ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 2-3436/2019 |
02 октября 2019 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Открытому акционерному обществу Авиакомпания "Уральские авиалинии" о защите прав потребителя,
установил:
В августе 2019 года ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании с ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" в счет возмещения стоимости авиабилетов по маршруту г. Симферополь – г. Москва 5141,00 руб., авиабилетов по маршруту г. Москва – г. Сеул – г. Пусан – г. Сеул – г. Москва 50424,00 руб., в счет возмещения стоимости проживания в гостинице г. Пусан 25953,00 руб., в счет возмещения стоимости такси 2204,00 руб., неустойку в размере 51070,42 руб., в счёт компенсации расходов на оплату услуг по отправке почтовой корреспонденции 428,50 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя и компенсации морального вреда в размере 20000,00 руб.
Требования иска мотивированы тем, что вследствие несвоевременного вылета воздушного судна U6-440 по маршруту аэропорт Симферополь – аэропорт Шереметьево, Москва (вылет по расписанию 27.07.2019 года 15:35, прибытие 27.07.2019 года 18:20), выполнявшегося ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", ФИО1 не смогла попасть на рейс SU-250 авиакомпании «Аэрофлот» 27.06.2019 года в 20:45 часов. В результате понесла убытки в виде оплаты авиаперелета по маршруту г. Москва – г. Сеул – г. Пусан – г. Сеул – г. Москва в общем размере 50424,00 руб., стоимости проживания в гостинице г. Пусан 25953,00 руб., расходов услуг такси 2204,00 руб.
В судебном заседании ФИО1 доводы иска поддержала, указав на невыполнение ответчиком условий договора перевозки пассажира, необоснованную посадку воздушного судна U6-440, следовавшего 27.06.2019 года по маршруту аэропорт Симферополь – аэропорт Шереметьево, Москва, в аэропорту Жуковский, Москва, не предоставлении информации относительно изменения маршрута.
Согласно письменных возражений ответчика воздушное судно U6-440, следовавшее 27.06.2019 года по маршруту аэропорт Симферополь – аэропорт Шереметьево, Москва, осуществило посадку в 19:25 часов в аэропорту Жуковский, Москва, по причине погодных условий в аэропорту Шереметьево.
Заслушав пояснения истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названны в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (ст. 784 ГК РФ).
В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Согласно п. 1 ст. 116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ст. 103 ВК РФ услуги по авиаперевозке непосредственно осуществляет авиаперевозчик с вытекающими правовыми последствиями для обеих сторон сделки.
Положениями ст. 103 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Пунктом 1 ст. 102 ВК РФ установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В силу п. 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.06.2007 N 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 58 ВК РФ командир воздушного судна имеет право принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов.
Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В соответствии со ст. 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Таким образом, обстоятельствами, исключающими ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, являются обстоятельства, не зависящие от перевозчика, в том числе необходимость устранения неисправности судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна либо иные обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1, имея предварительную оплату в гостинице г. Пуссан на период с 28.06.2019 года по 08.07.2019 года, приобрела авиабилеты ОАО Авиакомпании "Уральские авиалинии" для полета по маршруту "Симферополь - Москва (Шереметьево)" рейс NU6-440, дата и время вылета: 27.06.2019 в 15:35 часов и электронные билеты а/к "Аэрофлот" для полета по маршруту "Москва (Шереметьево) – Сеул" рейс NSU-250, дата вылета: 27.06.2019 в 20:45 часов. Также истом приобретены билеты на авиаперелет внутренними маршрутами Сеул – Пуссан и в обратном направлении, в том числе по маршруту " Сеул - Москва (Шереметьево)" рейс NSU-251 а/к "Аэрофлот", дата и время вылета: 08.07.2019 в 13:10 часов.
Судом установлено, что вылет рейса "Симферополь - Москва (Шереметьево)" рейс NU6-440, должен был состояться 27.06.2019 в 15:35 часов. Однако вылет воздушного судна в аэропорту г. Симферополя был задержан до 16:48 часов по причине ожидания предыдущего рейса СЖР 439 из аэропорта Шереметьево, задержанного по причине поздней заправки топливом.
Причиной посадки рейса NU6-440 в аэропорт Жуковский в 19:25 часов 27.06.2019 года послужили метеоусловия аэропорта Шереметьево (слабый ливневый дождь, ухудшающий видимость с 4000 до 9000 м., сплошная облачность с границей от 60 до 180 м.).
Указанные обстоятельства подтверждены справкой начальника ОМО ОАО «АК "Уральские авиалинии" от 30.09.2019 года № 5.1.3-7-18/45, информацией о погоде в аэропорту Шереметьево на 27.06.2019 года, справкой о регулярности выполнения рейса NU6-440 Симферополь-Шереметьево за 27.06.2019 года.
Представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о том, что задержка прибытия рейса истца произошла в связи с необходимостью обеспечения перевозчиком требований безопасности полета и авиационной безопасности, вызванной неблагоприятными метеоусловиями аэропорта Шереметьево, которые являются обстоятельствами, не зависящими от перевозчика.
Таким образом, причиной задержки прибытия воздушного суда послужили причины, связанные обеспечением безопасности полетов, что полностью отвечает соображениям безопасности полета, а также соответствует положениям действующего законодательства.
Суд отмечает, что специфика перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, состоит в том, что они носят непрерывный характер и при этом зависят от метеорологических условий и технических причин, связанных с обеспечением безопасности полета.
Поскольку законодатель исключает ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажиров в случае не зависящих от перевозчика, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности на ответчика, указав, что в данном случае перевозчик задержал прибытие рейса в аэропорт Шереметьево по погодным условиям в целях обеспечения безопасности пассажиров, исключения угрозы авиационной катастрофы.
Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что ФИО1 не предпринято должной осмотрительности при планирования авиаперелетов к г. Сеул.
Выбранный истцом 27.06.2019 года маршрут г. Симферополь – г. Москва (Шереметьево) - г. Сеул, не является единой авиаперевозкой и осуществлялся разными авиакомпаниями. Истцом заключены самостоятельные договора воздушных перевозок, не связанных между собой.
В соответствии с п. 81 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждённых приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82 (ред. от 16.07.2014 года) регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписания или по плану (графику) чартерных перевозок.
Также п. 80 приведенных правил установлено, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и других предполетных формальностей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика ответственности за нарушение условий перевозки не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1 к с Открытому акционерному обществу Авиакомпания "Уральские авиалинии" о защите прав потребителя.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 07.10.2019 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный