Дело № 2-3401/2023
УИД 44RS0001-01-2022-001980-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Подкопаеве В.В. с участием прокурора Безрукавого А.П., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Костромской области» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, обеспечивающего права инвалидов из числа осужденных,
УСТАНОВИЛ:
Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области законодательства, обеспечивающего права инвалидов из числа осужденных, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области», утвержденного приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 90, предметом и целями Учреждения является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, при этом Учреждение осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, а также материально-бытовой обеспечение осужденных. В силу части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее - ПВР ИУ). В соответствии с пунктом 463 главы XXIX ПВР ИУ обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ). Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден и введен в действие на территории Российской Федерации «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - Свод правил). Согласно пункту 4.1 Свода правил требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков. В соответствии с пунктом 6.1.1 Свода правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Пунктом 6.1.2 Свода правил в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Требования к пандусам, предназначенным для подъема МГН предусмотрены в том числе пунктами 5.1.14-5.1.16 Свода правил. В соответствии с п. 6.3.1 Свода правил во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Пунктом 6.3.3 Свода правил установлено, что кабины в санитарно-бытовых помещениях должны иметь размеры в плане в соответствии с таблицей 6.1 Свода правил. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу. Согласно п. 6.3.4 Свода правил в помещениях доступных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой предусматривается пространство для подъезда кресла-коляски. В соответствии п. 6.3.5 Свода правил для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной. Доступная душевая кабина для МГН должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями. Глубина и длина сиденья должны быть не менее 0,5 м. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области отбывают наказание 9 инвалидов II группы, 18 инвалидов III группы, в том числе 1 осужденный, который нуждается в техническом средстве реабилитации кресле-коляске. В нарушение названного законодательства надлежащий доступ в здания и помещения для МГН, а именно: здания общежития отряда № 4 (инв. №, литер 1Л, <адрес>), банно-прачечного комплекса (инв. №, литер IT, 1Т1, <адрес>), медчасти (инв. №, литер 1Б, <адрес>), магазина (инв. №, литер 1С, 1С1, <адрес>), столовой (инвентарный №, литер IP, 1Р1, 1Р2, <адрес>) отсутствует; уборные и душевые, расположенные в отряде № 4, а также в банно-прачечном комплексе для МГН надлежащим образом не оборудованы, в связи с чем, грубо нарушаются права инвалидов, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Прокуратурой ранее, 17.05.2023 в адрес начальника исправительного учреждения вносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства, однако, согласно ответу начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области от 23.06.2023 до настоящего времени выявленные нарушения законодательства не устранены. В связи с изложенным, пребывание осужденных из числа инвалидов (с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата) при посещении указанных выше зданий и помещений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства, обеспечивающего права инвалидов (из числа осужденных), что нарушает права неопределенного круга лиц. Прокурор, обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, выступает в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ, так как выявленные нарушения законодательства создают угрозу нарушения прав и законных интересов осужденных на охрану их жизни и здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, как отбывающих наказание в настоящее время, так и тех осужденных, которые будут отбывать уголовные наказания в будущем. На основании изложенного, в целях соблюдения прав осужденных и их законных интересов, прокурор просит обязать Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области в срок до 31.12.2023 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а также нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области в срок до 31.12.2023, а именно: обеспечить для инвалидов и других МГН надлежащий доступ в здания общежития отряда осужденных № 4 (инв. №, литер 1Л, <адрес>), банно-прачечного комплекса (инв. №, литер IT, 1Т1, <адрес>), медчасти (инв. №, литер 1Б, <адрес>), магазина (инв. №, литер 1С, 1С1, <адрес>), столовой (инвентарный №, литер IP, 1Р1, 1Р2, <адрес>), путем оборудования пандусов в соответствии с требованиями пунктов <дата>-<дата> Свода правил; оборудовать в здании банно-прачечного комплекса исправительного учреждения (инв. №, литер IT, 1Т1, <адрес>) закрытую душевую кабину с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной оборудованную для инвалида на кресле-коляске, перед которой предусмотреть пространство для подъезда кресла-коляски в соответствии с пунктами 6.3.4, 6.3.5 Свода правил; установить в уборной здания общежития отряда осужденных № 4 (инв. №, литер 1Л, <адрес>) кабину, специально оборудованную для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями пункта 6.3.3 Свода правил.
