ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-345/2016 от 10.03.2016 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело №

10.03.2016 г.

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Тихоновой В.В. при секретаре Поникаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского округа г.Дзержинск Нижегородской области о возложении обязанности по исполнению требований лесного законодательства

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Дзержинск Нижегородской области о возложении обязанности по исполнению требований лесного законодательства, мотивируя свои требования тем, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в ноябре 2015 года проведена проверка исполнения Администрацией г.Дзержинска Нижегородской области полномочий по вопросам управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся вмуниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что до 2007 года в границах территории г.Дзержинска Нижегородской области располагался участок лесного фонда площадью 19341 га, имеющий кадастровый номер в отношении которого было зарегистрировано право федеральной собственности. Функции использования, охраны, защиты и воспроизводства указанных лесов на начало 2007 года возлагались на органы исполнительной власти Нижегородской области в лице государственного учреждения Нижегородской области «Дзержинский лесхоз». Согласно кадастровому плану земельного участка, составленному по состоянию на 25.04.2007год, указанный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, предназначен для ведения лесного хозяйства и расположен на территории муниципального образования г.Дзержинск (Игумновское и Дзержинское лесничества Дзержинского лесхоза). 01.10.2007года на вышеуказанный земельный участок общей площадью 19341 га Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области зарегистрировано право собственности городского округа г.Дзержинск Нижегородской области. Земельному участку присвоен кадастровый номер , что подтверждается соответствующим свидетельством <данные изъяты>. Согласно данного свидетельства, земельный участок отнесен к землям населенных пунктов и предназначен для ведения лесного хозяйства. Таким образом, с 01.10.2007 года произрастающие на указанном земельном участке насаждения имеют правовой статус городских лесов. В период с 2008 года по настоящее время Администрацией г. Дзержинска за исполнение установленных ЛК РФ (далее - ЛК РФ) полномочий органов местного самоуправления в сфере лесных отношений утвержден ряд документов, в том числе и Лесохозяйственный регламент Дзержинского городского лесничества. В настоящее время отдельные функции охраны, защиты и воспроизводства лесов на основании ежегодно заключаемых муниципальных контрактов осуществляет ООО «Дзержинский лесхоз». Как показала проведенная проверка, Администрацией г. Дзержинска ненадлежащим образом реализуются возложенные лесным законодательством на органы местного самоуправления полномочия в вопросах владения, пользования, распоряжения городскими лесами, а также не в полном объеме выполняются полномочия в вопросах управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, что нарушает Конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Так, согласно данных Лесохозяйственного регламента Дзержинского городского лесничества, утвержденного постановлением Администрации г. Дзержинска от 06.08.2009года № (с дополнениями в редакции постановления от 05.12.2013), Дзержинское городское лесничество по согласованию с Администрацией г. Дзержинска разделено на два участковых лесничества Дзержинское (западная часть) и Дзержинское (восточная часть), лесорастительная зона представлена хвойно-широколиственными лесами. По целевому назначению все леса относятся к защитным лесам, состоя из лесов водоохранных зон и лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (городские леса). В отношении городских лесов г.Дзержинска уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов с определением ее границ не устанавливалась. Тем самым, Администрацией г.Дзержинска в установленном законом порядке процедура образования в городских лесах лесничества или лесопарка в определенных границах не инициировалась, материалы в органы Рослесхоза не направлялись. Вследствие этого в отношении городских лесов г.Дзержинска не осуществляется предусмотренное ст.85 ЛК РФ лесное планирование, под которым понимается планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, направленное на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации. Кроме того, информация о городских лесах г.Дзержинска не внесена в государственный лесной реестр. В связи с отсутствием информации о городских лесах г.Дзержинска в государственном лесном реестре Администрация г.Дзержинска фактически самоустраняется от выполнения установленных приказом Рослесхоза от 15.02.2012года № 53 «Об утверждении порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления» обязанностей органов местного самоуправления, имеющих во владении городские леса, предоставлять документированную информацию по установленным формам, содержащуюся в государственном лесном реестре, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для последующего свода и направления в Федеральное агентство лесного хозяйства. Кроме того, отсутствие сведений о городских лесах г.Дзержинска в государственном лесном реестре не позволяет обеспечивать полноту проводимой государственной инвентаризации лесов. Вопреки требованиям нормативных актов, границы городских лесов городского округа г.Дзержинск в установленном порядке не определены, постановка городских лесов на кадастровый учет не произведена. Тем самым, из-за бездействия Администрации г.Дзержинска не обеспечено соблюдение требований ст.92 ЛК РФ о постановке на государственный кадастровый учет городских лесов г.Дзержинска. Также право собственности на городские леса, расположенные на территории городского округа г.Дзержинск, до настоящего времени не зарегистрировано. В результате ненадлежащего исполнения Администрацией г.Дзержинска полномочий в вопросах управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов до сих пор не обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга городских лесов. Невыполнение Администрацией г.Дзержинска вышеуказанных полномочий в сфере лесных отношений при управлении городскими лесами приводит к ухудшению состояния городских лесов и создает условия для их неупорядоченного использования вопреки защитных функций этих лесов. Согласно лесохозяйственного регламента Дзержинского городского лесничества, в соответствии с Генеральным планом городского округа г. Дзержинск, площадь городских лесов городского округа г. Дзержинск за вычетом площади инвестиционных зон составляет 15 950 га. Таким образом, в период владения городскими лесами Администрацией г. Дзержинска произошло сокращение их площади на 3 391 га, что свидетельствует о ненадлежащем использовании Администрацией г. Дзержинска городских лесов, поскольку в соответствии с ч.6 ст. 105 ЛК РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. По данным Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в период с 2012-2014 годы неоднократно выявлялись факты причинения вреда городским лесам при несанкционированной добыче песка, а именно: уничтожение плодородного слоя лесных почв и снос подрастающих деревьев породы сосна на площади около 6 га в квартале 81 Дзержинского городского лесничества (восточная часть); уничтожение лесных насаждений и плодородного слоя лесных почв на площади свыше 4 га в кварталах 19, 27 Дзержинского городского лесничества восточная часть); уничтожение плодородного слоя лесных почв на площади 2 390 кв. метров в квартале 11 Дзержинского городского лесничества (восточная часть); уничтожение плодородного слоя лесных почв и снос деревьев породы сосна на площади 4 553 кв. метров в квартале 79 Дзержинского городского лесничества (восточная часть). При этом восстановительные мероприятия по рекультивации нарушенных земель, по воспроизводству уничтоженных лесных насаждений в городских лесах Администрацией г.Дзержинска не планировались и не проводились. Особое природоохранное назначение городских лесов г.Дзержинска обусловлено повышенной антропогенной нагрузкой на территорию г.Дзержинска, оказываемой деятельностью многочисленных химических предприятий. На протяжении нескольких лет службой Росгидромета в атмосферном воздухе на территории г. Дзержинска периодически фиксируются превышения предельно допустимой концентрации химических веществ (фенол, аммиак, толуол и др.). В этих условиях к содержанию городских лесов должно уделяться повышенное внимание, так как повышенная загазованность, задымленность и запыленность воздуха, неблагоприятные химические и физико-механические свойства почвы, загрязненность ее веществами антропогенного происхождения, наличие каменных и металлических поверхностей, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений оказывают постоянное негативное воздействие на окружающую природную среду и человека. При таких обстоятельствах деятельность Администрации г.Дзержинска в вопросах управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности не отвечает установленным лесным законодательством принципам устойчивого управления лесами, повышения их потенциала, сохранения защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду и иным принципам, указанным в ст. 1 ЛК РФ. Реализация указанных принципов во многом зависит от закрепления соответствующего статуса городских лесов путем определения их границ, кадастрового учета, регистрации права собственности на городские леса, поскольку отсутствие таковых не позволяет обеспечивать надлежащее использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов и может привести к их деградации, распоряжению и использованию, не соответствующим их статусу. Так, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о городских лесах и их границах, учитывая обязательность учета кадастровых сведений на всех стадиях выбора и предоставления земельных участков для строительства, несет в себе риски неправомерного использования земель городских лесов для различных видов застройки, в т.ч. под объекты торговли, делового, административного, финансового назначения, жилищного фонда и иного назначения. Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах жителей городского округа г. Дзержинск Нижегородской области, т.к. отсутствие определенных границ, кадастрового учета, регистрации права собственности на городские леса, не позволяет обеспечивать надлежащее использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов и может привести к их деградации, распоряжению и использованию, не соответствующим их статусу, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), а природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 Конституции РФ).

С учетом уточнений требованийНижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Администрацию городского округа г.Дзержинск Нижегородской области исполнить требования лесного законодательства, а именно:

Обязать Администрацию городского округа г.Дзержинск Нижегородской области:

обеспечить установление в городских лесах городского округа г.Дзержинск территориальной единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесничества), их количества и границ в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти до 01.08.2016 года;;

предоставить в орган, уполномоченный по ведению государственного
лесного реестра сведения об использовании, охране, защите, воспроизводства
лесных участков, расположенных на земельном участке площадью 19 341 га,
кадастровый номер , до 01.08.2016 года;

поставить на кадастровый учет лесные участки, расположенные на
земельном участке площадью 19 341 га, кадастровый номер
до 01.01.2017 года;

произвести государственную регистрацию права собственности на лесные
участки, расположенные на земельном участке площадью 19 341 га, кадастровый
номер до 01.03.2017 года.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. На вопросы суда пояснил, что Администрация г.Дзержинска Нижегородской области обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о признании незаконным включение участка лесного фонда площадью 19341,00 га, кадастровый номер , расположенного по адресу: <данные изъяты>; обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области исключить указанный земельный участок лесного фонда из реестра федерального имущества; о признании недействительным права федеральной собственности на данный участок. Администрация г.Дзержинска Нижегородской области при обращении с указанным иском в Арбитражный суд Нижегородской области указывала, что данный земельный участок относится к городским лесам. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10 мая 2007 года установлено, что спорный земельный участок площадью 19341 га, имеющий кадастровый номер , расположен в границах территории муниципального образования г.Дзержинск Нижегородской области и относится к городским лесам (земли городских поселений). В решении Арбитражного суда указано, что Администрация г.Дзержинска выходила с иском именно по этому земельному участку и указывала кадастровый номер . Арбитражный суд постановил, что данный земельный участок существует и принял решение удовлетворить требования Администрации г.Дзержинска. Впоследствии было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок кадастровый номер , согласно которого Администрация г.Дзержинска участком пользуется и распоряжается. Изменения по номеру земельного участка и по его площади в реестр внесены не были. При этом представитель Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора пояснил, что просит обязать Администрацию городского округа г.Дзержинск исполнить требования лесного законодательства относительно лесных участков, расположенных на земельном участке кадастровый номер площадью 19431 га.

Представители ответчика Администрации г.Дзержинска Нижегородской области <данные изъяты> в судебное заседание явились. На вопросы суда пояснили, что требования не признают. В суд представили отзыв, в котором указали, что государственный и кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Прокурор требует поставить на кадастровый учет лесной участок на земельном участке, не расположенном в границах лесничества, лесопарков. Кроме того, земельный участок площадью 19 341 га, кадастровый номер снят с кадастрового учета, следовательно, прекратил свое существование как объект недвижимости, объект земельных отношений.Доказательство прекращения существования земельного участка кадастровый номер имеется в материалах дела, основанием для снятия с учета послужило решение о разделе этого участка на четыре вновь образованные, которые поставлены на кадастровый учет, о чем указано в кадастровом паспорте. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, согласно п.1 ст. 19 ЛК РФ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьей 84 ЛК РФ. При этом законом не предусмотрена обязанность по формированию и последующему предоставлению лесных участков из земель населенных пунктов в целях реализации полномочий, установленных ст. 84 ЛК РФ. Также, по смыслу ст.72 ЛК РФ сформированные лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются в аренду в соответствии с целями использования определенными в ст. 25 ЛК РФ. Администрация г. Дзержинска не планирует предоставлять лесные участки в аренду для целей установленных ст. 25 ЛК РФ. Лесничества и лесопарки как основные территориальные единицы
управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в пределах которых формируются лесные участки, возникают в результате проведения лесоустройства (глава 5 ЛК РФ). Правила проведения лесоустройства определены Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (Зарегистрированным в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413). В целом данный Приказ определяет правила проектирования лесничеств, лесопарков в зависимости от целевого использования лесного участка. Поскольку в требованиях прокурора не содержится указание на то, в пределах какого лесничества либо лесопарка необходимо формирование лесного участка, не указано целевое назначение этого участка, то провести лесоустройство в порядке, установленном лесным и земельным законодательством не представляется возможным. Всоответствии со статьей 93 ЛК РФ, право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Прокурор свои требования мотивирует тем, что отсутствие сформированных лесных участков, контроля и надзора за городскими лесами нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку это может повлечь за собой нецелевое использование леса, его вырубку, что приведет к утрате защитных функций леса. При этом доказательств нарушения органом местного самоуправления лесного законодательства, установленных вступившими в законную силу судебными решениями, в материалы дела не предоставлено. Таким образом, нет правовых оснований считать, что прокурор выступает в целях защиты нарушенного права неопределенного круга лиц. Администрация г. Дзержинска считает, что прокурором избран неверный способ защиты прав неопределенного круга лиц. Прокурор просит суд возложить на Администрацию г.Дзержинска обязанность обеспечить установление в городских лесах г. Дзержинска территориальной единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесничества), их количество и границ в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в срок до 01.08.2016 г. По существу этим прокурор возлагает на Администрацию города обязанность по принятию соответствующих нормативных правовых актов. В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии со 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 25). По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты (статья 7 указанного Закона). Кроме того, установление порядка управления и использования муниципального имущества является полномочием Городской Думы г.Дзержинска (ст.37 Устава городского округа город Дзержинск). С четом изложенного, ответчик считает, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт по вопросам местного значения, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, и суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность указанных органов.

Ранее представитель ответчика <данные изъяты> на вопросы суда пояснил, что действительно, по решению Арбитражного суда зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок 19341 га. На этом земельном участке расположены не лесные участки, а зеленые насаждения. Лесов, как таковых, на территории городского округа г.Дзержинск не существует вообще, существуют лишь зеленые насаждения. Кроме того, фактически земельный участок на сегодня значительно меньше, так как часть его выделена под индивидуальное жилищное строительство.

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в судебное заседание не явился, в суд представил отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора заявлены в отношении земельного участка, площадью 19 341 га, имеющий кадастровый номер , расположенный на территории г. Дзержинска Нижегородской области, Игумновское лесничество<...>, 6, 9-14, 17-22, 25-113, Дзержинске лесничество <...> 66-75, 78-82. 87, 100, 102-106, на который решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2007 года по делу № признано право муниципальной собственности. 01.10.2007 года на указанный земельный участок Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области зарегистрировано право собственности городского округа город Дзержинск. Указанному участку присвоен кадастровый номер . Право собственности подтверждается свидетельством . Согласно свидетельству, земельный участок отнесен к землям населенных пунктов и предназначен для ведения лесного хозяйства. В соответствии с Лесным кодексом РФ, полномочия департамента лесного хозяйства Нижегородской области в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов определены только в отношении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда. Лесные участки, в отношении которых предъявлены исковые требования, к указанной категории не относятся. Лесные участки, обозначенные в исковом заявлении, расположены на землях населенных пунктов (города Дзержинска), отдельные полномочия в отношении которых принадлежат федеральному органу государственной власти в области лесных отношений. Осуществление ведения государственного лесного реестра в соответствии с пунктом 9 статьи 91 ЛК осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 15.02.2012 года № 53 «Об утверждении порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления» документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, представляется органами местного самоуправления в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для последующего свода и направления в Федеральное агентство лесного хозяйства в определенные сроки, установленные данным Приказом. Согласно пункту 3 указанного Приказа документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, представляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации вФедеральное агентство, осуществляющее обобщение информации, содержащейся в государственном лесном реестре. В Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, документированная информация о лесных участках, относящихся к городским лесам города Дзержинска, не поступала.

Представители третьего лица Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному Округу <данные изъяты> в судебное заседание явились, на вопросы суда пояснили, что поддерживают требования прокурора. Приказом лесного хозяйства 09.11.2008года №289 было определено количество лесничеств на территории Нижегородской области - 36 лесничеств, в том числе и Дзержинское лесничество. До 01.10.2007года определялись Дзержинское и Игумновское лесничества. 18.04.13 года приказом федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) №108 Дзержинское лесничество исключается из списках лесничества, которые содержатся на территории Нижегородской области. В приказе указано, исключаются лесничества в связи с уточнением количества и границ лесничества на территории Нижегородской области на основании предложения Департамента лесного хозяйства Нижегородской Области. На территории г. Дзержинска леса есть, несмотря на утверждения представителей ответчика о том, что лесов, как таковых нет, а имеются только зеленые насаждения. Одна из функции лесоустройства это таксация, это термин лесного, а не земельного законодательства - это отведение границ, что на территории данного участка леса существует, какие породы деревьев и в каком количестве и т.д. В 2009 году на территории городского округа г.Дзержинск проводилась таксация, ее заказывала Администрация г.Дзержинска. Все материалы лесоустройства подтверждают, что городские леса на территории г.Дзержинска имеются. Кроме того, представители третьего лица представили отзыв, в котором указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых предусмотрен данной нормой. В данном перечне указана и такая категория земель как земли лесного фонда. Согласно пунктов 1, 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В силу статьи 23 ЛК РФ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, оно осуществляет обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 октября 2008 года № 289 «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установления их границ» (в редакции приказа от 18.04.2013 № 108) на территории Нижегородской области на землях лесного фонда создано 35 лесничеств и 1 лесничество на территории г. Нижний Новгород на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Указанным приказом создание Дзержинское городское лесничество не предусмотрено. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10 мая 2007 года по делу № признано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 19341 га, кадастровый номер , расположенный на территории г. Дзержинска Нижегородской области (<...>, 6, 9-14, 17-22, 25-113 Игумновского лесничества; <...>, 66-75, 78-82, 87, 100, 102-106 Дзержинского лесничества). 1 октября 2007 года на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности городского округа г.Дзержинск. В ходе судебного разбирательства представители третьего лица пояснили, что сроки, в которые прокурор просит ответчика исполнитель требования лесного законодательства, минимальные. Исходя из практики решения указанных вопросов, представители третьего лица полагали необходимым увеличить сроки, в течение которых ответчику необходимо исполнить требования лесного законодательства.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области <данные изъяты> в судебное заседание явилась. На вопросы суда пояснила, что поддерживает исковые требования. В 2006 году Администрацией г.Дзержинска было подано исковое заявление в Арбитражный суд Нижегородской области о признании права собственности на земельный участок. Суд удовлетворил требования Администрации г.Дзержинска. Арбитражный суд Нижегородской области при вынесении решения понимал, что г.Дзержинск со сложной экологической обстановкой и там должны произрастать леса. Это городские леса, которые несут защитные свойства, имеют защиту для экологии г.Дзержинска. Считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными. Считает, что в настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером существует. Ранее в отзыве представитель третьего лица указал, что Арбитражным судом Нижегородской области признано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 19 341 га с кадастровым номером . 01.10.2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области зарегистрировано право муниципальной собственности городского округа г.Дзержинск. Земельному участку присвоен кадастровый номер , что подтверждается свидетельством о праве собственности . Администрацией г.Дзержинска в установленном законом порядке работа по признанию права собственности городских лесов на вышеуказанном участке до настоящего времени не проведена. В результате с 2007года по 2015год фактическая площадь городских лесов сократилась с 19 341 га до 15 950 га.

Представитель третьего лица ООО «Дзержинский лесхоз» в судебное заседание явилась, на вопросы суда пояснила, что требования поддерживает.Общество выполняет работы в соответствии с лесохозяйственным регламентом и ЛК РФ. Деятельность начали осуществлять в 2012году. На планшеты наносят все, что проводили в течении периодов, на которые заключили контракты, и все мероприятия проводят в рамках того, что указано в конкретном контракте. Мероприятия проводятся на площади 15 950 га. Считает, что невозможно обязать ответчика производить мероприятия на земельном участке, который в настоящее время не существует. Ранее в отзыве представитель третьего лица указал, что с 2012 по 2015 годы ООО «Дзержинский лесхоз» признавалось победителем открытых аукционов в электронной форме по определению исполнителя работ (услуг) по выполнению лесохозяйственных мероприятий в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Дзержинск. В 2012 году между муниципальным заказчиком - Администрацией г. Дзержинска и Обществом (исполнитель) был заключен муниципальный контракт от 27.04.2012 года № на выполнение работ по защите, охране и воспроизводству лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа г.Дзержинск с одновременным заключением договоров купли-продажи лесных насаждений. Работы выполнялись в точном соответствии с муниципальным контрактом и техническим заданием к нему. Работы приняты. В 2013 году между Администрацией г. Дзержинска и Обществом заключен муниципальный контракт от 25.02.2013 года № на выполнение работ по защите, охране и воспроизводству лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Дзержинск с одновременным заключением договоров купли-продажи лесных насаждений. Работы выполнены. В 2014 году между Администрацией г. Дзержинска и Обществом заключен муниципальный контракт от 04.02.2014 года № на выполнение работ по защите, охране и воспроизводству лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа г.Дзержинск с одновременным заключением договоров купли-продажи лесных насаждений. В 2015 году между Администрацией г.Дзержинска и Обществом заключен муниципальный контракт от 21.05.2015 года № на оказание услуг по охране от пожаров лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа г.Дзержинск.

По состоянию на 01.01.2016 года Общество выполнило все обязательства перед Администрацией г Дзержинска.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явился. В суд представили отзыв, в котором указали, что просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, что суд считает возможным.

Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата росреестра по Нижегородской области» в судебное заседание не явился, в суд предоставил отзыв, в котором указал, что единое землепользование с кадастровым номером (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование -для ведения лесного хозяйства) внесено в государственный кадастр недвижимости 14.05.2005 на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № б/н от 01.11.2003года с площадью 19341 га, переданного в Дзержинский городской филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» но акту приема- передачи инвентаризационной описи о ранее учтенных земельных участках. В соответствии с кадастровыми сведениями единое землепользование разделилось на четыре земельных участка; единое землепользование (4200 кв.м), единое землепользование (193393600 кв.м), землепользование (3500 кв.м), землепользование (4500 кв.м). Приэтом единое землепользование было сформировано как остаток от единого землепользования , в результате чего статус исходного земельного участка был изменен с «ранее учтенный» на «архивный». Вышеуказанные земельные участки были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма Дзержинского лесхоза №о разделе земельного участка лесного фонда на пять земельных участков площадью: 0,45 га, 0,35 га; 0,42 га; 0,42 га; 19339,36 га), а также описания земельного участка по заявлениям: по заявлению от 13.05.2005года, по заявлению от 13.05.2005года, по заявлению . Одновременно мо письму Дзержинского лесхоза был образован земельный участок по заявлению . Единое землепользование было сформировано как остаток от исходного земельного участка

Выслушав объяснения участников процесса, приняв во внимание отзывы представителей ответчика и третьих лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу статьи 8 ЛК лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно части 2 статьи 10 ЛК Российской Федерации леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Городские леса в силу подпункта «г» пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК Российской Федерации относятся к категории защитных лесов.

Из толкования приведенных выше норм следует вывод о том, что городские леса относятся к категории защитных лесов. Законодательство Российской Федерации, используя термин «городские леса», не содержит определения понятия «городские леса». Вместе с тем, в законодательстве содержатся положения, регулирующие правовой режим городских лесов. В соответствии с пунктом 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

По смыслу пункта 25 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:

«… организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа».

Судом установлено, что на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 10 мая 2007 года за городским округом г.Дзержинск Нижегородской области зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 19341 га, имеющий кадастровый номер , расположенный на территории г.Дзержинска Нижегородской области, а именно: Игумновское лесничество - кварталы 1 - 3, 6, 9 - 14, 17 - 22, 25 - 113; Дзержинское лесничество - кварталы 1 - 64, 66 - 75, 78 - 82, 87, 100, 102 - 106, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от

Согласно указанному свидетельству данный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, предназначен для ведения лесного хозяйства и расположен на территории муниципального образования г.Дзержинск (Игумновское и Дзержинское лесничества Дзержинского лесхоза) (л.д. 15, т.1).

Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2016 года (л.д. 99, том 2).

Доказательств, свидетельствующих о том, что указанный земельный участок на сегодняшний день не существует или имеет меньшую площадь, суду не предоставлено.

Именно Администрация г.Дзержинска Нижегородской области обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о признании незаконным включение участка лесного фонда площадью 19341,00 га, кадастровый номер , расположенного по адресу: <данные изъяты> в реестр федерального имущества; обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области исключить указанный земельный участок лесного фонда из реестра федерального имущества; о признании недействительным права федеральной собственности на данный участок. Именно Администрация г.Дзержинска Нижегородской области при обращении с указанным иском в Арбитражный суд Нижегородской области указывала, что данный земельный участок относится к городским лесам ( л.д.60-64, т.1).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10 мая 2007 года установлено, что спорный земельный участок площадью 19341 га, имеющий кадастровый номер , расположен в границах территории муниципального образования г.Дзержинск Нижегородской области и относится к городским лесам (земли городских поселений) (л.д.63, т.1).

Несмотря на то, что указанным решением Арбитражного суда Нижегородской области признано право муниципальной собственности на земельный участок, фактически речь шла именно об участке лесного фонда, поскольку именно Администрация г. Дзержинска обратилась в Арбитражный суд с иском о признании незаконным включение участка лесного фонда площадью 19341,00га, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, в реестр федерального имущества. Именно на участок лесного фонда (первая группа лесов, категория защищенности: лесопарковая часть зеленой зоны площадью 19341,00 га было ранее зарегистрировано право собственности Российской Федерации (л.д. 14, т.1). Именно на земельный участок площадью 19341 га, имеющий кадастровый номер , расположенный в границах территории муниципального образования г.Дзержинск Нижегородской области и было признано право собственности за городским округом г.Дзержинск Нижегородской области, при этом назначение объекта значится как «земельный участок - земли населенных пунктов, для ведения лесного хозяйства».

В Уставе городского округа г.Дзержинск Нижегородской области, утвержденном Постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 26.12.2005 года № 34, находится норма, аналогичная пункту 25 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» а именно:

Пунктом 16 статьи 12 Устава городского округа г.Дзержинск к вопросам местного значения отнесена «…организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (л.д.25, т.1);

пунктом 31 статьи 12 Устава отнесена «… организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа» (л.д.29, т.1);

пунктом 39 статьи 12 Устава отнесено «… осуществление муниципального лесного контроля».

Кроме того, Постановлением Администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 06.08.2009 года № 3052 был утвержден Лесохозяйственный регламент Дзержинского городского лесничества, который содержит положение о том, что «настоящий Лесохозяйственный регламент - основа для осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах Дзержинского городского лесничества» (л.д. 133, т.1).

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по данному гражданскому делу представителями ответчика Администрации г.Дзержинска Нижегородской области неоднократно утверждалось, что на территории городского округа г.Дзержинск Нижегородской области отсутствуют леса как таковые, имеются лишь зеленые насаждения, в связи с чем Администрация г.Дзержинска Нижегородской области не признавала исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.

Суд находит несостоятельным довод представителя ответчика ФИО1. о том, что «леса на сегодняшний день на территории городского округа леса отсутствуют» (л.д. 218. том 2).

Данный довод опровергается материалами дела, а именно: решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10 мая 2007 года, Уставом городского округа г.Дзержинск Нижегородской области, Лесохозяйственным регламентом Дзержинского городского лесничества, муниципальными контрактами с ООО «Дзержинский лесхоз».

Так, Администрацией г.Дзержинска на протяжении нескольких лет заключались муниципальные контракты на выполнение работ по защите, охране и воспроизводству лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа г.Дзержинск с одновременным заключением договоров купли-продажи лесных насаждений (л.д.111-188, т.).

Например, предметом контракта № года является оказание услуг об охране от пожаров лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Дзержинск. Так, судом установлено, что 03.12.2015 года приемочной комиссией Департамента стратегического развития города, промышленности, инвестиционной политики и экологии Администрации города Дзержинска (в состав которой входил, в том числе, и ФИО2.) приняты оказанные ООО «Дзержинский лесхоз» услуги по охране от пожаров лесов, расположенных на земельных участках находящихся в муниципальной собственности городского округа г. Дзержинск в составе 3 мероприятий за период с 01.11.2015 года по 30.11.2015 года.

Протокол № приемочной комиссии от 31.12.2015 года приобщен судом к материалам дела (л.д.104, т.3).

