№ 2-3633/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Запаровой Я.Е.
при секретаре Денисенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, обществу с ограниченной ответственностью «Производственно – строительная компания «Строительная перспектива» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Барнаула обратился в суд первоначально с иском к администрации г. Барнаула о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал на то, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления г. Барнаула требований действующего законодательства при озеленении территории г. Барнаула, в ходе которой установлено, что квартал №105 в границах улиц Анатолия, Интернациональная, пр. Комсомольский, пер. Некрасова в г. Барнауле не обеспечен озеленением территории в соответствии с требованиями пункта 4.12 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края (6 кв.м/чел.). По адресу: пр. Комсомольский, 44, в указанном квартале ведется строительство многоквартирного дома ООО ПСК «Строительная перспектива». Постановлением администрации г. Барнаула от 13 ноября 2015 года №2170 утвержден градостроительный план земельного участка для размещения многоквартирного дома с объектами общественного назначения, в котором требование об озеленении территории строящегося дома отсутствует. Согласно проектной документации на строительство многоквартирного дома запланировано озеленение прилегающей к дому территории площадью 2036,26 кв.м, исходя из потенциального числа жителей дом 750 чел (при плотности 20 кв.м/чел, 14 976,96 кв.м/20 кв.м/чел) площадь озеленения вместо норматива 6 кв.м составит 2,7 кв.м. Ссылаясь на ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.15.2, 15.5 Правил благоустройства г. Барнаула, ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.20 Правил землепользования и застройки городско округа – города Барнаула, Нормативы градостроительного проектирования Алтайского края, первоначально прокурор г. Барнаула просил обязать администрацию г. Барнаула обеспечить жильцов квартала №105 в г. Барнауле в границах улиц Никитина, Анатолия, пер. Некрасова и пр. Комсомольский надлежащей организацией благоустройства территории согласно Нормативам градостроительного проектирования Алтайского края, утв. постановлением Администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 года №129, а именно: разработать и реализовать проект озеленения территорий общего пользования указанного квартала в соответствии с требованиями пункта 4.12 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края из расчета 6 кв.м/чел.
Уточнив требования и предъявив их к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула (вместо администрации г. Барнаула), а также к застройщику, прокурор г. Барнаула просил: 1) обязать Комитет обеспечить жильцов квартала №105 в г. Барнауле в границах улиц Никитина, Анатолия, пер. Некрасова и пр. Комсомольский надлежащей организацией благоустройства территории согласно Нормативам градостроительного проектирования Алтайского края, утв. постановлением Администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 года №129, а именно: разработать и реализовать проект озеленения территорий общего пользования указанного квартала в соответствии с требованиями пункта 4.12 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края из расчета 6 кв.м/чел; 2) обязать ООО ПСК «Строительная перспектива» обеспечить многоквартирный дом по пр. Комсомольский, 44, надлежащей организацией дворового благоустройства территории согласно Нормативам градостроительного проектирования Алтайского края, утв. постановлением Администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 года №129, а именно: разработать и реализовать проект озеленения территории дома в соответствии с требованиями пункта 4.12 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края из расчета 6 кв.м/чел. Просил установить срок исполнения решения до 01 сентября 2016 года.
В качестве третьих лиц по делу привлечены администрация г. Барнаула, а также ТСЖ «Орбита», ТСЖ «Орбита-1» (осуществляющие управление многоквартирными домами в квартале №105).
В судебном заседании помощник прокурора г. Барнаула А.В. исковые требования поддержала.
Представитель ФИО1 возражала против предъявленных к органу местного самоуправления требований в связи с отсутствием в квартале №105 территорий общего пользования.
