ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3569/2022 от 14.10.2022 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-3569/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2022 года г.Бийск, Алтайский край

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шелковниковой А.А.,

при секретаре Неверовой Е.А.,

при участии представителя истца КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» - ФИО1, ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» к ФИО2 ФИО8 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, стипендии, расходов на прохождение профессионального обучения,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, стипендии, расходов на прохождение профессионального обучения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО2 24 декабря 2020 года обратилась центр занятости населения КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» в целях поиска поиска подходящей работы. Ввиду отсутствия вариантов подходящей работы центром занятости населения принято решение о признании ответчика безработной и назначении ей пособия по безработице в соответствии с законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», с даты предоставления всех необходимых для признания безработным сведений и документов, то есть с 28.12.2020.

В связи с принятием ограничительных мер, связанных с угрозой распространением короновирусной инфекции, в центре занятости населения с 30.03.2020 был ограничен личный прием граждан и организован дистанционный режим работы в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Методическими рекомендациями по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия Временных правил, направленных Письмом Федеральной службы по труду и занятости -Т3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление о постановке на регистрационный учет было подано ответчиком 24.12.2020 посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в дистанционном режиме.

При подаче заявления через ИАС «Работа в России» о регистрации в целях поиска подходящей работы ответчик в заявлении от 24.12.2020 была ознакомлена с понятием «категория занятых граждан», указанной в ст.2 Закона о занятости населения. Кроме того, ответчик при подаче заявления подтвердила, что в случае предоставления недостоверных сведений, она будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.6 ст.31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц.

Перерегистрации ответчика проходили как в дистанционном режиме, так и в ходе личного посещения центра занятости населения.

Последняя перерегистрация, которую прошла ответчик в ходе личного посещения центра занятости населения, состоялась 16.06.2021. Следующая дата перерегистрации была назначена на 16.07.2021.

16.06.2021 между центром занятости населения, частным учреждением дополнительного профессионального образования «Стимул-Курс» и ответчиком был заключен договор на профессиональное обучение ответчика по программе «Пользователь программы «1C: Управление торговлей»+ «Офисные программы» на период с 18.06.2021 по 17.08.2021.

На основании акта об оказанных услугах № 20 от 17.08.2021 истец за счет средств краевого бюджета оплатил услуги образовательной организации в соответствии с условиями договора на профессиональное обучение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 000 руб.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик была снята с регистрационного учета в качестве безработной с 17.06.2021 в связи с прохождением профессионального обучения.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчику установлена выплата стипендии на период прохождения профессионального обучения с 18.06.2021 по 17.08.2021 в размере 5 750 руб. в месяц.

Согласно сведениям, имеющимся в Пенсионном фонде Российской Федерации, ответчик работала в феврале 2021 года.

Однако сведения о точном месте работы, виде данной работы и периоде трудоустройства в ответе отсутствуют.

Кроме того, на запрос от ДД.ММ.ГГГГ ПФР России предоставить сведения о трудовой деятельности ответчика отказался, сославшись на их конфиденциальность.

О факте своей занятости в феврале 2021 года ответчик не уведомила центр занятости населения. В связи с чем ответчику назначено и выплачено пособие по безработице по 17.06.2021, выплачена стипендия в период прохождения профессионального обучения с 18.06.2021 по 17.08.2021, а кроме того, оплачены услуги образовательного учреждения за профессиональное обучение ответчика с 18.06.2021 по 17.08.2021.

После получения с помощью информационно-аналитической системы из Пенсионного фонда РФ сведений о факте работы ответчика в феврале 2021 года 05.03.2022 специалистом центра занятости населения был составлен акт № 39 о незаконном получении пособия по безработице за период с 01.02.2021 по 17.06.2021 в сумме 41599,34 руб.

В связи с предоставлением АО «Азовский завод КПК» договора возмездного оказания услуг, заключенного 11.02.2021 с ФИО2, центром занятости населения был осуществлен перерасчет суммы незаконно полученного пособия по безработице за период с 11.02.2021 по 17.06.2021 в размере 36 617 руб.38коп.

Кроме того, 06.04.2022 составлены акты: акт №77 об установлении факта незаконно полученной стипендии за период с 18.06.2021 по 17.08.2021 в размере 11394 руб.89коп., акт №78 об установлении факта незаконно понесенных расходах на прохождение ответчиком профессионального обучения за период с 18.06.2021 по 17.08.2021 в размере 15 000 рублей.

В соответствии с п. 19 Временных правил в случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке.

Квитанции на оплату долга по выявленным фактам были направлены ответчику по адресу электронной почты, указанной в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы от 24.12.2020.

06.04.2020 ответчик была ознакомлена с актами об установлении факта незаконно полученных социальных выплат и расходов на профессиональное обучение, а, кроме того, ответчику были вручены квитанции на оплату задолженности и установлен срок возврата незаконно полученных денежных средств — до 23 апреля 2022 года.

В установленный срок денежные средства от ответчика не поступили.

06.05.2022 по фактам незаконно полученного ответчиком пособия по безработице, стипендии, незаконно понесенных расходах на профессиональное обучение ответчика в сумме 15000 руб. в отдел полиции «Восточный» МУ МВД России по г.Бийску направлено письменное обращение в целях проверки наличия в действиях ответчика признаков состава преступления.

На день подачи настоящего искового заявления сумма пособия по безработице, стипендии и расходов на профессиональное обучение ответчиком не возвращена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просит суд взыскать с ФИО2 в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» пособие по безработице за период с 11.02.2021 года по 17.06.2021 года в размере 36617,38 руб., стипендию за период с 18.06.2021 по 17.08.2021 в размере 11394, 89 руб. и расходы на прохождение профессионального обучения в период времени с 18.06.2021 по 17.08.2021 в размере 15 000 руб., судебные расходы в размере 227 руб. 40 коп

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ответчиком не представлены доказательства того, что ответчик была трудоустроена в феврале 2021 года либо выполняла какие-либо работы на основании трудового договора.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.12.2020 ФИО2 обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (л.д. 16).

29.12.2020 ФИО2 признана безработной и ей назначено пособие по безработице с 28.12.2020 по 27.07.2021, а именно в размере 75% средней заработной платы гражданина (23 471,12 руб.) 17 603, 35 руб., но не выше 13 949, 50 руб. с 28.12.2020 по 27.03.2021, в размере 60% средней заработной платы гражданина (23 471, 13 руб.) 14 082, 68 руб., но не выше 13 949, 50 руб. с 28.03.2021 по 27.06.2021 (л.д. 20).

16.06.2021 ФИО2 обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» с заявлением о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности (л.д. 21).

На основании заключения от 16.06.2021 КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» принято решение о предоставлении ФИО2 государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан – повышение квалификации по курсу «Пользователь программы «1С: Управление торговленй» + «Офисные программы» в ЧУ «Стимул-курс».

Государственная услуга ответчику предоставления на основании договора на дополнительное профессиональное образование гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам», Учебным центром «Стимул-Курс» и ФИО2 (л.д. 22-25).

Срок оказания услуги согласно договору от 16.06.2021 с 18.06.2021 по 17.08.2021. Цена услуги по обучению составила 15000 руб.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена стипендия в размере 5750 руб. с 16.06.2021 по 17.08.2021 (л.д. 30).

Приказами от 18.06.2021 и ответчик снята с регистрационного учета в связи с прохождением профессионального обучения, ей прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина (л.д. 28,29).

Обучение ответчик ФИО2 прошла в полном объеме, что подтверждается выпиской из приказа ЧУ «Стилмул-Курс» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

Как следует из акта об оказанных услугах от ДД.ММ.ГГГГ и платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства за обучение безработных граждан КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» перечислены ЧУ «Стимул-Курс» (л.д. 32).

Согласно справке от 13.07.2022 КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» размер выплаченного ответчику пособия по безработице за период с 28.12.2020 по 17.06.2021, а также стипендии с 18.06.2021 по 17.08.2021 составил 68743,67 руб. (л.д. 11).

При проверке посредством системы межэлектронного взаимодействия от 19.02.2022 из Пенсионного фонда Российской Федерации получена информация о том, что в феврале у ФИО2 имеются периоды трудовой деятельности, о которых она не сообщила истцу (л.д. 34).

ФИО2 извещалась уведомлениями от 06.04.2022 и 07.04.2022 о необходимости возврата незаконно полученного пособия по безработице, стипендии и возмещения расходов на прохождение профессионального обучения (л.д. 36). Квитанции на погашение долга выданы ответчику на руки.

До настоящего времени указанное требование ответчиком не исполнено.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, принимая во внимание доводы истца и возражения ответчика, суд приходит к следующему.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы". Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно пункту 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Обращаясь с иском о взыскании с ФИО2 незаконно полученного пособия по безработице, стипендии и оплаты за обучение, истец, ссылается в обоснование своих требований на то, что ответчик не сообщила о том, что она осуществляла трудовую деятельность в феврале 2021 года, в результате чего получила пособие по безработице обманным путем. Таким образом, КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» заявило о недобросовестности ФИО2

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу юридически значимым, относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление обстоятельства того, имела ли место со стороны ответчика недобросовестность в получении пособия по безработице, стипендии и оплаты за обучение.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании пособия по безработице презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ФИО2 при получении пособия по безработице возлагается на истца КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам».

Вместе с тем, из материалов дела следует, что таких доказательств истцом не представлено.

Согласно информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на ФИО2 за период с 24.12.2020 по 17.06.2021 имеются сведения о факте работы ответчика в декабре 2020 года в ООО «Благо-Бийск» и в феврале 2021 в АО «Азовский завод».

Как следует из сведений, предоставленных ООО «Благо-Бийск», ФИО2 была принята на работу в указанную организацию на должность инженер-химик в производственно-технологическую лабораторию с 17.08.2018, уволена по соглашению сторон 10.12.2020.

Таким образом, из ООО «Благо-Бийск» ответчик была уволена до обращения в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Также на запрос суда АО «Азовский завод КПА» представлен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО2, акт о выполненной работе по договору об оказании услуг от 17.02.2021, платежное поручение от 20.02.2021 о перечислении ФИО2 зарплаты по договору подряда в размере 5465, 38 руб. (л.д. 86-87).

Вместе с тем, представленный договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не подписан.

В копии акта выполненных работы по договору об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ имеется подпись ответчика ФИО2, однако судебном заседании ответчик пояснила, что это не нее подпись, никакие документы в АО «Азовский завод КПА» она не подписывала.

В материале проверки КУСП 7189 от 17.05.2022 по обращению КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам по факту незаконного получения пособия по безработице ФИО2 также имеются договор №57 возмездного оказания услуг от 11.02.2021, акт выполненных работ от 17.02.2021, которые ФИО2 не подписаны.

В ответе на запрос начальника отдела полиции «Восточный» директор ОП в г.Горно-Алтайск АО «Азовский завод КПА» от 28.06.2022 указал, что договор от ДД.ММ.ГГГГ и акт выполненных работ с подписью ФИО2 представить не представляется возможным в связи с их утерей в период пересылки документов.

При этом суд отмечает, что представленные в ОП «Восточный» и в суд акты выполненных работ от 17.02.2021, один из которых подписан ответчиком, визуально отличаются друг от друга в части расположения текста и мест для подписи исполнителя и заказчика.

