ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3474/20 от 19.07.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2-613/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Крымск 19 июля 2021года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Петенко С.В.,

при секретаре Собакиной Л.В.,

с участием представителя истца - помощника Крымского межрайонного прокурора ФИО3,

представителя ответчика МБДОУ детский сад г. Крымска муниципального образования <адрес> - ФИО4,

представителя ответчика по доверенности Управления образования муниципального образования <адрес>ФИО6,

представителя третьего лица по доверенности администрации муниципального образования <адрес> - ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, Управлению образования администрации муниципального образования <адрес> об устранении нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Крымский районный суд с иском к МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, Управлению образования администрации муниципального образования <адрес> об устранении нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и пожарной безопасности при создании условий для получения несовершеннолетними образования, по результатам которой выявлены нарушения. С целью устранения нарушений, ДД.ММ.ГГГГ Крымским межрайонным прокурором директору учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. В соответствии со ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В силу ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Пунктом 4 ч.1 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.Из п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах. В силу ст.5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего закона. Во исполнение названного положения закона Правительством Российской Федерации издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно п.66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»». Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется указанный свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны общеобразовательные учреждения - дошкольные и общеобразовательные организации. При этом в п.4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефоннойсети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты. В ходе проверки установлено, что на крыше МБДОУ детский сад г. Крымска муниципального образования <адрес> имеется металлическое покрытие, однако система молниеотведения не установлена. Таким образом, образовательным учреждением не принимается полный комплекс мер, направленный на создание безопасных условий обучениянесовершеннолетних. В соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» система образования включает в себя органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Согласно ч.1 ст.209 и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 и частью 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерациипредусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу п.1.6 Устава МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>- учредителем является муниципальное образование <адрес>. Функции учредителя МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> осуществляет администрация муниципального образования <адрес> в лице Управления образования администрации муниципального образования <адрес> - в части определения структуры, целей и задач учреждения и Управление имущественных отношенийадминистрации муниципального образования <адрес> - в части наделения имуществом (п.1.4 Устава). В соответствии с п.4.4 Устава к компетенции управления относится, в том числе финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, формирование, утверждение муниципального задания для МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>в соответствии с предусмотренными Уставом видами деятельности, установление порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельностиМБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, а также утверждения такого плана для МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>. Согласно п.5.2 Устава собственником имущества, передаваемого МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>в оперативное управление, является муниципальное образование <адрес>. Финансовое обеспечение выполнения МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>муниципального задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета муниципального образования <адрес> (п.5.5 Устава). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (п.5.6 Устава). Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об управлении образования администрации муниципального образования <адрес>, согласно п.3.17 которого - Управление осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования <адрес> в отношении муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, а также контроль за целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений. В силу п.3.33 Положения Управление осуществляет финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений. Координирует деятельность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, по обустройству прилегающих к ним территорий, организует мероприятия по подготовке к новому учебному году.Таким образом, в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управление, как главный распорядитель бюджетных средств, не только имеет право распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования, но и в силу п.4, п.6 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», обращаясь с данным заявлением в суд, прокурор выступает в интересах несовершеннолетних, поскольку принимает меры по обязанию образовательного учреждения и управления образования создать необходимые условия для получения образования. На основании изложенного, просит суд: - обязать МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения; - обязать Управление образования администрации муниципального образования <адрес> выделить МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения; - обязать МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> в течение месяца с момента выделения денежных средств обеспечить устранение нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

В судебном заседании представитель истца –помощник Крымского межрайонного прокурора <адрес> - ФИО5 уточнила исковые требования, просила суд: - обязать МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушения законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения и передать указанный расчет в Управление образования администрации муниципального образования <адрес>; - обязать Управление образования администрации муниципального образования <адрес> в течение трех месяцев со дня предоставления расчета выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждениюдетский сад <адрес> муниципального образования <адрес> денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения; - обязать МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств обеспечить устранение нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – Управления образования администрации муниципального образования <адрес> и третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска - администрации муниципального образования <адрес> - ФИО6 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, считая, что нецелесообразно производить мероприятия, направленные на установку системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения. В остальном поддержала представленные в письменном виде возражения, согласно которых Управление образования администрации муниципального образования <адрес> возражает против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными и влекущими за собой неэффективное использование бюджетных средств, поскольку с учетом предоставленной информации о выделении денежных средств, у Управления образования отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на выполнение требований прокурора, в то время как всоответствии со ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы является принцип эффективности использования бюджетных средств. Учитывая положения ст.34 и ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Управление образования не может выделить денежные средства, поскольку это повлечет за собой неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, при нормировании молниезащиты за исходное принято положение, что любое устройство не может предотвратить развитие молнии. На основании классификации зданий и сооружений по устройству молниезащиты объекты подразделяются на обычные и специальные. Школы и детские сады относятся к обычным объектам. В таблице 2.1 данной инструкции приведены последствия, которые могут быть при ударе молнии, такие как отказ электроснабжения (освещения), отказ системы пожарной сигнализации, потери средств связи и сбои компьютеров с потерей данных. Перечень последствий на этом исчерпывается. Существует комплекс средств молниезащиты зданий, который включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. Внешняя молниезащитная система может быть изолирована от сооружения (отдельно стоящие молниеотводы – стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, выполняющие функции естественных молниеотводов). Имеющиеся в здании внутренние устройства молниезащиты предназначены для ограничения электромагнитных воздействий тока молнии и предотвращения искрений внутри защищаемого объекта. Внешняя молниезащитная система состоит из молниеприемников, токоотводов и заземлителей. В соответствии с инструкцией п.3.2.1молниеприемниками могут быть конструктивные элементы защищаемого объекта и они называются естественными молниеприемниками - это металлическая кровля, металлические конструкции крыши, трубы, резервуары, металлические водосточные трубы и др.. В вышеуказанном здании частично имеются металлические конструкции крыши, водосточные трубы. Кроме этого, здания оборудованы заземлением. Все требования пожарной безопасности в учреждении соблюдаются. Учреждение оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Деревянные конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, делающим их трудногорючими, огнестойкость которых ежегодно проверяется. Кроме того, имеется акт проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2020-2021 учебному году, в котором недостатков надзорными органами выявлено не было. Согласно п.4.7 указанной инструкции, в существующих зданиях, каковыми являются здания школ и детских садов, необходимые меры по молниезащите выбирают с учетом особенностей здания, таких как конструктивные элементы, существующее силовое и информационное оборудование. Необходимость в защитных мерах и их выбор определяют на основании исходных данных, которые собирают на стадии предпроектных изысканий, примерный перечень которых приведен в таблице 4.3 – 4.6. Согласно п.1.1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденной Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с назначением зданий и сооружений, необходимость выполнения молниезащиты и ее категория, а при использовании стержневых и тросовых молниеотводов – тип зоны защиты определяются в зависимости от среднегодовой продолжительности гроз в месте нахождения здания или сооружения, а также от ожидаемого количества поражений его молнией в год. Данная инструкция предназначена для специалистов, проектирующих здания и сооружения. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается проектной организацией на стадии «проект» разработки проектной документации. Характеристика интенсивности грозовой деятельности и грозопоражаемости зданий и сооружений производится по специальной формуле с учетом местоположения, высоты, ширины и длины здания, среднегодового числа ударов молнии в 1 кв.км. земной поверхности в месте нахождения здания или сооружения. Согласно требованиям таблицы РД 34.21.122-87 для объектов, отнесенных по устройству молниезащиты к III категории, к которым относятся здания школ и детских садов, ожидаемое количество поражений молнией является показателем, определяющим необходимость выполнения молниезащиты и ее надежность. Сведений об ожидаемом количестве поражений молнией указанного объекта, а также доказательств необходимости установки в здании дополнительных средств молниезащиты, прокурором не представлено. Согласно ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое, по мнению прокурора, может быть достигнуто исключением условий образования в горючей среде (или внесение в нее) источников зажигания, в данном случае молнии, одним из способов, указанных в ст.50 Федерального закона, а именно: устройство молниезащиты здания. Часть 2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указывает на то, что исключение условий возникновения пожаров достигается как исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания, так и исключением условий образования горючей среды. Как следует из ст.49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», исключение условий образования горючей среды должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: - 1) применение негорючих веществ и материалов; 2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов. Все деревянные конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, делающим их трудногорючими, надежность обработки периодически проверяется, таким образом, требования ст.48 и ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» учреждением не нарушаются.

В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> - ФИО4 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, по основаниям изложенным представителем Управления образования администрации муниципального образования <адрес>.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Крымского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лицподлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.3, п. 2 ч. 6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу требований п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В судебном заседании установлено, что МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, осуществляющее свою деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>, является общеобразовательным учреждением, на которое законом возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, нести ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» - законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ч.2 и ч.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п.4 ч.1 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

В силу положений ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О техническом регулировании» - технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, в том числе обеспечивающие пожарную безопасность.

Согласно ст.5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О техническом регулировании» - особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартови сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктом 68 которого предусмотрено, что обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»», разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.4, кроме абзацев первого, третьего и шестого пункта 4.5, пункты 4.6,4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзацев девятого и десятого), 4.12, 4.14, 4.15 (за исключением абзаца первого), 4.16 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункта 4.24 (за исключением абзаца четвертого), 4.25 (за исключением абзаца второго), 4.26, 4.29), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.6, 5.9 (за исключением абзаца второго), 5.10 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.40 (за исключением абзаца третьего), 5.41 - 5.45, 5.46 (за исключением абзаца первого), 5.48), 6 (пункты 6.1 - 6.5, 6.6 (за исключением абзацев второго, третьего и четвертого), 6.8 - 6.9, 6.11 (за исключением абзацев третьего и четвертого), 6.12 (за исключением абзаца первого), 6.14 (за исключением абзаца первого), 6.15 - 6.19, 6.21, 6.23 - 6.32, 6.33 (за исключением абзаца третьего), 6.34 - 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42 - 6.48, 6.49 (за исключением абзаца второго), 6.53, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.56 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.81 - 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.1, 7.2 (за исключением абзаца второго), 7.3, 7.4 (за исключением абзаца первого), 7.5, 7.8, 7.10, 7.11 (за исключением абзаца второго), 7.12 - 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 - 7.22, 7.24 - 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением последнего абзаца), 7.38, 7.39, 7.41 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29, 8.30 (за исключением абзаца четвертого), 8.32, 8.34), 9, приложение Г.

Согласно Разделу 1 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»» - Перечень основных функционально-типологических групп зданий и сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации (п.1.1.1 и п.1.1.2), а также содержится примечание о том, что приложение распространяется как на приведенныетипы учреждений и помещений, так и на вновь создаваемые в рамках данных функционально-типологических групп помещений.

При этом в п.4.21 Свода правил СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.

Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетикиРоссийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в силу приведенных нормативных правовых актов, вопросы обеспечения зданий и сооружений устройствами молниезащиты регулируются вышеуказанной инструкцией, из абз.1 и абз.2 раздела 1 которой следует, что инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены в том числе школы, детские сады, спортивные сооружения.

Соответственно, Свод правил СП 118.13330.2012 и Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, являются нормативными актами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе учреждением.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что здания общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть оснащены устройствами молниезащиты.

В то же время, судом установлено, что в ходе проведения Крымской межрайонной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что здание МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>11 не оснащено системой молниезащиты, что не оспаривалось в судебном заседании и представителями ответчиков.

По результатам проведенной проверки Крымским межрайонным прокурором в адрес директора МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> вынесено Представление об устранении нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, требования которого до настоящего времени не исполнены.

Для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, в ходе рассмотрения дела судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Как следует из Заключения по результатам строительно-технического исследования от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертами ООО «Юг Эксперт Центр» на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, здание МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>11, не соответствует действующим техническим нормам и правилам в области обеспечения молниезащиты и пожарной безопасности, по основаниям, указанным в исследовательской части заключения, а именно указанное здание не соответствует требованиям ст.48, п.4 ч.1 с.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ, п.4.21 СП 118.13330.2012 и Инструкции, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (СО 153-34.21.122-2003).

