ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-342/2014 от 13.05.2014 Прокопьевского районного суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-342/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2014 года

 Мотивированное решение составлено 16.05.2014 года

 г. Прокопьевск 13 мая 2014 года

 Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,

 при секретаре Лукомской Ж.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района к Совету народных депутатов Терентьевского сельского поселения о понуждении к совершению действий по созданию контрольно-счетных органов муниципального контроля,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Прокопьевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о понуждении ответчика Совета народных депутатов Терентьевского сельского поселения к совершению действий по созданию контрольно-счетных органов муниципального контроля. Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления Терентьевского сельского поселения установлено, что, в нарушение требований федерального бюджетного законодательства, органами местного самоуправления Терентьевского сельского поселения не осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль, отсутствуют контрольно-счетные органы муниципального образования. Согласно части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ установлено, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в числе прочих, осуществление контроля за исполнением порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за исполнением самого местного бюджета. В статье 265 Бюджетного кодекса РФ определены виды муниципального контроля, осуществляемого в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, одним из которых является внешний муниципальный контроль, который является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований (органы внешнего муниципального финансового контроля). Согласно части 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ, органы муниципального контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов муниципальных образований, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов. Полномочия органов внешнего муниципального финансового контроля закреплены статьей 268.1 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, и образуется представительным органом муниципального образования. Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Таким образом, исходя из требований вышеуказанного федерального законодательства, в каждом сельском поселении представительным органом должны быть разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания контрольно-счетного органа поселения и осуществления им внешнего муниципального финансового контроля, а также создан сам контрольно-счетный орган. Вместе с тем, в Терентьевском сельском поселении муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок создания контрольно-счетного органа поселения и осуществления им внешнего муниципального финансового контроля, не приняты до настоящего времени, в Уставе поселения положения, регламентирующие порядок создания и функционирования такого органа, также отсутствуют. Орган муниципального финансового контроля до настоящего времени не создан. Внешний муниципальный финансовый контроль не осуществляется, плановые и внеплановые проверки соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета поселения не проводятся. Не исполнение представительным органом поселения – Советом народных депутатов Терентьевского сельского поселения вопросов местного значения, связанных с осуществлением муниципального финансового контроля, может отрицательно сказаться на состоянии законности в сфере бюджетных правоотношений, на обеспечении постоянного контроля исполнения бюджетного процесса. В декабре 2013 года прокуратурой Прокопьевского района вносилась информация в администрацию сельского поселения, однако до настоящего времени никаких мер по созданию контрольно-счетных органов муниципального контроля поселения не принято. Просит обязать Совет народных депутатов Терентьевского сельского поселения в пределах своих полномочий в срок до 01.07.2014 года создать контрольно-счетный орган внешнего муниципального контроля Терентьевского сельского поселения.

 В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Прокопьевского района Киселев П.А. поддержал заявленные исковые требования, суду пояснил, что действующее федеральное законодательство, прежде всего Бюджетный кодекс РФ, предусматривает, что в каждом сельском поселении представительным органом должны быть разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания контрольно-счетного органа поселения и осуществления им внешнего муниципального финансового контроля, а также создан сам контрольно-счетный орган. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В ходе осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления было установлено, что в нарушение требований федерального бюджетного законодательства органами местного самоуправления Терентьевского сельского поселения не осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль, отсутствуют контрольно-счетные органы муниципального образования. Не исполнение представительным органом поселения вопросов местного значения, связанных с осуществлением муниципального финансового контроля, может отрицательно сказаться на состоянии законности в сфере бюджетных правоотношений, на обеспечении постоянного контроля исполнения бюджетного процесса. Ранее, в декабре 2013 года, прокуратурой Прокопьевского района вносилась информация в администрацию сельского поселения, однако до настоящего времени контрольно-счетный орган внешнего муниципального контроля поселения не создан. Уточнил требования, просит обязать Совет народных депутатов Терентьевского сельского поселения в пределах своих полномочий в срок до 01.09.2014 года создать контрольно-счетный орган внешнего муниципального контроля Терентьевского сельского поселения.

