РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе
председательствующего Путиловой Н.А.
при секретаре Гончаровой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ
дело по иску Прокурора <адрес> в защиту прав муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
Просит суд взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход бюджета муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» неосновательное обогащение в размере 2 338 293,35 руб.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> муниципального района требований бюджетного законодательства.
По результатам данной проверки были выявлены факты осуществления Администрацией <адрес> муниципального района незаконных выплат за счет бюджетных средств МО «Новокузнецкий муниципальный район» начальнику финансового управления <адрес> муниципального района. В связи, с чем в адрес главы <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено представление об устранении выявленных нарушений за №.
Главой администрации <адрес> муниципального района представление рассмотрено, признано законным и обоснованным, о чем в адрес прокурора района ДД.ММ.ГГГГ. направлен соответствующий ответ. Однако из ответа следует, что нарушения в полном объеме не устранены.
Между администрацией <адрес> муниципального района и финансовым управлением по <адрес><адрес> ежегодно заключается соглашение о техническом обеспечении бюджетного процесса.
В соответствии с п.2.2 соглашения, которое заключалось на ДД.ММ.ГГГГ. администрация района обязана в целях создания оптимальных условий для технического обеспечения бюджетного процесса в МО «Новокузнецкий муниципальный район» при утверждении местного бюджета на соответствующий финансовый год, предусматривать расходы на материальное стимулирование и премирование по итогам работы работников финансового управления.
На основании указанного соглашения, постановления администрации <адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ., постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. начальнику финансового управления в период с марта 2018г. и по день увольнения выплачены поощрения и материальное стимулирование в сумме 2 338 293,35 руб., данные выплаты являются незаконными и противоречат действующему законодательству.
Должность начальника финансового управления по <адрес> отнесена к должности государственной гражданской службы.
ФИО1, занимая должность начальника финансового управления по <адрес>, имела возможность понимать и осознавать, что выплата поощрений и материального стимулирования за счет средств бюджета МО «Новокузнецкий муниципальный район» в связи с исполнением служебных обязанностей, являются неправомерными.
Таким образом, вследствие незаконного начисления и выплаты начальнику финансового управления <адрес> поощрений и материального стимулирования бюджету МО «Новокузнецкий муниципальный район» причинен ущерб в размере 2 338 293,35 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, заместитель прокурора <адрес>, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании ордера, в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с абз. 1 п.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, исполнения органами местного самоуправления <адрес> муниципального района требований бюджетного законодательства была установлена незаконная выплата за счет бюджетных средств МО «Новокузнецкий муниципальный район» начальнику финансового управления <адрес> муниципального района ФИО1 в период с марта 2018г. по день ее увольнения.
Главе <адрес> муниципального района ФИО4 было вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений закона.
Согласно ответу Главы <адрес> муниципального района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. №, представление прокурора о нарушении бюджетного законодательства рассмотрено в администрации района и указанные нарушения нашли свое подтверждение. Так в целях устранения указанных нарушений выплаты сотрудникам финансового управления не осуществляются.
Также, Соглашение о техническом обеспечении бюджетного процесса, заключенное ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией района и финансовым управлением по <адрес>, приведено в соответствие с требованиями бюджетного, гражданского законодательства. Действующий соглашением обязанности администрации района по финансированию за счет средств местного бюджета мероприятий, направленных на материальное стимулирование и премирование по итогам работы работников финансового управления, не предусмотрено. Вопрос о возврате денежных средств в местный бюджет, выплаченных начальнику финансового управления решается в добровольном порядке.
Согласно постановлению администрации <адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден перечень лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления <адрес> муниципального района, имеющих право на поощрение в соответствии с решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Право на поощрение имеют работники финансового управления по <адрес> району или других организаций в независимости от их организационно-правовой формы в случае заключения с ними соглашения об обеспечении бюджетного процесса <адрес> муниципального района (пункт 3 Приложения к данному постановлению).
Ежегодно между Администраций <адрес> муниципального района и финансовым управлением по <адрес> заключается соглашение о техническом обеспечении бюджетного процесса.
В целях создания оптимальных условий для технического обеспечения бюджетного процесса в МО «Новокузнецкий муниципальный район при утверждении местного бюджета на соответствующий финансовый год, согласно п.2.2 заключенных соглашений на ДД.ММ.ГГГГ предусматривались расходы на материальное стимулирование и премирование по итогам работы работников финансового управления.
Вместе с тем, обязанности по обеспечению сотрудниками финансового управления <адрес> технического обеспечения бюджетного процесса является их трудовой функцией.
В соответствии с Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о Министерстве финансов Кузбасса» Министерство финансов Кузбасса имеет территориальные органы; финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы; на Министерство распространяются особенности правового положения казенных учреждений, установленные ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п.1.6 Положения финансовом управлении <адрес> финансовое обеспечение расходов на содержание управления осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Финансовое управление <адрес> является территориальным органом исполнительного органа государственной власти <адрес>, то в соответствии с ч.1 ст. 161, п.1 ст. 86 Бюджетного кодекса российской Федерации принятие органом местного самоуправления <адрес> муниципального района нормативных правовых актов, предусматривающих расходные обязательства в бюджете МО «Новокузнецкий муниципальный район» на материальное стимулирование им премирование по итогам работы работников финансового управления является незаконным.
ФИО1 занимала должность начальника финансового управления по <адрес>, данная должность относится к должности государственной гражданской службы.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, получение выплат поощрений и материального стимулирования за счет средств бюджета МО «Новокузнецкий муниципальный район» в связи с исполнением служебных обязанностей начальником финансового управления <адрес> является незаконным в силу п.6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.7 ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Вследствие незаконного начисления и выплаты начальнику финансового управления <адрес><адрес> поощрений и материального стимулирования бюджету МО «Новокузнецкий муниципальный район» причинен ущерб в размере 2 338 293,35 руб.
В соответствии с ч.3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В силу положений п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
В данном случае, ответчик ФИО1, занимая должность начальника финансового управления, не могла не понимать и осознавать, что получение денежных средств из бюджета МО «Новокузнецкий муниципальный район» в связи с исполнением служебных обязанностей является законным и правомерным, исходя из установленных обстоятельств, денежные средства в размере 2 338 293,35 руб. являются неосновательным обогащением.
Представителем ответчика было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности за период с март ДД.ММ.ГГГГ., так как истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГг., суд полагает, что заявленное ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исходя из представленного расчета о стимулирующих поощрительных выплатах, произведенных ФИО1 с марта ДД.ММ.ГГГГ., поощрение по итогам 1 <адрес> составило 45000 руб., выплаченное ДД.ММ.ГГГГг., поощрение за высокий профессионализм в работе составило 25001 руб., выплаченное ДД.ММ.ГГГГ., поощрение по итогам ДД.ММ.ГГГГг., выплаченное ДД.ММ.ГГГГ. составило 45000 руб.
Истец заявляет требования о взыскании неосновательного обогащения за период с марта ДД.ММ.ГГГГ. включительно в сумме 2 338 293,35 руб. В суд с настоящими требованиями прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ., то есть пропустил срок исковой давности за период с марта ДД.ММ.ГГГГ по июнь ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного размер неосновательного обогащения, подлежащий взысканию, составляет 2 224 292,35 руб. (2 338 293,35 руб. - 45000 руб. - 25001 руб. – 45000 руб.).
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в счет неосновательного обогащения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 19321 руб., от которой истец был освобожден на основании закона.
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в доход бюджета муниципального образования « Новокузнецкий муниципальный район» неосновательное обогащение в размере 2 224 292 руб. 35 коп.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ государственную пошлину в местный бюджет в размере 19321 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: (подпись)
Верно: Судья: Н.А.Путилова
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>