Дело №2-33/2024 (2-881/2023;)
УИД: 05RS0020-01-2023-001228-95
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2024 года РД, Кизлярский район, с.Юбилейное
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Коваленко И.В., при секретаре судебного заседания Алиевой П.К., с участием прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД ФИО6, представителя Администрации МР «Кизлярский район», действующего на основании доверенности № от 19.03.2023г. ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к Администрации МО СП «сельсовет Крайновский» <адрес> РД, Лабазановой ФИО10 и Багандову ФИО11 о признании незаконным образование (результаты межевания) земельного участка в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2; о признании отсутствующим право собственности на земельный участок в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2; о признании недействительным договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 13.04.2016г. в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2; о признании отсутствующим право аренды ФИО2 3.3. на земельный участок в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2; о признании недействительным договора переуступки права аренды земельного участка в аренду ФИО3 в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2; о признании отсутствующим права переуступки аренды ФИО3 на земельный участок в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2 и о возложении обязанности на Администрацию МО СП «сельсовет Крайновский» обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, в установленном законом порядке с заявлением об учете изменений сведений, описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: Республика Дагестан, <адрес> с целью исключения площади наложения указанного земельного участка на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с уточненными в порядке ст.39 ГПК РФ требованиями обратился в суд с иском к Администрации МО СП «сельсовет Крайновский» <адрес> РД, Лабазановой ФИО12 и Багандову ФИО13 о признании незаконным образование (результаты межевания) земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенного: <адрес> в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2., о признании отсутствующим право собственности администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Крайновский» <адрес> Республики Дагестан, на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес> в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2., о признании недействительным договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ№, которым земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, передан в аренду ФИО2 3.3. в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2., о признании отсутствующим право аренды ФИО2 3.3. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2., о признании недействительным договора переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от ДД.ММ.ГГГГ№, которым земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес> передан в аренду ФИО3, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2., о признании отсутствующим право аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2, о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования сельского поселения «сельсовет Крайновский» <адрес> Республики Дагестан обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, в установленном законом порядке с заявлением об учете изменений сведений, описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, с целью исключения площади наложения указанного земельного участка на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2, указав в обоснование своих требований на то, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой установлен факт незаконного формирования земельного участка за счет водного объекта - Каспийское море администрацией муниципального района «<адрес>» из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес> с разрешенным видом использования «для ведения подсобного сельского хозяйства», который поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен кадастровый №. В 2005 году земли, занятые водным объектом - Каспийское море, находились в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), были ограничены в обороте и не могли быть переданы в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Аналогичные нормы федерального законодательства действуют по настоящее время: земли, занятые водным объектом - Каспийское море, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), ограничены в обороте и не могут быть переданы в собственность муниципальных образований, граждан и юридических лиц.
Вместе с тем, согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Дагестан граница данного земельного участка пересекает (накладывается) на водный объект - Каспийское море. Площадь пересечения (наложения) составляет 619 282 м2.
В силу Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - ТУ Росимущества в Республике Дагестан), утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» ТУ Росимущества в Республике Дагестан осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Проведенной проверкой установлено, что постановлением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче земельного участка в собственность» выше обозначенный земельный участок передан в собственность муниципального образования сельского поселения «сельсовет Крайновский» о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Названный участок, в последующем по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 13.04.2016г. №, заключенному между Администрацией муниципального образования сельского поселение «сельсовет Крайновский» и Лабазановой ФИО14 передан последней в аренду.
В свою очередь Лабазанова ФИО15., по договору переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 20.06.2016г. № передала земельный участок с кадастровым номером №ФИО3, о чём в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись регистрации от 04.09.2019г. за №.
Таким образом, Администрация муниципального района «<адрес>», а в последующем и Администрация муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Крайновский» в нарушение ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации незаконно передала в пользование третьим лицам часть федеральной собственности — часть водного объекта - Каспийское море.
В судебном заседании истец Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица – администрации МР «<адрес>» ФИО7 не возражал против удовлетворения требований истца.
