ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-35/19 от 11.01.2019 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

№ 2 – 35/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.01.2019 г. г. Дальнереченск

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Чупровой Е.О., при секретаре Веремчук Е.Н., с участием представителя ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО1, представителя третьего лица ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Дальнереченского городского округа к КГУП «Примтеплоэнерго, ООО «Зодчий Прим», ООО «Некстэнерго», ФИО3 (правопреемник ООО «Гидроспецстрой»), ФИО4, третьему лицу отделу судебных приставов по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю об освобождении имущества от ареста и об исключении из акта описи арестованного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском об освобождении имущества от ареста и исключении из акта о наложении ареста имущества (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ составленного судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО5 на основании сводного исполнительного производства <данные изъяты> В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем ФИО5 на основании сводного исполнительного производства о взыскании с администрации Дальнереченского городского округа задолженности <данные изъяты> в пользу КГУП «Примтеплоэнерго», ООО «ЗОДЧИЙ ПРИМ», ООО «НЭКСТЭНЕРГО», ФИО3 и ФИО4. был наложен арест на имущество <данные изъяты> Администрация Дальнереченского городского округа до наложения ареста на вышеуказанное имущество, планировала <данные изъяты> В связи с чем, при подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план Дальнереченского городского округа», были внесены изменения, в части определения указанным земельным участкам территориальной зоны рекреационного назначения - Зона зеленых насаждений общего пользования (Р2), зона парков, скверов, бульваров. Для строительства детского парка администрацией Дальнереченского городского округа был составлен локальный ресурсный сметный расчет, который направлялся в департамент градостроительства Приморского края. Строительство детского парка в г. Дальнереченске является важным социально - значимым объектом. В настоящее время в силу социально экономических трудностей общества социально культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой духовно нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства. Одной из актуальных проблем в сфере образования, культуры и спорта является организация досуга населения. Для населения города Дальнереченска необходима организация доступной среды, культурной, спортивной, которая играет большую социальную роль. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно - трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Грамотное использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры общества, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Не менее значимым фактом является то что, строительство детского парка позволило бы создать дополнительные рабочие места, а так же развитие малого и среднего бизнеса. Поскольку судебный пристав-исполнитель наложила арест на имущество нежилое здание (казарма), находящееся по <адрес> муниципальное образование Дальнереченского городского округа, администрация Дальнереченского городского округа не могут реализовать планы по строительству детского парка, так как данное имущество (казарма) находится на земельном участке, на котором планировалось размещение детского парка. В связи с чем, данным постановлением судебного пристава исполнителя и акта о наложении ареста имущества (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права собственника имущества муниципального образования Дальнереченского городского округа.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представленное ходатайство об отложении рассмотрения дела оставлено судом без удовлетворения, в представленном ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представления администрации, указал, что на исковых требованиях настаивает в полном объеме, мотивируя тем, что описанное имущество в акте о наложении ареста (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание <данные изъяты> является собственностью муниципального образования Дальнереченского городского округа, но не администрации Дальнереченского городского округа. На основании изложенного у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований, в целях исполнения администрацией Дальнереченского городского округа содержащихся в исполнительных документах требований, включать в акт о наложении ареста (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное имущество. Администрация Дальнереченского городского округа еще до наложения ареста на имущество планировала строительство детского парка на указанных земельных участках. Данное обстоятельство подтверждается тем, что при подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план Дальнереченского городского округа», были внесены изменения, в части определения указанным земельным участкам территориальной зоны рекреационного назначения - Зона земельных насаждений общего пользования (Р2), зона парков, скверов, бульваров. Процедура внесения изменений в генеральный план Дальнереченского городского округа началась до ДД.ММ.ГГГГ. В Стратегии социально-экономического развития Дальнереченского городского округа Приморского края на период до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указано, что детский парк планируется построить в ДД.ММ.ГГГГ в рамках привлечения инвесторов. Администрация ДГО с ДД.ММ.