ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-35/19 от 11.02.2019 Большеуковского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М. при секретаре Кользиной А.Г., с участием помощника прокурора Большеуковского района Омской области Бирюкова К.А., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ООО «Теплосервис» ФИО2 рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Большие Уки Омской области 11 февраля 2019 года гражданское дело № 2-35/2019 по иску прокурора Большеуковского района Омской области в интересах Российской Федерации, Большеуковского муниципального района Омской области и неопределенного круга лиц о возложении обязанности оформить право муниципальной собственности на недвижимое имущество

у с т а н о в и л:

Прокурор района обратился в суд с указанным иском. Обосновывая заявленные требования, ссылается на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о собственности, о жилищно-коммунальном хозяйстве было установлено, что на территории Большеуковского муниципального района Омской области имеются объекты недвижимого имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения муниципального района, право собственности на которые в установленном порядке не зарегистрировано, то есть бесхозяйные – водопроводная сеть диаметром 110 мм протяженностью 300 м, расположенная по <адрес>; водопроводная сеть диаметром 50 мм протяженностью 730 м, расположенная на <адрес>. Между тем, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные п.п. 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, ответчиком не осуществляются. До настоящего времени указанный выше объект недвижимости, включенный в схему водоснабжения муниципального района и эксплуатируемый в целях водоснабжения населения, на учет в качестве бесхозяйного не поставлен, право муниципальной собственности на него не оформлено. Таким бездействием ответчика нарушены интересы Российской Федерации в области надлежащего порядка оформления имущественных прав на недвижимость, интересы Большеуковского муниципального района по надлежащему распоряжению муниципальной собственностью, а также интересы неопределенного круга лиц на оказание им услуг водоснабжения должного качества. На основании изложенного просил обязать ответчика в срок до 01.09.2020 принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества – водопроводную сеть диаметром 110 мм протяженностью 300 м, расположенную по <адрес>; водопроводную сеть диаметром 50 мм протяженностью 730 м, расположенную на <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Омской области Бирюков К.А. исковые требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнил, что по мнению истца бесхозяйность указанных в иске объектов водоснабжения влечет отсутствие надлежащего содержания указанного имущества, что в конечном итоге способно привести к отсутствию надлежащей организации водоснабжения населения, интересы которого затрагиваются бездействием ответчика.

Представитель ответчика – Администрации Большеуковского муниципального района Омской области ФИО1 с иском прокурора не согласилась, полагала, что Администрация Большеуковского муниципального района Омской области является ненадлежащим ответчиком, каким должно быть публично-правовое образование «Большеуковский муниципальный район», в собственности которого должно находиться имущество, необходимое для организации водоснабжения населения. Кроме того, по мнению ответчика, истец не привел достаточных мотивов, в силу которых неоформление права муниципальной собственности на водопроводные сети затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Дополнила, что какое-либо соглашение о передаче такого вопроса местного значения как организация водоснабжения населения сельским поселениям района на 2019 год не заключалось. Просила в иске прокурора отказать.

Представитель третьего лица ООО «Теплосервис» ФИО3 в судебном заседании с иском прокурора согласилась, просила его удовлетворить, пояснила, что указанные в иске водопроводные сети фактически эксплуатируются ООО «Теплосервис» для водоснабжения населения.

Представитель третьего лица - Администрации Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о его времени и месте был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещал.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица - Администрации Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

В части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, а в части 1 статьи 2 того же Федерального закона под вопросами местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, под органами местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании п. 4, ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с п.п. 1 и 5 ч. 1 ст. 50 того же Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

На основании п.п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Исходя из ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных положений законодательства следует, что органы местного самоуправления не только вправе, но и обязаны принимать предусмотренные законом меры по решению вопросов местного значения. В частности, на органы местного самоуправления муниципальных районов законом в целях решения вопросов местного значения возложена обязанность по выявлению, постановке на учет и оформлению права муниципальной собственности бесхозяйных объектов недвижимого имущества, предназначенных для оказания услуг по водоснабжению населения.

В судебном заседании установлено, что на территории Большеуковского муниципального района Омской области имеются объекты недвижимого имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения муниципального района, право собственности на которые в установленном порядке не зарегистрировано, то есть бесхозяйные – водопроводную сеть диаметром 110 мм протяженностью 300 м, расположенную по <адрес>; водопроводную сеть диаметром 50 мм протяженностью 730 м, расположенную на <адрес>.

Указанные доводы иска представителем ответчика в судебном заседании не оспорены и подтверждаются представлением, внесенным прокурором района в адрес Администрации Большеуковского муниципального района 20.04.2018, ответом по результатам его рассмотрения от 18.05.2018, ответом на требование прокурора, представленным Администрацией 05.04.2018, Договором аренды муниципального имущества № 17 от 07.11.2018, письменным объяснением главного специалиста Комитета по экономике и имущественным отношениям Администрации Большеуковского муниципального района ФИО4, уведомлениями из ЕГРН (л.д. 6-18).

Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим способом защиты гражданских прав является иск о понуждении ответчика принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на указанный выше объект недвижимого имущества, в связи с чем, заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 36 Устава Большеуковского муниципального района Омской области Администрация Большеуковского муниципального района от имени Большеуковского муниципального района владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в собственности Большеуковского муниципального района.

Таким образом, вопреки доводам ответчика не публично-правое образование, а юридическое лицо - Администрация Большеуковского муниципального района, выступающая от имени муниципального образования и обязанная совершать действия, необходимые для решения вопросов местного значения, является надлежащим ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что водопроводные сети по <адрес> не имеют собственника.

Между тем, в силу ст. 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

По мнению суда, отсутствие собственника способно повлечь ненадлежащее содержание имущества, необходимого для организации водоснабжения населения, и, как следствие нерешение вопроса местного значения, отнесенного к компетенции ответчика.

Кроме того, бездействием ответчика затронуты интересы Большеуковского муниципального района, поскольку таковым муниципальное образование лишается возможности приобрести право собственности на то имущество, которое в силу закона необходимо для решения вопроса местного значения.

Поэтому, вопреки доводам ответчика, прокурор в данном случае вправе обратиться с иском в интересах неопределенного круга лиц с требованием о понуждении ответчика принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения.

Руководствуясь статьей 206 ГПК РФ, суд, возлагая на ответчика обязанность совершить действия по устранению нарушений законодательства о собственности, принимая во внимание объем предполагаемых действий и затрат, необходимых для исполнения решения, полагает, что предложенный прокурором срок до 01.09.2020 достаточен для исполнения решения суда.

Доказательств невозможности выполнить решение в установленный срок по причинам, от административного ответчика не зависящим, суду не представлено, что не лишает заинтересованные лица ставить перед судом вопрос об отсрочке (рассрочке) на стадии исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Большеуковского района Омской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Большеуковского муниципального района Омской области в срок до 01.09.2020 принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества – водопроводную сеть диаметром 110 мм протяженностью 300 м, расположенную по <адрес>; водопроводную сеть диаметром 50 мм протяженностью 730 м, расположенную на <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2019 года.

Судья: И.М. Шуплецов