РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации Дело №2-353/2013
24 сентября 2013 года пос. Пестяки
Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Киселевой М.В.,
при секретаре Баусовой Л.А.,
с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора Пестяковского района Нечаева Д.П.,
представителя Совета <данные изъяты> сельского поселения и <данные изъяты> сельского поселения ФИО1,
рассмотрев 24 сентября 2013 года в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело № 2-353/2013 по иску исполняющего обязанности прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету <данные изъяты> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения в виде непринятия мер к созданию контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным, обязании Совет создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился в Пестяковский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Совету <данные изъяты> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании бездействия Совета <данные изъяты> сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным, обязании Совет создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Пестяковского района по результатам проверки исполнения бюджетного законодательства по вопросам формирования органов внешнего муниципального финансового контроля на территории <адрес> установлено отсутствие органа внешнего муниципального финансового контроля в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> муниципального района <адрес>. Указанное нарушает п.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона от 7.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», предусматривающих создание контрольно-счетного органа муниципального образования, который является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
В судебном заседании исполняющий обязанности заместителя прокурора Пестяковского района Нечаев Д.П. исковые требования уточнил. Просил суд признать бездействие Совета <данные изъяты> сельского поселения в виде непринятия мер к созданию контрольно - счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным, обязать Совет <данные изъяты> сельского поселения создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении в срок до 1 июня 2014 года. Уточненные исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнил суду, что в результате проверки исполнения бюджетного законодательства на территории <адрес>, проведенной прокуратурой района 15 августа 2013 года, установлено, что в <данные изъяты> сельском поселении отсутствует орган внешнего муниципального финансового контроля. Решения Совета поселения об учреждении этого органа, положения о нем отсутствуют. Данная проверка проводилась во исполнение поручения прокуратуры <адрес> от 25.07.2013 г. №7-2013 по информации Контрольно-счетной палаты <адрес> о результатах мониторинга формирования на территории <адрес> органов внешнего муниципального финансового контроля по состоянию на 01.07.2013 г. В ходе проверки <данные изъяты> сельского поселения установлено, что требуемый законом орган внешнего финансового контроля отсутствует. На администрацию поселения возложены функции муниципального контроля, что не может заменять собой требуемый контрольно-счетный орган. Указанное связано с тем, что таковой орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Контрольно-счетному органу <данные изъяты> муниципального района или <адрес> полномочия внешнего муниципального финансового контроля по <данные изъяты> сельскому поселению не переданы. Отсутствие контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении приводит к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к непроведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведения экспертно-аналитических мероприятий, а также к непроведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Считает, что заявленные требования ответчик может выполнить до 1 июня 2014 года, поскольку данный срок достаточен для внесения изменений в Устав поселения, принятия других организационных мер, направленных на создание требуемого органа.
Представитель ответчика - Совета <данные изъяты> сельского поселения ФИО1, являющаяся так же представителем третьего лица - <данные изъяты> сельского поселения, исковые требования прокурора и обстоятельства, на которые он ссылается в подтверждение иска, признала. Дополнил суду, что Совет <данные изъяты> сельского поселения в устной форме обращался с вопросом о передаче полномочий по внешнему контролю в контрольно-счетный орган <данные изъяты> муниципального района. На данные устные обращения Совет <данные изъяты> муниципального района никаких положительных ответов не дал. До настоящего времени требуемый прокурором орган не создан. В настоящее время меры к его созданию Советом не принимаются. Согласна с тем, что администрация поселения не может заменить собой контрольно-счетный орган, предусмотренный законом. Полагает, что до июня 2014 года требуемый прокурором орган Советом <данные изъяты> сельского поселения будет создан, или будет положительно решен вопрос о передаче его полномочий такому же органу <данные изъяты> муниципального района. Внесение изменений в Устав поселения и их регистрация в государственных органах требует значительного времени.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования исполняющего обязанности прокурора Пестяковского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
15 августа 2013 года по результатам проверки прокуратурой Пестяковского района исполнения <данные изъяты> сельским поселением бюджетного законодательства установлено, что в данном поселении отсутствует орган внешнего муниципального финансового контроля. Решения Совета <данные изъяты> сельского поселения об учреждении этого органа, положение о нем отсутствуют.
Указанная проверка проведена прокуратурой района в рамках исполнения поручения прокуратуры <адрес> от 25.07.2013 г. №7-2013 по информации Контрольно-счетной палаты <адрес> о результатах мониторинга формирования на территории <адрес> органов внешнего муниципального финансового контроля по состоянию на 01.07.2013 г.
В ходе проверки <данные изъяты> сельского поселения прокуратура установила, что в данном поселении требуемый законом орган внешнего финансового контроля отсутствует. Частично функции по муниципальному контролю исполняет администрация <данные изъяты> сельского поселения, вопреки требованиям п.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона от 7.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
Контрольно-счетному органу <данные изъяты> муниципального района или <адрес> полномочия внешнего муниципального финансового контроля по <данные изъяты> сельскому поселению не переданы. Отсутствие контрольно-счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении приводит к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к непроведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствии информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведения экспертно-аналитических мероприятий, а также к непроведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Указанное является основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц для защиты их прав.
В соответствии с п.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией и иными органами и выборными должностные лица местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из ст.38 указанного выше Федерального закона следует, что контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу п.п.2,4,6,8,11 ст.3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Выступая в качестве нормативных правовых актов прямого действия, Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст.3,5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции. Надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, требования прокурора о возложении на Совет <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района обязанности создания контрольно-счетного органа, т.е. о понуждении органа местного самоуправления муниципального образования к соблюдению требований бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, являются обоснованными.
Суд пришел к такому выводу, учитывая и то, что контрольно-счетный орган муниципального образования наделен Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает исполнение таких функций администрацией сельского поселения муниципального образования.
Срок, до которого прокурор просит обязать ответчика исполнить требования, суд считает разумным, так как для исполнения заявленных требований необходимо внесение Советом изменений в Устав поселения, которые предварительно обсуждаются депутатами Совета, а затем регистрируются в соответствующем государственном органе, принятие других организационных мер, что требует значительного времени.
Обращение прокурора в суд с вышеуказанным иском соответствует требованиям ст.45 ГПК РФ, предусматривающей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, и не противоречит ст.ст.10,132 Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Совета <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> в виде непринятия мер к созданию контрольно - счетного органа в <данные изъяты> сельском поселении незаконным.
Обязать Совет <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> создать контрольно-счетный органа в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> муниципального района в срок до 1 июня 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Председательствующий подпись М.В.Киселева