ГГГГ не могла и по настоящее время не может начать процедуру подготовки необходимых документов (инвестиционный паспорт) для привлечения инвесторов для строительства детского парка на земельном участке <данные изъяты> Строительство детского парка является социально - значимым объектом, в виду того, что на территории Дальнереченского городского округа отсутствуют детские парки и не у всех родителей имеется возможность возить своих детей в детские парки в другие города. На территории Дальнереченского городского округа отсутствуют земельные участки для строительства детского парка доступные для жителей и гостей города в связи с чем, администрация Дальнереченского городского округа направила обращение в УФССП по Приморскому краю с целью решения вопроса о возможности произвести замену с имущества муниципального образования Дальнереченского городского округа, на которое наложен арест - <данные изъяты> однако до настоящего времени ответ на данное обращение в администрацию Дальнереченского городского округа не поступил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» по доверенности ФИО1 в судебном заседании с иском не согласна по доводам, изложенным в представленном отзыве, в котором указала, что КГУП «Примтеплоэнерго» является взыскателем по исполнительным документам о взыскании задолженности с Дальнереченского городского округа за счет казны Дальнереченского городского округа, находящимся на исполнении в Отделе судебных приставов по Дальнереченскому городскому округу и муниципальному району. Исполнительные документы, в отношении Администрации Дальнереченского городского округа, выданные на основании судебных актов о взыскании задолженности за счет казны Дальнереченского городского округа, начиная с ДД.ММ.ГГГГ предъявлялись на исполнение в финансовое управление администрации Дальнереченского городского округа. В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Согласно пункту 6 этой же статьи исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Ввиду отсутствия более трех месяцев на лицевых счетах должника денежных средств для погашения задолженности требования исполнительных документов исполнены не были. В соответствии с абзацем 5 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока. Учитывая вышеуказанные нормы права, а также отсутствие более трех месяцев на лицевых счетах должника денежных средств, исполнительные листы в отношении администрации Дальнереченского городского округа были направлены в отдел судебных приставов по Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю для принятия иных мер принудительного исполнения судебных актов. В свою очередь судебным приставом-исполнителем в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принято решение о возбуждении исполнительного производства (с последующим объединением их в сводное исполнительное производство), что соответствует требованиям методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ, утвержденных приказом ФССП РФ от 15.05.2009 № 195. Действия КГУП «Примтеплоэнерго» в части порядка предъявления, а также ОСП по Дальнереченскому ГО и МР в части порядка исполнения судебных актов не противоречат требованиям статьи 239 Бюджетного кодекса РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность администрации Дальнереченского городского округа по исполнительным листам, предъявленным КГУП «Примтеплоэнерго» составляла <данные изъяты>. Постановление о наложении ареста на имущества должника было оспорено в судах первой и второй инстанциях. Определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда ДД.ММ.ГГГГ решение Дальнереченского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации Дальнереченского городского округа - без удовлетворения. В определении судебная коллегия отмечено, что довод жалобы о том, что судом при вынесении решения не принято во внимание, что до наложения ареста на имущество должника администрацией составлена сметная документация на строительство детского парка в городе Дальнереченске, которая направлена в департамент градостроительства Приморского края, на законность вынесенного решения не влияет. Администрация Дальнереченского городского округа неоднократно получала как письменные, так и устные уведомления о проведении действий исполнительского характера, в том числе о проведении осмотра и наложении ареста на принадлежащее должнику имущество. Получение должником постановления о возбуждении исполнительного производства и длительное неисполнение требований исполнительного документа логически предполагает дальнейшее проведение комплекса мер по обращению взыскания на имущество должника. В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из главных признаков муниципального образования является наличие муниципальной собственности и местного бюджета. Статья 215 ГК РФ закрепляет за муниципальным образованием имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Муниципальное образование имеет обособленное имущество, которое является гарантией имущественной ответственности. В то же время, пункт 2 статьи 125 ГК РФ допускает такую ответственность, механизм которой отражен в главе 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления своими действиями приобретают и осуществляют права и обязанности от имени муниципального образования. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений возлагает бремя ответственности за все происходящее на органы местного самоуправления. Считает ссылку заявителя о том, что арестованное имущество является собственностью муниципального образования Дальнереченского городского округа, а не администрации Дальнереченского городского округа не состоятельной, поскольку само муниципальное образование не является юридическим лицом, а действует только через органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. В данном случае этим органом местного самоуправления является администрация Дальнереченского городского округа. Считает, что процедура наложения ареста на имущества должника совершена в полном соответствии с действующим законодательством, является законной и обоснованной, а заявление об освобождении имущества от ареста и об исключении из акта описи арестованного имущества не подлежащим удовлетворению. В связи с чем, просит в заявленных требованиях администрации Дальнереченского городского округа отказать.

