ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3482/13 от 06.08.2013 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3482/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ Санкт-Петербург

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе :

Председательствующего судьи Еруновой Е.В.,

При секретаре Азарченковой В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Титова М. А. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании решения УФРС Санкт-Петербурга и <адрес>, суд

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Титов М.А. обратился в суд и просит признать незаконным отказ УФРС по Санкт-Петербургу и <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу зарегистрировать право собственности в отношении Титова М.И. и несовершеннолетнего Титова Н.М. на жилое помещение – квартиру расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В обоснование своих требований заявитель указал, что действующим законодательством не предусмотрено такого основания в отказе регистрации права собственности заявителя, как не предоставление заявления на прекращение права оперативного управления Федерального государственного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ на спорное жилое помещение. УФРС в своем отказе ссылается на нарушение заявителем норм ст. 6 ФЗ РФ 3 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда РФ», ст. 296, 297, 298 ГК РФ согласно которым ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» должно подать заявление на прекращение права оперативного управления Министерства Обороны РФ на данное жилое помещение, что не является правомерным, так как указанные выше нормы закона не содержат такого основания отказа в регистрации как подать заявление на прекращение права оперативного управления Министерства Обороны РФ на данное жилое помещение. Данный отказ нарушает его права собственника данного жилого помещения.

Заявитель в суд явился, просил суд удовлетворить заявление и признать отказ УФРС от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу регистрационной службы по Санкт-Петербургу зарегистрировать право собственности в отношении Титова М.И. и несовершеннолетнего Титова Н.М. на жилое помещение – квартиру расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в суд явился, против удовлетворения заявлений возражал в полном объеме, представив письменный отзыв, в котором указал, что они действительно отказали заявителю в регистрации право собственности на спорный объект недвижимости, поскольку заявителем на регистрацию был предоставлен в качестве правоустанавливающего документа выписка из решения ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, содержащая информацию о передачи спорного объекта недвижимости в собственность заявителю. Между тем, ЕГРП содержит сведения о наличии вещного права ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ на спорный объект недвижимости в виде права оперативного управления. Заявления от ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ о прекращении права оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации на регистрацию представлено не было. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «О регистрации» государственная регистрация прав носит заявительный характер.

Выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в совокупности с объяснениями сторон, пришел к выводу, что в исковые требования истца подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Решением ФГКУ «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства Титову М.А. и несовершеннолетнему Титову Н.М. была предоставлена отдельная двухкомнатная <адрес> ФГКУ «Центральным региональным управлением жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ действующего в лице начальника учреждения, от имени собственника - по доверенности от Министра обороны РФ № 207/653д от ДД.ММ.ГГГГ года.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 части 2 ст. 125 ГК РФ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (подп. «а» п. 3 вышеназванного Указа).

Кроме того, Министерство обороны РФ на основании п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ и федерального закона о бюджете, издаваемого на соответствующий период, как правило, на финансовый год, включено в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, которому на основании п. 2 части 3 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ дано право использования выделенных из федерального бюджета денежных средств в соответствии с установленными этой нормой разделами и подразделами, в частности разделом «Национальная оборона».

При этом Министерство обороны РФ осуществляет вышеуказанные полномочия на основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно части 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1082, (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ«О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 716), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В частности, согласно п. 7 Положения, Минобороны России осуществляет следующие полномочия: - осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; (пункт 68); - проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 69); - осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (пункт 71).

Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ«О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».

Так, п. 2 указанного постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; и) осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним; о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.

Кроме того, п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ на праве оперативного управления имущество может закрепляться только за юридическими лицами, созданными в форме казенных предприятий или учреждений.

Согласно Государственного контракта долевого участия в строительстве многоквартирных домов, сторонами которого являлись с одной стороны Министерство обороны РФ от имени Российской Федерации, в лице начальника Управления государственного заказа МО РФ (участник долевого строительства) и с другой стороны ООО «Городская Домостроительная Компания» (Застройщик), усматривается, что квартира, о признании права собственности которой в порядке приватизации просит истец: - построена в <адрес> для нужд Министерства обороны Российской Федерации (пункт 1.1 контракта); - в цену договора включены расходы по государственной регистрации права собственности Российской Федерации (пункт 2.1 контракта); - оплата за построенные квартиры производится с лицевых (целевых) счетов Министерства обороны РФ в Специализированном отделении при УФК по городу Москве (пункт 2.7 контракта); - на случай уменьшения финансирования стороны действуют в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, то есть на основании установленных особенностей правового положения казенных учреждений (пункт 2.7 контракта); - на застройщика возложена обязанность по оформлению документов, необходимых для регистрации права собственности Российской Федерации с последующей передачей этих документов Участнику долевого строительства (пункт 3.1.6); - именно на Министерство обороны РФ, как на участника долевого строительства возложена обязанность по осуществлению необходимых действий, связанных с регистрацией права собственности Российской Федерации в уполномоченном органе, осуществляющем такую регистрацию (пункт 3.2.5. контракта).

Анализ вышеизложенных нормативных актов в совокупности с исследованными по делу доказательствами позволяет суду сделать вывод о том, Министерство обороны РФ имеет, все права и полномочия по распоряжению данным имуществом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК).

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 219, Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 184.

Как следует из нормы ч. 1 ст. 218 ГК РФ - право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Судом было установлено в судебном заседании, что Данная спорная квартира была передана заявителю на основании Акта према-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ представителем собственника действующей на основании доверенности № 207/653д от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно правилам ст. 219 ГК РФ - право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с нормой ч. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Как показал суду заявитель, и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ он представил в УФРС по Санкт-Петербургу и <адрес> документы на регистрацию права общей долевой собственности на выше указанный объект недвижимости, в том числе заявление, квитанции, доверенность, решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства военнослужащему, выписку из решения и т.д. согласно расписки в получении документов на государственную регистрацию. Но ДД.ММ.ГГГГ УФРС по Санкт-Петербургу и <адрес>Титову М.А. и Титову Н.М. было отказано в регистрации права собственности на объект недвижимости по тем основаниям, что в УФРС по Санкт-Петербургу и <адрес> не представлено заявление на прекращение права оперативного управления Федерального государственного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ на спорное жилое помещение.

Более того, представитель заинтересованного лица в судебном заседании не оспаривала тот факт, что гр. Титов М.А. подал к ним полный пакет документов для регистрации права собственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно правил ч. 1 ст. 296 ГК РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Абзацем 2 п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что в случае, если право возникает на основании акта государственного органа, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

С учетом содержания ст. 17 указанного выше федерального закона, так же предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Как следует из нормы ч 3 ст. 299 ГК РФ Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Более того, в соответствии с нормой ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отказ Заинтересованного лица в регистрации права собственности на спорное недвижимое имущество по тем основаниям, что на регистрацию права собственности не было представлено заявление на прекращение права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ на спорное жилое помещение, суд находит не правомерным, поскольку ни Федеральным Законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни нормами Гражданского Кодекса РФ не предусмотрено такого основания для отказа в регистрации права собственности на недвижимое имущество, поскольку такого отказа в соответствии с выше приведенными нормами закона не требуется. Более того, как следует из п. 4. «Правил предоставления военнослужащим – гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно» Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 Федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами. А как установлено п. 5 «Правил предоставления военнослужащим – гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно» Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 - Выписки, указанные в пункте 4 настоящих Правил, являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.

Анализ вышеизложенных нормативных актов в совокупности с исследованными по делу доказательствами позволяет суду сделать вывод о том, что представленная на регистрацию право собственности в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу выписка из решения ФГКУ «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства Титову М.А. и несовершеннолетнему Титову Н.М. отдельной двухкомнатной <адрес> ФГКУ «Центральным региональным управлением жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ действующего в лице начальника учреждения, от имени собственника - по доверенности от Министра обороны РФ № 207/653д от ДД.ММ.ГГГГ года, является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации, в том числе и прекращения права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ и возникновения права собственности Титова М.А. и несовершеннолетнего Титова Н.М. на предоставленное жилое помещение.

Более того судом в судебном заседании не добыто, а заинтересованным лицом суду не представлено каких либо доказательств по правилам ст. 56 ГПК РФ в подтверждение того, что как следует из их письменного отказа, Титову М.А. и Титову Н.М.. было отказано в соответствии с абзацем 11 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Никаких иных доказательств по правилам ст. 56 ГПК РФ несмотря на вынесение судом на обсуждение сторон юридически значимых обстоятельств, сторонами суду не представлено.

Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при отсутствии убедительных возражений со стороны заинтересованного лица, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих о необоснованности заявленных требований заявителем в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, полагает необходимым заявленные требования заявителя о признании отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости и об обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на недвижимое имущество (паркинг) удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Титова М. А. удовлетворить.

Признать отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу зарегистрировать право общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> за Титовым М. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженцем <адрес>, и Титовым Н. М.ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженцем <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца.

Судья