Представитель ООО ПСК «Строительная перспектива» Е.Н. возражала против предъявленных к застройщику требований, ссылаясь на то, что установленные в пункте 4.12 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края 6 кв.м/чел не могут быть применены к отдельно взятому субъекту в квартале (в данном случае – к застройщику), поскольку должен рассчитываться по всему микрорайону (кварталу). В соответствии с проектной документацией на многоквартирный дом площадь озеленения составляет 5,8 кв.м из расчета площади 8032 кв.м. Расчет нормы площади должен производится из 30 кв.м на человека (исходя из структуры жилищного фонда); примененный прокурором норматив 20 кв.м/чел установлен для социального (муниципального) жилья и не подлежит применению к данному многоквартирному дому. Исходя из площади квартир 15 929,51 кв.м количество запланированных жильцов составит 531 чел (из 30 кв.м/чел), площадь озелененной территории в расчет на 1 человека – 5,8 кв.м (3080 кв.м/531). Одни и те же эксперты в акте проверке от 12 февраля 2016 года применительно к спорному дому и заключении негосударственной экспертизы от 06 июня 2013 года в отношении многоквартирного дома по пр. Ленина, 151в, дали противоположные выводы относительно применения Нормативов.
Представитель третьего лица администрации г. Барнаула М.В. возражала против удовлетворения требований, указывая на то, что установленные Нормативы распространяются на новые микрорайоны в г. Барнауле и не относятся к районам «старой застройки». Проект межевания застроенной территории квартала 105 был одобрен и утвержден постановлением администрации города от 01 декабря 2011 года №3620. В спорном квартале имеются участки, являющиеся общим имуществом многоквартирных домов, в связи с чем возложение обязанности по озеленению территории многоквартирных домов на орган местного самоуправления необоснованно.
Представители ТСЖ «Орбита», «Орбита-1» в судебное заседание не явились, неоднократно извещались судом, ранее представляли заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело приданной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, ООО ПСК «Строительная перспектива» ведет строительство многоквартирного дома по пр. Комсомольский, 44, в г. Барнауле, в строительном квартале №105 г. Барнаула на основании разрешения на строительство от 21 сентября 2015 года сроком до 25 февраля 2017 года.
Земельный участок по указанному адресу общей площадью 8032 кв.м принадлежит ООО ПСК «Строительная перспектива» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно проектной документации площадь застройки участка составляет 3 196,74 кв.м, этажность дома 9-10, общая площадь квартир – 15 929,51 кв.м, площадь квартир – 14 976,96 кв.м, площадь озеленения с учетом площадок для отдыха, игр детей и пешеходных дорожек – 2 586 кв.м.
Согласно пояснениям ответчика срок сдачи дома в эксплуатацию – октябрь 2016 года.
Помимо строящегося дома, на территории квартала находятся многоквартирные дома по ул. Анатолия, 20, ул. Интернациональная, 23 (управление которыми осуществляют ТСЖ «Орбита» и ТСЖ «Орбита 1», земельные участки под домами сформированы, поставлены на кадастровый учет), здания по ул. Интернациональная, 25 (сведения о собственниках отсутствуют, земельный участок принадлежит ООО «Велонда» и ООО «СТ-Строй») и 29 (сведения о собственниках здания и земельного участка отсутствуют в Росреестре).
Общая площадь земельного участка, занятого кварталом №105, составляет 17 632,7 кв.м.
Полагая, что в строительном квартале 105 вышеуказанный Норматив озеленения не соблюден, прокурор обратился в суд с настоящим иском, объединив требования к органу местного самоуправления о надлежащем исполнении публичных функций и к юридическому лицу об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований устанавливается в нормативах градостроительного проектирования.
Согласно части 4 ст.29.2 Кодекса нормативы градостроительного проектирования включают в себя, в том числе совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории.
Постановлением администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 N 129 утверждены Нормативы градостроительного проектирования Алтайского края, целью принятия которые является обеспечение градостроительными средствами безопасного и устойчивого развития поселений, охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения объектов культурного наследия, защиты территорий поселений от воздействия неблагоприятных факторов и последствий возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также создания условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации и Алтайского края социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения.
В силу пункта 4.5 Нормативов градостроительного проектирования при разработке проектов планировки и межевания территорий жилой застройки должно быть обеспечено благоустройство территорий жилых домов (озеленение и размещение площадок различного назначения, в том числе для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста; для отдыха; для занятий физкультурой; для хозяйственных целей и выгула собак; для стоянки автомашин).
Согласно пункту 4.12 Нормативов площадь озелененной территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее 6 кв. м/чел. (без участков школ и детских дошкольных учреждений). В площадь отдельных участков озелененной территории микрорайона включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.
Тот же норматив утверждался ранее действовавшими Нормативами, начиная с 2009 года.
В соответствии с пунктами 15.2, 15.5 Правил благоустройства территории городского округа города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 08 июня 2013 года №110 (в действующей редакции), озеленение городских территорий, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов осуществляются специализированными организациями по договорам с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
На земельных участках собственники земельных участков либо уполномоченные ими лица обязаны, в том числе обеспечивать сохранность зеленых насаждений; осуществлять уход за насаждениями, дорожками, ограждениями в соответствии с технологией; производить новые посадки деревьев и кустарников на территории улиц, площадей, парков, скверов и кварталов многоэтажной застройки, цветочное оформление скверов и парков, а также капитальный ремонт и реконструкцию объектов ландшафтной архитектуры.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Уполномоченным осуществлять благоустройство территории городского округа является комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи (пункт 3.36 Положения о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утв. Решение Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 года N 284).
Из системного толкования приведенных норм, а также ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, иных норм Правил благоустройства следует, что на Комитет возложена обязанность по благоустройству, в том числе организации озеленения территорий общего пользования, не переданных по соглашению о содержании прилегающих территорий.
Согласно ответа на запрос суда комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от 31 мая 2016 года территория квартала, ограниченного ул. Анатолия, ул. Интернациональная, пр. Комсомольский, пер. Некрасова, в границы какого – либо микрорайона г. Барнаула не входит. Территория общего пользования в границах красных линий квартала №105 отсутствует. Проект межевания застроенной территории в границах кадастровых кварталов, ограниченных ул. Интернациональная, пер. Некрасова, ул. Никитина и пр. Комсомольский (кварталы 105,84), утвержден постановлением администрации города Барнаула от 23 марта 2012 года №815.
Поскольку на территории квартала №105 отсутствуют территории общего пользования, отсутствуют принадлежащие муниципальному образованию земельные участки, постольку на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула не может быть возложена обязанность по приведению территории данного квартала в части озеленения до каких – либо нормативов.
Бремя содержания земельных участков, в том числе в части организации благоустройства, включая озеленение, возлагается на собственников (применительно к спорному кварталу – на собственников помещений многоквартирных домов в отношении участков под многоквартирными домами, а также на собственников земельных участков, занятых зданиями). Даже в случае нахождения в собственности города Барнаула отдельных помещений многоквартирных домов не влечет возложение на ответчика обязанность по озеленению территории исходя из норм о публичных функциях органа местного самоуправления (на чем основан иск прокурора).
Отсутствуют правовые основания и для удовлетворения требований к ООО ПСК «Строительная перспектива» как преждевременно заявленных.
В силу ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ответчиком – юридическим лицом ведется строительство многоквартирного дома согласно проектной документации, имеющей положительное заключение негосударственной экспертизы. На момент разрешения спора строительство не окончено.
Проектная документация, заключение негосударственной экспертизы проектной документации прокурором не оспаривалась, как не оспаривалось и выданное разрешение на строительство.
Соответствие возведенного многоквартирного дома проектной документации и требованиям действующего законодательства проверяется при разрешении вопроса о вводе дома в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные до окончания строительства к Обществу требования преждевременными.
С учетом площади принадлежащего Обществу участка относительно площади всего квартала до завершения строительства преждевременны доводы прокурора относительно недостаточного озеленения всего квартала №105, в связи с чем судом отказано и в принятии уточненного искового заявления к Комитету в части возложения на него обязанности обеспечить озеленение квартала №105 путем озеленения территории, прилегающей к кварталу.
На основании изложенного исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, обществу с ограниченной ответственностью «Производственно – строительная компания «Строительная перспектива» о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
.
.
.