ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351/19 от 11.10.2019 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

По делу № 2-351/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2019 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Удаловой Н.П., при секретаре судебного заседания Ларионовой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Норкина Игоря Андреевича к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм в 2020 году,

У С Т А Н О В И Л:

Норкин И.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности предоставить ему в марте 2020 года благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм.

В обоснование исковых требований указано, что постановлением администрации Чкаловского района г. Чкаловска от 18.12.2013 года № 1375 он был включен в сводный списков детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.о.г. Чкаловска Нижегородской области. На момент постановления администрации Чкаловского рай она от <дата> он по приговору Чкаловского районного суда от <дата> отбывал наказание в местах лишения свободы с <дата> по <дата> включительно. Он имеет место регистрации по адресу: <адрес>. Данный дом для жилья не пригоден, так как в 2007 году в доме был пожар, с этого времени данный дом не подключен к электричеству и находится в плохом состоянии на стадии полного разрушения. В сентябре 2015 года по отбытию наказания он обратился в администрацию г. Чкаловска за предоставлением ему жилья ссылаясь устно на постановление администрации г. Чкаловска от 18.12.2013 года № 1375, на что получил ответ (устный) от сотрудников г. Чкаловска, что его очередь на получение квартиры не подошла и подойдет не скоро. Он освободится из мест лишения свободы 15 марта 2020 года и, находясь на свободе, ему негде жить (л.д. 8).

В судебное заседание истец Норкин И.А. не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом. В исковом заявлении истец просит рассмотреть дело без его участия (л.д. 8 об.). Норкин И.А. в настоящее время отбывает наказание и находится в <данные изъяты> России по <адрес>.

Ответчик администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области своего представителя в судебное заседание не направил, обратившись в суд с отзывом, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, а также отказать в удовлетворении исковых требований. Также указано, администрация городского округа город Чкаловск ознакомившись с исковым заявлением прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах *** к администрации г.о.г. Чкаловск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм в 2020 году сообщает следующее. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 № 110-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно ч. 2 ст. 5 указанного закона органы государственной власти Нижегородской области обязаны обеспечивать передачу органам местного
самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для
осуществления переданных государственных полномочии. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 № 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» с 2013 года в администрации г.о.г. Чкаловск формируется «список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Чкаловского муниципального района Нижегородской области». Очередность устанавливается по дате рождения, начиная с самого старшего. Норкин И.А. находится в данном списке под номером 4. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Однако в данном законе ничего не сказано, о немедленном предоставлении жилого помещения детям-сиротам или предоставления его вне очереди. В случае предоставления Норкину И.А. жилья вне очереди будут нарушаться права и законные интересы других лиц, находящихся в списке и ждущих свей очереди. Финансирование на приобретение жилья детям-сиротам и детям из лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенции поступающей из бюджета Нижегородской области. В софинансировании на покупку жилья администрация г.о.г. Чкаловск не участвует. На сегодняшний день неизвестно какой объем финансирования на приобретения жилья детям-сиротам будет выделено администрации на 2020 год, поэтому предоставить Норкину И.А. вне очереди жилое помещение не представляется возможным. На основании изложенного, просят суд отказать в удовлетворении искового требования Норкина И.А. к администрации г.о.г. Чкаловск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм в 2020 году (л.д. 14-15).

Представитель ответчика Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте ответчик извещался должным образом. Отвентчик обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минфина России (л.д. 29 об.). кроме того, в суд поступили письменные возражения на исковое заявление Норкина И.А., согласно которым Министерство Финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), по существу сообщает следующее. 1. Минфин России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации
и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. 2. Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы и Федерального казначейства. Минфин России руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов. Минфин России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Минфин России осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам
ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает нормативные правовые акты. Как следует из искового заявления, Норкин Игорь Андреевич просит предоставить ему жилую площадь вне очереди в марте 2020 года, после его освобождения из мест лишения свободы. Минфин России не имеет каких-либо законных или договорных обязательств перед истцом, предъявленное исковое заявление не затрагивает законные права и интересы Минфина России. Просят в удовлетворении исковых требований Норкина Игоря Андреевича к Минфину России отказать в полном объеме (л.д. 18).

