ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-351/2022 от 12.08.2022 Шацкого районного суда (Рязанская область)

УИД 62RS0030-01-2022-000475-92

Гражданское дело № 2-351/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Путятино Рязанской области 12 августа 2022 года

Шацкий районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего – судьи Бердичевской И.Н.,

при секретаре Федуловой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области к ФИО1 о взыскании незаконно полученных сумм ежемесячной денежной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученных сумм ежемесячной денежной выплаты, мотивировав требования тем, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. был трудоустроен в с.Путятино Путятинского района Рязанской области, которое относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Управление ПФ РФ по Шиловскому району с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как постоянно работающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Решением Управления ПФ РФ по Шиловскому району от ДД.ММ.ГГГГ. ответчику была установлена ежемесячная денежная выплата ( ЕДВ), как гражданину РФ, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В декабре 2019 года в ходе инвентаризации выплатных дел Управлению ПФР стало известно, что ответчик прекратил трудовую деятельность в организации, расположенной в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не сообщил в Пенсионный фонд РФ о факте прекращения трудовой деятельности в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и получал выплату ЕДВ в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., не имея на то законного права. С.Екатериновка Путятинского района Рязанской области, где проживает ответчик, не обладает льготным статусом. Решением УПФР в Шиловском районе Рязанской области ( межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ответчику прекращена выплата ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с утратой права на ЕДВ в результате прекращения трудовой деятельности. Однако, на дату принятия решения выплатная база ПФР с ДД.ММ.ГГГГ. по 31ДД.ММ.ГГГГ. была сформирована, и в указанный период ответчик получал ЕДВ, не имея права на ее получение. ГУ- Центром по выплате пенсий ПФ РФ по Рязанской области произведены расчеты переплаты ЕДВ, сумма переплаты составила ... руб. ... коп. В декабре 2019 года в адрес ответчика было направлено письменное уведомление- требование о наличии за ним неосновательно полученных денежных сумм ЕДВ и возможности их возврата в добровольном порядке. До настоящего времени ответчиком не предприняты меры по погашению неосновательно полученных им сумм ЕДВ.

Просит суд взыскать с ФИО1 переплату ежемесячной денежной выплаты в сумме ... руб. ... коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации.

Истец Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Представитель представил заявление, в котором просил судебное заседание провести без его участия.

Ответчик ФИО1 и его представитель адвокат Громоздова Л.И. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствии не явившихся представителя истца, ответчика, представителя ответчика.

Исследовав и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (на момент подачи ФИО1 заявления) в настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 г. N 1074 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с. Путятино Путятинского района Рязанской области отнесено к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Государственное учреждение – Отдел ПФР по Путятинскому району Рязанской области с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, как гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренной п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». К заявлению ФИО1 приложил копию трудовой книжки и справку начальника ФИО2 ЖКХ, где содержались сведения о том, что он работает в с. Путятино Путятинского района Рязанской области.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена бессрочно ежемесячная денежная выплата по категории «граждане постоянно проживающие (работающие) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Размер назначенной ФИО1 ежемесячной денежной выплаты впоследствии неоднократно индексировался.

Протоколом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Шиловском районе Рязанской области ( межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт выявления излишней выплаты ФИО1 ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с несвоевременным сообщением об увольнении с работы.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ года выплата ежемесячной денежной выплаты ФИО1 прекращена с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с утратой права на выплату.

Уведомлением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное), ФИО1 проинформирован о возникшей переплате ежемесячной денежной выплаты и ему предложено возвратить выплаченные ему денежные средства в размере ... руб. ... коп. на расчетный счет Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области. Однако ответчиком меры по погашению указанной переплаты в добровольном порядке не предприняты.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одними из основных начал гражданского законодательства являются обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.

Согласно п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.

Вместе с тем, по смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Таким образом, закон устанавливает исключения из общего правила, а именно, что излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Названный закон направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1).

Пунктом 8 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Статья 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с п.7 ч. 1 данной статьи право на такую выплату имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ч. 5 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 года № 294 был утверждён Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее также - Порядок от 30.11.2004 года № 294).

Этот Порядок действовал на момент назначения ФИО1 ежемесячной денежной выплаты и утратил силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 25н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 22н от 23.01.2013 года «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Пунктом 6 Порядка от 30.11.2004 года № 294 предусмотрено, что при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчёте её размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчёте) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер; производит зачёт излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счётной ошибки.

Согласно пункту 14 Порядка от 30.11.2004 года N 294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами (абз. 1 и 2 п. 14).

Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16 Порядка от 30.11.2004 года N 294).

Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.7 Порядка от 30.11.2004 года № 294).

На получателя ежемесячной денежной выплаты, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в которое брошюруются его документы (абз.2 п. 21 Порядка от 30.11.2004 года N 294).

В соответствии с пп. 2 п. 29 Порядка от 30.11.2004 года N 294 ежемесячная денежная выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (п.38 Порядка от 30.11.2004 года N 294).

Аналогичные положения о моменте прекращения начисления ежемесячной денежной выплаты, об обязанности граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение этой выплаты, о зачете излишне начисленных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина предусмотрены действующим в настоящее время Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.01.2015 года N 35н (пп. 2 п. 17, п. 25 и п. 26 названного порядка).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату.

