Выборгский городской суд Ленинградской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Выборгский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 360/2012 в г. Выборге
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года
Выборгский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Смирнова Г.В.
при секретаре Сосункевич Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Центральный научно-исследовательский институт материалов» об обязании освободить земельный участок в водоохраной зоне реки,
У С Т А Н О В И Л :
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ЦНИИМ» об обязании освободить земельный участок в водоохраной зоне реки Булатная в районе второго квартала Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества Выборгского района Ленинградской области, ссылаясь на то, что в результате проверки, проведенной Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности 24 июня 2011 года в границах заказника «Раковые озера» было установлено, что ответчиком незаконно проведены работы по отсыпке береговой полосы указанной реки, что привело к нарушению природоохранного законодательства, несмотря на предупреждение, данное нарушение не устранено.
Ответчик ОАО «ЦНИИМ» иск не признал, ссылаясь на то, что каких-либо работ в береговой полосе реки Булатная не проводил.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области иск не признала, ссылаясь на то, что освобождение береговой полосы от построек не находится в её компетенции. В случае удовлетворения иска, просит предоставить отсрочку, в связи с необходимость решения вопроса о финансировании работ по устранению нарушения природоохранного законодательства.
Суд, исследовав доказательства, приходит к следующему.
Как следует из акта рейдовой проверки территории, проведенной Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области 24 июня 2011 года на территории комплексного заказника «Раковые озера», установлено, что в границах заказника на правом берегу реки Булатная в районе второго квартала Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества и проведены работы по укреплению береговой полосы, установлены бетонные плиты, организован помост со спуском в воду. В двух метрах от уреза воды установлено одноэтажное деревянное строение на кирпичном фундаменте площадью около 15 квадратных метров. Береговая линия рядом с бетонными плитами отсыпана песчано-гравийной смесью на протяжении 15 метров. Также обнаружен пешеходный мост через реку булатная. Основания моста, расположены в непосредственной близости от уреза воды, отсыпаны песчано-гравийной смесью.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом выездной проверки территории государственного природного комплексного заказника «Раковые озера» от 21 апреля 2011 года, фотоматериалами.
Установка указанных построек, заборов, сооружений вблизи уреза воды реки булатная приводит к нарушению прав граждан на пользование береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него.
В соответствии со ст.6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Пунктом 6 указанной статьи установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров.
Пункт 8 ст.6 Водного кодекса РФ устанавливает право каждого гражданина беспрепятственно пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с Положением «О государственном природном комплексном заказнике «раковые озера» и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года № 494 «О приведении в соответствии с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых территорий Ленинградской области» утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2010 года № 35 (п.13.1) в пределах земельных участков, включающих особо ценные природные комплексы и объекты, на которых запрещается любая хозяйственная деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, устанавливается следующий режим охраны:
Запрещается проведение всех видов земляных , гидротехнических и строительных работ, кроме работ с целью строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции линейных сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов, объектов организованной рекреации и инфраструктуры заказника, осуществление мер пожарной безопасности в лесах, а также работ по поддержанию уровня воды в Большом Раковом и Малом Раковом озерах по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы
В нарушение указанных требований федерального законодательства, Названного Положения на земельном участке установлены сооружения, расположенные в пределах береговой полосы реки Булатная.
В соответствии со ст. 97 Земельного Кодекса РФ указанные земельные участки относятся к землям природоохранного назначения, выполняющие природоохранные функции.
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
Строительство зданий и сооружений в водоохранной зоне без предварительного согласования со специально уполномоченными органам управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды недопустимо, что является нарушением ст.65 Водного Кодекса РФ, ст.ст. 35, 36, 37 Федерального Закона №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
Указанные строения и сооружения возведены самовольно. Разрешений на право пользования указанной частью земельного участка органы местного самоуправления ответчикам не выдавали.
Владелец данных строений и сооружений не установлен. Доказательств того, что они находятся во владении и пользовании ОАО «ЦНИИМ» истцом в суд не представлено.
В соответствии со ст. 222 Гражданского Кодекса РФ данные сооружения являются самовольно построенным и подлежат сносу, а территория береговой полосы приведению в исходное состояние.
Данные строения и сооружения находятся на территории муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района ленинградской области.
В силу ч. 1 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту.
В соответствии с п. 10 Положения о государственном природном комплексном заказнике «Раковые озера» государственное управление и контроль в сфере организации и функционирования заказника осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством
Согласно п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В соответствии с п. 2 названной статьи муниципальный земельный контроль
за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления..
При таком положении обязанность по устранению нарушения природоохранного законодательства суд возлагает на администрацию МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
В силу ст. 203 ГПК РФ имеются основания для предоставления отсрочки судебного решения, в связи с необходимостью решения вопроса о финансировании работ по устранению нарушения.
Руководствуясь ст., ст. 6 Водного кодекса РФ, 97 Земельного кодекса РФ, 222 ГК РФ 194-198, 203 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области освободить земельный участок в водоохраной зоне реки Булатная в районе второго квартала Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества Выборгского района Ленинградской области снести незаконно установленные бетонные плиты, построенный помост со спуском в воду, одноэтажное деревянное строение площадью 15 кв. м, установленное в двух метрах от уреза воды, построенный пешеходный мост через реку Булатная и отсыпанный песчано-гравийной смесью участок реки булатная на протяжении около 20 метров. Предоставить администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области отсрочку исполнения решения до 01 сентября 2012 года. В иске к ОАО «ЦНИИМ» истцу отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья