ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3516/2023 от 15.02.2024 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-608/2024

УИД 22RS0069-01-2023-005297-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2024 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Болобченко К.А.,

при секретаре Лезвиной К.Д.

с участием истца Баутина П.С., представителя ответчика Ключникова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Баутина П.С. к муниципальному казенному учреждению «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Баутин П.С. обратился с иском к МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города», с учетом неоднократного уточнения исковых требований, о взыскании с ответчика 128 967 рублей 88 копеек, а именно квартальной премии (поощрения по результатам оценки эффективности деятельности учреждения) и пени за календарный квартал, состоящий из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу выплаты: 69 876 рублей (60 845 рублей недоплата + 9 031 рубль (сумма неустойки)), невыплаченной заработной платы (оклад за октябрь 2023 года) в размере, установленном Постановлением администрации города Барнаула от 25 ноября 2013 года № 3591: 6 256 рублей 83 копейки (5 788 рублей (оклад) + 468 рублей 83 копейки (сумма неустойки), перерасчет размера отпускных за 4,66 дней отпуска за 2 месяца за указанный период с 01.10.2023 по 30.11.2023: 9 595 рублей 05 копеек (8 876 рублей 09 копеек (перерасчет отпускных) + 718 рублей 96 копеек (неустойка), годовой премии 43 240 рублей (сумму основного долга 40 000 рублей + сумма неустойки 3 240 рублей), компенсацию морального вреда в размере 64 483 рубля 94 копейки.

В обоснование требований указывает, что в период с 21.01.2020 по 30.11.2023 Баутин П.С. состоял в трудовых отношениях с МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города».

27.11.2023 истцом было подано заявление об увольнении. 30.11.2023 трудовые отношения прекращены.

В период трудовых отношений с ответчиком истец свои обязанности по трудовому договору выполнял надлежащим образом, нарушений трудового договора и трудовой дисциплины, а также своих должностных обязанностей не допускал.

В период с 01.10.2022 по 30.09.2023 квартальная премия за календарный квартал состоящий из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу выплаты (поощрение по результатам оценки эффективности деятельности учреждения) истцу была выплачена в меньшем размере исходя из расчета 3 оклада в квартальной премии:

- за период с 01.10.2022 - 31.12.2022 истцу было выплачено 65 846 рублей (расчетный листок за февраль 2023 года) вместо 69 456 рублей (23 152,00 (размер оклада) * 3 месяца). Недоплата 3610 рублей (69 456 рублей - 65 846 рублей);

за период с 01.01.2023 - 31.03.2023 истцу было выплачено 48 757 рублей (расчетный листок за апрель 2023 года) вместо 69 456 рублей (23 152 рубля (размер оклада) * 3 месяца). Недоплата 20 699 рублей (69 456 рублей - 48 757 рублей);

за период с 01.04.2023 - 30.06.2023 истцу было выплачено 68 476 рублей (расчетный листок за июль 2023 года) вместо 69 456 рублей (23 152 рубля (размер оклада) * 3 месяца). Недоплата 980 рублей (69 456 рублей - 68 476 рублей);

за период с 01.07.2023 - 30.09.2023 истцу было выплачено 33 900 рублей (расчетный листок за октябрь 2023 года) вместо 69 456 рублей (23 152 рубля (размер оклада) * 3 месяца). Недоплата 35 556 рублей (69 456 рублей - 33 900 рублей);

Всего за период 01.10.2022 - 30.09.2023 года недоплата составляет 60 845 рублей.

Система оплаты труда работников ответчика определяется положением о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения "Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города".

В соответствии с приведенным положением о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения "Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города", в организации ответчика отсутствуют нормы, устанавливающие порядок квартального премирования работников организации.

Между тем, истец представил многочисленные доказательства того, что ответчиком осуществлялось премирование истца за положительные результаты труда, для чего была организована система учета показателей, применяемых в целях премирования работников.

Так факты премирования истца по результатам работы за период с 01.01.2020 - 30.11.2023 подтверждаются копиями справок 2-НДФЛ, копиями расчетных листов за октябрь 2020 года и февраль 2021 года, аналогичные факты подтверждаются копиями расчетных листов за весь период работы.

Считает, что выплата премии отдельным работникам при ее невыплате другим работникам, имеющим равные с первыми показатели труда, является проявлением дискриминации, что существенно нарушает права истца. Оснований для лишения истца премии у работодателя не имелось.

Согласно Приложению 1 к Положению о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города», Перечень профессиональных квалификационных групп специалистов и служащих размер должностного оклада ведущего юрисконсульта составляет 28 940 рублей. Указанные изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2023 года.