Представитель ответчика МО СП «сельсовет Крайновский» <адрес> РД в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о признании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики ФИО2 и ФИО3, представители третьих лиц: Управления Росреестра по РД и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РД, уведомленные о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав объяснения истца и третьего лица, обсудив доводы искового заявления и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу положений ст. 34 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшая на момент формирования земельного участка) в Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В соответствии с положениями ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в статье 24 настоящего Кодекса. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Согласно положениям ст. 36 вышеуказанного кодекса внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
На основании ч.1 ст.8 Водного Кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного Кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, действовавшей на дату формирования земельного участка) к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.
Из ч. 2 указанной статьи следует, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
Таким образом, формирование части спорного земельного участка под водным объектом незаконно. Спорный земельный участок в границах акватории Каспийского моря образованию не подлежал.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 1, пункт 2 части 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями по распределению водными объектами и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, обладают органы государственной власти Российской Федерации.
Пунктом "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации императивно установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее- ЕГРН). Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с абзацем 4 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из смысла пункта 52 указанного постановления следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.
Исходя из приведенных разъяснений, иск о признании права (обременения) отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Судом достоверно установлено, что в собственности ответчика администрации МО СП «Сельсовет Крайновский» в границах участка незаконно находится часть водного объекта (акватория Каспийского моря), а потому избранный прокурором способ защиты нарушенного права соответствует материальному закону, установленным фактическим обстоятельствам и специфике водного объекта, права на который принадлежали публично-правовому образованию.
В связи с этим удовлетворение иска прокурора в соответствии с избранным им способом защиты права Российской Федерации и неопределенного круга лиц не противоречит разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 о возможности обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим для владеющего собственника спорного имущества.
На основании ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из ч. 2 данной статьи следует, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Положениями п.3 указанной статьи определено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника и создает угрозу для уничтожения водных ресурсов, что в свою очередь оказывает неблагоприятное воздействие на сохранение биологического разнообразия водоемов, тем самым нарушает права граждан, проживающих или временно пребывающих в районе расположения водного объекта (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Согласно Постановлению о передаче земельного участка в собственность за № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МР «<адрес>» РД передала безвозмездно в собственность МО «Сельсовет «Крайновский» земельный участок общей площадью 130,0 га из категории земель сельхозназначения, расположенный на территории муниципальное образование сельское поселение «сельсовет Крайновский» с кадастровым номером № (л.д.13).
В соответствии с договором аренды земель сельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта, администрацией МО СП «сельсовет Крайновский» (арендодатель) земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 130,0 га - пастбища, расположенный: <адрес>, муниципальное образование сельское поселение «сельсовет Крайновский», передан в аренду на 49 лет ФИО2 (арендатор) (л.д.14-19).
Из договора № переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 20.07.2016г. и передаточному акту усматривается, что ФИО2 (арендатор) передал права и обязанности на земельный участок общей площадью 130,0 га - ФИО3 (новому арендатору) (л.д.62-67).
Согласно сведениям от Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Дагестан ФИО8-Ш. и акта согласования местоположения границ земельного участка, подписанного кадастровым инженером ФИО9 площадь наложения земельного участка на водный объект и береговую полосу составляет 619282 м2 (л.д. 10-12, 55).
Исходя из вышеизложенного, с учетом установленного наложения границ земельного участка с кадастровым номером № на водный объект Каспийское море и береговую полосу суд считает, что требования Махачкалинского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокуратура, удовлетворить.
Признать незаконным образование (результаты межевания) земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенного: <адрес>, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2.
Признать отсутствующим право собственности администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Крайновский» <адрес> Республики Дагестан, на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенной: <адрес>, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2.
Признать недействительным договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ№, которым земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, передан в аренду ФИО2 3.3., в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2.
Признать отсутствующим право аренды ФИО2 3.3. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2.
Признать недействительным договор переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от ДД.ММ.ГГГГ№, которым земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес> передан в аренду ФИО3, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2.
Признать отсутствующим право аренды Багандова ФИО16. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, в части площади наложения на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2.
Обязать Администрацию муниципального образования сельского поселения «сельсовет Крайновский» <адрес> Республики Дагестан обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, в установленном законом порядке с заявлением об учете изменений сведений, описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 300 000 м2, расположенный: <адрес>, с целью исключения площади наложения указанного земельного участка на водный объект Каспийское море в размере 619 282 м2.
Считать данное решение суда для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество, основанием для исключения сведений из ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме через Кизлярский районный суд РД.
Судья И.В. Коваленко