ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3461 от 01.06.2016 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3461 (2016г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь 01 июня 2016 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.

при секретаре Поповой Т.В.

с участием истицы ФИО2

представителя истицы ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Телеусовой Закиры к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения и возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 (далее - истица) обратилась в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент, ответчик) о признании незаконным решения и возложении обязанности, указав, что в собственность ее отцом ФИО4 по договору купли-продажи в виде расписки был приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Вся семья истицы с момента приобретения дома проживала в нем до смерти родителей. В 1978 году умер ее отец ФИО4, истица является единственной наследницей. После его смерти ФИО2 стала пользоваться домом и земельным участком. 02.03.2016 года истица обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> под домом в собственность, вместе с тем Департамент отказал в предоставлении земельного участка поскольку участок не образован и границы земельного участка подлежат уточнению, а также в связи с непредоставлением документов об отсутствии в собственности до 01.12.1998 года иных жилых помещений и документов, подтверждающих проживание в спорном доме, расположенном на земельном участке.

Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 572 кв.м. по адресу <адрес>; возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 572 кв.м. по адресу <адрес>.

Истица ФИО2 в судебном заседании дала пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить заявленные требования. Дополнила, что с момента приобретения дома в 1958 году до 1978 года ее отец жил в спорном доме. После смерти родителей она пользовалась указанным домом как дачей. ФИО2 проживала в спорном доме до 1953 года. Право собственности на дом не было ни за кем зарегистрировано. Также указала, что в собственности имеет квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Представитель истицы – ФИО3, действующая на основании ордера (л.д. 33) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнив, что в Департамент земельных отношений они обращались в рамках Закона Пермского края «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» № 239-ПК от 14.02.2014 года, согласно которому ФИО2 были выполнены все условия. Жилой дом у истицы один, на него никто не претендует, она приняла его в наследство, чьих-либо прав не нарушает. Полагает, что оснований для отказа ФИО2 в предоставлении земельного участка в собственность не имеется.

Представитель ответчика - Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» -ПК от 14.02.2014 года земельный участок предоставляется в собственность гражданина в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом. Условиями бесплатного предоставления гражданам земельного участка под жилым домом являются: а) жилой дом пригоден для постоянного проживания; б) в отношении земельного участка под жилым домом отсутствуют ограничения либо запреты его предоставления в собственность гражданина (граждан), установленные в соответствии с земельным и (или) градостроительным законодательством; в) предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Таким образом, заявитель должен доказать указанные обстоятельства. Согласно кадастровой выписке в графе «особые отметки» указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. На основании статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В соответствии со строкой 19 приложения к приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 12.01.2015 года № 1 документами, подтверждающими право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, являются документы, установленные законом субъекта Российской Федерации, а именно документы, перечень которых установлен статьей 5 Закона. Заявителем не представлены справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998 года и документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме. Кроме того, в соответствии с кадастровым паспортом от 03.03.2016 года земельный участок с кадастровым номером предоставлен в бессрочное пользование на праве личной собственности иному физическому лицу на основании договора от 12.07.1955 года.

Выслушав истицу, ее представителя, исследовав материалы дела, материалы гражданских дел , суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Судом установлено, что истица 06 марта 2016 года обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность в соответствии с Законом Пермского края от 14.02.2014 года «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» земельного участка с кадастровым номером площадью 572 кв.м. по адресу <адрес>.

Решением от 04 апреля 2016 года за Департамент отказал истице в предоставлении выше указанного земельного участка, указав на то, что поскольку границы земельного участка не установлены, то необходимо вначале принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Также ответчиком в оспариваемом решении было указано на то, что истицей не были представлены справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998 года, и документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме.

С данным решением не согласилась истица и просит суд признать его незаконным и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление.

Суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований нет в силу следующего.

На основании подп.2 п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно в подп.8 п.1 указанной статьи – вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В п.2 ст.9, п.2 ст. 10 и п.2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзац 6 нормы).

Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно положений статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 нормы).

Таким образом, для признания ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным необходимо установление его не соответствия закону, а также то, что он нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

В статье 39.5 ЗК РФ отражены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Так данная норма содержит положение о том, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (п.7 нормы).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов сформулированы в статье 39.16 ЗК РФ.

Так в данной норме указано на то, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Истица свое право на приобретение спорного земельного участка в собственность основывает на положениях Законом Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».

Согласно положений выше указанного Закона земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР", в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом (статья 2).

Согласно статьи 5 Законом Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обладающий правом его предоставления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган), по месту нахождения земельного участка с заявлением.

К заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность граждан;

б) справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998;

в) заключение специализированной организации, осуществляющей деятельность в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, о результатах обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома;

г) документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме.

Проанализировав пакет документов, который истица представляла в Департамент вместе с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, суд считает, что Департамент обоснованно принял оспариваемое решение об отказе в предоставлении истице в собственность спорного земельного участка, так как последней не были представлены ни справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998 года, ни документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме. Представленная истицей копия домовой книги не может подтверждать факт ее проживания в доме, поскольку из паспорта последней следует, что она с 2007 года зарегистрирована в квартире по адресу <адрес>124, которая принадлежит ей на праве собственности, что следует из Выписки ЕГРП от 18.02.2016 года, находящейся в материалах гражданского дела № 2-1894 (2016г.) Мотовилихинского районного суда г.Перми (л.д.102 гражданского дела (2016г.). Из чего следует, что дом по адресу <адрес> не является для истицы единственным имеющимся жилым домом и время ее проживания в нем не составляет 15 лет. Кроме того, истица указала в судебном заседании на то, что домом она пользовалась в последнее время как дачей, а не для постоянного проживания.

Также в судебном заседании нашел свое подтверждение довод Департамента о том, что согласно кадастровой выписке о спорном земельном участке в отношении последнего зарегистрированы права бессрочного пользования – ФИО1 по Договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 12.07.1955 года (л.д.80 гражданского дела № 2-1894 (2016г.) и л.д.18-19 гр.дела № 2-166 (2016г.). Следовательно, в силу положений статьи 39.16 ЗК РФ, у Департамента были законные основания для отказа в предоставлении истице спорного земельного участка. При этом, расписка от 26.05.1958 года, представленная истицей в Департамент, не может подтверждать факта перехода прав на земельный участок в связи с продажей объекта недвижимости, находящегося на спорном земельном участке, поскольку из данной расписки не видно, что продавался именно жилой дом (указано, что продана времянка), и эта расписка не свидетельствует о продаже именно <адрес>, который по сведениям ГУП «ЦТИ Пермского края» на праве собственности ни за кем не регистрировался, в силу чего не мог и быть объектом гражданско-правовых отношений.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое решение Департаментом принято в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами»; права истицы не нарушает, в силу чего заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Телеусовой Закире к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 572 кв.м. по адресу <адрес> и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Председательствующий : подпись

Копия верна

Председательствующий О.В.Нигаметзянова

Секретарь:

Решение суда в законную силу не вступило

Секретарь: