ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3555/2021 от 26.01.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-497/2022

УИД 91RS0024-01-2021-003831-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 26 января 2022 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при помощнике ФИО1 с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика – адвоката Заякина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Ялта Республики Крым к ФИО3 о сносе самовольного строения, третье лицо Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,

у с т а н о в и л:

Администрация г. Ялта Республики Крым (далее – Администрация г. Ялта) обратилась в суд с иском к ФИО3 о сносе самовольного четырехэтажного строения, расположенного по адресу: <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что строительство спорного строения осуществлено на земельном участке, целевое назначение которого не предназначено для строительства четырехэтажного строения, а также без соответствующих разрешений, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, в связи с чем данное строение является самовольной постройкой, подлежит сносу.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика – адвокат Заякин Д.В. в судебном заседании с иском не согласился, указал, что право собственности ответчика на спорное строение зарегистрировано в установленном законом порядке 10 октября 2008 г. на основании решения третейского суда, земельный участок, на котором расположен спорный дом, передан ответчику в собственность в порядке завершения оформления прав. Применение судом санкции в виде сноса самовольной постройки требует установления наличия вины застройщика в осуществлении самовольной постройки, которая у ответчика отсутствует.

Третье лицо Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики в письменных объяснениях указало на обоснованность исковых требований по следующим основаниям. В период со 2 по 8 декабря 2020 г. на основании приказа Министерства от 13 ноября 2020 г. № 91 проведена внеплановая выездная проверка застройщика ФИО3 по адресу: <адрес> по результатам проверки составлен акт от 8 декабря 2020 г. №<номер>. Согласно данному акту на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» возведен объект капитального строительства, состоящий из 4 надземных этажей, чем превышены предельно допустимые параметры застройки земельного участка, то есть спорный объект имеет признаки самовольной постройки.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ответчика ФИО3, представителя третьего лица Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением постоянно действующего третейского суда Украинской Товарной Биржи «Украинская Товарная Биржа» от 16 июня 2008 г. по делу №<номер> признано право собственности ФИО3 на объект недвижимости - завершенный строительством двухэтажный дом с мансардной надстройкой общей площадью 375,8 кв. м, в том числе жилой площадью 126,9 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> который состоит из помещений:

цокольный этаж: кухня 1-1 площадью 25,3 кв. м., туалет 1-2 площадью 1,9 кв. м., душевая 1-3 площадью 5,9 кв. м., коридор 1-4 площадью 11,1 кв. м., лестничная клетка 1-5 площадью 1,2 кв. м., прихожая 1-6 площадью 15,2 кв. м, нежилая комната 1-7 площадью 15,7 кв. м., санузел 7 а площадью 4,7 кв. м., сауна 1-8 площадью 23,0 кв. м.;

первый этаж: застекленная веранда 1-9 площадью 26,3 кв. м., коридор 1-10 площадью 9,7 кв. м., душевая 1-11 площадью 3,4 кв. м., коридор 1-12 площадью 5,5 кв. м., столовая 1-13 площадью 14,0 кв. м., санузел 1-14 площадью 5,8 кв. м., жилая комната 1-15 площадью 15,2 кв. м., душевая1-16 площадью 2,9 кв.м., туалет 1-17 площадью 1,6 кв. м., жилая комната 1-18 площадью 22,0 кв. м.;

второй этаж: нежилая комната 1-19 площадью 17,4 кв. м., нежилая комната 1-20 площадью 20,1 кв. м., санузел 1-21 площадью 5,5 кв. м., коридор 1-22 площадью 1,5 кв. м., жилая комната 1-23 площадью 14,7 кв. м., санузел 1- 24 площадью 4,9 кв. м., жилая комната 1-25 площадью 20,1 кв. м.;

мансарда: жилая комната 1-26 площадью 27,2 кв. м., лестничная клетка 1-27 площадью 2,4 кв. м., жилая комната 1-28 площадью 10,6 кв. м., коридор 1-29 площадью 3,1 кв. м., санузел 1-30 площадью 5,5 кв. м., жилая комната 1-31 площадью 17,1 кв. м.;

мезонин: помещение 1-32 площадью 15,3 кв. м.; застекленная веранда (литера а) площадью 30,4 кв. м, балкон (литера а1) площадью 10,0 кв. м., балкон (литера а2) площадью 2,6 кв. м., застеленная веранда (литера аЗ) площадью 3,8 кв. м., открытая терраса (литера а4) площадью 30,4 кв. м., балкон (литера а5) площадью 1,6 кв. м., балкон (лит а6) площадью 4,9 кв. м.

Данные характеристики жилого дома также указаны в составленном 10 сентября 2007 г. Ялтинским бюро технической инвентаризации техническом паспорте.

В обеспечение исполнения вышеуказанного решения третейского суда определением Свердловского городского суда Луганской области от 24 сентября 2008 г. по делу №<номер> г. удовлетворено заявление ФИО3 о выдаче исполнительного листа о регистрации данного объекта завершенного строительства.

10 октября 2008 г. на основании указанного решения третейского суда Коммунальным предприятием Ялтинского бюро технической инвентаризации зарегистрировано право собственность ФИО3 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Решением 27 сессии Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 2 октября 2009 г. №<номер> ФИО3 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,025 га, в том числе с изменением целевого назначения земельного участка площадью 0,013 га для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: <адрес> с последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского совета.

Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 21 марта 2017 г. №<номер>-п в порядке завершения оформления прав ФИО3 в собственность передан земельный участок площадью 250 кв. м. по адресу: <адрес> вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на основании указанного постановления 13 июня 2017 г. зарегистрировано право собственности ФИО3 на данный земельный участок.

Согласно условным обозначениям к карте территориальных зон Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением внеочередной 85 сессии Ялтинского городского совета 1 созыва от 19 июля 2019 г. № 16, указанный земельный участок находится в границах территориальной зоны <данные изъяты> вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в данной зоне является условно разрешенным, что подтверждается ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта.

10 декабря 2020 г. Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по результатам проведенной на основании приказа от 13 ноября 2020 г. № 91 в период со 2 по 8 декабря 2020 г. внеплановой, выездной проверки уведомило Администрацию г. Ялта, что на земельном участке по адресу: <адрес> выявлен факт наличия здания, строительство которого не допускается на данном земельном участке.

Так согласно акту проверки от 8 декабря 2020 г. на земельном участке с кадастровым номером №<номер> (вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка и для индивидуального жилищного строительства) возведен объект капитального строительства с количеством надземных этажей – 4, то есть с нарушением требований п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 85 сессии Ялтинского городского совета 1 созыва от 19 июля 2019 г. № 16, в части превышения максимально допустимой этажности объектов капитального строительства на земельном участке с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», и имеет признаки самовольной постройки в соответствии с положениями ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными доказательствами.

В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г.) разъяснено, что применяя ст. 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

С учетом изложенного, в предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входит установление следующих фактов: наличие у спорного объекта признаков самовольной постройки; наличие у истца вещного права или законного владения земельным участком, на котором возведена постройка, либо нарушение прав и законных интересов истца сохранением самовольной постройки.

Согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии с п. 7 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что Администрация г. Ялта является надлежащим истцом по иску о сносе самовольной постройки.

Исковые требования Администрации г. Ялта к ФИО3 о сносе самовольной постройки мотивированы превышением максимально допустимой этажности объектов капитального строительства на земельном участке с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», а также разрешения на строительство.

В соответствии с п. 39 ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 м., которое состоит из комнат и помещений здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 85 сессии Ялтинского городского совета 1 созыва от 19 июля 2019 г. № 16, на земельных участках с кодом 2.1 классификатора видов разрешенного использования земельных участков (для индивидуального жилищного строительства), допускается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 м., которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).

Вместе с тем судом установлено, что строительство указанного дома осуществлялось до сентября 2007 г., в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ, в данном случае необходимо применять градостроительные и строительные нормы и правила Украины, действовавшие на время возведения постройки.

В соответствии со ст. 380 Гражданского Кодекса Украины жилым домом является здание капитального типа, сооруженное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания.

Ст. 381 Гражданского Кодекса Украины установлено, что усадьбой является земельный участок вместе с размещенными на нем жилым домом, хозяйственно-бытовыми зданиями, наземными и подземными коммуникациями, многолетними насаждениями.

На момент возникновения спорных отношений строительство на приусадебных земельных участках регулировалось пунктами 3.18*-3.26 ДБН (государственных строительных норм) 360-92** «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений», которые утверждены приказом Государственного комитета Украины по вопросам градостроения и архитектуры от 17 апреля 1992 г. Данные нормы были обязательны для органов государственного управления, местного и регионального самоуправления, предприятий и учреждений независимо от формы собственности и ведомственного подчинения, общественных объединений и граждан, которые осуществляют проектирование, строительство и благоустройство на территории городских и сельских поселений.

Так, <данные изъяты> район усадебной застройки может быть сформирован отдельными жилыми или блокированными домами с приусадебными (приквартирными) участками с хозяйственными постройками или без них. Застройка этих районов не должна превышать 4 этажей. Этажность застройки, предельные размеры жилых домов, площадь застройки, требования к хозяйственным постройкам, их составу, ограждению участков, благоустройству территории устанавливаются местными правилами застройки в зависимости от размера участков, условий инженерного оборудования, инсоляции домов и территорий, других нормативных требований региональных традиций. Предельная площадь земельных участков, которые предоставляются гражданам для жилищного строительства, устанавливаются соответствующими местными органами государственной исполнительной власти или местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, на момент возведения спорного жилого дома не была превышена максимально допустимая этажность объекта капитального строительства на земельном участке с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Более того, в случае превышения максимально допустимой этажности надлежащим способом защиты является не снос самовольной постройки, а ее приведение в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Поскольку спорное строение расположено на земельном участке, предоставленном истцом ответчику в собственность, введено в гражданский оборот на основании решения третейского суда, право собственности на него зарегистрировано в установленном законодательством Украины порядке, доводы об отсутствии разрешения на строительство спорного жилого дома также не состоятельны, данное обстоятельство не является безусловным основанием для сноса самовольной постройки.

С учетом изложенного, исковые требования Администрации г. Ялта о сносе самовольной постройки не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Определением суда от 23 августа 2021 г. принята мера по обеспечению иска в виде запрета ответчику совершать действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером №<номер>

В соответствии с ч. 1 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда (ч. 3 ст. 144 ГПК РФ).

В связи с отказом в удовлетворении иска принятая мера по его обеспечению подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Администрации г. Ялта Республики Крым к ФИО3 о сносе самовольного строения.

Отменить принятую определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 августа 2021 г. меру обеспечения иска в виде запрета ФИО3 совершать действия по отчуждению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Л.В. Корпачева