УИД №
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-3599/2020
г. Наро-Фоминск 24.12.2020
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Кутиченко ФИО12 при секретаре Грибановой ФИО13 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО14 к Наро-Фоминскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка, возложении обязанности назначить пособие на ребенка
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 ФИО15 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам, просит признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО2 ФИО16 в предоставлении государственной услуги по назначении пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <адрес>. Восстановить в правах ФИО1 на момент принятия заявления ДД.ММ.ГГГГ Наро-Фоминским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о назначении пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области.
Свои требования истец основывает на том, что она проживает одна с тремя несовершеннолетними детьми. Младший родился ДД.ММ.ГГГГ. Трудовая деятельность от ИП ФИО11 (фотостудия) была прекращена еще ДД.ММ.ГГГГ Иного дохода нет, кроме ежемесячного пособия по уходу за ребенком до <данные изъяты> лет и алименты от бывшего супруга на двух старших детей. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в Наро-Фоминское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской на оказание социальной поддержке пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения. ( за ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> руб. в месяц - постановление Правительства Московской области от 23.06.2020 №350\18). Согласно Постановлению Правительства Московской области от 14.08.2012 №989\30 (ред. От 28.07.2017) «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области» к заявлению приложен исчерпывающий пакет документов для предоставления пособия. ДД.ММ.ГГГГ Министерство социального развития Московской области Наро-Фоминское управление социальной защиты населения выдало решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка. Основанием для отказа стало: отсутствие налоговой декларации за ДД.ММ.ГГГГ, что не может быть предоставлен такой документ на дату ДД.ММ.ГГГГ; отсутствие подтвержденных сведений об алиментах от ФИО6 за период с сентября ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Декларация о деятельности ИП за ДД.ММ.ГГГГ и справка об отсутствии движения по расчетному счету ИП с Банка были предоставлены. А так же к документам был приложен Журнал учета доходов и расходов ИП. Данный перечень документов является исчерпывающим для подтверждения, что ИП свою деятельность не ведет и доходов не имеет. Требовать документ (декларацию за ДД.ММ.ГГГГ.), который можно получить только в ДД.ММ.ГГГГ Управление не имеет права. Соглашение об алиментах с ФИО6 было оформлено с ДД.ММ.ГГГГ Расписки на получении алиментов от ФИО6 были предоставлены за все <данные изъяты> месяцев. Трактовка закона Наро-Фоминским управлением социальной защиты населения о том, что с момента Соглашения об уплате алиментов должно пройти год, прежде чем подавать документы на пособия является своевольной и ничем не обоснованной. Так как пп. «м» п.18 Порядка предусматривает отказ в случае не предоставления документов. Документы об оплате алиментов были предоставлены за все <данные изъяты> месяцев.
Истец в судебном заседании поддержала доводы изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что ее бывший супруг выплачивает алименты на двоих несовершеннолетних детей. Денежные средства передаются наличными, после чего составляется расписка о получении денежных средств. Между ней и бывшим супругом была устная договоренность о содержании двоих общих детей.
Представитель ответчиков в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила отзыв, из которого следует, что Министерство социального развития Московской области не согласно с заявленными требованиями по следующим основаниям. Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрена выплата пособия на ребенка. Согласно статьи 16 Закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Московской области от 12.01.2006 №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания учения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области. В соответствии с п. 12.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30 (действующего на дату обращения за назначением пособий), пособие назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за пособием по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения в котором подано заявление о назначении пособия со всеми необходимыми документами. Пособие назначается (возобновляется), продлевается на двенадцать месяцев (установленный период выплаты) начиная с месяца подачи заявления о назначении (возобновлении), продлении выплаты пособия со всеми необходимыми документами. Кроме того, согласно пп. «г» п. 13 раздела 2 Порядка, для назначения (возобновления) пособия необходимы документы, подтверждающие сведения о доходах семьи (всех членов семьи) каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения. Пунктом 94.1. раздела 4 Порядка установлено, что при наличии нескольких источников дохода по одному из видов доходов, указанных в пунктах 92-94 настоящего Порядка, предоставляются документы, подтверждающие сведения о доходах, полученных из всех имеющихся источников доходов. В соответствии с пп. «л», «м» п. 18 Порядка решение об отказе в назначении (возобновлении) пособия принимается в случае представления неполных сведений о доходах, непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя за один из двенадцати календарных месяцев. Представлением неполных сведений о доходах является непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах, полученных из всех имеющихся источников доходов, хотя бы по одному из видов доходов, имеющихся у заявителя. Частью 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 Кодекса. Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем (ст. 99 СК РФ). Согласно ч. 1 ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации (несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность). ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась за предоставлением государственной услуги по назначению пособия на ребенка посредствам подачи заявления в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг, предоставив пакет документов. Однако, истцом сведения о доходах семьи, за <данные изъяты> календарных месяца предшествующих месяцу обращения (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), не были представлены в полном объеме. Не представлены сведения об уплате алиментов за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием полных сведений о доходах за <данные изъяты> календарных месяца предшествующих месяцу обращения в назначении и выплате пособия на ребенка было отказано.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержке семье и детям в Московской области регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», который распространяет свое действие на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 6,8,9 и 20.9.