Из пояснений ответчика ФИО2 в судебном заседании следует, что в феврале 2021 года бывший директор ООО «Благо-Бийск» попросил ответчика съездить в с. Майма на АО «Азовский завод КПА» для того, чтобы показать специалистам, которые там работают, как проводить химические анализы. 16.02.2021 ФИО2 и ее напарница по предыдущему месту работы ФИО3 проводили на заводе химические анализы. При этом никакие договоры с руководством завода они не заключали, на работу не устраивались, химические анализы проводили в рамках ознакомления сотрудников завода с указанными действиями. В табеле учета рабочего времени, представленного АО «Азовский завод КПА», указано, что ФИО2 отработала 4 смены, однако фактически она и ФИО3 приезжали на один день. Впоследствии на карту ФИО2 действительно поступили денежные средства в размере 5 465, 38 руб., однако в назначении платежа указано «прочие операции». Поскольку в этот же период ответчику приходило пособие по безработице также с указание «прочие поступления» и в те же даты, при этом сумма менялась, ответчик не обратила внимание, что поступление денежных средств может быть с АО «Азовский завод КПА». В июне 2022 года, через 1,5 года после поездки на завод, на электронную почту ФИО2 приходили письма от АО «Азовский завод КПА» с предложением подписать договор ГПХ и акт выполненных работ, ответчик отказалась, поскольку на заводе не работала. Ответчик полагает, что направление писем было связано с тем, что на завод поступали запросы из ОП «Восточное».

Пояснения ответчика ФИО2 подтверждаются представленными ею распечатками с ее электронной почты, а также распечатками с сервиса «Сбербанк Онлайн» о зачисленных на ее счет денежных средствах.

Постановлением УУП ОУУП и ПДН ОП «Восточный» МУ МВД России «Бийское» в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в действиях ФИО2 состава преступления.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что относимые и допустимые доказательства заключения ФИО2 с АО «Азовский завод КПА» трудового договора или гражданско-правового договора, отсутствуют, в представленных АО «Азовский завод КПА» в отдел полиции и в суд документах имеются противоречия, суд полагает, что достаточных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о выполнении ответчиком в интересах АО «Азовский завод КПА» оплачиваемой работы, позволяющей отнести ответчика к категории занятых граждан, не представлено.

Таким образом, суд полагает, что факт несообщение истцом в ходе перерегистрации в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам», сведений о том, что она осуществляла консультацию сотрудников АО «Азовский завод КПА» в феврале 2021 года, не свидетельствует об ее умысле на предоставление заведомо недостоверных сведений, учитывая, что каких-либо оснований считать себя занятой у ответчика не имелось. Доказательств, свидетельствующих о недобросовестности действий ФИО2, в материалах дела не имеется.

Кроме того, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных не определены порядок действий получателя пособия по безработице, форма, вид и способ уведомления органа службы занятости об осуществлении им трудовой деятельности.

Также суд отмечает, что пунктом 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 на центры занятости населения была возложена обязанность ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направлять запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности и на основании полученной информации осуществлять перерегистрацию граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения, в том числе и при проверке его заявления при признании его безработным и назначении ему пособия.

Обращаясь с иском в суд о взыскании с ФИО2 незаконно полученного пособия по безработице представитель истца ссылался в обоснование своих требований на то, что в ходе перерегистрации ответчик не указал о факте трудовой деятельности, в результате чего получила пособие по безработице обманным путем.

Вместе с тем, из представленных материалов дела видно, что в период выплаты пособия по безработице, стипендии КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» и до февраля 2022 года (л.д. 34) проверка представленных ответчиком сведений, в том числе, касающихся ее трудовой деятельности, органом занятости населения произведена не была, в связи с чем оснований полагать, что ответчик действовала недобросовестно с целью получения пособия по безработице обманным путем, не имеется.

Доказательств обратному истцом не представлено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» о взыскании с ФИО2 пособия по безработице за период с 11.02.2021 по 17.06.2021 в размере 36617,38 руб., стипендии за период с 18.06.2021 по 17.08.2021 в размере 11394, 89 руб. и расходов на прохождение профессионального обучения в период времени с 18.06.2021 по 17.08.2021 в размере 15 000 руб., судебные расходы в размере 227 руб. 40 коп. отсутствуют.

Соответственно, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» (ИНН <***>) к ФИО2 ФИО9 (СНИЛС ) о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, стипендии, расходов на прохождение профессионального обучения оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.А.Шелковникова