Дело № 2-344/2022
54RS0003-01-2021-004531-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года город Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
судьи Хромовой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Захаровым А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ж.В.П. к АО «ФПК» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Ж.В.П. обратилась в суд с иском к АО «ФПК» о защите прав потребителя.
В обоснование иска указано, что 18.08.2018 между истцом и ответчиком был заключен договор перевозки пассажира, по которому ответчик обязался перевезти ее как потребителя - пассажира по маршруту «Новосибирск - Москва» (поезд __).
Истцу ответчик оформил электронный билет __.
Цена договора составила 4422,50 рублей.
По договору ответчик обязался осуществить отправление поезда из Новосибирска 28.09.2018 в 10.04.
Однако ответчик данное свое обязательство не исполнил, отправление поезда было существенно задержано, более чем на 10 часов.
Вследствие указанных обстоятельств истец была вынуждена отказаться от поездки по договору, возвратив указанный билет, также возвратив другие билеты на связанные с поездкой поезда. То есть общий план поездки истца был сорван по вине ответчика.
После выявления указанного нарушения потребительских прав истец в целях защиты своих прав как потребителя в рамках досудебного урегулирования спора обратилась к ответчику с письменной мотивированной претензией, в том числе с требованием компенсировать моральный вред вследствие указанного нарушения потребительских прав.
Ответчик претензию получил.
Ответчик не предоставил письменный ответ на претензию, изложенные в ней требования добровольно не удовлетворил до настоящего времени ни полностью, ни в части.
Следствием указанного нарушения ответчиком прав истца как потребителя стало причинение морального вреда, выражающегося в следующем.
Ответчик, будучи крупной коммерческой организацией, пользуясь своим привилегированным положением над истцом как потребителем, крайне недобросовестно проявил свое отношение к истцу - она, будучи добросовестным потребителем, надеялась в установленный договором срок выехать из Новосибирска в Москву, чтобы впоследствии успеть на связанные поезда и добраться до места назначения. Однако ответчик существенно задержал срок отправления поезда из Новосибирска, не проинформировал истца о задержке поезда, чем причинил ей физические и нравственные страдания. Общий план поездки истца был сорван по вине ответчика.
Полагает, если суд установит факт указанного нарушения ответчиком ее прав как потребителя, то справедливой денежной компенсацией морального вреда за это нарушение будет являться сумма в 100 000 рублей.
За задержку отправления поезда вследствие его опоздания более чем на 10 часов ответчик обязан выплатить ей штраф в размере 30% стоимости проезда, а именно – 1326,75 рублей.
Вследствие допущенного указанного нарушения потребительских прав 28.09.2018 истец направила ответчику претензию.
Расходы на составление и направление претензии в сумме 10176 рублей ответчик обязан ей возместить.
Истцом в адрес ответчика 28.09.2018 была направлена претензия, в которой она истребовала возмещение убытков.
Претензия направлена ответчику по почте и получена ответчиком 03.10.2018. Ответ на претензию не был предоставлен.
В установленный законом срок ответчик в добровольном порядке требование не удовлетворил.
Получается, что ответчиком допущено нарушение потребительского права на удовлетворение претензионного требования о возмещении убытков в установленный законом срок и на предоставление ответа на претензию от 28.09.2018.
Таким образом, по указанному нарушению ответчика надлежит обязать предоставить истцу ответ на претензию.
Также в данном случае следует присудить ко взысканию судебную неустойку на случай не исполнения решения суда в этой части.
Полагает, если суд установит факт нарушения потребительского права на удовлетворение претензионного требования о возмещении убытков в установленный законом срок и на предоставление ответа на претензию от 28.09.2018, то справедливой денежной компенсацией морального вреда за это нарушение будет являться сумма в 20000 рублей.
Помимо этого, вследствие нарушения срока удовлетворения требования о возмещении убытков ответчик обязан выплатить истцу неустойку. Претензия получена ответчиком 03.10.2018.
Соответственно, 10-дневный срок для удовлетворения требований истёк 15.10.2018. Ответ на претензию не был предоставлен. В установленный законом срок ответчик в добровольном порядке требование не удовлетворил ни полностью, ни в части. Убытки не возмещены ответчиком по настоящее время.
С ответчика подлежит взысканию неустойка в размере 3% цены оказания услуги за каждый день просрочки удовлетворения указанного претензионного требования.
Размер подлежащей ко взысканию с ответчика неустойки составляет 4422,50 рублей.
