РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации Дело №2-352/2013
24 сентября 2013 года пос. Пестяки
Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Киселевой М.В.,
при секретаре Баусовой Л.А.,
с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора Пестяковского района Нечаева Д.П.,
представителя Совета <данные изъяты> сельского поселения и <данные изъяты> сельского поселения ФИО1,
представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО2,
рассмотрев 24 сентября 2013 года в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело № 2-352/2013 по иску исполняющего обязанности прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения в виде непринятия мер к созданию контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным, обязании Совет создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Пестяковского района Ивановской области обратился в Пестяковский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным, обязании Совет создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Пестяковского района по результатам проверки исполнения бюджетного законодательства по вопросам формирования органов внешнего муниципального финансового контроля на территории <адрес> установлено отсутствие органа внешнего муниципального финансового контроля в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> муниципального района <адрес>. Указанное нарушает п.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона от 7.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», предусматривающих создание контрольно-счетного органа муниципального образования, который является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Определением суда по делу осуществлена замена ненадлежащего ответчика. В качестве ответчика по делу привлечен Совет <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района. Для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда привлечены <данные изъяты> сельское поселение в лице его главы и администрация <данные изъяты> сельского поселения.
В судебном заседании исполняющий обязанности заместителя прокурора Пестяковского района Нечаев Д.П. исковые требования уточнил. Просил суд признать бездействие Совета <данные изъяты> сельского поселения в виде непринятия мер к созданию контрольно - счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным, обязать Совет <данные изъяты> сельского поселения создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении в срок до 1 июня 2014 года. Уточненные исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнил суду, что в результате проверки исполнения бюджетного законодательства на территории <адрес>, проведенной прокуратурой района 15 августа 2013 года, установлено, что в <данные изъяты> сельском поселении отсутствует орган внешнего муниципального финансового контроля. Решения Совета поселения об учреждении этого органа, положения о нем отсутствуют. Данная проверка проводилась во исполнение поручения прокуратуры <адрес> от 25.07.2013 г. №7-2013 по информации Контрольно-счетной палаты <адрес> о результатах мониторинга формирования на территории <адрес> органов внешнего муниципального финансового контроля по состоянию на 01.07.2013 г. В ходе проверки <данные изъяты> сельского поселения установлено, что требуемый законом орган внешнего финансового контроля отсутствует, имеется контрольно-счетная комиссия в составе Совета поселения, которая не может заменять собой требуемый контрольно-счетный орган. Указанное связано с тем, что таковой орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Контрольно-счетному органу <данные изъяты> муниципального района или <адрес> полномочия внешнего муниципального финансового контроля по <данные изъяты> сельскому поселению не переданы. Отсутствие контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении приводит к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к непроведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведения экспертно-аналитических мероприятий, а также к непроведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Считает, что заявленные требования ответчик может выполнить до 1 июня 2014 года, поскольку данный срок достаточен для внесения изменений в Устав поселения, принятия других организационных мер, направленных на создание требуемого органа.
Представитель ответчика - Совета <данные изъяты> сельского поселения ФИО1, являющийся так же представителем третьего лица - <данные изъяты> сельского поселения, исковые требования прокурора и обстоятельства, на которые он ссылается в подтверждение иска, признал. Дополнил суду, что Совет <данные изъяты> сельского поселения 12 декабря 2012 года, 15 февраля 2013 года, 4 сентября 2013 года выносил решения о передаче полномочий по внешнему контролю годового отчета об исполнении бюджета в <данные изъяты> сельском поселении в контрольно-счетный орган <данные изъяты> муниципального района. На данные решения Совет <данные изъяты> муниципального района дал отрицательные ответы, указав на то, что контрольно-счетный орган <данные изъяты> муниципального района не имеет возможности взять на себя исполнение полномочий контрольного органа <данные изъяты> сельского поселения, так как вышеуказанное решение Совета поселения не направлялось для обсуждения в Совет района, в бюджете района на 2013 год, плановый период 2014 -2015 г.г. не предусмотрены средства на проведение внешней проверки исполнения бюджета поселений. По данным причинам до настоящего времени требуемый прокурором орган не создан. В настоящее время меры к его созданию Советом не принимаются. Согласен с тем, что имеющаяся в поселении комиссия Совета поселения по бюджету и налоговой политики не может заменить собой контрольно-счетный орган, предусмотренный законом. Полагает, что до июня 2014 года требуемый прокурором орган Советом <данные изъяты> поселения будет создан, или будет положительно решен вопрос о передаче его полномочий такому же органу <данные изъяты> муниципального района. Указанный срок является разумным, так как внесение изменений в Устав поселения и их регистрация в государственных органах требует значительного времени.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО2 поддержала уточненные требования прокурора, не возражала против их удовлетворения. Обстоятельства, на которые ссылался прокурор в обоснование иска, подтвердила.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования исполняющего обязанности прокурора Пестяковского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
15 августа 2013 года по результатам проверки прокуратурой <адрес> исполнения <данные изъяты> сельским поселением бюджетного законодательства установлено, что в данном поселении отсутствует орган внешнего муниципального финансового контроля. Решения Совета <данные изъяты> сельского поселения об учреждении этого органа, положения о нем отсутствуют.
Указанная проверка проведена прокуратурой района в рамках исполнения поручения прокуратуры <адрес> от 25.07.2013 г. №7-2013 по информации Контрольно-счетной палаты <адрес> о результатах мониторинга формирования на территории <адрес> органов внешнего муниципального финансового контроля по состоянию на 01.07.2013 г.
В ходе проверки <данные изъяты> сельского поселения прокуратура установила, что в данном поселении требуемый законом орган внешнего финансового контроля отсутствует, имеется комиссия Совета <данные изъяты> сельского поселения по бюджету и налоговой политике, которая не исполняет в полном объеме функции органа внешнего финансового контроля и не отвечает требованиям п.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона от 7.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
Контрольно-счетному органу <данные изъяты> муниципального района или <адрес> полномочия внешнего муниципального финансового контроля по <данные изъяты> сельскому поселению не переданы. Отсутствие контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении приводит к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к непроведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствии информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведения экспертно-аналитических мероприятий, а также к непроведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Указанное является основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц для защиты их прав.
В соответствии с п.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией и иными органами и выборными должностные лица местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из ст.38 указанного выше Федерального закона следует, что контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу п.п.2,4,6,8,11 ст.3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Выступая в качестве нормативных правовых актов прямого действия, Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст.3,5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции. Надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, требования прокурора о возложении на Совет <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района обязанности создания контрольно-счетного органа, т.е. о понуждении органа местного самоуправления муниципального образования к соблюдению требований бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, являются обоснованными.
Суд пришел к такому выводу, учитывая и то, что контрольно-счетный орган муниципального образования наделен Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает исполнение таких функций какой-либо комиссией в представительном органе муниципального образования.
Срок, до которого прокурор просит обязать ответчика исполнить требования, суд считает разумным, так как для исполнения заявленных требований необходимо внесение Советом изменений в Устав поселения, которые предварительно обсуждаются депутатами Совета, а затем регистрируются в соответствующем государственном органе, принятие других организационных мер, что требует значительного времени.
Обращение прокурора в суд с вышеуказанным иском соответствует требованиям ст.45 ГПК РФ, предусматривающей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, и не противоречит ст.ст.10,132 Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Совета <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> в виде непринятия мер к созданию контрольно - счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным.
Обязать Совет <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> муниципального района в срок до 1 июня 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Председательствующий подпись М.В.Киселева