ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-339/2021 от 26.04.2021 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2-339/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.,

при секретаре – Котовой Е.С.,

с участием ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Углегорского городского округа Сахалинской области к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

22.03.2021 администрация Углегорского городского округа Сахалинской области обратилась в Углегорский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 150000 рублей в бюджет муниципального образования Углегорский городской округ.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Совместно с ответчиком по указанному адресу зарегистрированы супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, сын Е.А.О., ДД.ММ.ГГГГ, дочь А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ. 11.12.2019 заключен договор социального найма. 12.12.2019 ФИО1 обратился в администрацию Углегорского городского округа с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на ремонт муниципального жилья, приложив соответствующие документы. 16.01.2020, согласно акту визуального осмотра жилого помещения, комиссия, состоящая из работников МКУ «УКС» УГО, КУМС Углегорского городского округа произвела осмотр жилого помещения по вышеуказанному адресу, выявила необходимость выполнения ряда ремонтных работ. Согласно протоколу заседания №2 комиссии по рассмотрению заявлений жителей Углегорского городского округа о предоставлении единовременной социальной выплаты на ремонт муниципального жилья от 28.01.2020, было решено: оказать ответчику социальную поддержку в виде единовременной социальной выплаты до проведения ремонта муниципального жилья в размере 150 000 рублей с последующим предоставлением отчета об израсходовании денежных средств. В соответствии с распоряжением администрации Углегорского городского округа от 29.01.2020, ответчику была оказана единовременная социальная выплата в размере 150 000 рублей для проведения ремонта муниципального жилья. Денежные средства перечислены ответчику платежным поручением от 03.02.2020. 31.01.2020 в адрес ответчика направлено письмо с выдержками из Порядка, где подробно говориться о том, каким образом, в какие сроки и на какие цели должны быть потрачены денежные средства, предоставленные в виде единовременной социальной выплаты. До настоящего времени ответчик не возвратил средства выплаты или неизрасходованные остатки средств выплаты, не представил отчет о расходовании средств выплаты, то есть неосновательно обогатился, тем самым причинив ущерб администрации Углегорского городского округа.

До начала судебного заседания от представителя истца ФИО3, действующего на основании доверенности от 04 марта 2021 года, поступило заявление об уменьшении суммы иска, просят взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения 30243 рубля 67 копеек.

В судебном заседании ответчик ФИО1, представитель ответчика ФИО2, действующая на основании заявления, занесенного в протокол судебного заседания, исковые требования не признали, указали, что все денежные средства были потрачены на ремонт квартиры, в частности были приобретены материалы и оплачена работа.

В судебное заседание вызывался и не явился представитель истца, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Решением Собрания Углегорского муниципального района №413 от 29.06.2017, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 28 Устава Углегорского городского округа, принимая во внимание высокую степень изношенности муниципального жилищного фонда, в целях обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда, установлена мера социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на ремонт муниципального жилья.

Утверждено Положение об установлении на территории Углегорского городского округа меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на ремонт муниципального жилья, утвержден Порядок предоставления на территории Углегорского городского округа меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на ремонт муниципального жилья.

Согласно пункту 2 раздела 2 Положения, единовременная социальная выплата предоставляется в размере фактически понесенных расходов на ремонт муниципального жилья, но не более 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с п. 16 Порядка, предоставление единовременной социальной выплаты осуществляется через кредитные организации, указанные заявителями, не позднее месяца, следующего за месяцем принятия решения Администрацией. По заявлению гражданина-получателя единовременная социальная выплата может быть перечислена на расчетный счет физического (юридического) лица, с которым гражданин заключил договор на проведение работ по ремонту муниципального жилья.

Решением Собрания Углегорского городского округа №110 от 16.07.2019 в Положение и Порядок предоставления на территории Углегорского городского округа меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на ремонт муниципального жилья, утвержденные решением Собрания Углегорского муниципального района от 29.06.2017 № 413 внесены изменения и дополнения.

Из Положения в пункте 2 раздела 2 исключены слова «в размере фактически понесенных расходов».

Пункт 16 Порядка изложен в следующей редакции: «Единовременная социальная выплата предоставляется в размере фактически понесенных расходов на ремонт муниципального жилья, а также по решению комиссии до проведения ремонта муниципального жилья (кроме случаев нахождения квартир в аварийных домах), но не более 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, для дома блокированной застройки не более 300000 рублей (триста тысяч), при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на выполненные ремонтные работы либо расходы на приобретенные материалы для ремонта муниципального жилья.

Заявитель вправе осуществлять ремонт жилого помещения самостоятельно или посредством заключения гражданско-правовых договоров с юридическими и (или) физическими лицами. За счет выплаты приобретаются строительные материалы и изделия, а также оплачиваются строительные, санитарно-технические и электромонтажные работы в соответствии с видами ремонтных работ, указанными в решении органа местного самоуправления о предоставлении выплаты.

Средства выплаты должны быть израсходованы в течение 45 календарных дней со дня их предоставления.

Заявитель представляет в орган местного самоуправления отчет о расходовании средств выплаты в течение 30 календарных дней со дня расходования средств выплаты в полном объеме, но не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока.

К отчету прилагаются подлинники или заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих оплату товаров, работ и услуг, приобретенных (оказанных) в целях осуществления ремонтных работ жилого помещения: чеки контрольно-кассовой техники, товарные чеки; квитанции к приходным кассовым ордерам, при оплате работ и (или) услуг - копии гражданско-правовых договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг, акты о выполненных работах и (или) оказанных услугах.

В течение 15 рабочих дней со дня представления отчета в орган местного самоуправления комиссия проводит повторное обследование состояния жилого помещения и составляет акт обследования жилого помещения, подтверждающий (не подтверждающий) факт проведения ремонта жилого помещения, в котором отражает виды произведенных ремонтных работ, соответствие приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг согласна представленным документам.

В случае отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом расходовании средств выплаты, орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня составления комиссией контрольного акта обследования жилого помещения утверждает отчет.

При наличии неизрасходованных остатков средств единовременной выплаты орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня утверждения отчета направляет лицу, указанному в пункте 2 настоящего уведомление о необходимости возврата данных остатков.

В случае установления факта нецелевого расходования средств выплаты (полностью или частично) орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня составления комиссией контрольного акта обследования жилого помещения уведомляет лицо, указанное в пункте 2 настоящего Порядка, о необходимости возврата средств единовременной денежной выплаты, израсходованных не по назначению, и направляет ему копию контрольного акта обследования жилого помещения.

Нецелевым расходованием средств единовременной денежной выплаты является оплата товаров, работ и услуг, не относящихся к ремонту жилого помещения и (или) с нарушением видов работ, определенных в решении органа местного самоуправления о предоставлении выплаты.

Средства выплаты, израсходованные не по целевому назначению, а также неизрасходованные остатки средств выплаты возвращаются лицом, указанным в пункте 2 настоящего Порядка (его законным представителем или представителем), в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о необходимости возврата средств выплаты или неизрасходованных остатков средств выплаты на счет, указанный органом местного самоуправления в уведомлении, а по истечении указанного срока - взыскиваются в судебном порядке».

Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 11.12.2019. Вместе с нанимателем в жилое помещение вселены: А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Е.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

12.12.2019 в администрацию Углегорского городского округа поступило заявление ФИО1 о предоставлении единовременной выплаты на ремонт муниципального жилого помещения.

Согласно акту визуального осмотра жилого помещения от 16.01.2020, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением и.о. главы администрации Углегорского городского округа от 25.04.2017 , произведен осмотр жилого помещения по заявлению ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлена необходимость проведения ремонта в муниципальном жилье. Виды работ: комплекс работ по замене полов по всей квартире; комплекс работ по замене деревянных окон на ПВХ – 2 шт. и балконного выхода; комплекс работ по замене эл. проводки по всей квартире; комплекс работ по замене ванны, смесителей – 3 шт. (кухня, ванна); комплекс работ по установке раковины в ванной.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению заявлений жителей Углегорского городского округа о предоставлении единовременной социальной выплаты на ремонт муниципального жилья усматривается, что 28.01.2020 принято решение оказать ФИО1 социальную поддержку в виде единовременной социальной выплаты до проведения ремонта муниципального жилья в размере 150 000 рублей с последующим предоставлением отчета об израсходовании денежных средств.

В соответствии с распоряжением администрации Углегорского городского округа от 29.01.2020 ФИО1 оказана социальная поддержка в виде единовременной социальной выплаты в размере 150 000 рублей до проведения ремонта муниципального жилья по адресу: <адрес>.

31.01.2020 администрацией Углегорского городского округа в адрес ФИО1 направлено уведомительное письмо, в котором ответчику подробно разъяснено в какие сроки и на какие цели должны быть потрачены денежные средства, предоставленные в виде единовременной социальной выплаты, сроки отчетности, предупреждение об ответственности.

Платежным поручением от 03.02.2020 денежные средства в размере 150 000 рублей перечислены на расчетный счет ФИО1

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.

Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения; 4) отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

При этом бремя доказывания факта обогащения приобретателя, количественной характеристики размера обогащения и факта наступления такого обогащения за счет потерпевшего лежит на потерпевшей стороне.

Установленное данным пунктом соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с требованиями о возмещении вреда подчиняется правилам, закрепленным в параграфе 1 главы 59 названного Кодекса.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с протокольным определением Углегорского городского суда от 12.04.2021, межведомственной комиссией администрации Углегорского городского округа от 15.04.2021 проведен визуальный осмотр жилого помещения по адресу: <адрес> и установлено выполнение работ по ремонту муниципального жилья: комплекс работ по замене полов в зале; комплекс работ по замене деревянных окон на ПВХ – 2 шт. и балконного выхода; комплекс работ по замене электропроводки по всей квартире (розетки – 9 шт, выключатели - 5шт, коробка с автоматами – 1 шт); комплекс работ по замене ванны, смесителей – 2 шт и сифонов – 2 шт (кухня, ванна).

Стороной ответчика в подтверждение фактических расходов на выполнение ремонтных работ и приобретение материалов представлены договор бытового подряда от 26.02.2020 с актом выполненных работ по установке окон и балконного блока на сумму 61134,97 рублей, квитанции к приходному кассовому ордеру от 26.02.2020, 25.03.2020; договор возмездного оказания услуг от 15.12.2019, заключенный между С.А.Б. и ФИО1, цена договора определена 53600 за выполнение работ: замена электропроводки, выключателей, розеток, подстаканников, демонтаж-монтаж ванны, сифонов, смесителей, демонтаж-монтаж пола 16,5 кв.м, замена подводки воды, бетонные работы, стоимость расходных материалов 31374 рубля; чеки о приобретении расходных материалов на сумму 31374 рубля.

Суд учитывает, что работы, указанные в представленном ответчиком договоре от 15.12.2019 аналогичны работам, выявленным в ходе визуального осмотра жилого помещения 16.01.2020. В то же время, представленный договор возмездного оказания услуг никем не оспорен и не признан недействительным.

В ходе повторного обследования жилого помещения 15.04.2021 межведомственной комиссией установлено выполнение обозначенных в акте визуального осмотра от 16.01.2020 ремонтных работ, за исключением замены электропроводки, замены подводки воды и бетонных работ, отраженных в договоре от 15.12.2020.

Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о фактическом их выполнении подрядчиком, поскольку осмотр жилого помещения был проведен визуальный по прошествии значительного времени после проведенного ремонта, что свидетельствует о принятии ФИО1 иных мер по ремонту квартиры (поклейка обоев, затирка стен и т.д.). Необходимость замены подводки воды и бетонные работы объяснены представителем ответчика установкой ванной ввиду износа бетонного покрытия и старой подводки в ванной комнате, и по мнению суда, входят в комплекс работ по замене ванны.

Кроме того, суд учитывает, что выполнение указанных в акте органа местного самоуправления работ также подлежит оплате, что и составило сумму 53600 с учетом всего комплекса выполненных работ.

При указанных обстоятельствах общая сумма затраченных средств на выполнение работ по ремонту квартиры по адресу: <адрес> составила 146109 рублей.

Доказательств, опровергающих фактический размер затраченных ответчиком денежных средств на ремонт спорного жилого помещения, стороной истца суду не представлено.

Суд руководствуется нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, а именно решением Собрания Углегорского городского округа № 110 от 16.07.2019, предусматривающим право заявителя осуществлять ремонт самостоятельно либо посредством заключения гражданско-правового договора с юридическими и (или) физическими лицами, что в рассматриваемом споре было реализовано ответчиком путем заключения договора от 15.12.2019. За счет выплаты приобретены строительные материалы и изделия для замены, а также оплачены строительные, санитарно-технические и электромонтажные работы, определенные в соответствии с актом осмотра жилого помещения от 16.01.2020 и распоряжения администрации Углегорского городского округа от 29.01.2020.

То обстоятельство, что ответчик не представил своевременно отчет о расходовании предоставленных средств, по мнению суда не является основанием для утверждения о неосновательном его обогащении, поскольку фактически все документы, подтверждающие понесенные расходы, стороной ответчика представлены.

Невозможность предоставления указанных документов в установленный срок объяснима стороной ответчика показаниями свидетеля К.С.А., допрошенной в судебном заседании 12.04.2021, согласно которым все договоры и чеки были утеряны представителем ответчика ФИО2 в ее квартире и обнаружены в марте 2021 года.

Оснований не доверять указанным показаниям свидетеля у суда не имеется, заинтересованности свидетеля в исходе дела судом не установлено.

Поскольку неизрасходованные остатки денежных средств в размере 3891 рубль не возвращены ответчиком до настоящего времени, суд приходит к выводу о неосновательном обогащении ответчика на указанную сумму и как следствие, частичном удовлетворении исковых требований администрации Углегорского городского округа.

На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в доход местного бюджета в размере, установленном нормами Налоговым кодексом РФ.

Поскольку истец на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика в размере, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования администрации Углегорского городского округа Сахалинской области к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения, – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, сумму неосновательного обогащения в бюджет муниципального образования Углегорский городской округ Сахалинской области в размере 3 891 (три тысячи восемьсот девяносто один) рубль, государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации Углегорского городского округа Сахалинской области к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения, - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционные жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 года.

Председательствующий судья Ю.С. Калашникова