Ответчики ФИО3 (правопреемник ООО «Гидроспецстрой»), ФИО4, представители ответчиков ООО «Зодчий Прим», ООО «Некстэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, возражения на иск не представили. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков ФИО3, ФИО4, представителей ответчиков ООО «Зодчий Прим», ООО «Некстэнерго».

Представитель третьего лица ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по доверенности ФИО2 в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснила, что администрация Дальнереченского городского округа является должником по сводному исполнительному производству и присоединённым к нему исполнительным производствам, долги не погашает, единственная возможность взыскания денежных средств – это взыскание за счет имущества должника. ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Дальнереченском районном суд с требованием об оспаривании акта ареста имущества, решением суда в иске отказано, решение оставлено в силе. ОСП не имеет возможности оценить арестованное имущество и проводить в отношении арестованного имущества действия по его реализации, так как истец постоянно обжалует действия ОСП в отношении арестованного имущества. Считает, что обращение истца в УФССП по Приморскому краю по вопросу оказания содействия по решению вопроса о замене спорного имущества является способом затягивания рассмотрения дела и препятствует принятию мер в отношении спорного имущества, так как Управление направит данное обращение в ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району, то есть обращение поступит к ним для рассмотрения. Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен срок 10 дней, в течение которого истец имел возможность обратиться к приставу – исполнителю с заявлением об исключении имущества из описи арестованного имущества. Считает, что нет оснований исключать из акта ареста <данные изъяты> так как это нецелесообразно и противоречит закону.

Заслушав представителя ответчика КГУП «Примтеплоэнерго», представителя третьего лица ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.

Мерами принудительного исполнения, в том числе, является наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта.

Согласно п. 1, п. 3 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест на имущество должника применяется, в том числе, для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации.

В судебном заседании установлено и следует из исследованных материалов дела, что нежилое здание <данные изъяты> является собственностью муниципального образования Дальнереченский городской округ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>

Администрация Дальнереченского городского округа Приморского края является должником по исполнительным производствам, объединенным в исполнительное производство сводное по должнику, сводному исполнительному производству присвоен что подтверждается постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об объединении исполнительных производств сводное по должнику и постановлениями судебных приставов – исполнителей ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО5 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о присоединении производства к сводному исполнительному производству (л.д. 159-180), остаток задолженности <данные изъяты>

Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в рамках сводного исполнительного производства наложен арест на имущество, принадлежащее должнику администрации Дальнереченского городского округа (л.д. 198-199), в том числе, на нежилое здание <данные изъяты> о чем указано в п. 1 акта о наложении ареста от ДД.ММ.ГГГГ, составленного судебным приставом – исполнителем ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО5 (л.д. 200-202).

Уведомление о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) права на объект недвижимости: нежилое здание <данные изъяты>

В соответствии со статьей 119 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем здания <данные изъяты> является муниципальное образование Дальнереченский городской округ (л.д. 45).

Оценивая доводы истца о том, что муниципальное образование Дальнереченский городской округ, а не администрация Дальнереченского городского округа является собственником арестованного имущества, суд находит их несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 215 ГКР Ф).

Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований».

В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и предпринимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальное образование- городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Устава Дальнереченского городского округа, принятого решением муниципального комитета муниципального образования города Дальнереченска от 24.06.2005 № 101 в структуру органов местного самоуправления Дальнереченского городского округа составляют, в том числе администрации Дальнереченского городского округа – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Согласно ст. 39 Устава Дальнереченского городского округа Администрация Дальнереченского городского округа (далее - администрация города) - исполнительно-распорядительный орган Дальнереченского городского округа, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Дальнереченского городского округа федеральными законами и законами Приморского края. Администрация города обладает правами юридического лица. Администрацией города руководит глава администрации Дальнереченского городского округа.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 42 Устава Дальнереченского городского округа к компетенции администрации города Дальнереченска относится, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой города.

Таким образом, администрация Дальнереченского городского округа является юридическим лицом, от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом на правах собственника.

При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация Дальнереченского городского округа является должником в рамках возбужденного исполнительного производства, ей принадлежит на праве собственности спорное арестованное имущество, нарушений при аресте имущества судебным приставом-исполнителем не допущено, что подтверждено вступившим в законную силу решением Дальнереченского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по настоящее время не погашена, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований об освобождении имущества от ареста и исключении из акта о наложении ареста.

Доводы истца о том, что до наложения ареста на имущество администрация Дальнереченского городского округа планировала размещение там детского парка, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку судебные решения до настоящего времени должником не исполнены, чем нарушаются права взыскателей.

Доводы истца об обращении ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по вопросу оказания содействия по решению вопроса о замене арестованного имущества на иное, суд находит несостоятельными, поскольку также не являются основанием для удовлетворения иска.

При таких обстоятельствах, истец не доказал наличие предусмотренных законом оснований, при которых спорное имущество подлежало бы освобождению от ареста. Освобождение от ареста имущества должника до исполнения им обязательств по требованиям взыскателей нарушит баланс интересов взыскателей и принцип исполнимости судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации Дальнереченского городского округа к КГУП «Примтеплоэнерго», ООО «Зодчий Прим», ООО «Некстэнерго», ФИО3 (правопреемник ООО «Гидроспецстрой»), ФИО4, третьему лицу отделу судебных приставов по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю об освобождении от ареста и исключении из акта о наложении ареста имущества (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО5 на основании сводного исполнительного производства нежилого здания <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд Приморского края в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Е.О. Чупрова