В претензии ответчику от 28.09.2018 содержался запрос о предоставления истцу сведений относительно ее персональных данных.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных вправе получить от оператора персональных данных следующие сведения:
подтверждение факта обработки персональных данных истца организацией;
сведения о лицах (за исключением работников организации), которые имеют доступ к персональным данным истца или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с организацией или на основании федерального закона;
обрабатываемые персональные данные истца, источник их получения;
информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче персональных данных истца:
наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных истца по поручению организации, если обработка поручена или будет поручена такому лицу.
Ответчик, получив запрос, не направил ответ на запрос, в добровольном порядке требования в части персональных данных, изложенные в запросе, не удовлетворил.
Тем самым понудить ответчика удовлетворить данные требования возможно только в судебном порядке.
Также в данном случае следует присудить ко взысканию судебную неустойку на случай не исполнения решения суда в этой части.
На основании изложенного истец просит суд (с учетом уточнения исковых требований):
Взыскать с ответчика в пользу истца за установленный факт нарушения прав как потребителя на качество услуг, на информацию об услугах, на оказание услуг в установленный договором срок компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф за задержку (опоздание) поезда в размере 1857,45 рублей, в качестве возмещения убытков в виде расходов на юридические услуги, канцелярские действия, почтовые расходы сумму денежных средств в размере 10176 рублей.
Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не удовлетворении претензионного требования истца о возмещении убытков в установленный законом срок.
Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не предоставлении ответа на претензию от 28.09.2018.
Обязать ответчика в течение 10 дней после вступления решения (принятого по результатам рассмотрения настоящего иска) в законную силу предоставить истцу ответ на претензию от 28.09.2018.
В случае удовлетворения иска об обязании предоставить ответ на претензию в указанной части присудить взыскать с ответчика судебную неустойку в случае неисполнении решения суда в данной части в размере 300 рублей за каждый день не исполнения решения после окончания установленного судом срока исполнения решения в указанной части.
Взыскать с ответчика в пользу истца за установленный факт нарушения моего права как потребителя на удовлетворение претензионного требования о возмещении убытков в установленный законом срок и на предоставление ответа на претензию от 28.09.2018. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, в качестве неустойки за просрочку претензионного требования о возмещении убытков сумму денежных средств в размере 4422,50 рублей.
Признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению в установленный законом срок ответа на запрос о предоставлении сведений в силу ч. 7 ст. 14 Федерального закона «О персональных данных», изложенный в претензии от 28.09.2018.
Обязать ответчика в течение 10 дней после вступления решения (принятого по результатам рассмотрения настоящего иска) в законную силу предоставить ответ на запрос о предоставлении сведений в силу ч. 7 ст. 14 Федерального закона «О персональных данных», изложенный в претензии от 28.09.2018.
Обязать ответчика в течение 10 дней после вступления решения (принятого по результатам рассмотрения настоящего иска) в законную силу предоставить истцу следующие сведения:
подтверждение факта обработки ее персональных данных ответчиком;
правовые основания и цели обработки ее персональных данных ответчиком;
цели и применяемые организацией способы обработки ее персональных данных;
наименование и место нахождения организации, сведения о лицах (за исключением работников ответчика), которые имеют доступ к ее персональным данным или которым могут быть раскрыты ее персональные данные на основании договора с ответчиком или на основании федерального закона;
обрабатываемые ее персональные данные (в том числе биометрические персональные данные, а также персональные данные, связанные со взаимодействием ее и ответчика в электронном виде, в частности ее IP-адреса статические и динамические), источник их получения (просит указать и предоставить все непосредственные ее персональные данные, которые обрабатываются ответчиком);
сроки обработки ответчиком ее персональных данных, в том числе сроки их хранения:
порядок осуществления ее как субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных», в отношении ответчика как оператора ее персональных данных;
информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче ее персональных данных;
наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ее персональных данных по поручению ответчика, если обработка поручена или будем поручена такому лицу.
В случае удовлетворения иска об обязании предоставить ответ на запрос в указанной части присудить взыскать с ответчика судебную неустойку в случае неисполнении решения суда в данной части в размере 300 рублей за каждый день не исполнения решения после окончания установленного судом срока исполнения решения в указанной части.
В случае удовлетворения иска об обязании предоставить сведения в указанной части присудить взыскать с ответчика судебную неустойку в случае неисполнении решения суда в данной части в размере 500 рублей за каждый день неисполнения решения после окончания установленного судом срока исполнения решения в указанной части.
Взыскать с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда за нарушение права на информацию о ее персональных данных сумму денежных средств в размере 100000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, извещен.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика АО «ФПК» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что вины ответчика нет, препятствовали обстоятельства непреодолимой силы, был сход вагона, ответчик не отказывался от исполнения условий договора, истец сам отказался от перевозки.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по мотивам, изложенным в отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с данной нормой гражданские права и обязанности так возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Пунктом 2 статьи 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Согласно статье 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых не предусмотрено предоставление пассажиру отдельного места), их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить ..., при сдаче багажа - его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.
Договор также может быть расторгнут путем одностороннего отказа одной из сторон от его исполнения в тех случаях, когда такой отказе допускается ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами и соглашением сторон (п. 2 ст. 310, ст. 450.1 ГК РФ).
Ж.В.П. приобрела электронный билет __ на железнодорожную перевозку поездом __ сообщением «Владивосток-Москва» отправлением 28.09.2018 по маршруту «Новосибирск-Москва».
Однако, отправление со станции Новосибирск данного поезда было задержано примерно на +10 часов из-за опоздания в пути следования.. Причиной опоздания прибытия на станцию Новосибирск данного пассажирского поезда в пути следования послужил сход вагонов из-за нарушения безопасности движения поездов на Забайкальской железной дороге, что подтверждается справкой от 11.10.2018 __ Филиала ОАО «РЖД» Забайкальской железной дороги.
АО «ФПК» в одностороннем порядке с истцом не расторгало договор перевозки и с учетом задержки поезда не отказывалось от исполнения обязательства перевезти Ж.В.П. в пункт назначения.
Между тем, Ж.В.П. отказалась от договора перевозки, возвратив в день отъезда 28.09.2018 электронный билет __ в 13 ч. 49 мин.
Нормы статьи 83 УЖТ РФ предусматривают основания для возврата полной стоимости билета при перевозке железнодорожным транспортом. Так пассажир вправе в любой момент до отправления поезда дальнего следования вернуть билет и его полную стоимость в случае задержки его отправления.
На основании данной нормы, перевозчиком была произведена Ж.В.П. полная выплата стоимости железнодорожного билета.
Истец, выразила желание прекратить договорные отношения и расторгла договор перевозки, после чего утратила статус пассажира.
В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления поезда перевозчик обязан возвратить ему только провозную плату (п. 2 ст. 795 ГК) при условии, что он вернул проездной документ (билет) до отправления поезда (ст. 83 Устава).
После оформления вышеуказанного возврата договор перевозки считается расторгнутым.
Между тем, истец требует выплату штрафа в размере 1326,75 руб. за задержку отправления поезда вследствие его опоздания.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Положениями статьи 13 Закона "О защите прав потребителей" установлено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Пунктом 1 статьи 795 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) в виде штрафа в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если перевозчик не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения, неисправности экспортных средств, угрожающей жизни и здоровыо пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Согласно статье 110 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ) за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов ... за каждый час задержки, но не более чем в размере ..., если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.
Порядок уплаты штрафа определяется правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пассажир также вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков в порядке, установленном - законодательством РФ.
Доказательств возникновения убытков (по утверждению истца, она была вынуждена отказаться не только от данной поездки, но и, возвратив билеты на связанные с поездкой поезда, общий план поездки был сорван) в материалы дела истцом не представлено.
Согласно абзацу двадцать седьмому статьи 2 УЖТ РФ пассажиром является физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира.
Перевозчиком, как указано в абзаце первом статьи 2 УЖТ РФ выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю).
На основании ст. 83 УЖТ РФ пассажир вправе получать от перевозчика полную ... за непроследованное расстояние независимого от срока ... документа (билета) до отправления поезда в случае отмены отправления поезда в случае задержки отправления поезда.
Также, согласно п. 84 Приказа Минтранса России от 19.12.2013 __ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» пассажир при возврате ... документа (билета) на поезд дальнего следования имеет право получить в билетной кассе полную ... (стоимость билета и стоимость плацкарты), сборы, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денег по ... документу (билету) при задержке отправления поезда, указанного в проездном документе (билете), со станции посадки пассажира.
Из фактических обстоятельств следует, что Ж.В.П. отказалась по своей воле от договора перевозки, возвратив в день отъезда 28.09.2018 электронный билет __ в 13 ч. 49 мин. Следовательно, после возврата железнодорожного билета (расторжения договора) ею утрачен статус пассажира.
Следовательно, у Ответчика, кроме как возврата полной стоимости билета, нет оснований для каких-либо выплат, в том числе за задержку прибытия поезда.
Статья 83 УЖТ РФ говорит, что уплату штрафа от перевозчика вправе получать только пассажир, то есть сторона договора перевозки. Однако истец, фактически не воспользовавшись услугой перевозки, не является стороной договора перевозки и не имеет статус пассажира.
В связи с чем, у ответчика нет оснований нести гражданско-правовую ответственность за задержку отправления поезда, поскольку истец не пользовалась услугой железнодорожной перевозки и ею был расторгнут договор перевозки с АО «ФПК».
Задержка поезда произошла по независящим от ответчика обстоятельствам.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Вина АО «Федеральная пассажирская компания» в опоздании поезда __ сообщением «Владивосток-Москва» на станцию Новосибирск в сутках 28.09.2018 отсутствует.
Причиной опоздания данного пассажирского поезда в пути следования послужил сход вагонов по причине нарушения безопасности движения поездов на Забайкальской железной дороге, что подтверждается справкой от 11.10.2018 __ Филиала ОАО «РЖД» Забайкальской железной дороги.
31.03.2010 между ОАО «РЖД» (Владелец инфраструктуры) и АО «ФПК» (Перевозчик) был заключен договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта пользования __
В соответствии с п. 1.1. Договора Владелец инфраструктуры обязуется оказывать Перевозчику, в том числе услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (д. услуги) для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирских поездах дальнего следования, а Перевозчик обязуется принять и оплатить указанные услуги.
В п. 1.2. Договора указано, что Владелец инфраструктуры оказывает Перевозчику услуги, подробный перечень которых указан в Приложении № 1 к Договору.
Приложение № 1 к Договору в п. 3 закрепляет, что Владелец инфраструктуры предоставляет Перевозчику услуги управления движением пассажирских поездов, включая организацию продвижения железнодорожного подвижного состава Перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим Владельцу инфраструктуры, в соответствии с условиями договора, предусмотренными для осуществления заявленной перевозки. А также обеспечивает электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицирована участках инфраструктуры.
П. 1.2.8., п. 2.1.16. Договора закрепляют, что Владелец инфраструктуры обязан предоставлять Перевозчику услуги по управлению локомотивами и по их технической эксплуатации для осуществления Перевозчиком перевозок-пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирских поездах дальнего следования.
На основании ст. 110 Федерального закона Российской Федерации «Устав железнодорожного транспорта» от 10.01.2003 № 18 ФЗ, за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой сил, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.
AO «Федеральная пассажирская компания» не несет ответственности за опоздание в сутках 28.09.2018 поезда __ сообщением «Владивосток-Москва» ввиду нижеследующего.
25 сентября 2018г. в 13 час. 21 мин. при следовании по 2-му пути перегона Куэнга - Приисковая Забайкальской железной дороги двухпутного электрифицированного участка Тарская - Куэнга Забайкальской железной дороги в поезде __ при скорости 58 км/ч в режиме тяги допущен сход 14 вагонов. Согласно техническому заключению от 06.10.2018г. и от 25.10.2018г. причиной схода вагонов явился развал груза (рельсов), перевозимого на платформах № ____, который привел к поперечному смещению центра тяжести груза вправо и сходу вагона-платформы __ из-за обезгруживания левых колес второй по ходу движения тележки вагона платформы __ в результате перекатывания их через упорную рельсовую нить с дальнейшим сходом впереди идущего вагона-платформы __ и последующему сходу 12 следующих за сцепом вагонов. Причиной развала груза послужило размещение и крепление груза на основании Непредусмотренных технических условий, утв. 17.07.2018г. актом __ Дальневосточным ТЦФТО, с нарушениями требований «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах», утв. МПС РФ от 27.05.2003г. __ в расчетах которых не были учтены все нагрузки на элементы крепления груза. В соответствии с требованиями пункта 3 «Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», утв. приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. __ данное транспортное происшествие классифицировано как крушение.
__ЗабНКИ причиной опоздания пассажирского поезда __ в пути следования является вышеуказанное крушение - сход вагонов перегона Куэнга - Приисковая.
