РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2017 года Падунский районный суд г. Братска Иркутской области
в составе:
председательствующего судьи Кравчук И.Н.,
при секретаре Лапиной А.Е.,
с участием:
Братского межрайонного природоохранного прокурора Петренева Д. В.,
представителя ответчика Областного государственного автономного учреждения «Падунский лесхоз» - директора ФИО4 В.ча, действующего на основании права по должности,
представителя третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области – ФИО1, действующего на основании доверенности от 29 июля 2016 года, сроком на один год, со всеми процессуальными правами,
представителя третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области – ФИО2, действующего на основании доверенности от (дата), сроком на один год, со всеми процессуальными правами,
представителя третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации – ФИО3, действующей на основании доверенности от 27 октября 2016 года, сроком на один год, со всеми процессуальными правами,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-71/2017 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, к Областному государственному автономному учреждению «Падунский лесхоз» об обязании укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток,
УСТАНОВИЛ:
Истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к ответчику Областному государственному автономному учреждению «Падунский лесхоз» (далее по тексту – АУ «Падунский лесхоз»), в котором просил обязать АУ «Падунский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток в срок до 01.03.2017 года.
В обоснование исковых требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров в сентябре 2016 года по обращению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Установлено, что АУ «Падунский лесхоз» не осуществляется тушение лесных пожаров в темное время суток, что влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади, а также дотушивание лесных пожаров.
До 15.06.2016 года функции по охране лесов, в том числе в части осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров было возложено на Агентство лесного хозяйства Иркутской области.
Согласно п. 1.3, п. 2.3 Устава АУ «Падунский лесхоз» учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности Иркутском области. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области является основной целью деятельности учреждения.
Для достижения целей, установленных п. 2.3 Устава учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствиями с заданиями учредителя (п.п. 2.4, 2.5).
20.04.2016 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено Государственное задание № 17 на выполнение в 2016 году государственных работ АУ «Падунский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Падунского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1 338 497 га.
Из буквального толкования норм Правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п.8.1 Правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ.
В течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Падунского лесничества зарегистрировано 53 лесных пожара, из них тушение 11 крупных лесных пожаров в Боровском (№№ 42,137), Карахунском (№ 43), Усть-Вихоревском (№№ 56, 58, 61, 108, 124), Падунском (№№ 99, 120), Озернинском (№ 55) участковых лесничествах осуществлялось более суток.
Согласно информации АУ «Падунский лесхоз» от 12.10.2016 года № 118 тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. АУ «Падунский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.
Таким образом, причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.
Однако данные доводы для освобождения от обязанности по тушению пожаров в темное время суток приняты быть не могут, поскольку Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения, а не установлено исключение необходимости тушения лесного пожара в темное время суток (прекращение, приостановление) в зависимости от наличия у подразделений по тушению пожаров необходимого оборудования по созданию искусственного освещения, фактической оснащенности лесопожарных формирований.
В результате бездействия АУ «Падунский лесхоз» по тушению пожаров в темное время суток, принятию мер к полной ликвидации пожаров (их дотушиванию) нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Впоследствии истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к ответчику АУ «Падунский лесхоз», в котором просил обязать АУ «Падунский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток автомобилем связи и освещения, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденным приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование уточненных исковых требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что в соответствии с п. 2.30 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» предусмотрен пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
В соответствии с нормами пожарной безопасности 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденными приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 года № 51, пожарные автомобили связи и освещения могут модернизироваться на различных автомобильных шасси, а также автобусах, разрабатываться и реконструироваться с учетом соблюдения указанных технических требований, при соблюдении которых такое пожарное оборудование будет сертифицировано в установленном законодательством о стандартизации, метрологии и техническом регулировании порядке на предмет соответствия ГОСТ-Р 53247-2009 в Системе сертификации пожарной безопасности. Автомобили связи и освещения указаны в п. 6 совместного приказа МВД РФ, Главного управления противопожарной службы «Об утверждении перечня пожарно-технической продукции» от 18.06.1996 № 33.
Пунктом 6.32 НПБ 192-2000 установлены требования к осветительной мачте для подъема прожекторов, которая должна входить в комплектацию пожарной машины.
Типы, количество, сила света прожекторов для конкретной модели автомобиля связи и освещения должны соответствовать СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (п. 6.32.4).
Таким образом, ответчик в соответствии с указанным законодательством обязан для охраны лесов от пожаров путем их тушения иметь оборудование искусственного освещения для тушения пожаров в темное время суток, отвечающее требованиям ГОСТ Р 53247-2009 с учетом технических требований, изложенных в НПБ 192-2000. Учитывая, что ответчик может самостоятельно определить способ оснащения ПХС искусственным освещением, как приобретением пожарного автомобиля связи и освещения, либо модернизации и реконструкции имеющегося автомобиля или другого транспортного средства с шасси в соответствии с требованиями НПБ, требования прокурором к ответчику в этой части не конкретизировались для возможности исполнения решения суда в соответствии с разными возможностями, предоставленными законом.
В судебном заседании Братский межрайонный природоохранный прокурор Петренев Д.В. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, дополнительно суду пояснил, что из приведенных в исковом заявлении положений Устава ОГАУ «Падунский лесхоз» следует, что учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности Иркутской области. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области является основной целью деятельности учреждения.
Согласно п. 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, на которое ссылаются ответчик и третье лицо, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Таким образом, из вышеназванного нормативного правового акта следует, что указанный перечень не является исчерпывающим, пожарно-химические станции оснащаются необходимой техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в зависимости от особенностей местности, с учетом природной пожарной опасности, а также других условий, возникающих на закрепленной территории.
Учитывая сложившуюся ежегодную пожароопасную обстановку, введение с наступлением пожароопасного сезона на территории Иркутской области особого противопожарного режима, режимов «чрезвычайная ситуация», а также особенности расположения населенных пунктов, граничащих с землями гослесфонда и подверженных угрозе перехода лесного пожара на их территорию, специализированные некоммерческие организации (лесхозы), созданные непосредственно для тушения лесных пожаров, должны находиться в полной готовности осуществлять работы по тушению лесных пожаров в любое время суток.
Особенность тушения лесных пожаров в темное время суток в силу п. 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, предусматривает необходимость обеспечения лесопожарного формирования средствами искусственного освещения.
Изложенные в отзывах положения п. 2.3 раздела 1 Типовой инструкции по охране труда, утвержденной приказом Рослесхоза от 23.12.1998 № 213, равно как и положения п. 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных приказом Минтруда России от 02.12.2015 г. № 835н, в соответствии с которыми доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и их тушение производится в светлое время суток, направлены на обеспечение безопасных условий труда работников, занятых на тушении лесных пожаров, что не противоречит пункту 73 Правил тушения лесных пожаров, которым установлено обязательное условие для тушения лесных пожаров в темное время суток – обеспечение искусственного освещения.
Согласно методическим рекомендациям Рослесхоза по тушению лесных пожаров, содержащихся в Пособии для лесных пожарных, наиболее эффективным является тушение лесных пожаров в темное время суток.
Кроме того, при отсутствии оборудования для обеспечения искусственного освещения в условиях высокой горимости, возникновении угрозы населенным пунктам лесхозом не обеспечиваются безопасные условия труда, приведенные в отзыве ответчика на исковое заявление. Так, лесопожарные группы, выезжающие к месту пожара, находятся на данной территории круглосуточно, т.е. и в темное время суток. А уже решение о возможности тушения лесного пожара в темное время суток и способах тушения в каждом конкретном случае принимает руководитель лесного пожара с учетом сложившейся обстановки. Просил удовлетворить заявленные исковые требования с учетом представленного уточнения.
Представитель ответчика АУ «Падунский лесхоз» ФИО4 исковые требования не признал, суду пояснил, что Министерством лесного комплекса Иркутской области до АУ «Падунский лесхоз» доведено государственное задание № 16 от 30 декабря 2016 года, в котором приобретение какого-либо осветительного оборудования не предусмотрено. Учитывая изложенное, исполнить решение суда в случае удовлетворения исковых требований в указанный истцом срок не представляется возможным.
Пункт 73 Правил тушения лесных пожаров: «В темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения», не обязывает тушить лесные пожары в том числе и в темное время суток, а лишь носит распорядительный характер в части обязательного применения искусственного освещения при работах в темное время суток.
Деятельность пожарно-химических станций регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167.
Оснащение ПХС регулируется разделом 6 Положения о пожарно-химических станциях. В частности, п.п. 1, 4 раздела 6 установлено, что пожарно-химические станции в зависимости от типа оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 Положения о пожарно-химических станциях. Как четко указывает данный нормативно-правовой акт комплектация пожарно-химических станций зависит от лесопирологических условий региона – именно от этого фактора зависит необходимость комплектации того или иного оборудования из утвержденного перечня. Прокурором в судебные заседания не предоставлены доказательства исследования лесопирологических условий территории района, обслуживаемой АУ «Падунский лесхоз».
Действительно, ГОСТ Р 53247-2009 классифицирует автомобиль связи и освещения. В стандарте классифицируются пожарные автомобили, устанавливаются типы и их обозначения с использованием базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12т. включительно. В разделе 1 стандарта указано, что он распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемое при пожарно-спасательных работах. В пункте 2.30 дано определение автомобилю связи и освещения: пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
То есть автомобиль связи и освещения является пожарным автомобилем. В соответствии с Положением о пожарно-химических станциях АУ «Падунский лесхоз» не должен иметь каких-либо пожарных автомобилей, законодателем этого предусмотрено не было. Пожарно-спасательными работами автономное учреждение ввиду уставных задач также не занимается. Указанное относится к задачам ОГБУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области», соответственно и требования по наличию каких-либо пожарных машин относятся к этому учреждению.
Основные направления российской государственной политики в области охраны труда, закрепленные в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК Российской Федерации), указывают на приоритетный характер задачи по сохранению жизни и здоровья работников. Статья 210 ТК Российской Федерации устанавливает основные направления реализации государственной политики по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Основной ценностью являются жизнь и здоровье работника.
Согласно статье 211 ТК Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Во исполнение указанных норм Трудового кодекса Приказом Рослесхоза № 213 от 23 декабря 1998 года с 01 января 1999 года введена в действие типовая инструкция по охране труда на тушении лесных пожаров ТОИ Р-07-010-98. Пунктом 2.3 такой инструкции установлено, что доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и их тушение производится только в светлое время суток. Аналогичное требование содержится в п. 651 Приказа Минтруда России от 02.12.2015 года № 835н «Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при приведении лесохозяйственных работ».
Таким образом, тушение лесных пожаров в темное время суток недопустимо в связи с требованием правил охраны труда, в связи с чем какое-либо использование такого автомобиля при тушении лесных пожаров АУ «Падунский лесхоз» не представляется возможным, что в свою очередь приведет к нерациональному расходованию бюджетных средств.
При проведении проверки прокуратуры Падунского района г. Братска было вынесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства от 04.02.2015 года, однако, укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток прокуратура не требовала. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, дал суду пояснения, аналогичные пояснениям директора АУ «Падунский лесхоз», просил суд отказать Братскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 19 января 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что тушение лесных пожаров ночью или в сумерках: поздно вечером и рано утром, практикуется давно, поскольку в это время интенсивность горения заметно снижается, и пожар может представлять гораздо меньшую опасность для работающих на кромке людей, чем днем. Действующие Правила тушения лесных пожаров предусматривают при таком тушении необходимость искусственного освещения: «в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения», но не определяют, каким именно должно быть это освещение – достаточно ли простых налобных фонариков, или необходимо устанавливать мачты с прожекторами.
Принимать решение о том, как именно тушить пожар, должен руководитель тушения. Это прямо закреплено в указанных Правилах тушения лесных пожаров (пункт 23): «Руководитель тушения лесного пожара: отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара». Действия, которые ограничивают права и возможности руководителя тушения лесного пожара по разработке тактики и стратегии тушения и по обеспечению безопасности работников, потенциально создают угрозу жизни и здоровью этих работников. При отсутствии искусственного освещения у работников, занятых на тушении пожара, не будет возможности ориентироваться в ночном лесу.