Исходя из Приказа № ... 27.11.2023 о прекращении трудового договора с работником следует, что доплата не осуществлялась и расчет отпускных был произведен исходя из предыдущего размера оклада 23 152 рубля.

Что составляет недоплату 5 788 рублей за 1 месяц (28940-23152). Итого за период с 01.10.2023 по 30.11.2023 получилось 11576 рублей.

Также перерасчету подлежит и размер отпускных за 4,66 дней отпуска за 2 месяца за указанный период с 01.10.2023 по 30.11.2023 в сумме 8876 рублей 09 копеек.

Кроме того, считает, что в связи с невыплатой истцу заработной платы – квартальной премии (поощрение по результатам оценки эффективности деятельности учреждения) работодатель обязан выплатить проценты (денежную компенсацию), пеню, неустойку. Расчет прилагается.

Также имеет право на выплату годовой премии (13-й зарплаты). Истец премировался в декабре 2020 года – 34 515 рублей, в 2021 году – 39 206 рублей, в 2022 году – 37 991 рубль.

Премии истцу в декабре 2023 года не было. Поскольку определить размер годовой премии не представляется возможным, так как порядок ее начисления не является прозрачным и прогнозируемым, считает, что на декабрь 2023 года размер годовой премии составляет не менее 40 000 рублей. Прекращение трудового договора с работодателем не лишает работников права на получение соответствующего вознаграждения за труд – заработной платы, в том числе и на получение соответствующих стимулирующих выплат за проработанное время.

В судебном заседание истец Баутин П.С. поддержал требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города» Ключников Е.И. просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Представил письменные возражения.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск Баутина П.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ).

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, подлежит компенсации работодателем (абзац первый пункта 1 статьи 1068 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии с приказом от 21.01.2020 года № ..., Баутин П.С. был принят на работу в МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города» на должность юрисконсульта. 09.09.2021 был переведен на должность ведущего юрисконсульта в этой же организации (приказ от 09.09.2021 № 303-к), уволен с занимаемой должности 30.11.2023 (приказ от 27.11.2023 № ...) по собственному желанию.

Оплата труда работников ответчика осуществляется в соответствии с Положением «О системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города», утвержденным Постановлением Администрации города Барнаула от 25.11.2013 года № 3591 (далее - Положение).

Положение определяет систему оплаты работников и включает в себя, в том числе: порядок и условия оплаты труда работников; размеры должностных окладов; порядок установления окладов, порядок выплат компенсирующего характера; порядок выплат стимулирующего характера.

В соответствии с Положением (в редакции Постановления Администрации города Барнаула от 24.11.2023 г. № 1738), должность ведущего юрисконсульта входит в четвертый квалификационный уровень Перечня профессиональных квалификационных групп специалистов и служащих с окладом 28940 рублей.

Пунктом 5.2. Положения предусмотрены выплаты стимулирующего характера. Ведущему юрисконсульту установлены следующие виды стимулирующих выплат:

- надбавка за сложность и напряженность работы;

- премия по итогам работы (месяц, год);

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Надбавка за сложность и напряженность работы составляет 20 % от оклада; премия по итогам работы (месяц) выплачивается в процентах от оклада, в соответствии с критериями оценки деятельности; премия по итогам работы (год) может выплачиваться работникам в случае экономии фонда оплаты труда, образовавшейся в конце финансового года.

Пунктом 1.5. Положения предусмотрена выплата денежного поощрения за счет бюджетных ассигнований, выделенных Учреждению по результатам оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города в соответствии с Постановлением Администрации города Барнаула от 09.07.2013 года № 2330 «Об утверждении Положения об оценке - эффективности главных распорядителей средств бюджета города».

Критерии, порядок и условия выплаты премии в Учреждении установлен Положением о премировании работников МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города» по итогам работы (месяц, год), утверждённого приказом от 22.12.2011 года № 182.

Пунктом 2.11 Положения предусматривает, что работникам учреждения, уволенным до дня издания правового акта о выплате премии по итогам работы за год, премия по итогам работы за год не выплачивается.

Приказом МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города» от 16.04.2021 № 39 Утверждено положение о поощрении работников МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города» определен порядок и условия выплаты поощрения, в соответствии с которым поощрение работников производится за счет бюджетных ассигнований, выделенных по результатам мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города. Решение о поощрении работников и его размере принимается в форме приказа директора МКУ «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города». Оценка эффективности деятельности работника для определения размера поощрения осуществляется в соответствии с показателями деятельности. Размер поощрения работников определяется исходя из количества баллов, указанных в оценочном листе и производится по определенной формуле.

В соответствии с Постановлением Администрации г.Барнаула от 24 ноября 2023 года № 1738 «О внесении изменений в постановление администрации города от 25.11.2013 № 3591 (в редакции постановления от 07.11.2023 № 1629), Приказом от 27.11.2023 года № 166 «О внесении изменений в штатное расписание учреждения» изменены должностные оклады работников, в том числе оклад ведущего юрисконсульта был установлен в размере 28 940 рублей. Приказ вступил в силу с момента подписания и распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 01.10.2023 года.

Таким образом, требования истца о взыскании сумм недоплаченной квартальной премии основаны на неверном толковании нормативных актов, поскольку Положением установлена выплата премии по итогам работы за месяц и год, выплата квартальной премии не предусмотрена. Поскольку в действующем законодательстве различают премии как поощрение за труд и премии, непосредственно не связанные с выполнением работы, в частности денежные поощрения, которые могут выплачивать на регулярной основе, но в систему оплаты труда не включаются, поскольку не связаны непосредственно с оплатой труда как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ.

В силу ч 1 ст. 129, ст. 191 ТК РФ премия, доплата, являются выплатами стимуилирующего характера, определение конкретных размеров премии, доплаты относится к исключительной компетенции работодателя, правом работодателя, с учетом положений ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно определять критерии и порядок их выплаты на основании изданного им локального нормативного акта.

С учётом названного выше правового регулирования, денежное поощрение не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, ее выплата возможна только за счет бюджетных ассигнований, выделенных Учреждению по результатам оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города.

Учитывая условия трудового договора, суд приходит к выводу, что квартальная премия не является гарантированной частью оплаты труда и зависит от соответствующего решения руководителя, не является гарантированной систематической выплатой и не входит в число обязательных выплат увольняемому по собственному желанию работнику, является, исходя из положений о премировании и поощрении в данном споре, его правом, а не обязанностью. Приказ директора о поощрении истца не выносился.

Приведенные доводы о выплате премии другим работникам, не образуют дискриминации в отношении истца, поскольку о выплате таким работникам премии принято решение ответчиком. Вопреки установленному порядку начисления премии, уволенному по собственному желанию работнику, не может подменять своим решением принятие такого решения ответчиком, непринятие которого не противоречит действующему правовому регулированию и локальным актам работодателя.

Указанные положения о премировании и поощрении работников незаконными и необоснованными не признаны, наличие нарушений указанными положениями норм Трудового кодекса Российской Федерации не установлено.

Поскольку все положенные выплаты, в том числе и денежные поощрения, производились истцу в полном объеме в установленные сроки, никаких неправомерных действий или бездействия работодателем в отношении истца не производилось. Выплата квартальной премии не предусмотрена локальными нормативными актами, выплата поощрения была осуществлена в полном объеме в соответствии с Положением. Поощрение является единовременной выплатой, не входит в фонд заработной платы, на поощрение районный коэффициент не начисляется. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности в выплате квартальной премии (поощрения по результатам оценки эффективности деятельности учреждения) истцу за указанный период времени, соответственно и не подлежат удовлетворению требования о взыскании пени, неустойки в связи с невыплатой квартальной премии.

Требование о взыскании годовой премии не подлежит удовлетворению, поскольку Положением не предусмотрена обязанность работодателя в выплате сотрудникам, уволенным до дня издания правового акта, премии по итогам работы за год. Требование о взыскании неустойки за невыплату годовой премии не подлежит удовлетворению.

В ноябре 2023 года, согласно расчетным листкам за ноябрь 2023 года, было произведено начисление компенсации за неиспользованный отпуск истцу в размере 14 809 рублей 32 копейки с учетом повышения оклада с 01.10.2023 года.

Также, в ноябре 2023 года, были осуществлены доплаты Баутину П.С. за октябрь 2023 года:

- доплата надбавки за сложность и напряженность работы в размере 1157 рублей 60 копеек,

- доплата по окладу в размере 5 788 рублей,

- доплата премии по итогам работы за месяц в размере 289 рублей 40 копеек.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, чтобы заработная плата за октябрь 2023 года была выплачена истцу в полном объеме, компенсация за неиспользованный отпуск истцу была выплачена в полном объеме, в связи с чем суд приходит к выводу, что в указанной части требования истца удовлетворению также не подлежат. Поскольку в удовлетворении основных требований истцу отказано, также не подлежат удовлетворению требования о взыскании неустойки.

Поскольку нарушений прав истца работодателем в судебном заседании не установлено, требования о взыскании компенсации морального вреда суд считает не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Баутина П.С. (паспорт ...) к муниципальному казенному учреждению «Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города» (ИНН 2225142978) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи сторонами апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий К.А. Болобченко

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2024 года.