ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3600/15 от 25.12.2015 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2015 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Дзядевич И.О.,

с участием представителя министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО1, представителя ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3, представителя третьего лица администрации города Тулы по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3600/15 по иску министерства экономического развития Тульской области к ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка, о проведении демонтажа металлического ограждения с кирпичными столбами,

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка, обязании произвести демонтаж металлического ограждения, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ министерством, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, проведено мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органа муниципального контроля гражданина, по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения мероприятия по контролю, выявлены нарушения обязательных требований, а именно: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, прилегающий с северо-западной и юго-западной сторон к участку с кадастровым , расположенному примерно в <данные изъяты> м. по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, самовольно занят гр. ФИО2 Металлическое ограждение с кирпичными столбами фактически расположено за границами земельного участка с кадастровым .

Согласно натурным измерениям фактическое расположение ограждения выходит на границы земельного участка с кадастровым .

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 за самовольную установку ограждения на земельном участке, прилегающем к участку с кадастровым . Постановлением административной комиссии МО <адрес>у от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечена к административной ответственности с наложением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

На основании чего просит суд обязать ответчика Блюмину Е..И. за свой счет, в течение <данные изъяты> календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок суммарной площадью <данные изъяты> кв.м, прилегающий с северо-западной и юго-западной сторон к участку с кадастровым , расположенному примерно в <данные изъяты>. по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом; провести демонтаж металлического ограждения с кирпичными столбами, фактически расположенного за границами земельного участка с кадастровым .

В процессе рассмотрения дела представителем истца по доверенности ФИО5 заявлено ходатайство о замене стороны истца - министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, на министерство экономического развития Тульской области, поскольку указом Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ министерство экономического развития Тульской области и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области реорганизовано путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к министерству экономического развития Тульской области.

Судом установлено, что указом Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ министерство экономического развития Тульской области и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области реорганизовано путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к министерству экономического развития Тульской области.

Постановлением Правительства Тульской области №508 от 11.11.2015 года «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Тульской области» утверждено вышеуказанное положение, согласно которому Министерство экономического развития Тульский области является правопреемником министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к министерству экономического развития Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 02.11.2015 года №317 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» (пункт 3 Положения).

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве экономического развития Тульской области №508 от 11.11.2015 года, которое утверждено Постановлением Правительства Тульской области №508 от 11.11.2015 года, Министерство экономического развития Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, обеспечивающим формирование и реализацию политики Тульской области в сфере экономического развития, определяющим политику Тульской области в инвестиционной сфере, внедрении государственно-частного партнерства и развитии международных и внешнеэкономических связей Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Определением Центрального районного суда г.Тулы от 26.11.2015 года произведена замена стороны истца - министерство имущественных и земельный отношений Тульской области, на министерство экономического развития Тульской области.

Представитель истца министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик ФИО2 надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, причину неявки не сообщила, в письменном заявлении, адресованном суду, указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство экономического развития Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного рядом с принадлежащим ей на праве собственности земельным участком с кадастровым номером .

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что в настоящее время ФИО2 обратилась в министерство экономического развития Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. В случае удовлетворения заявленных требований просила предоставить срок для освобождения земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что провести демонтаж металлического ограждения с кирпичными столбами в зимнее время будет затруднительно.

Представитель привлеченной в ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица администрации г.Тулы по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования министерства экономического развития Тульской области.

Представитель истца министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании пояснила, что не возражает против предоставления срока ответчику для освобождения земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

По смыслу ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть приобретены гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ кодекс и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются в частности на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статей 39.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года №137-ФЗ (в действующей ранее редакции) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Пунктом 2 статьи 12 Устава Тульской области предусмотрено, что органы государственной власти области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за целевым, эффективным, экологически безопасным использованием всех земель и природных ресурсов на территории области независимо от того, в чьей собственности они находятся.

В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 20.11.2014 года № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» правительство Тульской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула:

1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;

2) осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования.

Постановлением Правительства Тульской области от 28.09.2011 года № 6 было утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, подпунктом 33 которого предусмотрено, что министерство осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле.

Указом Губернатора Тульской области от 02.11.2015 года №317 министерство экономического развития Тульской области и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области реорганизовано путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к министерству экономического развития Тульской области.