Согласно Пособию для лесных пожарных «Тушение лесных пожаров» Рослесхоза России от 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить ночью. Если не представляется возможным потушить пожар днем, основные усилия по борьбе с ним должны быть предприняты в ночное время.
Правилами тушения лесных пожаров, утвержденными приказом Минприроды России от 08.07.2014 года № 313, также установлено, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению до момента ликвидации вне зависимости от времени суток.
Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с пунктом 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313 (далее – Правила тушения лесных пожаров), действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.
Согласно пункту 73 Правил тушения пожаров установлено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
В силу пункта 8.1 Правил тушения лесных пожаров прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной в субъектах Российской Федерации.
В силу пункта 5.1 Правил тушения пожаров зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительной власти в пределах полномочий организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 835н, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров должны производиться в светлое время суток.
Вместе с тем в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167, определен примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения пожарно-химических станций, созданных для предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. Однако в указанном перечне отсутствует оборудование для оснащения искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. На основании изложенного, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представитель Министерства ФИО5, действующий на основании доверенности, представил письменные пояснения, в которых указал, что тушение лесных пожаров, за исключением предусмотренных ЛК Российской Федерации случаев, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Правила тушения лесных пожаров утверждены приказом Минприроды России от 08 июля 2014 года № 313 (далее – Правила тушения лесных пожаров).
Пунктом 73 Правил тушения пожаров предусмотрено тушение лесных пожаров в темное время суток при условии обеспечения искусственного освещения.
В соответствии с пунктом 2 Перечня видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды России 28.03.2014 № 161, средства предупреждения и тушения лесных пожаров в зависимости от назначения и области применения подразделяются на следующие виды: мобильные средства пожаротушения (пожарные автомобили (в том числе пожарные автоцистерны, пожарные насосные станции, лесопатрульные, малые лесопатрульные комплексы или легковые автомобили повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда (катера), пожарные мотопомпы (переносные, прицепные), приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора)); пожарное оборудование; пожарный инструмент; системы связи и оповещения; средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; огнетушащие вещества; дополнительные (автомобили бортовые повышенной проходимости вездеходы, бульдозеры (болотоходы), легковые автомобили повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения). При этом мобильные средства по своим техническим параметрам предусматривают наличие искусственного освещения.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, третьих лиц, оценив их в совокупности и взаимосвязи с представленными суду доказательствами в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК Российской Федерации), суд приходит к следующему.
В силу ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК Российской Федерация) мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 53.1 ЛК Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии со ст. 53.4 ЛК Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; 4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к пожарно-технической продукции относится специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.
Согласно ст. 20 указанного Федерального закона техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2014 года № 313, действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.
Пунктом 73 Правил тушения лесных пожаров установлено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Как следует из п. 67 Правил тушения лесных пожаров ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров.
Согласно п. 2.30 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» пожарный автомобиль связи и освещения (АСО): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
В соответствии с Нормами пожарной безопасности 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденными приказом ГУГПС МВД России от 26.09.2000 года № 51,
настоящие нормы пожарной безопасности (далее – Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения (далее – АСО), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах (п. 1.1); автомобиль связи и освещения (далее – АСО) – пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования. АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование (п. 2.1);
Пунктом 6.32 НПБ 192-2000 установлены требования к осветительной мачте для подъема прожекторов, которая должна входит в комплектацию пожарной машины.
Пожарные автомобили связи и освещения указаны в п. 6 Перечня пожарно-технической продукции, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главного управления Государственной противопожарной службы от (дата)№.
Типы, количество, сила света прожекторов для конкретной модели автомобиля связи и освещения должны соответствовать СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (п. 6.32.4).
Судом установлено, что АУ «Падунский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31.10.2007 года № 460-ра.
Согласно п. 1.3, п. 2.3 Устава АУ «Падунский лесхоз» учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности Иркутском области. Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области. Для достижения целей, установленных п.2.3 Устава учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (п.п. 2.4, 2.5).