На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Обращаясь в суд с иском, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области полагает, что ФИО1 необоснованно получена сумма ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ввиду того, что ФИО1 не исполнил свою обязанность по своевременному сообщению пенсионному органу об увольнении с места работы, находящегося в зоне с льготным социально-экономическим статусом, влекущем прекращение его права на ежемесячную денежную выплату и, соответственно, об утрате им права на эту выплату, в чем и выражается недобросовестность со стороны ФИО1

В тоже время, поскольку добросовестность гражданина, являющегося получателем ежемесячной денежной выплаты в данном случае, презюмируется, то, бремя доказывания недобросовестности ФИО1 лежит на пенсионном органе, требующем возврата излишне выплаченных денежных средств по указанной выплате, т.е. истце - Государственном учреждении – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области.

Доказательств недобросовестности со стороны ФИО1 в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом суду не предоставлено.

Само по себе несообщение ФИО1 пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение права на ежемесячную денежную выплату и, соответственно, об утрате им права на эту выплату достаточным основанием для вывода о недобросовестности с его стороны в смысле п. 3 ст. 1109 ГК РФ не является. Как следует из объяснений ФИО1 и указано в трудовой книжке, ФИО1 после увольнения ДД.ММ.ГГГГ. продолжил работать на территории с.Путятино.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в том числе за счёт ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы (пункты 2,4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе, контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведённых норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе за счёт ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Соответственно, пенсионный орган не вправе уклоняться от осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, ссылаясь только лишь на отсутствие прямо нормативно закреплённой обязанности контролировать факты проживания и выезда граждан из зоны с льготным социально-экономическим статусом, поскольку осуществление таких действий не только не противоречит закону, но подразумевается исходя из возложенной на Пенсионный фонд Российской Федерации п.3 Положения функции.

То, что законодатель не установил исчерпывающий перечень конкретных действий, которые пенсионный орган может совершать в рамках осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, не означает, что пенсионному органу запрещено их совершать.

Напротив, возложенная на пенсионный орган функция контроля предполагает, что он должен предпринять все возможные действия, направленные не только на выявление фактов неправильного и нерационального использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, но и на предупреждение таких фактов.

Очевидно, что в данном случае истец своевременно таких действий не совершил.

В первоочередную обязанность пенсионного органа при осуществлении ежемесячной денежной выплаты входит разъяснение гражданам законодательства Российской Федерации.

В частности, лицо, которое претендует на назначение ежемесячной денежной выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом при обращении в пенсионный орган за получением указанной выплаты, при подаче соответствующего заявления должно быть проинформировано пенсионным органом о наличии у него обязанностей по безотлагательному сообщению территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты, в том числе, что не вся территория Путятинского района Рязанской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и что выезд из такой зоны является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Сам по себе тот факт, что сведения о территориях Рязанской области, отнесённых к зонам с льготным социально-экономическим статусом, опубликованы в официальных источниках, не свидетельствует о недобросовестном поведении ФИО1, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 года №1582 «Об утверждении Перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержат только лишь перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и при этом в них не указано, что выезд с территории данных населённых пунктов является обстоятельством, влекущим прекращение ежемесячной денежной выплаты.

На протяжении длительного периода времени, т.е. на протяжении всего срока выплаты пенсионный орган в рамках контроля за правильным и рациональным расходованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации - контроль за тем, не утратил ли ФИО1 права на ежемесячную денежную выплату также не совершал, несмотря на то, что принимал в отношении ФИО1 соответствующие решения (распоряжения), в том числе о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствующих проиндексированных размерах.

Таким образом, пенсионный орган не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в сложившейся ситуации, уклонившись от возложенных на него обязанностей, не проконтролировав наступление обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты ФИО1, что привело к неправильному и нерациональному расходованию средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Доказательств того, что истец по объективным причинам был лишён возможности узнать об утрате ФИО1 права на ежемесячную денежную выплату ранее, чем в ДД.ММ.ГГГГ года, он суду не представил.

Таким образом, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о том, что выплата ФИО1 ежемесячной денежной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не является результатом недобросовестности с его стороны либо результатом счетной ошибки, то оснований для удовлетворения исковых требований Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области к ФИО1 о взыскании переплаты по ежемесячной денежной выплате, независимо от того, пропущен или не пропущен истцом срок исковой давности, о котором заявлено ответчиком - не имеется.
Что касается заявления ответчика ФИО1 о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, то с учетом установленных по делу обстоятельств, указывающих на то, когда пенсионный орган должен был узнать о предполагаемой утрате ФИО1 права на ежемесячную денежную выплату - трехлетний срок исковой давности (п.1 ст. 196 ГК РФ) по требованиям о взыскании переплаты по ежемесячной денежной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на момент предъявления исковых требований ( ДД.ММ.ГГГГ) к ФИО1 истек, что является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований за данный период (абз. 2 п.2 ст. 199 ГК РФ, пункты 1, 3, 15, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

В силу вышеприведенного правового регулирования контроль за правильным и рациональным расходованием денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации его органами должен осуществляться постоянно и непрерывно.

В Постановлении от 22.07.2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе оценка действий (бездействий) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

С учетом изложенного истцу Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области в удовлетворении его исковых требований к ФИО1 о взыскании переплаты по ежемесячной денежной выплате, следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области к ФИО1 о взыскании незаконно полученных сумм ежемесячной денежной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения через Шацкий районный суд Рязанской области.

Председательствующий: Судья- подпись - И.Н. Бердичевская