ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3641/2022 от 11.05.2022 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Нижегородский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Калининой О.В.,

при секретаре Ниазовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нижнем Новгороде гражданское дело по иску Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующей в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»о понуждении проведения мероприятий по расчистке акватории Волгоградского водохранилища,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Саратовского межрайонного природоохранного прокурора, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» о понуждении проведения мероприятий по расчистке акватории Волгоградского водохранилища.

В обоснование требований ссылается на то, что в ходе проверки установлено, что на акватории (по берегу) ДД.ММ.ГГГГ водохранилища в границах <адрес> находятся 47 единиц остатков брошенных судов, не пригодных к буксировке, и 3 бесхозяйных судна, а именно:

1. Баржа 80*8 (<адрес>, 1945,0 км, левый берег, вход к нефтепричалу52°29"27,39" с.ш.;48°12"13,42"в.д.)

2. Баржа 80*8 (<адрес>, 1946,0 км, левый берег; 52°29"09,65" с.ш.; 48°12"05,41 в.д.)

3. Железобетонный дебаркадер 40*6 (<адрес>, 1938,0 км, левый берег, дополнительный судовой ход к причалу <адрес>, 13 км, левый берег; 52°30"48,64" с.ш.;48° 14?42,86" в.д.)

4. Баржа 50*10 (<адрес>, 1944,5 км, подход к нефтепричалу <адрес>, 2 км, левый берег; 52°29"41,83" с.ш.; 48°12"42,30" в.д.)

5. Железобетонный понтон, 30*6 (<адрес>, 1945,5 км, левый берег; 52°29"18,44" с.ш.;48° 12"18,04" в.д.)

6. Железобетонный понтон 30*6 (<адрес>, 2002,5 км, левый берег; 52°01?47,87" с.ш.;47°49"11,32" в.д.)

7. Остатки корпуса судна (2007,0 км <адрес>, рукав Балаковский, левый берег; N52°02.069", Е047044.600")

8. Остатки судна (2007,0 км <адрес>, рукав Балаковский, левый берег; N52°02.024", Е047°44.545")

9. Остатки площадки (20м х 6м) (2009,0 км <адрес>, рукав Балаковский, левый берег; N52°01.220", Е047°43.846")

10. Остатки корпуса землесоса (2008,5 км <адрес>, рукав Балаковский, приверх о. Девушкин; N52°02.459", Е047°43.743")

11. Остатки корпуса несамоходного судна (2008 км <адрес>, затонская часть залива, левый берег; N52°01.091", Е047044.512")

12. Остатки корпуса несамоходного судна (2029,4 км <адрес>, выше водозабора, Коммунар, правый берег; N52° 03.768", Е047° 28.991)

13. Остатки корпуса несамоходного судна (2029,5 км <адрес>, район водозабора, Коммунар, правый берег; N52° 03.757", Е047° 28.940")

14. Остатки корпуса несамоходного судна (2037 км <адрес> правый берег; N52° 01.795", Е047° 23.000")

15. Остатки корпуса несамоходного судна (2037,3 км <адрес>, правый берег; N52°01.664", Е047°22.554")

16. Остатки корпуса несамоходного судна; (2037,3 км <адрес>, правый берег; N52° 01.641, Е047° 22.611")

17. Остатки корпуса железобетонной площадки (2042,8 км <адрес>, правый берег; N52° 00.056", Е047° 18.001?)

Остатки корпуса несамоходного судна (2055,3 км <адрес>, ниже <адрес>, правый берег; N51° 56.549", Е047° 09.328")

Площадка от ж/д дебаркадера (2115,8 км <адрес>, о. Усовский, правый берег; N51°45.466", Е046°26.078")

Остатки корпуса колесного судна (2090,5 км <адрес>, доп. с/х в-ка Орловская 2,2 км левый берег; N51°44.866", Е046°48.285")

Остатки корпуса несамоходного судна (2090,5 км <адрес>, левый берег <адрес>,5 км; N51°50.144", Е047°01.708")

Остатки корпуса несамоходного судна ( 2090,5 км <адрес>, левый берег <адрес>,5 км; N51°50.262", Е047°01.784")

Остатки корпуса несамоходного судна (2143,3 км <адрес>, правый берег; N51° 38.112", Е046° 13.398")

Остатки понтона 20x6м; (2143,5 км <адрес>, левый берег; N51° 38.009", Е046° 14.413")

Остатки корпуса несамоходного судна; (2143,6 км <адрес>, правый берег; N51 °37.942", Е046°13.431")