В этой связи задержка прибытия поезда __ на станцию Новосибирск-Главный произошла не по вине перевозчика - АО «ФПК», а по независящим от него обстоятельствам, что является основанием, освобождающим его от ответственности за опоздание из пункта отправления в пункт назначения, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании штрафа и морального вреда у суда не имеется.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Из фактических обстоятельств следует, что 28 сентября 2018 г., Ж.В.П. должна была следовать поездом __ от станции Новосибирск, но она по своей воле отказалась от договора перевозки, возвратив в день отъезда электронный билет __ в 13 ч. 49 мин.
Указанную дату следует принимать за дату начала течения срока исковой давности, поскольку истец 28.09.2018 в связи с задержкой времени отправления поезда, уже знала о своем нарушенном праве.
Истцом был пропущен установленный срок, поскольку исковое заявление было подано в суд 03.10.2021.
Ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока исковой давности удовлетворению не подлежит ввиду нижеследующего.
Положения п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются, если исковое заявление возвращено заявителю по причине несоблюдения правил о форме и содержании искового заявления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве и приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 __ (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Подача Ж.В.П. 22.04.2019 г. аналогичного иска к АО «ФПК» о защите прав потребителя, не прерывает и не приостанавливает течение срока исковой давности, поскольку, указанное исковое заявление было возращено определением суда от 20.05.2019.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскать с ответчика в пользу истца за установленный факт нарушения прав как потребителя на качество услуг, на информацию об услугах, на оказание услуг в установленный договором срок компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф за задержку (опоздание) поезда в размере 1857,45 рублей, а также расходов на юридические услуги, канцелярские действия, почтовые расходы сумму денежных средств в размере 10176 рублей.
2. Также истцом заявлены требования о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не удовлетворении претензионного требования истца о возмещении убытков в установленный законом срок; о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не предоставлении ответа на претензию от 28.09.2018; обязать ответчика в течение 10 дней после вступления решения (принятого по результатам рассмотрения настоящего иска) в законную силу предоставить истцу ответ на претензию от 28.09.2018.
В случае удовлетворения иска об обязании предоставить ответ на претензию в указанной части, присудить взыскать с ответчика судебную неустойку в случае неисполнении решения суда в данной части в размере 300 рублей за каждый день не исполнения решения после окончания установленного судом срока исполнения решения в указанной части.
Взыскать с ответчика в пользу истца за установленный факт нарушения права истца как потребителя на удовлетворение претензионного требования о возмещении убытков в установленный законом срок и на предоставление ответа на претензию от 28.09.2018. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, в качестве неустойки за просрочку претензионного требования о возмещении убытков сумму денежных средств в размере 4422,50 рублей.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным решения собрания;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
Действующим гражданским законодательством не предусмотрен такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов как признание незаконными бездействия хозяйственного общества, являющегося коммерческой организацией, и не может быть рассмотрен в рамках искового производства вне связи с иными материально-правовыми требованиями.
Такой способ защиты предусмотрен КАС РФ в отношении органов государственной власти, должностных лиц, иных лиц, наделенных государственными или публичными полномочиями. Однако ответчик не относится к таким лицам, а настоящее дело не относится к делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ.
Иными словами, удовлетворение иска в данном случае путем простой констатации факта о незаконности бездействия ответчика, выразившегося в неудовлетворении претензионного требования о возмещении убытков, в непредоставлении ответа на претензию от 28.09.2018, не повлекло бы восстановления прав истца. Констатация факта бездействия ответчика сама по себе не привела бы к удовлетворению требования о взыскании убытков (штрафа за задержку поезда) при отсутствии основания для удовлетворения данных требований.
Поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что таким бездействием ответчика истцу причинен вред его нематериальным благам, личным неимущественным правам, истцом не представлено, правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, присуждения неустойки, по данной части иска отсутствуют.
Поскольку требования истца в части взыскания компенсации морального вреда и убытков, вызванных необходимостью соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, являются производными от основных, в удовлетворении которых истцу суд отказывает, не подлежат удовлетворению и указанные требования.
Законом РФ от 07.02.1992 __ "О защите прав потребителей" обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, не предусмотрен, основания для обязания ответчика предоставить истцу ответ на претензию, с учетом отсутствия оснований для удовлетворения «первой части» исковых требований истца, отсутствует.
3. Исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 7 ст. 14 того же Закона, субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей: подтверждение факта обработки персональных данных оператором; правовые основания и цели обработки персональных данных; наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона; наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона, сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя.
Частью 1 статьи 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о персональных данных оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных этим законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей предусмотренных данным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам относится, в частности, применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии с названной выше статьей.
Как следует из материалов дела запрос Ж.В.П. о предоставлении сведений, указанных в части 7 ст. 14 Закона о персональных данных, был изложен в претензии от 28.09.2018.
В доказательство направления указанной претензии истцом представлена почтовая квитанция от 28.09.2018, отчет об отслеживании отправления.
Истец ссылается на то, что ответ на его запрос ответчиком не предоставлен до настоящего времени.
Как указано выше, между истцом и ответчиком 18.08.2018 был заключен договор перевозки пассажира, из чего следует, что ответчику стали известны персональные данные истца от самого истца в связи с договорными отношениями.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о персональных данных оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных этим законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей предусмотренных данным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам относится, в частности, применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии с названной выше статьей.
В силу ч. 2 ст. 24 Закона «О персональных данных» - моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истцом не представлено доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, в подтверждение того, что ответчиком нарушен порядок обработки его персональных данных. Сторонами в настоящее гражданское дело не представлено доказательств того, что ответчик каким-либо образом нарушил неимущественные права лица, связанные с его персональными данными, в частности, изменил, исказил их, необоснованно обрабатывал или хранил, передал вопреки закону другому лицу, или незаконно использовал. Нет и доказательств нарушения ответчиком правил обработки персональных данных истца, установленных Федеральным законом, а также требований к защите его персональных данных.
Следовательно, законные основания для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, судебной неустойки, отсутствуют.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 2 ч. 1 Постановления от 20.12.1994 __ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что ответчиком нарушен порядок обработки его персональных данных.
Кроме того, требование о признании незаконным бездействия ответчика по непредоставлению ответа на запрос о персональных данных не подлежит удовлетворению, поскольку такой способ защиты права не предусмотрен для данного случая действующим законодательством (ст. 12 ГК РФ), следовательно, это исковое требование не подлежит удовлетворению.
Федеральным законом «О персональных данных» не предусмотрено такого способа защиты права субъекта персональных данных, как заявлено истцом - путем признания незаконным бездействия ответчика по непредставлению в установленный законом срок ответа.
По правилам части 1 и части 7 статьи 14 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав (часть 1). Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (часть 7).
Таким образом, приведенные нормы специального закона исчерпывающим образом описывают способы защиты прав истца в данном случае, а именно путем: получения сведений, требования от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения получение информации, касающейся обработки персональных данных.
В силу ст. 20 Закона «О персональных данных» оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.
В случае отказа в предоставлении информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных или персональных данных субъекту персональных данных или его представителю при их обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 8 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий тридцати дней со дня обращения субъекта персональных данных или его представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.
Судом не установлено, и не доказано истцом того обстоятельства, что ответчик, как оператор при непосредственном обращении лично истца – отказал бы истцу в предоставлении информации о наличии его персональных данных и при обращении либо при получении запроса и не предоставил возможность ознакомления с персональными данными.
В то же время, после подачи заявления, отдельно лично за получением соответствующих документов (информации) истец Ж.В.П. к ответчику не обращалась. Требование истца Ж.В.П. о предоставлении информации о том, какие персональные данные обрабатывает ответчик, о сроке хранения персональных данные ответчиком, направленное по почте, не могло быть выполнено ответчиком, поскольку при таких обстоятельствах идентификация истца с проверкой соответствующего документа, удостоверяющего ее личность, исключена, что могло повлечь нарушение прав истца и неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
Из материалов дела следует, что в данном случае ответчик сам не собирал персональные данные истца, и все персональные данные истца переданы ответчику от самого истца по собственной воле истца в целях их обработки; ему были известны цели обработки персональных данных, наименование и место нахождения оператора, правовые основания и цели обработки. Доказательств тому, что персональные данные истца были переданы ответчиком иным лицам в целях их обработки, в материалах дела отсутствуют. Таким образом, права истца нарушены не были.
Кроме того к настоящему времени в судебной практике сформировано правоположение, согласно которому оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, в частности, если субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором, персональные данные получены оператором на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому, является субъект персональных данных (например, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2017 г. __ апелляционное определение Новосибирского областного суда от 25.11.2021 __).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в иске в полном объеме по указанным выше основаниям.
В соответствии с положениями ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа положений, содержащихся в ст. ст. 102, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует, что судебные расходы возмещаются за счет средств бюджета, если истец, которому было отказано в иске, освобожден от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.
Судья А.А. Хромова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2022 года.