Бежецкий городской суд Тверской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Бежецкий городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-346/10 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2010 года г. Бежецк
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Зелениной Л.Т.,
при секретаре Кораблевой Е.А.,
с участием истца Катанугиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Катанугиной Н.А. о признании незаконными действий должностных лиц ФГКЭУ «...», домоуправления войсковой части Номер обезличен и Бежецкого отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Тверской области начальника об отказе в регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства матери и обязании произвести регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Катанугина Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц об отказе в регистрации несовершеннолетнего ребенка и обязании произвести регистрацию. Иск мотивировала тем, что согласно договору найма служебного помещения от Дата обезличена г. она является членом семьи нанимателя служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... ... .... По данному месту жительства она зарегистрирована и проживает постоянно.
Дата обезличена г. у нее родилась дочь – ФИО1. После ее рождения она обращалась в органы, указанные в заявлении по вопросу регистрации дочери по месту жительства, однако в этом получала отказ. Начальник домоуправления в/ч Номер обезличен в своем отказе сослался на разъяснение начальника ... района Номер обезличен от Дата обезличена г. согласно которому регистрация ребенка по указанному адресу приведет к ухудшению жилищных условий семьи и нарушит учетную норму проживания.
Отказы в регистрации ребенка по месту жительства матери считает незаконными. Без регистрации дочери по месту жительства не может получить единовременное пособие по родам и другие установленные законом выплаты.
Просила суд признать действия указанных должностных лиц незаконными и обязать начальника Бежецкого отдела УФМС по Тверской области зарегистрировать ребенка по месту жительства его матери по адресу: ..., ... ... ....
В судебном заседании заявитель Катанугина Н.А. заявленные требования поддержала, пояснив, что оспаривает действия начальника ФГКЭУ «...», поскольку он не разрешает начальнику домоуправления в/ч Номер обезличен прописать с ней ребенка. Требований к начальнику домоуправления не поддерживает. Также начальник Бежецкого отдела УФМС по Тверской области ссылалась на отсутствие такого разрешения, предлагала включить ребенка в представленный договор найма служебного жилого помещения, где она включена в составе члена семьи военнослужащего. Просила суд обязать начальника ФГКЭУ «...» дать согласие на регистрацию дочери по указанному в иске адресу, УФМС зарегистрировать ее дочь с ней.
Начальник ФГКЭУ «...» Минобороны РФ ФИО9 представил письмо со ссылками на нормы материального права и просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Своего мнения по существу рассматриваемого заявления не выразил.
ВрИО начальника домоуправления при ФГКЭУ «...» войсковой части Номер обезличен Е.Стеблина просила рассмотреть заявление без своего участия, сославшись на копию письма начальника ФГКЭУ «...» Минобороны России ФИО9.
И.о. начальника отделения УФМС по Тверской области в Бежецком районе ФИО8 письменно просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, против заявленных требований не возражает.
Свидетель ФИО3 пояснила, что зарегистрировать ее внучку по месту жительства матери не разрешает начальник ФГКЭУ «...», объясняя это ст. 70 ЖК РФ, однако спора относительно вселения и проживания внучки по месту жительства матери не имеется. Свидетелю было предложено оформить нотариально письменный отказ, что в будущем она не будет претендовать на метры жилой площади, приходящиеся на внучку. Но такого отказа не оформляла, поэтому он всячески препятствует регистрации ребенка. Ребенок является членом семьи дочери, отец согласен на регистрацию ребенка по месту жительства матери, сам военнослужащий. В домоуправлении не против зарегистрировать внучку, но без разрешения КЭЧ не могут.
Суд, выслушав заявителя, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства и письменные материалы дела в их совокупности, находит заявление, уточненное в ходе судебного заседания, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства.
В ч. 3 ст. 55 Конституции указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей.
Судом установлено, что заявитель имеет регистрацию по месту жительства по адресу ..., ..., ..., ..., ..., собственником которого, что следует из ксерокопии договора найма служебного жилого помещения л.д. 7-8), является ФГКЭУ «... ...».
