Дело № 2-35/20
22RS0011-02-2019-002321-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Алонцевой О.А.,
при секретаре Ген О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова», Администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом» (далее ООО УК «Наш Дом») о защите прав потребителя. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: .... Управляющей компанией данного многоквартирного жилого дома является ООО УК «Наш Дом». Канализационные трубы, трубы горячего и холодного водоснабжения в подвале многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, с момента ввода дома в эксплуатацию, не менялись ни разу. В соответствии с приложением №2 к ВСН 58-88 срок эксплуатации чугунных труб составляет не более 30 лет. В настоящее время срок службы канализационных труб, труб горячего и холодного водоснабжения в подвале дома превышает установленный тридцатилетний срок, сами трубы изношены, на них имеются трещины, следовательно, требуется замена канализационных труб, труб горячего и холодного водоснабжения. Ссылаясь на ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), п.5,6 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» просила обязать ответчика ООО «УК «Наш Дом» произвести замену канализационных труб, труб горячего и холодного водоснабжения в подвале многоквартирного жилого ... в ... в связи с истечением срока их эксплуатации и значительным физическим износом.
В последующем истец уточнила исковые требования, указав в качестве ответчика - ООО «УК «Светлова», в связи с изменением наименования ООО УК «Наш Дом» на ООО «УК «Светлова».
В последующем истец вновь уточнила исковые требования, просила обязать ответчика ООО «УК «Светлова» включить работы по ремонту канализационных труб, труб горячего и холодного водоснабжения в подвале ..., в план по капитальному ремонту дома.
Протокольным определением от 17.10.2019 судом отказано в принятии уточненного искового заявления, поскольку истцом изменены и основание и предмет иска.
В качестве соответчиков по делу судом 17.10.2019 привлечены Администрация города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовала, извещена надлежаще.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований к надлежащему ответчику.
Представитель ответчика - ООО «УК «Светлова» - ФИО3 в судебном заседании иск не признала, указав, что ООО «УК «Светлова» по настоящему спора является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика - Администрации г. Рубцовска - ФИО4 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель ответчика - НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация г. Рубцовска.
Суд, с учетом мнения сторон, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, допросив эксперта, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на ... края (л.д. 13-15).
Как следует из материалов дела многоквартирный жилой ... в ... края построен в 1968 году (л.д. 77). Сведений о проведении капитального ремонта в данном доме с момента его постройки материалы дела не содержат.
Согласно статье 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 №10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части).
Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем (Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 № 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Согласно пункту 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (п. 3 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что приватизация первой квартиры в данном доме состоялась 08.05.1992 (л.д.78).
Согласно ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.Уставом муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, принятым Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 18.08.2011 № 633 установлены полномочия Администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, по содержанию муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий в соответствии с жилищным законодательством (п.6. ст.6, п. 10 ч.1 ст.56, п. 12 ст. 57 Устава).
Доказательств тому, что до начала первой приватизации жилых помещений дома элементы дома (инженерные системы подвала) с учетом срока их эксплуатации и технического состояния, не нуждались в капитальном ремонте либо обязанность по проведению капитального ремонта была полностью или в части исполнена, ответчиками в судебное заседание не представлено.
В соответствии с требованиями ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации для определения нуждаемости общего имущества жилого дома истца по состоянию на момент первой приватизации жилья в данном доме (май 1992 года) в капитальном ремонте в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату и установления объема работ и их стоимости, исходя из предельной стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной Законом Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» и Постановлением Правительства Алтайского края от 24.05.2018 № 177 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия» судом было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.
Согласно заключению эксперта от 23.09.2019 № 04/09-19, дополнительному заключению эксперта от 27.01.2020 № 01/01-2020, составленным ООО «Территория», объектом исследования являлся многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: .... Из заключений следует, что инженерные коммуникации внутридомовой системы горячего, холодного водоснабжения и канализации подвала многоквартирного жилого ... в ... по состоянию на момент первой приватизации жилья в данном доме (май 1992 года) в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, нуждался в капитальном ремонте.
Экспертом определен объем работ, который необходимо провести в качестве капитального ремонта инженерных коммуникаций подвала многоквартирного жилого ... в ..., в соответствии с единицами измерений Постановления Правительства Алтайского края от 24.05.2018 № 177: ремонт системы горячего водоснабжения в объеме 114,8 п.м; ремонт системы холодного водоснабжения в размере 115,4 п.м; ремонт системы канализации – 97,5 п.м (л.д. 204).
Стоимость работ, которые необходимо провести в качестве капитального ремонта инженерных систем подвала указанного многоквартирного жилого дома, исходя из предельной стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной Законом Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» и Постановлением Правительства Алтайского края от 24.05.2018 № 177 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия» составляет: ремонт системы горячего водоснабжения - 201840 руб. (л.д. 205-207); ремонт системы холодного водоснабжения - 144498 руб. (л.д. 208-210); ремонт системы канализации - 149738,40 руб. (л.д. 211-213).
Судом принимаются в качестве доказательства вышеуказанные экспертные заключения, так как они составлены компетентным экспертом, имеющим опыт работы в соответствующих областях строительства и экспертизы, экспертиза проведена в соответствии с требованиями законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не является заинтересованным лицом. Выводы эксперта последовательны, непротиворечивы, основаны на методиках, поименованных в экспертном заключении и проведенных исследованиях. Само экспертное заключение по форме и содержанию соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ.
Доказательств обратного стороной ответчиков, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Перечень и объем работ, которые необходимо провести при капитальном ремонте жилого дома, их стоимость определены заключением эксперта в соответствии с требованиями ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и стороной ответчиков не оспорены.
Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, муниципальное образование, как наймодатель, обязано исполнить возложенную на него законодательно обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Судом также установлено, что собственниками выбран способ формирования фонда капитального ремонта в указанном многоквартирном доме путем перечисления средств на счет регионального оператора.
В соответствии с Законом Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», согласно Постановлению Администрации Алтайского края от 27.03.2014 № 146 (ред. от 14.01.2020) «Об утверждении краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» многоквартирный дом по адресу: ... в ... внесен в реестр многоквартирных домов, включенных в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.Рубцовска, среди планируемого перечня работ по капитальному ремонту: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения в период 2023-2025 годы (л.д.150).
На основании приведенных правовых норм, экспертных заключений, с учетом отсутствия доказательств того, что капитальный ремонт многоквартирного жилого ... в ... был полностью или в части проведен на момент первой приватизации квартир указанного жилого дома либо после, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить, и с учетом разъяснений ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, установившей механизм исполнения бывшими наймодателями обязанности по проведению капитального ремонта, полагает необходимым возложить обязанность на Администрацию г.Рубцовска Алтайского края перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном ... в ... в объеме, указанном в заключениях эксперта №№ 04/09-19, 01/01-2020, составленных ООО «Территория», в общей сумме 496 076 руб. 40 коп..
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера требований истца, принимая во внимание необходимость подготовки большого количества документов, выделения на эти цели бюджетных средств, суд считает необходимым установить срок для исполнения данного решения - один год с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с Порядком подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы, суд также считает необходимым возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного ... в ... в объеме перечисленных Администрацией г. Рубцовска средств, в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организации работ по капитальному ремонту инженерных систем подвала многоквартирного ... в ..., указанных в заключениях эксперта №, составленных ООО «Территория».
При этом, исходя из характера спорных правоотношений, с учетом указанных выше норм права, суд приходит к выводу, что ООО «УК «Светлова» является ненадлежащим ответчиком по данному спору, в связи с чем, отказывает в удовлетворении требований ФИО1 к ООО «УК «Светлова».
Определениями Рубцовского городского суда от 05.08.2019, а затем, от 11.12.2019 по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, и дополнительная судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которых поручено экспертам ООО «Территория».
Ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся также суммы, подлежащие выплате экспертам, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Определения суда о назначении экспертизы и дополнительной экспертизы были исполнены экспертами ООО «Территория» в полном объеме, заключения представлены суду. Принимая во внимание установленный судом факт, что Администрацией г. Рубцовска, как бывшим наймодателем не выполнены работы по капитальному ремонту, расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы и дополнительной судебной строительно-технической экспертизы по данному делу в размере 66 500 руб. (л.д. 81, 193) подлежат взысканию в пользу ООО «Территория» с ответчика - Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию г. Рубцовска Алтайского края перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном ... в ... в объеме, указанном в заключении эксперта , дополнительном заключении эксперта , составленных ООО «Территория», в общей сумме 496 076 руб. 40 коп. в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного ... в ... в объеме перечисленных Администрацией г. Рубцовска средств, в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организации работ по капитальному ремонту многоквартирного ... в ..., указанных в заключении эксперта , дополнительном заключении эксперта , составленных ООО «Территория».
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» отказать.
Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу ООО «Территория» расходы по проведению судебной строительно-технической экспертизы, дополнительной судебной строительно-технической экспертизы в размере 66 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья О.А. Алонцева