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной политики Нижегородской области обратилось в суд с заявлением о рассмотрении дела без их участия, согласно возражениям на исковое заявление, считает исковые требования незаконными и не подлежащими удовлетворению, просит отказать в удовлетворении исковых требований Норкина И.А. в полном объеме. В возражениях на исковое заявление указано, что согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - Дети-сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также Детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законом Нижегородской области от 07.09.2007 №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» (далее Закон №123-З), однократно предоставляются по месту жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со статьей 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 №116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» государственными полномочиями по обеспечению Детей-сирот жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. В связи с вступлением в силу с 01.01.2019 года Федерального закона от 29.07.2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список, устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 утверждены: Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства; форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно действующей в настоящее время ст. 1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан» государственными полномочиями по формированию списка Детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, (далее - Список) наделены органы местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1.5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 №315, при предоставлении жилых помещений Детям-сиротам учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем. Таким образом, в соответствии с нормативными правовыми актами Нижегородской области обеспечение жильем Детей-сирот осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты наступления оснований для получения мер социальной поддержки. Состояние здоровья, наличие несовершеннолетних детей и иные факты при реализации права на получение данных мер социальной поддержки не являются основаниями для внеочередного получения жилого помещения. Согласно статье 3 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающий внеочередное предоставление жилых помещений Детям-сиротам, утратил силу 01.01.2013. Из этого следует, что само понятие внеочередного предоставления жилых помещений Детям-сиротам отсутствует с 01.01.2013. Постановлением администрации Чкаловского района Нижегородской области от 18.12.2013 года № 1375 Норкин И.А., 16.04.1995 года рождения, включен в список на территории Чкаловского муниципального района Нижегородской области. Принятие судом решения о понуждении предоставить жилое помещение Норкину И.А., право которого на обеспечение жильем не нарушено и не оспаривается, поставит его в преимущественное положение и нарушит права других лиц, включенных в Список, основания для обеспечения жильем которых наступили ранее, чем основания для обеспечения жильем Норкина И.А. В этой связи обязательно соблюдение очередности, установленной нормативными правовыми актами Нижегородской области. Таким образом, право Норкина И.А. на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда не нарушено, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют (л.д. 30-33).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в судебное заседание не явился. В суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Федерального казначейства по Нижегородской области (л.д. 29). Ранее в суд поступили письменные возражения на исковое заявление Норкина И.А., согласно которым Управление Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Управление) ознакомилось с исковым заявлением Норкина Игоря Андреевича, и по существу сообщает следующее. Управление действует на основании Положения об Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Положение), утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, согласно которому органы Федерального казначейства не обладают распорядительными полномочиями в отношении средств федерального бюджета, являются самостоятельными юридическими лицами и в соответствии с п. 2 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации не отвечают по обязательствам государства. Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции открывает, ведет лицевые счета для учета операций: со средствами федерального бюджета, со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обслуживаемым Управлением распорядителям и получателям средств федерального бюджета. Доводит до обслуживаемых Управлением распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования. Таким образом, главной функцией Управления является кассовое обслуживание распорядителей и получателей средств федерального бюджета. На основании вышеизложенного считают, что законные права и интересы Управления в данном судебном процессе не затрагиваются (л.д. 21).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 вышеуказанного закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (ч. 3).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8).

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» от 10.12.2004 года № 147-З и «О жилищной политике в Нижегородской области» от 07.09.2007 года № 123-З, содержащими положения, аналогичные вышеприведенным.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года № 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

Согласно п. 2.7 указанного Положения предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Норкин И.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеющим право на предоставление жилого помещения, что не оспаривалось ответчиками. Кроме того, согласно ответа на запрос о наличии жилья у Норкина И.А., подписано заместителем главы администрации г.о.г. Чкаловск В.Ф. Гудовским от <дата>, Норкин И.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Норкин И.А. на основании постановления администрации Чкаловского района от 18.12.2013 года № 1375 включен в сводный список детей – сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Чкаловск, и зарегистрирован под номером 4 (по состоянию на 01.04.2019 года). Также Норкину И.А. сообщалось, что администрация г.о.г Чкаловск не может гарантировать предоставление жилого помещения согласно очередности Норкину И.А. после окончания отбывания наказания в начале 2021 года. Рекомендовали ему уточнить сложившуюся очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам на территории г.о.г. Чкаловск в конце 2020 года (л.д. 9).

Согласно Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.о.г. Чкаловск Нижегородской области на 01.09.2018 года Норкин И.А. состоит под номером 4.

Анализ всех доказательств, представленных сторонами, как отдельно, так и в совокупности, с учетом их относимости, допустимости и достоверности, дает суду основания придти к выводу, что Норкин И.А., как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети-сироты» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.

В соответствии с вышеизложенными положениями законодательства Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Из материалов дела усматривается, что истец обращался в администрацию г.о.г. Чкаловск Нижегородской области по вопросу о предоставлении жилого помещения, что не оспаривалось ответчиком администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области. Также ему сообщалось, что предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется согласно сложившейся очередности. При предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем (возраст и дата принятия решения о признании факта невозможности проживания). Жилые помещения приобретаются администрацией г.о.г. Чкаловск за счет средств федерального и областного бюджетов. Ежегодно министерство социальной политики Нижегородской области доводит дот каждого муниципального района (городского округа) Нижегородской области квоту на покупку (строительство) благоустроенных жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа. Городскому округу г. Чкаловск ежегодно в среднем выделяется квота на покупку 4-5 жилых помещений. Учитывая тот факт, что в последнее время все больше детей-сирот (их законных представителей) обращаются в районный суд и прокуратуру с иском о внеочередном предоставлении жилья, то в настоящий момент находится на исполнении 9 вступивших в законную силу решений Чкаловского районного суда Нижегородской области о предоставлении детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого фонда. Таким образом, администрация г.о.г Чкаловск не может гарантировать предоставление жилого помещения согласно очередности Норкину И.А. после окончания отбывания наказания в начале 2021 года. Рекомендовали ему уточнить сложившуюся очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам на территории г.о.г. Чкаловск в конце 2020 года.

таким образом, после обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением, у последнего, у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению специализированным жилым помещением, которая на момент обращения в суд с иском ответчиком не исполнена.

Кроме того, действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена.

Пунктом 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В указанных пунктах, как и в других положениях названного Закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством Нижегородской области, являющейся субъектом РФ, также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.

С учетом вышеизложенного, и в соответствии с нормам действующего законодательства, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Норкина И.А. к Министерству финансов Российской Федерации возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм в 2020 году отказать, поскольку данный ответчик по делу является ненадлежащим.

При установленных обстоятельствах в совокупности, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд находит требование истца о возложении на администрацию городского округа город Чкаловск Нижегородской области обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных социальных норм, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Каких-либо допустимых доказательств освобождения истца из мест лишения свободы именно в марте 2020 года, суду не представлено. Ранее Норкин И.А. обращался к ответчику, и из ответа администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области Норкину И.А. следует, что администрация имела информацию об освобождении Норкина И.А. в начале 2021 года. Данные разногласия истцом не устранены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое требование Норкина Игоря Андреевича к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм в 2020 году, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Чкаловск Нижегородской области предоставить в 2020 году Норкину Игорю Андреевичу, <дата> года рождения, уроженцу г.Чкаловска Нижегородской области, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области.

В удовлетворении исковых требований Норкина Игоря Андреевича к Министерству финансов Российской Федерации возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм в 2020 году отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Чкаловский районный суд Нижегородской области.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 14.10.2019г.

Судья: Н.П. Удалова