ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3437/20 от 22.12.2020 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3437/2020

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 22 декабря 2020 г.

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Запара М.А.,

при секретаре Чунихиной А.Ю.,

с участием представителя ответчика Мухамедьярова О.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Мегионе к Петровой О. В. о взыскании излишне выплаченной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Петрова О. В. состояла на учете в Казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Мегионе, как получатель мер социальной поддержки. Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты- Мансийском автономном округа-Югре» определена категория граждан из числа лиц, имеющих удостоверение «Многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» и право на меры социальной поддержки. Порядок назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе, ежемесячного пособия многодетным семьям, утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.10.2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям». Данные выплаты пособий, производятся за счет средств бюджета автономного округа.

На основании действующего законодательства автономного округа и заявлений ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, были назначены ежемесячные пособия на: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

При подаче заявления ответчик представил регистрацию по месту жительства по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>, секц. 62, <адрес>. Также решением о назначении от ДД.ММ.ГГГГ ответчику была предоставлена компенсация расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Решением от ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате за коммунальные услуги. В связи с тем, что ответчик не представил необходимые документы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, истцом принято решение о прекращении выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена в беззаявительном порядке ежемесячная денежная выплата на ФИО3 в размере 592 руб.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 421-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018- 2025 годы и на период до 2030 года», который определяет механизм предоставления единовременной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 1 января 1993 года по 31 декабря 2017 года, на территории автономного округа, имеющим место жительства в автономном округе, ответчику в беззаявительном порядке произведена единовременная денежная выплата в размере 15 000 рублей.

В рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», истцом в адрес отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- направлен межведомственный запрос о подтверждении факта регистрации ответчика по адресу: <адрес>. По сведениям адресной справки отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик была снята с регистрационного учета в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ убыл к месту жительства в <адрес>. О данных обстоятельствах ответчиком не было сообщено истцу.

Обязанность по извещению КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в <адрес> о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение выплат (факте выезда на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), ответчик не исполнила, в силу чего без установленных законом, иными правовыми актами или сделок оснований, получила от истца необоснованное обогащение, в виде излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия многодетным семьям, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 058,81 руб.

г. - истцом в адрес ответчика направлено письмо о необходимости возмещения излишне выплаченной суммы, в котором предлагалось решить вопрос в досудебном порядке, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором данное письмо ответчиком получено ДД.ММ.ГГГГ На день предъявления иска указанная задолженность ответчиком не погашена.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму ежемесячного пособия многодетным семьям в размере 54 672 руб., компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 16 386,81 руб., единовременную выплату в размере 15 000 руб. в бюджет казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Мегионе.

Истец Казенное учреждение Ханты-Мансийский автономный округ – Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Мегионе извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Петрова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласен, доводы, изложенные в отзыве на иск поддерживает (л.д. 44-46), выплаты с 2017 г. по 2020 г. являлись средствами к существованию, недобросовестность ответчика истцом не доказана, деньги тратились на детей, никуда более, взыскание суммы в качестве неосновательного обогащения необоснованно, ответчик на сегодняшний день не работает, данные пособия на детей а Пермском крае не получает, также просит учесть пропуск срока исковой давности по части платежей за коммунальные услуги в 2017 г., за период с мая по август 2017 г.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ) установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Согласно статье 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Статья 18 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусматривает, что получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.

В силу ст. 19 данного ФЗ, излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

В силу части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Реализуя вышеуказанные положения федерального законодательства, Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят Закон от 7 июля 2004 года N 45-ОЗ "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной по сравнению с федеральным законодательством.

Пунктом 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года N 45-ОЗ определено, что порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре", на территории автономного округа устанавливаются следующие виды пособий и выплат гражданам, имеющим детей: ежемесячное пособие на ребенка (детей) (п.4); ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей (п.14), единовременная денежная выплата (п.п. 15).

В силу п 1.1. ст. 2 данного Закона, меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам с учетом следующих критериев нуждаемости: преобладание в составе семьи несовершеннолетних иждивенцев - для мер социальной поддержки, установленных подпунктами 13 и 15 пункта 1 настоящей статьи и статьей 3 настоящего Закона; Пособие, указанное в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается одному из родителей (законных представителей) на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носит заявительный характер. Выплата, указанная в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носит заявительный характер ( п.2 ст. 2 Закона). Информация о предоставлении пособий, выплат и иных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".

В соответствии со статьей 2 указанного Закона, источником финансирования мер социальной поддержки в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является бюджет автономного округа.

Финансирование мер социальной поддержки в виде компенсации, пособия, выплаты осуществляется с учетом расходов на непосредственное предоставление компенсации, пособия, выплаты и расходов, связанных с их предоставлением. Предельные размеры расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде компенсации, пособия, выплаты, устанавливаются Правительством автономного округа.

В соответствии со статьей 2 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре", порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно п. 1. ч. 3 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2004 года N 45-оз, многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.

Многодетным семьям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами). ежемесячная денежная выплата на проезд в следующих размерах: 592 рубля на каждого ребенка дошкольного возраста до его поступления в первый класс общеобразовательной организации;

Статья 3.2 данного Закона предусматривает основания для отказа в предоставлении пособий, выплат и мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, пособия, выплаты и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, не назначаются: родителям (законным представителям) ребенка (детей), выехавшим совместно с ним на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; при отсутствии права на получение пособий, выплат и мер социальной поддержки;

Источником финансирования мер социальной поддержки в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является бюджет автономного округа. Финансирование мер социальной поддержки в виде компенсации, пособия, выплаты осуществляется с учетом расходов на непосредственное предоставление компенсации, пособия, выплаты и расходов, связанных с их предоставлением. Предельные размеры расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде компенсации, пособия, выплаты, устанавливаются Правительством автономного округа (ст. 6 Закона).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п "О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" утвержден Порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, Приложение 1 к Постановлению (далее - Порядок).

Согласно пункта 34 данного Порядка, выплата ежемесячных пособий прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: выезд граждан, имеющих детей, на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

В пункте 35 Порядка, в редакции, действующей в период выезда ответчика за пределы за пределы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предусмотрена обязанность гражданина при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия и выплаты, не позднее чем в пятидневный срок сообщить об этом в письменном виде органу, назначившему пособие или выплату. Ежемесячная выплата пособий прекращается с первого числа, следующего за месяцем утраты права на него (п. 36).

На основании п. 40. Порядка, пособия, излишне выплаченные гражданам вследствие их злоупотребления (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на назначение, размер пособий), возмещаются получателем в добровольном порядке, а в случае спора - взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 41 Порядка, управление социальной защиты населения по месту жительства граждан вправе осуществлять проверку сведений, содержащихся в документах, представленных гражданами, имеющими детей.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п "О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" утвержден Порядок выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, Приложение 3 (далее Порядок).

В силу п. 13. указанного Порядка, в автономном округе предоставляются следующие меры социальной поддержки многодетным семьям: компенсация в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива в жилые помещения с печным отоплением);

Компенсация в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива в жилые помещения с печным отоплением)) предоставляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2008 года N 4-п "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (п. 14).

В соответствии с п. 23. Порядка, в редакции, действующей в период выезда ответчика за пределы за пределы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых многодетной семье, заявитель обязан не позднее чем в пятидневный срок сообщить об этом в Управление социальной защиты населения по месту жительства. Управление социальной защиты населения вправе осуществлять проверку сведений, содержащихся в представленных документах (п. 24).

Таким образом, из системного толкования действующего законодательства, как федерального, так и регионального, следует, что именно на получателя пособий возложена обязанность по своевременному извещению органов, назначающих пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплату данных пособий гражданам, имеющим детей.

В то время как органы, назначающие пособия гражданам, вправе осуществлять проверку сведений, содержащихся в документах, представленных гражданами, имеющими детей, но обязанности проводить проверку достоверности данных сведений действующим законодательствам на эти органы не возложена.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГПетрова О.В., адрес: <адрес><адрес> обратилась в Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», филиал в городе Мегионе, с заявлением о назначении пособий гражданам, имеющим детей, из средств бюджета автономного округа, а именно единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей (ФИО3), ежемесячное пособие многодетной семье (Ф, ФИО2, ФИО3), компенсация в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг на 4 человек, с предоставлением лично документов о совместном проживании ребенка (детей) с заявителем.

Согласно данного заявления, Петрова О.В. подтверждает, что вся предоставленная информация является достоверной и точной. Обязуется своевременно сообщить обо всех обстоятельствах, влияющих на предоставление мер социальной поддержки. Она несет ответственность, в соответствии с действующим законодательством, за предоставление заведомо ложных или неполных сведений, которые могут послужить поводом для прекращения назначенных мер социальной поддержки. О периодах назначения мер социальной поддержки проинформирована. Данное заявление от ДД.ММ.ГГГГ содержит собственноручную подпись Петровой О.В. (л.д. 10-11).

Из копии паспорта Петровой О.В. следует, что она зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ: <адрес>, <адрес> (л.д. 8-9).

Согласно выписок из приказов от ДД.ММ.ГГГГ, решений от ДД.ММ.ГГГГ Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», филиал в городе Мегионе, Петровой О.В. назначены ежемесячные пособия на ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 432 руб. в месяц на каждого (л.д. 12-17).

Решением о назначении от ДД.ММ.ГГГГ Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», филиал в городе Мегионе, Петровой О.В. предоставлена компенсация расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1896,2 руб., согласно справки (л.д. 18, включая оборот).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», филиал в городе Мегионе, выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг Петровой О.В. приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с наличием задолженности за ЖКУ (л.д.19).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», филиал в городе Мегионе, выплата компенсации за коммунальные услуги прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с непогашением задолженности по ЖКУ (л.д. 20).

Согласно решения о назначении от ДД.ММ.ГГГГ Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», филиал в городе Мегионе, Петровой О.В. назначено пособие (компенсация) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 592 руб. на ФИО3 (л.д. 21).

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 421-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018- 2025 годы и на период до 2030 года», который определяет механизм предоставления единовременной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 1 января 1993 года по 31 декабря 2017 года, на территории автономного округа, имеющим место жительства в автономном округе, ответчику в беззаявительном порядке в январе 2018 г. произведена единовременная денежная выплата в размере 15 000 рублей, что ответчиком не оспаривается.

Согласно адресной справки отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Мегиону от ДД.ММ.ГГГГ, Петрова О.В. снята с регистрационного учета в г. Мегионе ДД.ММ.ГГГГ и убыла к месту жительства в <адрес>., поступившей в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», филиал в городе Мегионе, Петровой О.В. прекращена выплата компенсации ЕДВ на проезд многодетной семьи (беззаявительно) с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выездом из населенного пункта (л.д. 24).

ДД.ММ.ГГГГ- истцом в адрес Петровой О.В. направлено письмо о необходимости возмещения излишне выплаченной суммы 86 058,81 руб., включая ежемесячное пособие многодетным семьям в размере 52 896 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 16 386,81 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, единовременную выплату в размере 15 000 руб., за январь 2018 г., ежемесячная денежная выплата на проезд детям из многодетной семьи в размере 1776 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца, а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , получатель Петрова О.В., письмо ответчиком получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с настоящим иском (л.д. 3-7).

Таким образом, истец обосновывает свои требования тем, что обязанность по извещению КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в г. Мегионе о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение выплат ответчик не исполнила, в силу чего, без установленных законом, иными правовыми актами или сделок оснований, получил от истца необоснованное обогащение, в виде излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия многодетным семьям, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 058,81 руб., что подтверждается информацией о выплатах и расчетом истца (л.д. 26, 30).

До настоящего времени ответчиком указанная сумма в добровольном порядке не погашена.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также то обстоятельство, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.

Учитывая, что Петрова О.В., не исполнила обязанность по извещению КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в г. Мегионе о факте выезда на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а именно, на нее, как получателя услуг, законом возложена данная обязанность, иного не доказано, суд приходит к выводу, что ответчик неосновательно обогатилась за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, то есть, ей приобретено имущество, в виде излишне выплаченных сумм, как многодетной семье, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 058,81 руб., без установленных законом оснований, принимая, во внимание, что данные выплаты предназначены только для жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в то время как в указанный период времени ответчик, вместе с детьми, жителем данного субъекта не являлась, постоянно проживая на территории другого субъекта, а именно, на территории Пермского края, что Петровой О.В. не оспаривается.

Согласно справкам из МАДОУ «Детский сад «Город мастеров» г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, ,, представленным ответчиком, дочь Петровой О.В.ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ посещала МАДОУ «Детский сад «Город мастеров» г. Перми, форма обучения очная, произведена оплата родительской платы за период 2016-2018 г. в сумме 21 330,12 руб., сын ответчика ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ посещал МАДОУ «Детский сад «Город мастеров» г. Перми, форма обучения очная, произведена оплата родительской платы за период 2016-2020 г. в сумме 25 792,52 руб.

Согласно адресной справки Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю Петрова О.В., зарегистрирована по месту жительства: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Таким образом, недобросовестность ответчика нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания, поскольку ответчик, будучи уведомленной о том, что указанные выше выплаты предназначены только для жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имея обязанность своевременно сообщить обо всех обстоятельствах, влияющих на предоставление мер социальной поддержки, предупрежденная, что она несет ответственность, в соответствии с действующим законодательством, за предоставление заведомо ложных или неполных сведений, которые могут послужить поводом для прекращения назначенных мер социальной поддержки, не сообщила в установленные сроки о выезде с ДД.ММ.ГГГГ за предела Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и переезде на территорию другого субъекта.

Помимо того, недобросовестность ответчика подтверждается и представленными ответчиком справками из МАДОУ «Детский сад «Город мастеров» г. Перми, согласно которым, дети ответчика с 2014 года не проживали на территории Ханты-Мансийского автономного округа– Югры, поскольку дочь ответчика посещала МАДОУ «Детский сад «Город мастеров» г. Перми с 2014 г., а сын ответчика – с 2016 г., несмотря на то, что выплаты пособий, как меры дополнительной социальной поддержки многодетным семьям, на территории Ханты-Мансийского автономного округа– Югры, предусмотрены при совместном проживании родителя, как законного представителя, совместно с детьми на территории данного субъекта.

Таким образом, доводы истца о том, что ответчик необоснованно обогатилась, действуя недобросовестно, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждаются материалами дела, ответчиком доказательств иного не представлено.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства, данные выплаты, как меры дополнительной социальной поддержки многодетным семьям, предусмотрены для граждан, проживающих на территории конкретного субъекта, а именно, Ханты-Мансийского автономного округа– Югры, за счет бюджета данного субъекта, в связи с чем, оснований производить указанные выплаты гражданам, проживающим на территории иных субъектов, не имеется.

Доводы представителя Петровой О.В. о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ, спорная денежная сумма не может быть с нее взыскана, судом приняты, во внимание, быть не могут, учитывая, что судом в ходе судебного разбирательства установлена недобросовестность со стороны ответчика, как получателя денежных средств, кроме этого, выплачиваемые денежные средства, не являются средствами к существованию, поскольку выплачиваются как меры дополнительной социальной поддержки многодетной семье, на территории Ханты-Мансийского автономного округа– Югры.

Доводы представителя ответчика о том, что на территории Пермского края ответчик в спорный период аналогичные выплаты не получала, судом не могут быть приняты, во внимание, как не обоснованные, не имеющие правового значения.

Ответчиком заявлено о пропуске исковой давности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Истечение срока исковой давности, о которой заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием для отказа в иске (статья 199 ГК РФ)

Как установлено пунктами 1, 2 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Данная норма подлежит применению к спору о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения. Так как обязательство по возврату денежных средств, в данном случае, отсутствует, срок исковой давности исчисляется с момента, когда истец узнал о необоснованном перечислении денежных средств ответчику.

Срок давности по искам о просроченных повременных платежах исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Применение судом исковой давности по заявлению стороны в споре направлено на сохранение стабильности гражданского оборота и защищает его участников от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Положения гражданского законодательства, определяющие начало течения срока исковой давности, сформулированы таким образом, что наделяют суд необходимыми дискреционными полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности, исходя из фактических обстоятельств дела.

Таким образом, при разрешении вопроса о том, когда истец узнал либо должен был узнать о нарушении своего права, следует исходить из существа заявленного требования, а также фактических обстоятельств, на которых оно основано.

При этом заблуждение стороны спора относительно порядка применения соответствующих норм права не может служить основанием для изменения порядка исчисления срока исковой давности.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных пособий в том месяце, когда выплата пособия за данный месяц уже произведена, удержание излишне выплаченного пособия, в соответствии с нормами ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" за этот месяц не производится. То есть, в этом случае право на получение ежемесячных пособий у получателей пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Следовательно, наступление обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, влечет перерасчет выплаченных сумм пособия уже в текущем месяце.

Указанная обязанность получателей пособия корреспондирует с правом органов, осуществляющих назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, проводить выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи (ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона).

Кроме того, в соответствии с п. 84 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, при переезде лиц, имеющих право на получение пособий, на новое место жительства органы социальной защиты населения по прежнему месту жительства по запросу органов социальной защиты населения по новому месту жительства пересылают документы, содержащие сведения о размерах установленных пособий, с отметкой о произведенных выплатах, подписанные руководителем соответствующего органа социальной защиты населения и заверенные печатью. Копии указанных документов остаются в органах социальной защиты населения по прежнему месту жительства лиц, имеющих право на получение пособий. В указанных случаях, как переплата, так и задолженность, указанные в документах, учитываются при дальнейших расчетах пособий по новому месту жительства.

Сведения о смене ответчиком места жительства получены истцом ДД.ММ.ГГГГ, в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку действующим законодательством предусмотрено право, а не обязанность истца, осуществлять проверку сведений, содержащихся в документах, представленных гражданами, имеющими детей, обязанности по контролю за достоверностью указанных сведений, на истца действующим законодательством не возложено, о нарушении своих прав истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, согласно адресной справки отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Мегиону (л.д. 23), следовательно, течение срока исковой давности началось с ДД.ММ.ГГГГ и по общему правилу, предусмотренному ст. 196 ГК РФ, окончание срока приходится на ДД.ММ.ГГГГ.

С данным иском, истец ГУ Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Мегионе обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истец обратился в суд с иском в пределах срока исковой давности, в связи с чем, ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности, по требованиям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

Таким образом, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, требования действующего законодательства, фактические обстоятельства, принимая, во внимание, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переплата сумм пособий произошла по вине ответчика, так как Петровой О.В. не было своевременно сообщено о факте выезда на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суд, считает иск подлежащим удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в бюджет Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Мегионе с Петровой О. В. подлежат взысканию излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия многодетным семьям в размере 54 672 руб., компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 16 386,81 руб., единовременная выплата в размере 15 000 руб.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 781,76 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать в бюджет Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Мегионе с Петровой О. В. излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия многодетным семьям в размере 54 672 руб., компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 16 386,81 руб., единовременную выплату в размере 15 000 руб.

Взыскать с Петровой О. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 781,76 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья М.А.Запара