ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-345/2021 от 29.07.2021 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-345/2021 (УИД 65RS0001-02-2020-004003-06)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2021 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – О.С.Лыкиной,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению науки Специальному конструкторскому бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук о признании право на получение премиальной выплаты, взыскании премиальной выплаты, судебных расходов, -

у с т а н о в и л:

ФИО обратился в суд с иском к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению науки Специальному конструкторскому бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее по тексту <данные изъяты>) о взыскании премиальной выплаты в размере 3 838 596,75 рублей, судебных расходов в размере 35 000 рублей, указывая в обоснование заявленных требований следующее. Между Министерством науки и образования Российской Федерации и ФИО был заключен трудовой, в период с 17.07.2019г. по 16.07.2020г. истец временно исполнял обязанности директора <данные изъяты>, в связи с истечением действия трудового договора уволен по п.2 ч.1 ст.77 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ). Пунктом 19 трудового договора, заключенного между сторонами спора 12.07.2019г., руководителю предусматривались выплаты стимулирующего характера по решению работодателя, с учетом достижения показателей на оказание государственных услуг (выполнения работ), а также иных показателей, предусмотренных подпунктом 23 пункта 9 трудового договора (п.20): при обеспечении достижения установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в соответствующем субъекте Российской Федерации. Из содержания иска следует, что приказом , изданным Министерством науки и высшего образования РФ от 02.11.2006г., утверждено Положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих Министерства науки и высшего образования РФ, которым установлен порядок и условия премирования. Указанным Положением предусмотрено, что премия рассчитывается за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) и начисляется на оклад денежного содержания государственного гражданского служащего за фактически отработанное время, премирование работников осуществляется на основании приказа науки и высшего образования РФ с указанием в нем конкретных размеров премии. Письмом Министерства науки и высшего образования РФ от 12.07.2019г. установлены предельные выплаты стимулирующего характера: 3-ий квартал в размере 237 300 рублей; 4-ый квартал- 905 800 рублей; письмо от 30.07.2020г. за 1-ый квартал 2020г. – 388 200 рублей. В связи с отсутствием информации о предельном размере премии за 1 и 2 кварталы 2020г. ы расчет были учтены показатели по аналогии за 2019 год. Истец указывает, что 17.06.2020г. он обратился с заявлением о предоставлении отпуска, а также с просьбой произвести выплату стимулирующего характера по итогам работы за 3,4 кварталы 2019 года и 1 и 2 кварталы 2020года, однако выплаты работодатель не произвел. По мнению истца, невыплата стимулирующих выплат, в том числе при прекращении трудового договора, нарушает трудовые права ФИО, является проявлением дискриминации.

С учетом принятых в процессе рассмотрения спора дополнений, истцом поставлены требования к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и <данные изъяты> о признании право на получение премиальных выплат, установленных приказом от 02.11.2006г., взыскании премиальных выплат в размере 3 838 596, 75 рублей, судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в размере 35 000 рублей.

Истец ФИО в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель истца ФИО, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчики Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и <данные изъяты> явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания.

Суд, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) рассматривает дело в отсутствие сторон.

Исследовав собранные в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основные понятия и определения, в частности, дано определение заработной платы (оплаты труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 15.05.2018г. и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018г. №1293-р, Федеральное бюджетное учреждение науки Специальному конструкторскому бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук передано в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

12.07.2019г. между ФИО и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации был заключен трудовой договор /в, ФИО в период с 17.07.2019г. по 16.07.2020г. временно исполнял обязанности директора <данные изъяты>.

Пунктом 19 указанного трудового договора, руководителю предусмотрена выплата стимулирующего характера по решению работодателя, с учетом достижения показателей государственных на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных выплат при эффективности деятельности учреждения и его руководителя.

Приказом от 19.02.2018г. директором <данные изъяты> утверждено «Положение об оплате труда работников <данные изъяты>» (в редакции приказа от 15.05.2017г.), пунктом 24 которого предусмотрено, что решение о выплате выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, сформированного из всех источников. Премирование работников по результатам их труда есть право, а не обязанность учреждения и зависит от количества и качества труда работников, финансового состояния учреждения и других факторов, оказывающих влияние на сам факт и размер премирования (п.1.4., раздел 4).

Согласно письма №МН-1971/АС Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.07.2019г., расчет и начисление премии производится учреждениями самостоятельно в пределах размера премий исходя из необходимости соблюдения уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников возглавляемого учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера). Итоговый размер премии рассчитывается пропорционально отработанному руководителем в отчетном периоде времени и корректируется с целью не превышения по итогам года предельной кратности. Начисление премии производится за счет всех источников финансирования.

Из содержания отзыва <данные изъяты> на исковое заявление и представленных материалов следует, что у <данные изъяты> отсутствовали финансовые средства, в связи с чем, образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам. Решение о выплате премии руководителю не принималось.

Спорные стимулирующие выплаты имеют характер дополнительного материального стимулирования и не является гарантированной выплатой обязательного характера, устанавливается работодателем в целях повышения мотивации руководителя учреждения в выполнении поставленных перед ним задач.

Суд приходит к выводу о том, что стимулирующие выплаты руководителю учреждения не могут быть начислены в случае несвоевременной выплаты работникам заработной платы, что свидетельствует о допущенных нарушениях действующего трудового законодательства.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Стороной истца не представлено, по делу не установлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо достижений, показателей эффективности работы ФИО и эффективности деятельности Учреждения в целом в период выполнения истцом трудовых обязанностей в <данные изъяты>.

Поскольку начисление выплат стимулирующего характера является правом работодателя, а не его обязанностью, с учетом результатов работы каждого работника, в том числе руководителя, и представляет собой обобщенную количественную оценку личного вклада руководителя в конечные результаты работы, определяется и назначается при наличии финансовых средств и фонда оплаты труда, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца неначисленных сумм стимулирующих выплат и премий в размере, заявленном истцом, не имеется.

Доказательства, свидетельствующие о допущенной ответчиками в отношении ФИО дискриминации, в материалы дела представлены не были.

Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО, то требования о взыскании расходов по оплате услуг представителя, удовлетворению также не подлежат.

Критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.

По смыслу статьи 98 ГПК РФ понесенные по делу судебные расходы в части исковых требований, в которой истцу отказано, удовлетворению не подлежат.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования ФИО к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению науки Специальному конструкторскому бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук о признании право на получение премиальных выплат, установленных приказом от 02.11.2006г., взыскании премиальных выплат в размере 3 838 596, 75 рублей, судебных расходов в размере 35 000 рублей, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 05.08.2021г..

Судья: О.С.Лыкина