Дата обезличена г. у заявителя родилась дочь – ФИО1. Катанугина Н.А. состоит в браке с отцом ребенка ФИО7, который представил свое письменное согласие на регистрацию ребенка по месту жительства матери, что соответствует положению ч. 3 ст. 65 СК РФ.
После рождения дочери неоднократно обращалась к должностным лицам, указанным в заявлении, о регистрации ребенка по адресу ее проживания, однако, ей было отказано л.д. 19-20, 22).
В настоящее время ребенок фактически проживает с матерью. Не имея регистрации ребенка, заявитель ограничена в реализации его социальных прав по фактическому месту жительства.
Местом жительства ребенка признается место жительства его законных представителей, то есть родителей. В отношении ребенка не действует критерий добровольного выбора места жительства, характерный для совершеннолетних граждан.
Из материалов дела видно, что начальник домоуправления при ФИО9, адресуя письменный ответ ФИО4 на рапорт по регистрации ребенка ее дочери, сообщает, что «не представлено нотариально заверенного отказа от улучшения жилищных условий в связи с регистрацией ребенка Вашей дочери на жилой площади по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., также нет обращения командира В\Ч Номер обезличен, представлено ходатайство командира в/ч Номер обезличен». Далее указано, что если не устраивает требование ФГКЭУ «... ...» Минобороны России по регистрации ребенка на служебной жилой площади, то может решить данную проблему в судебном порядке и признать ребенка дочери членом семьи военнослужащего по решению суда, согласно ст. 69 п.1 ЖК РФ и представить решение суда л.д. 10-11).
Между тем, по обстоятельствам дела не заявлено спора о праве на жилое помещение по месту жительства заявителя, а регистрация по месту жительства есть лишь административный акт, которым реализуется право лица на выбор места, где оно (лицо) постоянно или преимущественно проживает.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ" (далее – Закон) сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. В соответствии с указанным Законом органы регистрационного учета уполномочены лишь удовлетворить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части первой статьи 6 Закона регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
В соответствии с этой статьей Закона для регистрации достаточно представления указанных в ней документов, которые подтверждают добросовестное использование гражданином своего права. Предоставление соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Требование о предоставлении дополнительных документов не соответствует названному Федеральному закону.
В силу п. 79 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 г. N 208 (далее - Административный регламент), новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в порядке, установленном пунктом 78 Регламента).
Сведения о них вносятся в карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту) одного из родителей, в поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту). На них составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации предусмотрены ст. 8 Закона перечень которых является исчерпывающим.
Анализ вышеназванных норм позволяет суду сделать вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает в качестве необходимого условия для регистрации наличие письменного или устного согласия иных сособственников жилого помещения.
Ссылка начальника ФГКЭУ «...» на положения ст. 70 ЖК РФ о несоблюдении законодательства о норме жилой площади на одного человека в данном случае неприменима и не имеет юридического значения для разрешения поставленного вопроса. При этом, как указывалось выше, УФМС обязано было произвести соответствующую регистрацию новорожденного ребенка без какого-либо согласия собственника жилищного фонда либо иных документов, не предусмотренных Законом.
Таким образом, действия начальника ФГКЭУ «...» Минобороны России ФИО9 и начальника отделения УФМС по Тверской области в Бежецком районе являются нарушением требований Конституции РФ и Федерального закона.
При изложенных обстоятельствах, заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия начальника ФГКЭУ «...» Минобороны России ФИО9 и начальника отделения УФМС по Тверской области в Бежецком районе ФИО5 незаконными и обязать орган регистрационного учета - УФМС по Тверской области в Бежецком районе в семидневный срок со дня вступления этого решения в законную силу зарегистрировать несовершеннолетнюю ФИО1, Дата обезличена года рождения по адресу ..., ..., ..., ..., ... по месту жительства ее матери Катанугиной Н.А..
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Беже6цкий городской суд.
Председательствующий Л.Т. Зеленина