ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3482/20 от 28.12.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-3482/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 декабря 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Гавуры О.В.,

при секретаре судебного заседания - Голевой Н.В.,

с участием:

представителя истца - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1, третьи лица: Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим и истребовании из чужого незаконного владения,

у с т а н о в и л:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Гагаринский районный суд г. Севастополя с исковым заявлением к ФИО1 о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим и истребовании из чужого незаконного владения, а именно: земельного участка, площадью 0,0431 га, расположенный по адресу: г.<адрес><адрес>.

Уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просил:

- признать недействительным государственный акт на право собственности ЯК от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 0,0431 га, расположенный по адресу: г.<адрес>, <адрес>, выданный на имя ФИО1, зарегистрированной по адресу: г. <адрес>, <адрес>;

- признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 0,0431 га, расположенный по адресу: г.<адрес>, <адрес>;

- истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок, площадью 0,0431 га, расположенный по адресу: г.<адрес>, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок, в отношении которого <адрес> ГГА принято решение, в соответствии с Приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО2 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории военного городка , общей площадью 191,3 га, переданного для использования Черноморским флотом Российской Федерации. Земельный участок военного городка использовался и используется в настоящее время Вооруженными Силами Российской Федерации. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

В судебном заседании представитель истца требования иска поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежаще.

Третьи лица Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщил.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства ФИО2, то к ним применимы нормы законодательства ФИО2.

Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.

Распоряжением Правительства Севастополя -РП от ДД.ММ.ГГГГ в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок (№ «220» в прилагаемом перечне).

ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок , площадь земельного участка 194,2815 га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.

Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя -РП от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.

До передачи в федеральную собственность военный городок использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО2 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ФИО2 о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях и и картах и к Соглашению между Российской Федерацией и ФИО2 о параметрах раздела Черноморского флота.

Согласно Приложению к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок общей площадью 191,3 га.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе, к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и ФИО2 о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.

Как усматривается из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России стало известно о том, что схема расположения земельного участка военного городка не может быть согласована, в том числе и по причине полной накладки на земельные участки по <адрес> и <адрес>, переданных в частную собственность.

С материалов дела усматривается, что ФИО1 распоряжением <адрес> городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Беркут-08» проект землеустройства по отводу земельных участков площадью 10,0 га для передачи в собственность гражданам для индивидуального дачного строительства по адресу: г.<адрес><адрес> передан в собственность земельный участок, общей площадью 431 кв.м, расположенный по адресу: г. <адрес>, <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, (ранее присвоенный кадастровый ), в порядке ст. ст. 116, 118 ЗК ФИО2, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами ФИО2 в порядке безоплатной приватизации.

В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

В силу положений Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

То есть, документом, который подтверждает ранее возникшее право собственности на спорный земельный участок, является распоряжение <адрес> городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р, государственный акт о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям Управления Государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в наличии сведения о правообладателе спорного земельного участка, осуществлен кадастровый учет, как ранее учтенного права.

В тоже время по делу установлено, что фактически территория военного городка не выбывала из пользования Черноморского флота РФ. Земельный участок, на котором расположен военный городок Черноморского флота использовался под размещение аэродрома Херсонес.

Статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации содержит в себе понятие аэродрома – это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В соответствии со ст. ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О включении аэродромов, расположенных на территории Крымского федерального округа, в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации и допуска их к эксплуатации» аэродром Херсонес (в/г 467) включен в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации. Зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически <адрес> ГГА принято решение относительно части земельного участка, находящегося в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации согласно Соглашению между Российской Федерацией и ФИО2 о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории ФИО2, воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти ФИО2 уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности и сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.

В соответствии со ст. 326 Гражданского кодекса ФИО2 в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству ФИО2. От имени и в интересах государства ФИО2 право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.

Государственная регистрация возникновения прав на земельный участок за ответчиком, как и существующее право, нарушают права Минобороны России.

Право собственности на имущество и земельный участок военного городка , общей площадью 191,3 га возникло у Минобороны России в силу Закона.

Также в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса ФИО2 (в редакции 1990 года, действовавшего на момент заключения межправительственных Соглашений) условия, сроки, а также плата за аренду земли определяется по соглашению сторон, и оговариваются в договоре, отношения относительно аренды земли регулируются данным Кодексом и иными актами законодательства ФИО2.

В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса ФИО2 (в редакции 1990 года, действовавшего на момент заключения межправительственных Соглашений) - если международным договором ФИО2 установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве ФИО2, то применяются правила международного договора.

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса ФИО2 право собственности на землю возникает и реализуется в соответствии с Конституцией ФИО2, данным кодексом, а также иными законами, которые издаются в соответствии с ними.

Распоряжением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением ФИО2 был утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества (далее Порядок), которое используется Черноморским флотом на территории ФИО2.

Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между ФИО2 и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.

Также судом установлено, что вопросов относительно использования военного городка между Российской Федерацией и ФИО2 не возникало, как и не возникало споров относительно толкования и применения международных Соглашений, на межгосударственном уровне изменения в Соглашения не вносились.

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства ФИО2, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса ФИО2 (в редакции, действующей на момент издания распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ-р) определено, что граждане ФИО2 приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Земельным Кодексом ФИО2.

Земельный участок, на котором расположен военный городок Черноморского флота согласно статье 93 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям обороны и безопасности. Данный вид земель имеет особое место среди земель специального назначения.

Согласно статье 70 Земельного кодекса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, статье 77 Земельного кодекса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, предприятий и организаций.

Положениями ст. 4 Земельного кодекса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Земельного кодекса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливалось, что в государственной собственности находятся все земли, кроме земель частной и коммунальной собственности. При этом, земли обороны не могут передаваться в частную или коммунальную собственность.

Также в соответствии со ст. ст. 14, 15 Земельного кодекса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, как и Земельного кодекса ФИО2, от 2001 г. предусматривалось, что распоряжение землями государственной собственности относится к государственному ведению. Управление в сфере использования государственных земель относиться к компетенции ФИО2, местных советов в пределах соответствующих территорий.

В силу положений Земельного законодательства ФИО2 - если международным договором ФИО2 установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве ФИО2, то применяются правила международного договора.

Учитывая изложенное, распоряжение землями, предоставленными для размещения и постоянной дислокации воинских организаций, находящихся в пользовании Черноморского флота, относилось к совместной компетенции Правительств ФИО2 и Российской Федерации. Передача указанных земель в частную собственность Земельным кодексом ФИО2 не допускалась.

Документы, свидетельствующие о внесении изменений в Соглашение о параметрах раздела Черноморского флота отсутствуют.

Из владения Черноморского флота земельный участок не выбывал.

Согласно Заключению судебной землеустроительной экспертизы -Э от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным ООО «Крымским центром экспертно-правовой помощи» земельный участок, площадью 0,0431 га, кадастровый (ранее присвоенный кадастровый ), расположенный по адресу: г.<адрес><адрес>, входит в состав земельного участка военного городка Черноморского Флота Российской Федерации.

Статьей 95 Земельного кодекса ФИО2 (в редакции 1990 года) предусмотрены права землепользователей. В соответствии с указанной нормой Закона нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законодательством. Аналогичная норма права содержится в Земельном кодексе Российской Федерации в ст. 60.

Действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц или создающие угрозу нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ст. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 Земельного кодекса ФИО2, нормы которого действовали на момент предоставления земельного участка в собственность ответчику, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, производится лишь после их изъятия в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.

В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, в том числе, способом восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящиеся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В порядке ст.ст. 91, 98, 103 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы по делу в размере 300,00 руб., исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на бесплатную приватизацию земли.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд находит обоснованными заявленные исковые требования в части признания недействительным государственного акта на право собственности на недвижимое имущество и истребовании земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд-

р е ш и л:

Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным государственного акта на право частной собственности на недвижимое имущество, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка – удовлетворить частично.

Признать недействительным государственный акт на право собственности ЯК от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 0,0431 га, расположенный по адресу: г.<адрес>, <адрес>, выданный на имя ФИО1, зарегистрированной по адресу: г. <адрес>, <адрес>.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок площадью 0,0431 га, расположенный по адресу: г.<адрес>, <адрес>.

В иной части требований отказать.

Взыскать с ФИО1 (зарегистрированной по адресу: г. <адрес>, <адрес>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Крымский центр экспертно-правовой помощи» судебные расходы по оплате судебной землеустроительной экспертизы в размере 32 500,00 (тридцать две тысячи пятьсот) рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета судебные расходы по делу в размере 300,00 руб.

Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ О.В. Гавура

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя О.В. Гавура