Покрытие кровли зданий выполнено из металлических профильных листов. Кровля обследуемых задний, не может служить молниеприемником, так как установить электрическую непрерывность между разными частями металлической кровли на долгий срок не предоставляется возможны, поскольку все элементы кровельных соединений срыты и их контактное состояние по электропроводимости установить невозможно. Покрытие кровли объекта экспертизы выполнено из металлических профилированных листов. Кровля обследуемого здания не может служить молниеприемником, так как установить электрическую непрерывность между разными частями металлической кровли на долгий срок не представляется возможным, поскольку все элементы кровельных соединений скрыты и их контактное состояние по электропроводимости установить невозможно. Металлические конструкции крыши в виде ферм, соединенной между собой стальной арматуры – отсутствуют. По периметру кровли объекта экспертизы выполнено устройство стальных трубчатых снегозадержателей. Установить прочность закрепления снегозадержателей, а также их контактное состояние по электропроводимости не представляется возможным. По периметру кровли здания выполнено устройство водосборных желобов водосточной системы, однако крепления кровельных элементов водосточных систем не предусматривают прямых крепежных соединений с кровельным металлическим покрытием, отвечающим требованиям, предписанным для молниеприемников. Как было установлено ранее, кровля здания, выполненная из металлических профилированных листов, не может быть использована в качестве молниеприемника, так как установить электрическую непрерывность между разными частями металлической кровли на долгий срок не представляется возможным, ввиду того, что все элементы кровельных соединений скрыты и их контактное состояние по электропроводимости установить невозможно. На объекте экспертизы отсутствуют элементы, обеспеченные непрерывной электрической связью в соединениях конструкций и арматуры с молниеприемниками и заземлителями. На объекте экспертизы не предусмотрены отдельно стоящие молниеотводы. В здании МБДОУ детский сад отсутствует внешняя система молниезащиты. На объекте экспертизы отсутствуют технологические металлические трубы и резервуары, выполненные из металла толщиной не менее 2,5 мм, а также отсутствуют металлические трубы и резервуары, соответствующие требованиям, приведенным в таблице 3.2 СО 153-34.21.122-2003. Таким образом, здание не оборудовано как специально установленными металоприемниками, так и естественными.

Невыполнение требований нормативных актов по обустройству молниезащиты в здании образовательного учреждения, не обеспечивает нормативно-регламентированное состояние защищенности (пожарную безопасность) здания от возникновения пожара от удара молнии.

Отсутствие средств молниезащиты с учетом технических характеристик здания и принятых мер пожарной безопасности создает угрозу (опасность) жизни и здоровью учащихся и иных лиц, пребывающих в данном здании, при соответствующих погодных условиях.

Суд принимает вышеуказанное Заключение за допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку оно соответствует требованиям закона, экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющими высшее образование и длительный стаж экспертной работы, который был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение не имеет каких-либо противоречий, содержит обоснование и достаточно мотивированные выводы эксперта на поставленные судом вопросы. Не доверять данному заключению, у суда оснований не имеется, так как оно полностью согласуется с другими доказательствами по делу. Кроме того, экспертиза выполнена на основе проведенного непосредственно экспертом осмотра исследуемого объекта, с производством необходимых измерений соответствующими приборами и оборудованием, перечень которых приведен в заключении, результаты исследования зафиксированы представленными в заключении фотоматериалами. Какой-либо заинтересованности экспертов в исходе данного дела, судом не установлено, их заключение сомнений не вызывает.

Таким образом, вышеуказанное заключение экспертов в полном объеме опровергает доводы представителей ответчиков о соблюдении учреждением необходимых требований пожарной безопасности и отсутствии необходимости в установке системы молниезащиты.

Указанное заключение эксперта также опровергает представленное экспертное заключение строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное экспертом ИП ФИО7, которое не может быть принято судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, поскольку обследование объекта проведено стороной самостоятельно, без извещения стороны истца и предоставления ему возможности присутствовать при проведении экспертизы, а кроме того, всоответствии со ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» - заключение эксперта или комиссии экспертов должно содержать предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в то время как указанные экспертные заключениятаких сведений не содержат.

Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на установку систем молниеотведения в общеобразовательных учреждениях, а также мнение ответчика о неэффективности использования денежных средств на установку систем молниеотведения, суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие необходимых денежных средств не освобождает учреждение от выполнения обязанности по проведению мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности, которые являются обязательными.

Допуск контрольно-надзорными органами здания общеобразовательного учреждения к осуществлению образовательного процесса в 2020-2021 учебном году, в соответствии с действующими нормативными документами в области пожарной безопасности, не исключает необходимость наличия устройств молниезащиты и не освобождает ответчиков от обязанности оборудовать здание системой молниезащиты, поскольку данная обязанность прямо предусмотрена положениями Свода правил СП 118.13330.2012 и Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы о том, что вышеуказанные нормативные документы носят рекомендательный характер и распространяются лишь на вновь строящиеся и реконструируемые здания, а действующее законодательство не предусматривает обязанности оборудовать ранее введенное в эксплуатацию здание учреждения системой молниезащиты, основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: 1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; 2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; 3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

В то же время, в соответствии с ч.2 ст.42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.

Таким образом, в целях унификации действующего законодательства, положения ч.2 ст.42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до дня его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Как указано выше, п.68 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Свод правил СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.

Соответственно, несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», будет угрожать жизни и здоровью как воспитанников и их родителей, так и работников образовательного учреждения.

Таким образом, выявленные нарушения в данном случае касаются безопасности людей, в том числе несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном ударе молнии и возникновении пожара.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара. В связи с этим, период постройки и введения в эксплуатацию здания дошкольного общеобразовательного учреждения не освобождают учреждение от соблюдения действующих, в том числе введенных после сдачи здания в эксплуатацию норм и правил.

Учитывая вышеизложенное, суд считает обоснованными требования Крымского межрайонного прокурора <адрес> об устранениинарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями, в том числе на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как следует из ст.53 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.2 и п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - система образования включает в себя в том числе организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.

В силу требований п.1 ст.209 и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.1 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из п.1.6 и п.1.4 Устава МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>, утвержденного постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции учредителя учреждения осуществляют администрация муниципального образования <адрес>, в лице управления образования администрации муниципального образования <адрес>, в части определения структуры, целей и задач учреждения и Управление имущественных отношений администрации муниципального образования <адрес> в части наделения имуществом.

В соответствии с п.4.4 Устава МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес>- к компетенции Управления образования по управлению учреждением в том числе относится финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждению; формирование и утверждение муниципального задания учреждению в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности; установление порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации; выделение средств на приобретение имущества; осуществление контроля за сохранностью и эффективным использованием имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Согласно п.5.2 Устава МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> – имущество учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование <адрес>.

Как следует из п.5.5, п.5.6 Устава МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> - финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета муниципального образования <адрес>; - финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об управлении образования администрации муниципального образования <адрес>, согласно которого Управление в соответствии с возложенными на него задачами: - осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования <адрес> в отношении муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, а также контроль за целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений (п.3.17); - осуществляет финансовое, материально-техническое (за исключением полномочий органов государственной власти <адрес>) обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений (п.3.32); - координирует деятельность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, по обустройству прилегающих к ним территорий, организует мероприятия по подготовке муниципальных образовательных организаций к новому учебному году (п.3.33); -осуществляет контроль за использованием муниципальными образовательными организациями и подведомственными муниципальными учреждениями имущества, переданного им на праве оперативного управления в соответствии с требованиями законодательства (п.3.34).

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации – главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу требований п.4 и п.6 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации – главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Следовательно, Управление образования администрации муниципального образования <адрес>, как главный распорядитель бюджетных средств, имеет право как распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования, так и осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям в части обязанности произвести финансирование оборудования образовательного учреждения системой молниезащиты.

В свою очередь обязанность по производству расчета необходимых денежных средств и оборудованию учреждения системой молниезащиты в соответствии с действующим законодательством лежит на МБДОУ детский сад <адрес> образования <адрес>, как на образовательной организации и получателе бюджетных средств.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом заявленные требования в полном объеме подтверждены представленными суду и исследованными в судебном заседании доказательствами, при этом представителями ответчиков и третьего лица не приведено каких-либо заслуживающих внимания суда доводов и не представлено документов, которые могли бы повлиять на принятие судом решения по делу.

Учитывая вышеизложенное, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, признав их достоверными и допустимыми, суд считает заявленные требования об обязании произвести расчет необходимого объема денежных средств для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, выделить денежные средства и обеспечить устранение нарушений путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя сроки исполнения решения, суд учитывает обстоятельства по делу, исполнимость заявленных требований, необходимость подготовки проектной документации, изыскания ответчиками дополнительных денежных средств на установку системы молниезащиты при утвержденном бюджете на 2020 год, определения подрядчиков и производства соответствующих работ, и приходит к выводу о разумности и достаточности указанных истцом сроков на исполнение судебного акта и устранения допущенных нарушений, которые в общей сложности составляют семь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Крымского межрайонного прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ детский сад <адрес> образования <адрес> и Управлению образования администрации муниципального образования <адрес>, об обязании произвести расчет необходимого объема денежных средств для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, выделить денежные средства и обеспечить устранение нарушений путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения - удовлетворить.

Обязать МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушения законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения и передать указанный расчет в Управление образования администрации муниципального образования <адрес>.

Обязать Управление образования администрации муниципального образования <адрес> в течение трех месяцев со дня предоставления расчета выделить МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

Обязать МБДОУ детский сад <адрес> муниципального образования <адрес> в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств обеспечить устранение нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме.

Судья: С.В. Петенко