Кроме того, из выписки из ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России по состоянию на 10.03.2016 года) судом установлено, что 09.12.2015 года в реестр, в сведения о юридическом лице МБУ «Инженерно-экологическая служба города Дзержинска» были внесены изменения в части сведений о дополнительных видах деятельности данного учреждения, а именно п. 49 «предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок», что также противоречит утверждению представителей ответчика об отсутствии лесов на территории города Дзержинска.

Суд также находит несостоятельным довод представителей ответчика о том, что требования природоохранного прокурора не могут быть удовлетворены в силу того, что земельный участок с кадастровым номером площадью 19341 га прекратил свое существование как объект недвижимости и объект земельных правоотношений.

Действительно, согласно отзыва Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата росреестра по Нижегородской области» установлено, что в соответствии с кадастровыми сведениями единое землепользование разделилось на четыре земельных участка; единое землепользование (4200 кв.м), единое землепользование (193393600 кв.м), землепользование (3500 кв.м), землепользование (4500 кв.м). Приэтом единое землепользование было сформировано как остаток от единого землепользования , в результате чего статус исходного земельного участка был изменен с «ранее учтенный» на «архивный». Вышеуказанные земельные участки были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма Дзержинского лесхоза № (о разделе земельного участка лесного фонда на пять земельных участков площадью: 0,45 га, 0,35 га; 0,42 га; 0,42 га; 19339,36 га), а также описания земельного участка по заявлениям: по заявлению . Одновременно по письму Дзержинского лесхоза был образован земельный участок по заявлению

Однако, из данного отзыва усматривается, что все указанные действия по формированию участков были произведены в 2005 году. Это касается и земельного участка с номером .

Вместе с тем, Администрация г.Дзержинска Нижегородской области, обращаясь в Арбитражный суд Нижегородской области в 2006 году, просила признать право собственности на земельный участок именно с кадастровым номером площадью 19341 га.

Более того, вступившим в силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10 мая 2007 года признано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 19341 га, имеющий кадастровый номер , расположенный на территории г.Дзержинска Нижегородской области, а именно: Игумновское лесничество - кварталы 1 - 3, 6, 9 - 14, 17 - 22, 25 - 113; Дзержинское лесничество - кварталы 1 - 64, 66 - 75, 78 - 82, 87, 100, 102 - 106, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01 октября 2007 года № .

Кроме того, из представленной выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2016 года установлено, что за городским округом г.Дзержинск Нижегородской области зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 193 410 000 кв.м., с кадастровым номером

Данные доказательства не опровергнуты представителями ответчика.

Каких-либо выписок из реестров об отсутствии земельного участка с кадастровым номером суду не предоставлено.

Доказательств, свидетельствующих о том, что указанный земельный участок на сегодняшний день не существует или имеет меньшую площадь, суду не предоставлено.

Из объяснений представителя ответчика ФИО3 в судебном заседании 10 марта 2016 года установлено, что Администрация г.Дзержинска Нижегородской области пыталась в 2008 году поставить на кадастровый учет четыре земельных участка, образованных их спорного земельного участка, но Администрации г.Дзержинска Нижегородской области было отказано.

Доказательств того, что официально земельный участок с кадастровым номером , не существует, не имеется (л.д.131,т3).

В соответствии со ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются, в том числе, и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 68.1 ЛК РФ предусматривает, что при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.Проектирование участковых лесничеств, квартальной сети осуществляется с учетом установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов площади участковых лесничеств, лесных кварталов.

Придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ. Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.

В соответствии со ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которого проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 84 ЛК Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Из материалов дела судом установлено, что фактически Администрацией г. Дзержинска выполняются отдельные положения ЛК РФ, а именно: на основании таксации принят лесохозяйственный регламент, выполняются отдельные мероприятия по воспроизводству и охране лесов. Кроме того, о том, что работы по лесоустройству проводились, указывается и в Лесохозяйственном

регламенте, утвержденном Постановлением Администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 06.08.2009 № 3052 (в ред. от 05.12.2013 года) «Об утверждении Лесохозяйственного регламента Дзержинского городского лесничества» (л.д.133, т.1), что свидетельствует о том, что леса на территории г. Дзержинска присутствуют.

Согласно пунктов 1, 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, оно осуществляет обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 октября 2008 года № 289 «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установления их границ» (в редакции приказа от 18.04.2013 № 108) на территории Нижегородской области на землях лесного фонда создано 35 лесничеств и 1 лесничество на территории г. Нижний Новгород на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Указанным приказом создание Дзержинское городское лесничество не предусмотрено.

Из объяснений представителей Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному Округу установлено, что Приказом лесного хозяйства 09.11.2008года №289 было определено количество лесничеств на территории Нижегородской области - 36 лесничеств, в том числе и Дзержинское лесничество. До 01.10.2007года определялись Дзержинское и Игумновское лесничества. 18.04.13 года приказом федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) №108 Дзержинское лесничество исключается из списках лесничества, которые содержатся на территории Нижегородской области. В приказе указано, исключаются лесничества в связи с уточнением количества и границ лесничества на территории Нижегородской области на основании предложения Департамента лесного хозяйства Нижегородской Области.

Также из объяснений представителей Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному Округу установлено, что ответчик должен обратиться в соответствующий федеральный орган исполнительной власти с пакетом документов для решения вопроса о создании на территории городского округа лесничеств, их количества и границ.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора об обязании ответчика обеспечить установление в городских лесах городского округа г.Дзержинск территориальной единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесничества), их количества и границ в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ответчику по данному гражданскому делу необходимо обратиться в орган, уполномоченный по ведению государственного лесного реестра и предоставить сведения об использовании, охране, защите, воспроизводству
лесных участков, расположенных на территории городского округа г.Дзержинск Нижегородской области, в связи с чем в данной части исковые требования природоохранного прокурора также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку как и предыдущее требование, носит заявительный характер.

В соответствии со ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Кадастровый учет лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах. Учет осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем, то есть носит заявительный характер.

В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отсутствие кадастрового учета и права собственности на лесные участки, расположенные на территории городского округа г.Дзержинск Нижегородской области свидетельствует именно о ненадлежащем исполнении Администрацией городского округа г. Дзержинск обязанности по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на лесные участки, а не об отсутствие данных объектов на территории городского округа.

Оформление права собственности городского округа г.Дзержинск Нижегородской области на лесные участки, находящиеся в границах городского округа, необходимо в целях реализации городским округом г.Дзержинск прав собственника в отношении данных территорий, в том числе по охране, защите, воспроизводству лесов.

Суд обращает внимание на то обстоятельство, что прокурор предъявляет исковые требования об обязании ответчика поставить на кадастровый учет и произвести регистрации права собственности относительно лесных участков, которые расположены на земельном участке площадью 19341 га, имеющий кадастровый номер , расположенный на территории г.Дзержинска Нижегородской области. При этом сами лесные участки не обязательно должны иметь площадь 19341 га.

Из объяснений представителей ответчика установлено, что в настоящее время территория зеленых насаждений, состоит из двух частей: восточной площадью 8384 га и западной 7566 га, в совокупности 15950 га. Это же подтверждается Планом лесонасаждений (л.д.102,103, 124, т.3).

Кроме того, из объяснений представителя ответчика ФИО4 в судебном заседании 10.03.2016 года установлено, что эти зеленые насаждения площадью 15950 га находятся в границах земельного участка площадью 19431 га (л.д.131, 133 Т.т.3).

При этом сам ответчик, в Лесохозяйственном регламенте Дзержинского городского лесничества от 2011 года указывает, что «…площадь лесничества на 01.01.2010года составляет 15950га, со ссылкой на свидетельство о государственной регистрации права на землепользование площадью 19341 га. Запись о регистрации сделана № » (л.д.47, т.1), т.е. площадь лесничества привязывает к земельному участку площадью 19431 га.

Суд находит несостоятельным довод представителей ответчика о том, что при удовлетворении требований прокурора об обеспечению установления территориальной единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесничества), суд фактически возложит на Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области обязанность по принятию соответствующих нормативно-правовых актов.

В ходе судебного разбирательства из объяснений представителей Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу установлено, что Администрации городского округа г.Дзержинск Нижегородской области необходимо в рамках заявительного характера обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) с пакетом документов для того, чтобы федеральный орган исполнительной власти смог определить, сколько на территории городского округа необходимо сформировать лесничеств, их границы и площади (л.д. 214, т.2).

При этом ответчику не требуется принятие каких-либо нормативно-правовых актов, т.к. принятие нормативно-проавовых актов в пределах своих полномочий, а также установление порядка управления и использование муниципального имущества является полномочием Городской Думы г.Дзержинска.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Не выполнение ответчиком обязанностей по исполнению требований лесного законодательства, выразившееся в бездействии, нарушает интересы жителей муниципального образования городского округа г.Дзержинск Нижегородской области, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках и ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Учитывая данные обстоятельства дела, суд считает заявленные требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом суд полагает, что сроки, в которые природоохранный прокурор просит обязать ответчика совершить мероприятия по выполнению требований лесного законодательства являются минимальными.

Этот же довод высказан представителями Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному Округу, в связи с чем суд полагает возможным увеличить сроки исполнения ответчиком мероприятий по исполнению требований лесного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа г.Дзержинск Нижегородской области:

обеспечить установление в городских лесах городского округа г.Дзержинск территориальной единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесничества), их количества и границ в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

предоставить в орган, уполномоченный по ведению государственного
лесного реестра сведения об использовании, охране, защите, воспроизводства
лесных участков, расположенных на земельном участке площадью 19 341 га,
кадастровый номер , в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

поставить на кадастровый учет лесные участки, расположенные на
земельном участке площадью 19 341 га, кадастровый номер в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

произвести государственную регистрацию права собственности на лесные
участки, расположенные на земельном участке площадью 19 341 га, кадастровый
номер в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья п/п В.В. Тихонова

Копия верна

Судья:

Секретарь