Постановлением Правительства Тульской области №508 от 11.11.2015 года утверждено Положения о министерстве экономического развития Тульской области, согласно которому министерство экономического развития Тульский области является правопреемником министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве экономического развития Тульской области №508 от 11.11.2015 года, которое утверждено Постановлением Правительства Тульской области №508 от 11.11.2015 года, Министерство экономического развития Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, обеспечивающим формирование и реализацию политики Тульской области в сфере экономического развития, определяющим политику Тульской области в инвестиционной сфере, внедрении государственно-частного партнерства и развитии международных и внешнеэкономических связей Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчику ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: в <данные изъяты> м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, сведения о площади земельного участка предусматривают погрешность данных кадастрового учета в пределах (+/-) <данные изъяты> кв.м. Границы земельного участка и координаты поворотных точек определены.

Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой в рамках контрольного мероприятия установлено, что по периметру обследуемого земельного участка установлено металлическое ограждение с кирпичными столбами, фактически расположено за границами земельного участка с кадастровым .

Как следует из акта мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органа муниципального земельного контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок с северо-восточной стороны граничит с земельным участком с кадастровым номером , с юго-восточной стороны с земельным участком , с северо-западной и юго-западной сторон землями общего пользования. Вход на участок осуществляется со стороны <адрес>. Свободный доступ на участок отсутствует. На участке расположен кирпичный жилой дом и постройки хозяйственно-бытового назначения.

Изложенное подтверждается соответствующим актом от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами к нему, объяснениями представителей сторон.

Для определения соответствия фактического местоположении границ земельного участка с данными государственного кадастра недвижимости, консультантом отдела контрольной работы департамента имущественных отношений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области совместно с консультантом отдела контрольной работы департамента имущественных отношений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.

В результате проведенных измерений определена площадь фактически используемого земельного участка, составляющая <данные изъяты> кв.м. Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., прилегающий с северо-западной и юго-западной сторон к участку с кадастровым номером , на котором установлено металлическое ограждение с кирпичными столбами, фактически расположен за границами земельного участка с кадастровым номером .

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вынесенным административной комиссией МО <адрес>, ФИО2 была привлечена к административной ответственности, за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Закона Тульской области от 09.06.2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» за самовольную установку ограждения на земельном участке, прилегающем к участку, расположенному примерно в <данные изъяты> по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, и ей было назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно представленным сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения материалов в отношении ФИО2 было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Доказательств тому, что ФИО2 в установленном законом порядке предоставлялся спорный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., суду не представлено.

Ввиду того, что спорный земельный участок находится в государственной собственности и не закрыт для общего доступа, размещение на нем забора и включение его площади в границы земельного участка, используемого ФИО2, нарушает права собственника (государства) и неопределенного круга лиц, которые вправе находиться на данном земельном участке (ч. 1 ст. 262 ГК РФ).

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статьей 72 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

На основании п. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ).

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту неопределенного круга лиц.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус их органов (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

Доводы ответчика, о том, что она в настоящее время обратилась к министерству экономического развития Тульской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду спорного земельного участка, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Также ранее министерство имущественных и земельных отношений Тульской области своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО2 сообщило о невозможности представление в собственность ФИО2 испрашиваемого спорного земельного участка, ввиду отсутствия правовых оснований на это.

Кроме того, в случае приобретения прав на спорный земельный участок ответчик ФИО2 вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам (глава 42 ГПК РФ).

Оценив представленные доказательства с учетом требований ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ в их совокупности, суд, на основании приведенных норм материального права, полагает необходимым удовлетворить исковые требования министерства экономического развития Тульской области, и обязать ФИО2 за свой счет, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, освободить самовольно занятый земельный участок.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Министерства экономического развития Тульской области к ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка, о проведении демонтажа металлического ограждения с кирпичными столбами – удовлетворить.

Обязать ФИО2 за свой счет, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, освободить самовольно занятый земельный участок суммарной площадью <данные изъяты> кв.м, прилегающий с северо-западной и юго-западной сторон к земельному участку с кадастровым , расположенному примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом, провести демонтаж металлического ограждения с кирпичными столбами, фактически расположенного за границами земельного участка с кадастровым .

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2015 года.

Судья: