. не представлено. Истцом наличие нравственных и физических страданий, которые он претерпел в период нахождения в ИВС, не подтверждены. Факт каких-либо нарушений не свидетельствует о наличии морального вреда. Истцом не доказан факт наличия нравственных страданий и причинно-следственная связь между неправомерными действиями органов внутренних дел и нравственными страданиями физических.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации- ФИО3 в судебном заседании не явился о месте и времени извещен надлежаще.
В представленном отзыве указывает, что деятельность ИВС и СИ по материально - бытовому обеспечению, содержащихся в них лиц, осуществляется в рамках административно - хозяйственной деятельности, основания для применения по делу ст. 1069 ГК РФ отсутствуют, равно как и обязанность по его возложению на казну соответствующего публично - правового образования. В данном случае вред подлежит возмещению на общих основаниях, т.е., лицом его причинившим (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ). В силу п.2 ст.1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вина лица в совершении правонарушения должна быть установлена путем привлечения такого лица к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. Признание действий незаконными выражается в установлении нарушения должностным лицом действующего законодательства. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение служебных обязанностей. Факт незаконности действий должностных лиц <данные изъяты>», должен быть доказан путем проведения прокурорской проверки и отражен ее результат. Однако не установлено, проводилась ли прокурорская проверка по указанным в иске фактам, какие были выявлены нарушения, отсутствуют доказательства вины должностных лиц, не доказан факт причинения морального вреда ФИО1, а также не представлены доказательств подтверждающие незаконность действий должностных лиц <данные изъяты> Доводы о причинении морального вреда в виде нравственных страданий основаны на субъективных пояснениях истца ФИО1 и другими средствами доказывания не подтверждаются. Негативные последствия, на которые указывает истец, могли быть вызваны в связи с содержаниям ФИО1 в неблагоприятных для нормального человека условиях - в условиях изоляции от общества, в которых истец находится в настоящее время. Учитывая недоказанность наличия элементов состава гражданско - правовой ответственности, считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя ответчика МО МВД России «Каменский» ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 9 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Как предусматривает ст. 15 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 17, 23 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на восьмичасовой сон в ночное время, бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Им предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с п. 42, 43, 45, 18, 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие правилам гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определенным Правительством Российской Федерации.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями, матрацем, подушкой, одеялом.

Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом, скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

Размещение заключенных, и в частности, предоставление мест для сна, должно производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с учетом климатических условий, и в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции.

Заключенные должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение.

Из книги учета лиц, содержащихся в ИВС от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от *** и справки СИ-1 .... следует, что ФИО1 содержался в <данные изъяты> с *** по *** - <данные изъяты> дней, *** по *** - <данные изъяты> дней, *** по *** - *** дней, *** по *** - *** дней, *** по *** - *** дней, *** по *** - *** дней, *** по *** - *** дней, *** по *** - *** дней, *** по *** - *** дней, *** по *** - *** дней.

Таким образом, в указанные периоды содержания ФИО1 в ИВС ОВД .... на истца распространяются требования ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также принятый во исполнение указанного законаприказ МВД России от 26.01.1996 № 41 «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а так же выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Судом установлено, срок содержания в ИВС МО МВД России «Каменский» ФИО1 свыше <данные изъяты> суток в течении месяца не нарушены.

Из книги учета лиц, содержащихся в ИВС от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***ФИО1 содержался в период ***- *** в камере , площадь которой составляет <данные изъяты> - <данные изъяты> человека; *** - *** в камере (<данные изъяты> кв.м.) - <данные изъяты> чел.; *** - *** в камере (<данные изъяты>.) - <данные изъяты> чел.; *** в камере (<данные изъяты> - <данные изъяты> чел., *** - *** в камере (<данные изъяты> - <данные изъяты> чел., *** в камере (<данные изъяты> - <данные изъяты> чел., *** - *** в камере (<данные изъяты>.) - <данные изъяты>., *** - *** в камере ( <данные изъяты>.) - <данные изъяты> чел., *** - *** (<данные изъяты> ) - <данные изъяты> чел.

Таким образом, имели место нарушения санитарной нормы площади на 1 человека (4 кв.м.), в камерах, в которых истец преимущественно содержался, в указанной части доводы истца подтверждены.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

За вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

За нарушение личных неимущественных прав предусмотрена выплата компенсации морального вреда в соответствии с требованиями ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ.

Поскольку факт нарушения требований Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995, нашел свое подтверждение в судебном заседании, исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии со статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Само по себе нарушение приведенных в решении правовых норм, регулирующих условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предполагает причинение истцу нравственных страданий, а вина государства заключается в необеспечении надлежащих условий содержания, в связи с чем, суд находит, что истцу был причинен моральный вред и у истца имеется право на его компенсацию.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства дела, при которых был причинен вред (период нахождения в ИВС с ненадлежащими условиями пребывания, характер ненадлежащих условий содержания - нарушение санитарной нормы площади камеры на 1 человека), особенности личности истца (нахождение в ИВС в связи с совершением преступления, отсутствие каких-либо умышленных действий со стороны должностных лиц ИВС МО МВД России «Каменский», с требования разумности и справедливости, с учетом того, что в период нахождения в ИВС, сам ФИО1 с жалобами на условия и режим своего содержания ни в администрацию учреждения, ни в другие органы не обращался, полагает требуемую истцом сумму завышенной и приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

По вышеуказанным основаниям доводы представителей ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда в полном объеме в связи с недоказанностью причинения истцу нравственных страданий, неустановления вины должностных лиц и государственных органов, и иные доводы представителей ответчиков об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, суд находит несостоятельными и во внимание не принимает.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

От имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению за счет Министерства финансов Российской Федерации, действующего от имени казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 в счет возмещения морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей.

В иске к ИВС МО МВД России «Каменский», МО МВД России «Каменский» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Хрипунова

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2016