ДД.ММ.ГГГГ у истца ФИО2 ФИО17 родился сын – ФИО2 ФИО18.
ФИО2 ФИО19 является матерью троих детей, является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована, вместе с детьми по адресу: <адрес>, разведена, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, согласно соглашения об уплате алиментов на содержание детей, получает алименты на несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, является индивидуальным предпринимателем.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 ФИО20 обратилась с заявлением в Наро-Фоминское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области «О предоставлении государственной услуги «Назначение пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения». К заявлению были приложены: справка о доходах б/н, справка о доходах №, копия паспорта, копия соглашения об уплате алиментов, копия выписки из домовой книги, копия свидетельств о рождении детей, копия свидетельства о расторжении брака, копии расписок о получении алиментов на детей.
Решением Министерства социального развития Московской области Наро-Фоминским управлением социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 ФИО21 в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка было отказано. Обстоятельствами, послужившими основанием для отказа являются: пп. «м» п. 18 (не предоставление документов подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев) (Отсутствуют подтверждающие сведения об алиментах от ФИО6 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствует налоговая декларация за ДД.ММ.ГГГГ год)
Так, меры социальной поддержки, а именно ежемесячное пособие на ребенка предусмотрены Законом Московской области № 1/2006-ОЗ от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семьи и детей В Московской области»
На основании ч. 1 ст. 7 вышеуказанного Закона Московской области право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Размер назначаемого пособия на ребенка указан в ч. 3 ст. 7 данного Закона Московской области.
В силу ч. 5 ст. 7 вышеуказанного Закона Московской области, право на пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.
Согласно «Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области», утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2012 года № 989/30, исчисление величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение единовременного пособия и ежемесячного пособия на ребенка, производится на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи (пункты 94-97, 103 вышеуказанного Порядка).
Согласно пункту 88 вышеуказанного Порядка в составе семьи для назначения пособия учитываются: состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети; одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
Вышеуказанным Порядком для исчисления величины среднедушевого дохода семьи определен перечень видов доходов семьи (пункты 92-94 вышеуказанного Порядка).
На основании пункта 95 доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения пособия на ребенка определяется как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении соответствующего социального пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении соответствующего социального пособия.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 94 вышеуказанного Порядка, к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, также относятся алименты на содержание ребенка, выплачиваемые родителю, с которым фактически проживает ребенок ( дети ).
Истцом ФИО2 ФИО22 при обращении к ответчику предоставлено нотариальное соглашение об уплате алиментов от ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, приложены расписки, которые подтверждают получение алиментов на несовершеннолетних детей ФИО7, ФИО8 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ, родители обязаны содержать своих детей, а в случае не предоставления такой помощи одним из родителей, взыскивать с них алименты в судебном порядке. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, а так же не опровергается сторонами, что между ФИО2 ФИО23 и ФИО6 спора об уплате алиментов не было. ФИО6 алименты на содержание детей ФИО9, ФИО10 выплачивались в добровольном порядке, что подтверждается соответствующими расписками.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что истцом предоставлены расписки о получении алиментов на содержание детей ФИО9, ФИО10, в данной части решение Министерства социального развития Московской области Наро-Фоминского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№ нельзя признать законным и обоснованным.
Кроме того, в соответствии со ст. 229 Налогового Кодекса Российской Федерации Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. Соответственно, налоговая декларация за ДД.ММ.ГГГГ год может быть предоставлена только в ДД.ММ.ГГГГ году. Иные документы, подтверждающие доход о деятельности ИП ФИО2 ФИО24 были предоставлены ответчику. В связи с чем, суд приходит к выводу, что решение Министерства социального развития Московской области Наро-Фоминского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении Государственной услуги по назначению пособия на ребенка, в части отсутствия налоговой декларации за ДД.ММ.ГГГГ год, является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление ФИО2 ФИО25 к Наро-Фоминскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка, возложении обязанности назначить пособие на ребенка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении ФИО2 ФИО26 государственной услуги по назначению пособия на ребенка.
Министерство социального развития Московской области обязано назначить ФИО2 ФИО27 пособие на ребенка, в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения на ребенка ФИО2 ФИО29ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 7 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ФИО31 Кутиченко
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