Дело № 2-3612/2019
УИД: 78RS0014-01-2019-000173-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 июня 2019 года г. Санкт-Петербург
Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи И.Д. Гармаевой
при секретаре Жуковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Среднерогатская-9» о признании общего собрания и его решений ничтожными,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Среднерогатская 9» (далее по тексту – ТСЖ «Среднерогатская 9»), в котором просит признать общее собрание, проведенное в период с 23.04.2018 по 29.06.2018 ничтожным в части включения в повестку дня п. 6, как не относящегося к компетенции общего собрания членов ТСЖ, в части включения в повестку дня п. 7, как являющегося повторным начислением платы за одну и ту же услугу, исключить из платежного документа платеж за услугу аудиторской организации по проведению финансовой деятельности ТСЖ, подготовки заключения (отчета) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ. В обоснование иска ссылается на то, что проведенное в период с 23.04.2018 по 29.06.2018 общее собрание собственников ТСЖ «Среднерогатская 9» было ничтожным, решения, принятые на данном собрании, не относятся к компетенции общего собрания членов ТСЖ.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
Выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в период с 23.04.2018 по 29.06.2018 проведено общее собрание членов ТСЖ «Среднерогатская 9» в заочной форме со следующей повесткой дня:
1. Избрание председателя и секретаря собрания, с правом подсчета голосов.
2. Утверждение годового отчета об исполнении Сметы доходов и расходов за 2017 год.
3. Утверждение отчета аудитора по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ за 2017 год.
4. Утверждение Сметы доходов и расходов на 2018-2019 гг. и размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ на 2018-2019 гг.
5. Утверждение Плана содержания и ремонта общего имущества на 2018-2019 гг.
6. Направление экономии по текущему ремонту за 2017 год: на выполнение работ по установке ворот и калиток, и их оборудование системой СКУД и на выполнение работ по проектированию и монтажу станций водоочистки.
7. Утверждение ежемесячного размера взноса на оплату услуг аудиторской организации по проведению ревизии финансовой деятельности ТСЖ и подготовки заключения (отчета) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ.
8. Утверждение размера взноса на оказание услуг по «Вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов».
9. Включение в состав общего имущества многоквартирного дома установленной в лифтовых кабинах системы видеонаблюдения. Утверждение ежемесячного размера взноса на обслуживание и ремонт системы видеонаблюдения.
10. Принятие решения об утверждении способа уведомления членов ТСЖ о проведении общего собрания членов ТСЖ (а также о последующих собраниях членов ТСЖ) путем размещения данной информации на информационных досках в каждой парадной МКД.
11. Определение места размещения решений, принятых общим собранием членов ТСЖ «Среднерогатская 9» на данном собрании, а также последующих собраниях членов ТСЖ - на информационных стойках и (или) досках в парадных многоквартирного дома.
Результаты голосования членов ТСЖ на собрании оформлены протоколом от 08.07.2018.
Как видно из указанного протокола, по 11 вопросу членами ТСЖ было принято решение о размещении решений, принятых общим собранием членов ТСЖ на данном собрании, а также последующих собраниях членов ТСЖ - на информационных стойках и (или) досках в парадных многоквартирного дома.
Руководствуясь данным решением, ТСЖ разместило протокол собрания членов ТСЖ от 08.07.2018 на информационных досках в каждой парадной многоквартирного дома по адресу: <адрес> 09.07.2018, что подтверждается фотофиксацией, в том числе в парадной № где расположена квартира №, принадлежащая Истцу на праве собственности.
Таким образом, с 09.07.2018 истец имел возможность ознакомиться с протоколом собрания членов ТСЖ «Среднерогатская 9».
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Поскольку ФИО1 обратился в суд с настоящим иском согласно почтовому штемпелю на конверте 28.12.2018, то шестимесячный срок исковой давности им не пропущен, следовательно, заявленное ответчиком ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности подлежит отклонению.
Рассматривая доводы истца в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.
Относительно доводов истца о неправомерности включения ответчиком № 6 вопроса «Направление экономии по текущему ремонту за 2017 год: на выполнение работ по установке ворот и калиток, и их оборудование системой СКУД и на выполнение работ по проектированию и монтажу станций водоочистки» в повестку дня собрания.
Действительно статьей 44 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
В соответствии со ст. 144, 145 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
В силу ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в числе прочего, относятся:
- установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п 4);
- определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества (п 7);
- утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (п 8.1);
- другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами (п 13).
Как следует из протокола по вопросу 6 повестки принято следующее решение: «Направить экономию по текущему ремонту, которая образовалась в течение 2017 года, на выполнение работ по установке калиток и их оборудование системой СКУД, с целью ограничения доступа посторонних лиц во внутреннюю территорию дома, в размере 480 000 рублей, а также на выполнение работ по проектированию и монтажу станций водоочистки в размере 1 551 361,00 рублей».
Таким образом, члены ТСЖ приняли решение, тем самым определив источник финансирования работ. При этом голосовали: «ЗА»: 22 459,51 (82,36%) «ПРОТИВ»: 3 381,85 (12,40%) «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ»: 1 430,05 (5,24%).
Однако, как видно из повестки, на собрание членов ТСЖ небыли поставлены вопросы об установке калиток, оборудования их системой СКУД, монтаже станций водоочистки, утверждении проектов и смет на данные работы, поскольку данные вопросы относятся к компетенции собрания собственников.
Вместе с тем, на собрание собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, которое проходило параллельно с собранием членов ТСЖ «Среднерогатская 9», в период с 23.04.2018 по 29.06.2018 (протокол № от 08.07.2018) вопросы об установке калиток, оборудования их системой СКУД, монтаже станций водоочистки, утверждении проектов и смет на данные работы также не выносились.
В утвержденный на собрании собственников план текущего ремонта на 2018-2019 год данные работы также не включены, а значит, в отсутствие соответствующих решений собственников, не могли быть выполнены ТСЖ и фактически не выполнены. Указанное подтверждается отчетом об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за 2018 год. (экономия по статье «Текущий ремонт» - увеличилась).
При таких обстоятельствах, вопрос 6 повестки дня в существующей формулировке фактически сводится лишь к допущению самой возможности оплаты данных работ за счет экономии средств текущего ремонта, но при этом не влечет никаких правовых последствий, поскольку отсутствуют соответствующие решения собственников МКД.
В силу положений ст. ст. 3, 4 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ защите подлежит лишь нарушенное или оспариваемое право. При этом способ восстановления нарушенного права должен соответствовать объему такого нарушения и быть направлен на его восстановление. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы истца не нарушены, включение вопроса 6 в повестку дня собрания также не повлекло причинение истцу убытков.
Относительно довода истца о неправомерности действий ТСЖ по включению в квитанцию отдельной строкой платы за «услуги аудиторской организации» (вопрос 7 повестки дня собрания членов ТСЖ).
Как указано ранее, в силу ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в числе прочего, относятся:
- установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п 4);
- утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (п 8.1).
Согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Каких-либо положений, которые предусматривали бы для товариществ собственников жилья обязательность тарифов платы за содержание и ремонт жилого помещения, применяемых для жилых помещений государственного жилищного фонда, действующее законодательство не содержит.
По смыслу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещении по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с этим, в информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 01-13-1660/18-0-0 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2019» указано, что устанавливаемый на территории Санкт-Петербурга размер платы за содержание жилого помещения применяется для неприватизированных квартир (для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования и по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт- Петербурга (далее - наниматели жилых помещений).
Для собственников жилых помещений в многоквартирных домах порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации, согласно которому управляющим организациям, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья для решения вопросов, связанных с формированием платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе платы за управление многоквартирным домом) и ее наполнением, следует исходить из решений, принятых собственниками, в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из протокола от 08.07.2018, по вопросу № 7 принято следующее решение: «Утвердить ежемесячный взнос на оплату услуг аудиторской организации по проведению ревизии финансовой деятельности ТСЖ и подготовки заключения (отчета) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ в размере 0,22 рубля за 1 кв.м общей площади жилого (нежилого) помещения». При этом проголосовали «ЗА»: 21 178,42 (77,66%) «ПРОТИВ»: 4 013,19 (17,72%) «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ»: 2 079,80 (7,63%) членов ТСЖ.
Этим же собранием членов ТСЖ утверждена смета доходов и расходов на 2018-2019 гг., и размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ на 2018-2019 гг., обязательные платежи и взносы ТСЖ «Среднерогатская 9» на 2018-2019 гг.
В смете предусмотрена статья «Управление многоквартирным домом» - 2,29 рублей на 1 кв.м, в месяц (п.1), а также статья «Услуги аудиторской организации» - 0,22 рубля на 1 кв.м.
В связи с изложенным, решение общего собрания членов ТСЖ об утверждении ежемесячного взноса на оплату услуг аудиторской организации по проведению ревизии финансовой деятельности ТСЖ и подготовки заключения (отчета) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ не противоречит законодательству.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение), или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу положений п. п. 1 и 4 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: - допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; - у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; - допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; - допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2).
Решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 107 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 181.3, статьи 181.5 ГК РФ решение собрания, нарушающее требования ГК РФ или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно.
Пунктом 109 указанных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 предусмотрено, что решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ). К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Истец не является членом ТСЖ, а значит не может принимать участие в деятельности ТСЖ, и, как следствие, голосовать на собрании членов ТСЖ.
Истец не доказал, что его голосование могло повлиять на решения, принятые на собрании членов ТСЖ, а также не доказал, что оспариваемые решения могут повлечь существенные неблагоприятные последствия для него, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 71, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Среднерогатская-9» о признании общего собрания и его решений ничтожными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья И.Д. Гармаева