20.04.2016 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено Государственное задание № 17 на выполнение в 2016 году государственных работ АУ «Падунский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Падунского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1 338 497 га.
На базе АУ «Падунский лесхоз» создана пожарно-химическая станция первого типа (далее – ПХС-1).
Деятельность пожарно-химических станций регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167 (далее – Положение о пожарно-химических станциях).
Согласно пункту 3 раздела 1 Положения о пожарно-химических станциях ПХС-1 (первого типа) организуется, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1 организуется, как правило, на пожароопасный сезон. Оснащение пожарно-химических регулируется разделом 6 Положения о пожарно-химических станциях.
Пунктами 1, 4 раздела 6 установлено, что пожарно-химические станции в зависимости от типа оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров возникающих на закрепленной территории. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в приложении 2. Пожарно-химические станции должны иметь: помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемый гараж для автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов, других машин или для размещения лошадей, причалы для водных средств транспорта; оборудование и инструмент для ремонта пожарной техники; устойчивую телефонную связь общего пользования с конторами лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), лесничества, авиаотделения, бригадами, расположенными вне станции, с временем установления связи до 5 минут (при установлении связи с конкретным подразделением за время более 5 минут обязательным является наличие радиосвязи); радиосвязь с подвижной пожарной техникой, патрульным наземным, водным транспортом, воздушными судами авиалесоохраны, с наблюдательными пунктами и вышками, не имеющими телефонной связи.
Из системного толкования указанных норм, в том числе, изложенных в Правилах тушения лесных пожаров следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.
Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п. 8.1 Правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, запрет на тушение лесных пожаров в темное время суток отсутствует.
Как следует из сведений о лесных пожарах по Падунскому лесничеству на 12.10.2016 года в течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Падунского лесничества зарегистрировано 53 лесных пожара, из них тушение 11 крупных лесных пожаров в Боровском (№№ 42,137), Карахунском (№ 43), Усть-Вихоревском (№№ 56, 58, 61, 108, 124), Падунском (№№ 99, 120), Озернинском (№ 55) участковых лесничествах осуществлялось более суток.
Согласно информации АУ «Падунский лесхоз» от 12.10.2016 года № 118 тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. АУ «Падунский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.
Таким образом, причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.
Однако, суд не может согласиться с указанными доводами стороны ответчика, поскольку Правилами тушения лесных пожаров определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения.
Братский межрайонный природоохранный прокурор, а также представитель ГУ МЧС России по Иркутской области в судебном заседании пояснили, что согласно Пособию для лесных пожарных «Тушение лесных пожаров» Рослесхоза России от 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить ночью. Кроме того, при отсутствии искусственного освещения у работников, занятых на тушении пожара, не будет возможности ориентироваться в ночном лесу, что не способствует обеспечению безопасных условий работы при необходимости тушения лесных пожаров в темное время суток. Так, лесопожарные группы, выезжающие к месту пожара, находятся на данной территории круглосуточно, т.е. и в темное время суток, а решение о возможности тушения лесного пожара в темное время суток и способах тушения в каждом конкретном случае принимает руководитель с учетом сложившейся обстановки.
Таким образом, в результате бездействия АУ «Падунский лесхоз» по тушению пожаров в темное время суток, принятию мер к полной ликвидации пожаров (их дотушиванию) нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Таким образом, ответчик в соответствии с указанным законодательством обязан для охраны лесов от пожаров путем их тушения иметь оборудование искусственного освещения для тушения пожаров в темное время суток, отвечающее требованиям ГОСТ Р 53247-2009 с учетом технических требований, изложенных в НПБ 192-2000, при этом ответчик может самостоятельно определить способ оснащения ПХС искусственным освещением, как приобретением пожарного автомобиля связи и освещения, либо модернизации и реконструкции имеющегося автомобиля или другого транспортного средства с шасси в соответствии с требованиями НПБ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Областное государственное автономное учреждение «Падунский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток – автомобилем связи и освещения, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденным приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Падунский лесхоз» об обязании укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток в части установления срока – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.Н. Кравчук