В судебном заседании Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Безрукавый А.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области на основании доверенности ФИО1 требования не признала, факт наличия указанных в исковом заявлении нарушений не оспаривала, срок, в течение которого данные недостатки должны быть устранены, полагала достаточным.
Выслушав участвовавших в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствий с положениями статей 1, 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы, осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области», утвержденного приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 90 - предметом и целями Учреждения является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, при этом Учреждение осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, а так же материально-бытовой обеспечение осужденных.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
В силу части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее - ПВР ИУ).
Глава XXIX ПВР ИУ определяет особенности содержания осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами.
В соответствии с пунктом 463 обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (ч.1 ст. 15 Закона); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (ч.3 ст. 15 Закона);
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утвержденииПоложения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которым на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден и введен в действие на территории Российской Федерации «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - Свод правил).
Согласно пункту 4.1 Свода правил требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Свода правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Пунктом 6.1.2 Свода правил в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Требования к пандусам, предназначенным для подъема МГН предусмотрены в том числе пунктами 5.1.14-5.1.16 Свода правил.
В соответствии с п. 6.3.1 Свода правил во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Пунктом 6.3.3 Свода правил установлено, что кабины в санитарно-бытовых помещениях должны иметь размеры в плане в соответствии с таблицей 6.1 Свода правил. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
Согласно п. 6.3.4 Свода правил в помещениях доступных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой предусматривается пространство для подъезда кресла-коляски.
В соответствии п. 6.3.5 Свода правил для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной.
Доступная душевая кабина для МГН должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным „на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями. Глубина и длина сиденья должны быть не менее 0,5 м.
В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области отбывают наказание 9 инвалидов II группы, 18 инвалидов III группы, в том числе 1 осужденный, который нуждается в техническом средстве реабилитации кресле-коляске.
В нарушение вышеуказанных требований законов в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области надлежащий доступ в здания и помещения для маломобильных групп населения, а именно: здания общежития отряда № 4 (инв. №, литер 1Л, <адрес>), банно-прачечного комплекса (инв. №, литер IT, 1Т1, <адрес>), медчасти (инв. №, литер 1Б, <адрес>), магазина (инв. №, литер 1С, 1С1, <адрес>), столовой (инвентарный №, литер IP, 1Р1, 1Р2, <адрес>) отсутствует; уборные и душевые, расположенные в отряде № 4, а также в банно-прачечном комплексе для маломобильных групп населения надлежащим образом не оборудованы, в связи с чем, грубо нарушаются права инвалидов, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Прокуратурой ранее, 17.05.2023 в адрес начальника исправительного учреждения вносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства, однако, согласно ответу начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области от 23.06.2023 до настоящего времени выявленные нарушения законодательства не устранены. В связи с вышеизложенным, пребывание осужденных из числа инвалидов (с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата) при посещении указанных выше зданий и помещений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства, обеспечивающего права инвалидов (из числа осужденных), что нарушает права неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика факт наличия выявленных нарушений не оспорил, срок для их устранения до 31.12.2023 посчитал достаточным.
Указанные недостатки нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить на ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Костромской области» обязанность в срок до 31.12.2023 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно:
обеспечить для инвалидов и других МГН надлежащий доступ в здания общежития отряда осужденных № 4 (инв. №, литер 1Л, <адрес>), банно-прачечного комплекса (инв. №, литер IT, 1Т1, <адрес>), медчасти (инв. №, литер 1Б, <адрес>), магазина (инв. №, литер 1С, 1С1, <адрес>), столовой (инвентарный №, литер IP, 1Р1, 1Р2, <адрес>), путем оборудования пандусов в соответствии с требованиями пунктов 5.1.14-5.1.16 Свода правил;
оборудовать в здании банно-прачечного комплекса исправительного учреждения (инв. №, литер IT, 1Т1, <адрес>) закрытую душевую кабину с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной оборудованную для инвалида на кресле-коляске, перед которой предусмотреть пространство для подъезда кресла-коляски в соответствии с пунктами 6.3.4, 6.3.5 Свода правил;
установить в уборной здания общежития отряда осужденных № 4 (инв. №, литер 1Л, <адрес>) кабину, специально оборудованную для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями пункта 6.3.3 Свода правил.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.
Судья Тележкина О.Д.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2023 года.