ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3411/2015 от 12.11.2015 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-3411/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2015 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Алешниковой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киршановой ФИО11 к ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №2», ОАО «Красная маевка» об обязании произвести перерасчет платы за услугу «отопление»

установил:

Киршанова Г.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Костромы, указав, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Котельная, осуществляющая поставку тепловой энергии в <адрес> до <дата> года находилась в аренде у ...». С <дата> года ОАО «Красная маевка» самостоятельно эксплуатирует котельную и является ресурсоснабжающей организацией. <дата> ОАО «Красная маевка» в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области подано заявление об утверждении тарифа на тепловую энергию. Тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от <дата>, для ОАО «Красная маевка», в размере ... руб., начал действовать со дня официального опубликования постановления – с <дата>. Постановлением Администрации г. Костромы от 29.11.2013 № 2765 «О внесении изменения в пункт 1.2.1. Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы» введен подпункт «к» в постановление Администрации г. Костромы от 10.11.2011 № 2585 (которым утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки). В подпункте «к» установлен тариф для ОАО «Красная маевка» для расчета мер социальной поддержки в размере ... рублей за гигакалорию». Постановление распространяется на отношения, возникшие после <дата>. В нарушение Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении», ст. 157 Жилищного кодекса РФ ОАО «Красная Маевка», в период с момента подачи теплоносителя (по дому 142 и остальным домам с <дата>, по дому – с <дата>) и до <дата> поставка тепловой энергии осуществлялась без утвержденного тарифа. Выставление ей, собственнику <адрес> по дому <адрес> в квитанциях с <дата> по <дата> платы за отопление за период с момента подачи теплоносителя в <дата> повлекли значительные имущественные затраты на оплату тепловой энергии. В силу п.4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.1, 5.2 ч. 1 ст. 11 Устава Муниципального образования городского округа город Кострома к полномочиям органов местного самоуправления города Костромы по решению вопросов местного значения относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные ФЗ «О теплоснабжении». Установлено, что ОАО «Красная Маевка» неоднократно (<дата>, <дата>) обращалась в Администрацию города по вопросу принятия котельной в муниципальную собственность, организации теплоснабжения по <адрес>. Однако, Администрацией города своевременных и эффективных мер к подготовке и началу отопительного сезона <дата> не принято, что повлекло невозможность получения ею как собственником вышеуказанного дома мер социальной поддержки с <дата> и за <дата> года ввиду несвоевременного утверждения тарифа на тепловую энергию для ОАО 2Красная маевка», вследствие чего меры социальной поддержки стали предоставляться с <дата>, а не с начала отопительного периода и фактической подачи теплоносителя. В связи с чем, она не получила меры социальной поддержки из бюджета г. Костромы при оплате услуги «отопление» в период с <дата> по <дата> года. Просит суд обязать Администрацию города Костромы произвести перерасчет платы за услугу «отопление» за <дата> года, как собственнику многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеющей право на предоставление мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям <адрес>, в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 10.11.2011 №2585.

По ходатайствам истца судом произведена замена ответчика с Администрации г. Костромы на ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №2», в качестве соответчика к участию в деле привлечено ОАО «Красная Маевка».

В судебном заседании истец Киршанова Г.Р. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «УК ЖКХ № 2» Корнилова Е.И. исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв, согласно которому на основании решения собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> ООО «Управляющая компания ЖКХ № 2» является управляющей организацией по отношению к указанному дому. ОАО «Красная Маевка» является ресурсоснабжающей организацией по отношению к дому по <адрес>. Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от <дата> был установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Красная Маевка» населению г. Костромы на <дата> год равный ... руб/Гкал. Указанное постановление вступило в силу с <дата>. В соответствии с действующим законодательством нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования. Исходя из п. 3.2. Порядка, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 10.11.2011 №2585 финансовое обеспечение предоставления частичной оплаты осуществляется путем предоставления ресурсоснабжающим организациям, реализующим тепловую энергию исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям города Костромы, либо ресурсоснабжающим организациям - исполнителям коммунальных услуг (далее - получатели субсидий), субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением частичной оплаты. ООО «Управляющая компания ЖКХ № 2» является исполнителем коммунальных услуг, а не ресурсоснабжающей организацией и не имеет отношения к бюджетным денежным средствам.

Представитель ответчика ОАО «Красная маевка» Гусев А.В. исковые требования не признал. Суду пояснил, что в спорный период ОАО «Красная маевка» действовали в соответствие с разъяснениями департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. Фактически тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Красная Маевка» потребителям г.о.г. Кострома на <дата> год был утвержден с <дата>. Меры социальной поддержки для дома, в котором проживает истец в соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от 10.11.2011 №2585 установлены с <дата>. Субъекты и сроки четко прописаны в постановлении Администрации г. Костромы, оснований для их расширительного толкования не имеется.

Представители третьего лица Администрации г. Костромы Мальцева И.В., Комитета городского хозяйства Тарасова А.В. полагали, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представители третьих лиц департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области Чистякова О.Н., ОАО «КОЭК» Скрябина С.П. оставили вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ОАО «ЕИРКЦ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В силу статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года электроснабжение населения относится к вопросам местного значения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

В силу ч. 2 ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Решением от 26.05.2011 № 101 «Об установлении за счет средств бюджета города Костромы мер социальной поддержки для отдельных категорий жителей города Костромы» Дума города Костромы установила для жителей города Костромы меры социальной поддержки в виде частичной оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения.

В силу ч. 2 решения Думы г. Костромы от 26.05.2011 № 101 размер, условия и порядок предоставления установленных настоящим решением мер социальной поддержки определяются постановлениями Администрации города Костромы.

Постановлением от 10.11.2011 № 2585 Администрация города Костромы с целью установления мер социальной поддержки для жителей города Костромы утвердила Порядок предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы (далее - Порядок № 2585).

В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Порядка № 2585 финансовое обеспечение предоставления частичной оплаты является расходным обязательством города Костромы, исполняемым за счет собственных доходов бюджета города Костромы. Исполнение данного расходного обязательства осуществляется путем предоставления ресурсоснабжающим организациям, реализующим тепловую энергию исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям города Костромы, либо ресурсоснабжающим организациям - исполнителям коммунальных услуг, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением частичной оплаты.

В силу п. 1.3. Порядка № 2585 (в редакции постановления Администрации г. Костромы № 10 от 26.07.2013 года, действовавшей в период спорных отношений) частичная оплата предоставляется жителю города Костромы, обязанному вносить плату за отопление и горячее водоснабжение, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

тариф, установленный уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области для ресурсоснабжающей организации и используемый для расчета размера платы за отопление и (или) горячее водоснабжение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - установленный тариф), превышает муниципальный стандарт стоимости тепловой энергии;

норматив отопления, установленный уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области, используемый для расчета размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - установленный норматив), превышает муниципальный стандарт количества тепловой энергии.

<дата> постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области утверждено постановление «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Красная Маевка» потребителям г.о.г. Кострома на <дата> год. Вступило в силу постановление с момента опубликования в СП-нормативные документы <дата>.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Закона.

Постановлением Администрации г. Костромы от 29.11.2013 года № 2765 «О внесении изменения в пункт 1.2.1. Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы» в пункт 1.2.1 Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 10 ноября 2011 года № 2585 (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации города Костромы от 7 марта 2012 года № 368, от 23 марта 2012 года N 555, от 25 июня 2012 года № 1285, от 9 октября 2012 года № 2063, от 26 июля 2013 года N 1654) внесено изменение, путем дополнения подпунктом «к» следующего содержания:

«к) ОАО «Красная Маевка» в размере ... рублей за гигакалорию;». В силу ч. 2 постановления Администрации г. Костромы от 29.11.2013 года № 2765 настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и распространяется на отношения, возникшие после <дата>.

Судом установлено, что в период с сентября по октябрь 2013 года отсутствовал утвержденный муниципальный стандарт стоимости тепловой энергии для ОАО «Красная маевка».

Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Указанная норма конкретизируется в части 1 статьи 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом суду не представлен расчет, на основании которого она просит возложить обязанность на ответчиков произвести перерасчет платы за услугу «отопление» за <дата> года в соответствии с порядком предоставления меры социальной поддержки, утвержденным постановлением Администрации г. Костромы от 10.11.2011 № 2585

В силу пункта 2.2. Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 10.11.2011 № 2585 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), размер частичной оплаты услуг отопления (Рот) определяется по следующей формуле:

...

где:

... - размер платы за отопление, рассчитанный как произведение установленного тарифа и объема потребляемых коммунальных услуг, исходя из установленного норматива;

... - размер платы за отопление, рассчитанный:

по тарифу, равному муниципальному стандарту стоимости тепловой энергии, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного в соответствии с установленным нормативом (в случае предоставления частичной оплаты по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 1.3 настоящего Порядка);

по установленному тарифу и с использованием норматива потребления тепловой энергии, равного муниципальному стандарту расхода тепловой энергии (в случае предоставления частичной оплаты по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 1.3 настоящего Порядка);

по тарифу, равному муниципальному стандарту стоимости тепловой энергии, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по нормативу, равному муниципальному стандарту расхода тепловой энергии (в случае, если житель города Костромы имеет право на предоставление частичной оплаты по каждому из оснований, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка).

Таким образом, в отсутствие утвержденного тарифа и муниципального стандарта стоимости тепловой энергии для ОАО «Красная маевка» не представляется возможным рассчитать размер частичной оплаты услуг отопления, на котором настаивает истец.

При этом, отсутствие утвержденного тарифа на услугу теплоснабжение не лишает энергоснабжающую организацию права требовать оплаты фактически оказанных услуг.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе Киршановой Г.Р. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Киршановой ФИО12 к ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №2», ОАО «Красная Маевка» об обязании произвести перерасчет платы за услугу «отопление» за <дата> года в соответствии с порядком предоставления меры социальной поддержки, утвержденным постановлением Администрации г. Костромы от 10.11.2011 № 2585 отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Ивкова