ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/18 от 29.11.2018 Некрасовского районного суда (Ярославская область)

Дело 2-354/18 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Некрасовское 29 ноября 2018 года

Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Борисовой Т.Ю., при секретаре Минаевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова В.В. к Администрации сельского поселения Некрасовское об обязании осуществить проектирование и строительство автомобильной дороги, обеспечив подъезд к земельному участку

УСТАНОВИЛ:

Маслов В.В. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Некрасовское о выполнении необходимых действий по проектированию в 2018 ДД.ММ.ГГГГ автомобильной дороги любого класса и обеспечении подъездом к земельному участку с кадастровым номером , расположенным в <адрес> указав, что участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, им получено разрешение на строительство жилого дома, в настоящее время ведет строительство и к ДД.ММ.ГГГГ планировал зарегистрировать право собственности на жилой дом в установленном законом порядке и переехать на постоянное место жительства, на соседних земельных участках также ведется строительство, однако дороги к жилому дому не имеется, а существующий проезд находится в неудовлетворительном состоянии, по нему нет возможности проехать строительной технике, пожарным машинам, скорой помощи, что делает невозможным проживание в данном районе, неоднократно обращался в администрацию с данным вопросом, однако конкретного ответа так и не получил. Наличие дороги является одним из условий обеспечения жизнедеятельности населения. Другого жилья он не имеет, вынужден жить у родственников.

В судебном заседании истец Маслов В.В. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в иске, также пояснил, что ранее земельный участок был предоставлен ему в аренду отцом Масловым В.Л., о том что имеется ненадлежащий подъезд к земельному участку на котором он вел строительство было известно, считает, что автомобильная дорога должна проходить к его участку согласно приложенного им плана, ответчик должен обеспечить подъезд к земельному участку в виде полноценной дороги, необходимо выполнить резервирование участка под строительство дороги, поставить зарезервированный участок на кадастровый учет, составить проект, осуществить строительство дороги, включить дорогу в реестр дорог поселения, самостоятельно провести обустройство дороги не может, так как участок протяженностью 150 м со съездом с улицы Свободы, необходимы достаточные финансовые вложения, участок дороги размещен на муниципальной земле, ранее предоставленный в аренду земельный участок с кадастровым номером по решению собственника разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами где и расположен жилой дом, на момент рассмотрения спора оба земельных участка уже принадлежат истцу, испрашиваемые требования сводятся к проектированию и строительству автомобильной дороги, в том числе по существующему грунтовому подъезду.

Ответчик по делу представитель администрации сельского поселения Некрасовское по доверенности Репина М.М. в судебном заседании по заявленным требованиям возражала, пояснила, что дом истца строительством не завершен, разрешение на строительство выдано с условием существующего подъезда, объект еще не обеспечен инженерными сетями, по всем данным подъезд к дому истца находится в удовлетворительном состоянии, отвечает необходимым требованиям для ведения личного подсобного хозяйства, половина таких грунтовых дорог имеется в п. Некрасовское и в план ремонта дорог в первую очередь включаются именно дороги с грунтовым покрытием и улицы, входящие в реестр дорог с постоянно проживающими жителями, на проектирование и строительство дороги к одному дому истца, в котором никто не проживает денежных средств в бюджете не имеется, спорный участок дороги не значится в реестре дорог сельского поселения Некрасовское, финансовые средства на ремонт и обслуживание данного подъезда отсутствуют, администрация не проектирует и не строит ни одну дорогу, а осуществляет только ремонт - смета, экспертиза сметы и сам ремонт, финансирование на них закладывается в бюджете, также заявленный истцом к застройке дорогой участок относится к землям сельскохозяйственного значения, поскольку ранее данный участок являлся дорогой совхоза «Некрасовский» - проездом к автозаправочной станции.

Представитель третьего лица по делу КУМИ администрации Некрасовского МР, администрация Некрасовского МР по доверенности Панова А.А. в судебном заседании по заявленным требованиям не возражала, пояснила, что земельные участки, на которых имеется капитальное строение или право на возведение капитального строения, должны быть обеспечены подъездом, вид разрешенного использования земельного участка допускает на нем жилое строительство, в Генеральном плане сельского поселения Некрасовское уличная сеть поселка не обозначена, от истца неоднократно поступали обращения о строительстве дороги, резервировании для данных целей земельного участка, в ходе заседания земельной комиссии было установлено, что с заявлением о резервировании участка под дорогу может обратиться только сельское поселение Некрасовское, считает, что планируемая дорога располагается на муниципальной земле.

Третье лицо по делу Маслов В.Л. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время ведется строительство дома истцом на земельном участке, который ранее принадлежал ему на праве собственности и был передан сыну в аренду, последнему было известно состояние подъезда и характер расположения земельного участка, считает, что дорога должна быть организована ответчиком.

Третье лицо по делу Департамент транспорта Ярославской области в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Маслов В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Ранее указанный земельный участок входил в состав земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью 1391 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности Маслову В.Л.. Последний ДД.ММ.ГГГГ заключил договор аренды земельного участка с кадастровым номером с Масловым В.В.. Арендатор указанного земельного участка Маслов В.В. имея разрешение на осуществление строительства в ДД.ММ.ГГГГ начал строительство жилого дома. В настоящее время дом является незавершенным строительством.

Из объяснений Маслова В.В. и Маслова В.Л. следует, что истцу на момент принятия решения о строительстве жилого дома были известны обстоятельства не обустроенного автомобильной дорогой подъезда к жилому дому.

Из представленной суду переписки следует, что Маслов В.В. неоднократно обращался к Администрации Некрасовского муниципального района, Администрации сельского поселения Некрасовское с вопросом о строительстве автомобильной дороги к его земельному участку. Однако до настоящего времени положительного ответа не получено, при этом сельское поселение Некрасовское ссылается на обстоятельства того, что к земельному участку имеется грунтовый подъезд, который дает использование земельного участка по назначению, иных жилых строений в районе спорного земельного участка не имеется.

Решением Муниципального совета сельского поселения Некрасовское от ДД.ММ.ГГГГ в организации проезда к земельному участку Маслову В.В. было также отказано, в связи с тем, что сельское поселение Некрасовское не имеет полномочий на финансирование по строительству, обслуживанию и ремонту дороги, подъездные пути к земельному участку имеются, находятся в удовлетворительном состоянии, жилой дом находится в стадии строительства, в эксплуатацию не сдан, в реестре автодорог данная дорога не значится.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 4, 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов поселения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Из объяснений представителей сельского поселения Некрасовское, Администрации Некрасовского муниципального района в Генеральном плане сельского поселения Некрасовское отсутствуют сведения о перспективах строительства дорожной сети.

Согласно пункту 6 части 1, части 2 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения реализуется органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Под дорожной деятельностью в силу пункта 6 статьи 3 вышеназванного Федерального закона понимают деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Ярославской области «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений статьи 12 Конституции РФ о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда.

Заявляя требования к администрации сельского поселения Некрасовское о понуждении к совершению действий по проектированию и строительству автомобильной дороги, истец фактически возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.

Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по строительству автодороги.

Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает обстоятельства того, что начиная строительство жилого дома истцу были известны факты отсутствия обустроенной автодороги и наличие только существующего грунтового подъезда, соответственно доказательств нарушения прав ответчиком стороной истца не представлено.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Таким образом, в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Маслову В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Борисова Т.Ю.