ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3446/2015 от 12.10.2015 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

<данные изъяты>

Дело № 2-3446/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2015 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,

при секретаре – Яцук Е.А.,

с участием представителя административного истца – Шмаковой А.П., представителя административного ответчика – Дмитренко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по административному иску Михальчука Г.В. к Главному специалисту отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя Похмурову Е.А., заинтересованное лицо – Управление земельного контроля города Севастополя, об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

04.08.2015 года представитель административного истца обратилась в суд с заявление об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, просит признать незаконными действия главного специалиста отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя Похмурова Е.А. при проведении 26.06.2015 года проверки соблюдения требований земельного законодательства по адресу: <адрес> в отношении Михальчука Г.В.; признать незаконными акт проверки Управления земельного контроля города Севастополя от 13.07.2015 года №ПР130715063ФЛ и предписание Управления земельного контроля города Севастополя от 15.07.2015 года №УП1500715026ФЛ об устранении земельного правонарушения в отношении Михальчука Г.В..

Заявление мотивировано тем, что 26.06.2015 года главным специалистом отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя Похмуровым Е.А. была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем Михальчуку Г.В. В результате проверки были выявлены факты, свидетельствующие о наличии в действиях Михальчука Г.В. признаков состава административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.8 КоАП РФ и ст. 7.1 КоАП РФ, выдано предписание об устранении выявленных нарушений. С результатами проведенной проверки, а также актом проверки от 13.07.2015 года №ПР130715063ФЛ и предписанием №УП150715026ФЛ от 15.07.2015 года Михальчук Г.В. не согласен, считает действия главного специалиста отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя Похмурова Е.А. по проведению проверки и составленные по результатам проверки документы незаконными, противоречащими требованию законодательства, в связи с чем вынужден был обратиться в суд. Как указывает в административном иске представитель административного истца земельный участок принадлежит истцу на основании государственного акта на право собственности на земельный участок. 20.07.2009 года было дано разрешение на строительство жилого дома по <адрес> в <адрес> согласно проекта и выдан сертификат соответствия на основании акта готовности объекта к эксплуатации, данные документы не отменены. Каких-либо заявлений в органы надзора о допущенных нарушениях со стороны Михальчука Г.В. не поступало; порядок и форма актов административного обследования установлена в специальном порядке Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года №251 и как следует из акта проверки и предписания, административного обследования объекта не производилось. При таких обстоятельствах, по мнению истца, законных оснований для проведения проверки у главного специалиста проверок Управления земельного контроля города Севастополя не имелось, в связи с чем проведенная проверка является незаконной.

Административный истец в судебное заседание лично не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного истца в судебном заседании исковое заявление поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал в полном объеме, предоставил суду возражение на иск, в которых указал, что проверка была проведена в соответствии с действующим законодательством, Михальчук Г.В. о проверке был уведомлен надлежащим образом, оснований для отложения проверки не имелось.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> ранее присвоенный кадастровый , площадью 800 м.кв.; целевое назначение (использование) – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, принадлежит и используется административному истцу по делу – Михальчуку Г.В., в соответствии с государственным актом на право собственности на земельный участок серии от 13.01.2006 года (л.д. 20).

26.06.2015 года главным специалистом отдела земельного контроля Управления земельного контроля города Севастополя Похмуровым Е.А. была проведена проверка в отношении Михальчука Г.В., по результатам которой был оформлен акт проверки №ПР13075063ФЛ (л.д. 12-16).

Согласно указанного акта проверки на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем Михальчуку Г.В. находится многоквартирный жилой дом, этажностью в четыре надземных этажа, состоящий из шестнадцати самостоятельных объектов недвижимости, а именно: восьми гаражей и восьми квартир. Кроме того проверкой установлено, что Михальчук Г.В. фактически увеличил площадь, находящегося в его пользовании земельного участка на 281 кв.м. за счет самовольного занятия земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя.

По результатам проведенной проверки Михальчуку Г.В. выдано предписание от 15.07.2015 года и указано в срок до 10 августа 2015 года устранить допущенные нарушения (л.д. 10-11).

В соответствии с основными задачами, установленными Законом города Севастополя от 26.02.2015 года №119-ЗС «О земельном контроле города Севастополя» (далее – Закон), Управление земельного контроля города Севастополя (далее Управление) осуществляет функции по проверки соблюдения правообладателями земельных участков установленного порядка использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием; проверке соблюдения Правил землепользования и застройки города Севастополя, в том числе в части соблюдения установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков; проверке соблюдения правообладателями земельных участков сроков освоения земельных участков, установленных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя или договором аренды земельных участков; проверке законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на земельные участки, а также иные функции.

Кроме того, в соответствии с п. 10.1. Положения об Управлении, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 343-ПП, задачами Управления являются обеспечение соблюдения всеми Физическими, юридическими, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства в целях законного, рационального и эффективного использования земель на территории города Севастополя, предупреждение и выявление нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя; пресечение и устранение нарушений земельного законодательства на территории горда Севастополя.

деятельность Управления по регулированию отношений в области организации проверок надлежащего использования земель всех видов собственности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности в сфере землепользования и реализации своих прав на землю регламентирована административным регламентом (далее - Регламент) утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 345-ПП.

В соответствии сп. 1.3.1. Регламента земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю, а также в иных, предусмотренных законодательством формах, и в порядке, определенном статьей 72 Земельного Кодекса РФ, Федеральным Законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом города Севастополя «О земельном контроле города Севастополя» от 25 февраля 2015 года № 119-ЗС и настоящим Регламентом.

Кроме того, в соответствии с п. 1.3.3. Регламента предметом земельного контроля является:

проверка соблюдения правообладателями земельных участков установленного порядка использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием;

- проверка соблюдения Правил землепользования и застройки города Севастополя, в том числе в части соблюдения установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков;

- проверка соблюдения правообладателями земельных участков сроков освоения земельных участков, установленных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя или договором аренды земельных участков;

- проверка законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на земельные участки;

- проверка соблюдения правообладателями земельных участков публичных сервитутов;

- проверка соблюдения правообладателями земельных участков порядка передачи прав и обязанностей землепользователей;

- проверка исполнения правообладателями земельных участков предписаний по вопросам земельного законодательства, вынесенных компетентными органами;

- проверка соблюдения правообладателями земельных участков и другими лицами иных требований, установленных действующим законодательством в области использования земель, за нарушение которых федеральным законодательством, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.

В соответствии с п. 3.2.2. Регламента должностные лица Управления, непосредственно обнаружившие признаки нарушения земельного законодательства или нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами Севастополя, а также по поручению начальника Управления, выданного на основании обращения физических и юридических лиц, составляют отчет об осмотре земельного участка, строения, сооружения по форме, указанной в приложении № 1 к Регламенту.

Указанный отчет является документом информативного характера, в котором описываются обстоятельства, свидетельствующие о правонарушении, которые могут быть установлены при внешнем визуальном осмотре.

В соответствии с п. 1.1. Положения об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2015 № 201 (далее - Положение), функциями Севреестра являются, осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказания государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора.

Кроме того, в соответствии с п. 2.2. Положения основными задачами Севреестра являются, реализация государственной политики в сфере государственного земельного надзора, государственного мониторинга земель, землеустройства.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что Управление осуществляет в рамках своей компетенции государственный земельный контроль, а не надзор.

Согласно вышеуказанного положения функции по государственному земельному надзору возложены на Севреестр.

П.1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентирует порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).

Суд принимает во внимание доводы ответчика, что ссылка истца на вышеуказанный закон не состоятельна, поскольку согласно материалов дела проверка проводилась в отношении физического лица – Михальчука Г.В.. Пункт 1 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений утвержденный Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 устанавливает порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации.

Так административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - Должностные лица).

Таким образом, ссылка представителя истца на Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», является несостоятельной и не может быть применена, поскольку данный Порядок регламентирует действия должностных лиц государственного земельного надзора, функции по которому возложены на Севреестр.

В соответствии с п. 3.2.1. Регламента Управление осуществляет сбор графических и семантических материалов на земельный участок и располагающиеся на нем строения, сооружения, в соответствии с задачами будущей проверки, а также собирает информацию о его пользователях, собственниках, арендаторах в рамках действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с п. 3.2.2. Регламента должностные лица Управления, непосредственно обнаружившие признаки нарушения земельного законодательства или нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами Севастополя, а также по поручению начальника Управления, выданного на основании обращения физических и юридических лиц, составляют отчет об осмотре земельного участка, строения, сооружения по Форме, указанной в приложении № 1 к Регламенту.

Указанный отчет является документом информативного характера, в котором описываются обстоятельства, свидетельствующие о правонарушении, которые могут быть установлены при внешнем визуальном осмотре.

Так при осмотре земельного участка, строения, сооружения расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 0,0799 га, должностным лицом Управления был составлен отчет № ОТ-ОООЗ/Об-15 от 11.06.2015, согласно которому на земельном участке находится четырехэтажный капитальный объект, завершенный строительством (л.д. 101).

Согласно п. 3.5.3. Регламента основанием для начала проведения внеплановой выездной проверки физических лиц, является:

- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами;

- поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащие информацию о фактах нарушения земельного законодательства, либо о фактах возникновения угрозы причинения вреда, (причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- обнаруженные должностными лицами Управления факты нарушения земельного законодательства, нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами Севастополя и зафиксированные в порядке п.п. 3.2.2, 3.2.3. настоящего Регламента;

В соответствии с п. 1.7.1. Регламента результатом исполнения функции земельного контроля является акт проверки, в который включаются выявленные признаки нарушений земельного законодательства или устанавливается отсутствие таких признаков.

В соответствии с п. 3.5.9. Регламента события (юридические факты) являющиеся основанием для проведения проверки соблюдения земельного законодательства физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей):

- обращение (заявление) гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, акт осмотра земельного участка;

- приказ о проведении проверки, подписанный начальником Управления;

уведомление о проведении проверки соблюдения земельного законодательства;

- документ, подтверждающий соответствующие полномочия должностного лица на проведение проверки соблюдения земельного законодательства;

- материалы дела по объекту недвижимости (при наличии).

В соответствии с п. 3.2.4 Регламента 17.06.2015 начальником Управления был издан приказ № ПР170615053ФЛ «О проведении внеплановой выездной проверки физического лица» с 23.06.2015 по 13.07.2015 (л.д. 17).

Основанием для вынесением приказа от 17.06.2015 № ПР170615053ФЛ и проведением проверки в отношении - Михальчука Г.В. послужили нарушения изложенные в отчете № ОТ-ОООЗ/Об-15 от 11.06.2015 года.

В соответствии с п. 3.5.6 Регламента о проведении внеплановой выездной проверки физическое лицо уведомляется Управлением, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом за исключением внеплановой выездной проверки вызванной причинением или возможным причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

При необходимости уведомление о проведении внеплановой проверки может быть произведено с указанием конкретного перечня документации, необходимой при проведении проверки.

С целью надлежащего уведомления Михальчука Г.В. о предстоящей проверке, 19.06.2015 Управлением заказным почтовым отправление с уведомлением о вручении было направлено уведомление о проведении проверки физического лица № УВ1806150333К от 18.06.2015 (л.д. 18), о чем свидетельствует квитанция об отправке и оттиск календарного штемпеля почтового отделения.

Согласно почтовому уведомлению о вручении от 22.06.2015 супругой Михальчука Г.В. было получено вышеуказанное уведомление о проведении проверки физического лица № УВ1806150333К от 18.06.2015 (л.д. 19).

Таким образом, из материалов дела усматривается, Михальчук Г.В. надлежащем образом был извещен о проведении проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

25.06.2015 в адрес Управления земельного контроля города Севастополя (поступило обращение Михальчука Г.В. относительно переноса внеплановой плановой проверки соблюдения земельного законодательства при застройке земельного участка по адресу: <адрес> с 26.06.2015 на 27.07.2015 года.

В соответствии с Законом города Севастополя от 26.02.2015 № 119-ЗС «О земельном контроле города Севастополя», земельный контроль на территории города Севастополя осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю.

Порядок осуществления земельного контроля, проведения проверок использования земель, сроки и последовательность действий должностных лиц Управления при осуществлении земельного контроля определяются Административным регламентом исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функции по осуществлению земельного контроля, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя № 345-ПП от 28.04.2015 (далее - Регламент), в соответствии с которым юридическим фактом (основанием) для проведения проверки соблюдения земельного законодательства физическими лицами являются, в том числе, приказ и уведомление о проведении проверки.

В соответствии с п. 1.5.3. Регламента установлено, что должностные лица Управления обязаны проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с приказом о назначении проверки, а собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны по требованию специалистов предъявлять документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки, не препятствовать специалистам при проведении проверок и выполнять предписания об устранении земельного правонарушения.

При этом, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, допустившие нарушение данного Регламента, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, а также не исполняющие в установленный срок предписания Управления, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

15.07.2015 (исх. 1421/59-01-10/07-15) в адрес заявителя - Михальчука Г.В. Управлением было направлено соответствующие письмо, в котором сообщалось, что предоставленные фотокопии бессрочной справки о третей группе инвалидности от 22.01.2010 года и результатов осмотра офтальмологом от 25.06.15, не могут послужить основанием для согласования другой даты проведения проверки, другие доказательства уважительности причин невозможности явки на проверку не предоставлены.

Таким образом, действия главного специалиста отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя Похмурова Е.А. при проведении 26.06.2015 года проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Михальчука Г.В. и акт по результатам данной проверки являются законными, обоснованными и вынесенными в рамках компетенции указанного должностного лица, в связи с чем суд считает исковые требования Михальчука Г.В. не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 218-228 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Михальчука Г.В. к Главному специалисту отдела проверок Управления земельного контроля города Севастополя Похмурову Е.А., заинтересованное лицо – Управление земельного контроля города Севастополя, об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.10.2015 года.

Председательствующий – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>