 Представитель ответчика – Совета народных депутатов Терентьевского сельского поселения – ФИО1, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, уточненные исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что в настоящее время разработан проект решения «О ревизионной комиссии Терентьевского сельского поселения», принято Положение «О бюджетном процессе в Терентьевском сельском поселении», внесены соответствующие изменения в Устав поселения. Свой контрольно-счетный орган внешнего муниципального контроля поселения создать не представляется возможным, поскольку необходимы штатные единицы. Намерены передать полномочия контрольно-счетного органа поселения контрольно-счетному органу Прокопьевского муниципального района. Полагает, что срок – до 01.09.2014 года является достаточным.

 Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

 В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 В соответствии с ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131, ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

 В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

 Согласно ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

 В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

 Частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ установлено, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в числе прочих, осуществление контроля за исполнением порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за исполнением самого местного бюджета.

 В статье 265 Бюджетного кодекса РФ определены виды муниципального контроля, осуществляемого в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, одним из которых является внешний муниципальный контроль, который является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований (органы внешнего муниципального финансового контроля).

 Согласно ч. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ, органы муниципального контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов муниципальных образований, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.

 Статьей 268.1 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что полномочиями органов внешнего муниципального финансового контроля по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». При осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю органами внешнего муниципального финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю определяется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, и образуется представительным органом муниципального образования. Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом.

 Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

 Таким образом, исходя из требований действующего федерального законодательства, в каждом сельском поселении представительным органом должны быть разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания контрольно-счетного органа поселения и осуществления им внешнего муниципального финансового контроля, а также создан сам контрольно-счетный орган.

 Доводы прокурора Прокопьевского района о том, что в каждом сельском поселении представительным органом должны быть созданы контрольно-счетные органы, подтверждаются также представленным Положением «О бюджетном процессе в Терентьевском сельском поселении», в соответствии с которым (статья 14) муниципальный финансовый контроль в Терентьевском сельском поселении осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внешний муниципальный финансовый контроль в Терентьевском сельском поселении в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетного органа Терентьевского сельского поселения. Порядок осуществления полномочий органом внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами Совета народных депутатов Терентьевского сельского поселения (л.д. №).

 Администрацией Терентьевского сельского поселения разработан проект нормативного правового акта Решение Совета народных депутатов Терентьевского сельского поселения «О ревизионной комиссии Терентьевского сельского поселения», который в настоящее время проходит процедуру проверки законности и утверждения, что подтверждается сообщением Главы Терентьевского сельского поселения от 15.04.2014 года (л.д. №). В соответствии с указанным проектом, ревизионная комиссия Терентьевского сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (л.д. №).

 Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт нарушения ответчиком требований бюджетного законодательства. Неисполнение представительным органом поселения – Советом народных депутатов Терентьевского сельского поселения вопросов местного значения, связанных с осуществлением муниципального финансового контроля, может отрицательно сказаться на состоянии законности в сфере бюджетных правоотношений, на обеспечении постоянного контроля исполнения бюджетного процесса. В связи с чем, суд находит обоснованными уточненные исковые требования прокурора, а признание иска ответчиком – правомерным.

 Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Учитывая порядок создания контрольно-счетного органа внешнего муниципального контроля, а также принятые ответчиком меры, суд полагает срок, предложенный прокурором, – до 01.09.2014 года достаточным. Представитель ответчика согласен с указанным сроком.

 В силу п.п. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора Прокопьевского района удовлетворить полностью.

 Обязать Совет народных депутатов Терентьевского сельского поселения в пределах своих полномочий в срок до 01 сентября 2014 года создать контрольно-счетный орган внешнего муниципального контроля Терентьевского сельского поселения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.

 Председательствующий /подпись/ Т.А. Герасимчук

 Копия верна. Судья: Т.А. Герасимчук      (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)