Остатки корпуса несамоходного судна; (2144.5 км <адрес>, правый берег; N51° 37.626", Е046° 13.540")

Остатки корпуса несамоходного судна (2144,7 км <адрес>, правый берег; N51° 37.507", Е046° 13.567")

Остатки корпуса самоходного судна (2144,9 км <адрес>, правый берег; N51° 37.401, Е 046° 13.583")

Остатки обшивки корпуса несамоходного судна (2146 км <адрес>, правый берег; N51° 36.786", Е046° 13.526")

Железобетонная площадка несамоходного судна (2147,6 км <адрес>, правый берег, район водозабора, <адрес>; N51° 36.183", Е046° 12.855")

Остатки корпуса несамоходного судна (2155 км <адрес>, 19,0 км правый берег; N51°33.146", Е046°13.426")

Остатки корпуса несамоходного судна (2167,8 км <адрес> 2,6 км, правый берег; N51° 29.097", Е046° 02.877")

Остатки корпуса самоходного судна (2167,8 км <адрес> 2,1 км, правый берег; N51° 29.293", Е046° 02.634")

Остатки корпуса несамоходного судна (2167,8 км <адрес>, правый берег; N51° 29.086", Е046° 02.939")

Остатки корпуса несамоходного судна (2162,2 км <адрес>, о. Зеленый, правый берег; N51°32.089", Е046°05.219")

Остатки корпуса несамоходного судна (2163 км <адрес>, протока Тарханка, 11,3 км, правый берег; N51°35.059", Е046°10.263")

Остатки корпуса самоходного судна (2163 км <адрес>, протока Тарханка, 11,1 км, правый берег; N51°34.937", Е046°10.191; полузатоплено)

Остатки корпуса несамоходного судна (2162,0 км <адрес>, о. Зеленый, правый берег; N51°32.155", Е046°05.591"; полузатоплено)

Остатки корпуса несамоходного судна ( 2163 км <адрес>,8 км, левый берег; N51°32.383", Е046°05.237"; полузатоплено.)

Остатки корпуса дебаркадера (2163 км <адрес>,6 км, левый берег; N51°32.340", Е046°05.186"; полузатоплено)

Остатки самоходного судна; 2165 км <адрес>, доп. судовой ход ,3 км, правый берег; N51°30.794", Е046°00.582")

Остатки несамоходного судна (бункерного типа) (2165 км <адрес>, доп. судовой ход ,0 км, правый берег; N51°29.659", Е045°58.327";)

Остатки днищевого набора несамоходного судна (2165 км <адрес>, доп.

судовой ход ,8 км ухв. о.Васильевский правый берег; N51°28.550",

Е045°58.018")

Остатки железобетонной площадки от несамоходного судна (2171,5 км <адрес>, правыйберег, верхняя сторона причала <адрес>; N51°29.090", Е045°57.699")

Остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (2260,3 км p. Волга,

правый берег, <адрес>; N50°48.633", Е046°00.027")

46.Остатки днищевого набора несамоходной баржи (2264 км <адрес>, зал.Золотуха, правый берег; N50°50.439", Е045°54.797")

47. Остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (2264 км <адрес>, залив Золотуха, левый берег; N50°50.283", Е045°54.798")

48. Площадка от дебаркадера (2297 км <адрес>, залив Жилой, правый берег, <адрес>; N50°38.735", Е045°38.800")

49. Самоходное судно; (4,2 км доп. суд. хода, ответвляющегося от основного судового хода на 2167,8 км <адрес> ; 51 гр. 30, 24,47"СШ, 46 гр. 04, 42,19"ВД)

50. Площадка от дебаркадера; (2155 км "<адрес>, 18 км, левый берег, 51 гр. 33,129, СШ, 46 гр. 14,094"ВД).

Проверкой установлено, что вышеуказанные 50единиц остатков брошенных судов и судов числятся в перечне бесхозяйных вещей, относятся к числу брошенных вещей, не пригодных к буксировке.

Содержание внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства в бассейне внутренних водных путей осуществляет Администрация бассейна внутренних водных путей (подпункт 1 пункта 4 статьи 34 КВВТ РФ).

Согласно полученному заключению Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от ДД.ММ.ГГГГ-И о влиянии вышеуказанных объектов на водный объект в силу значительной деформации, разукомплектованности и разрушения перечисленные объекты утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию по функциональному назначению не подлежат, в связи с чем являются отходами производства и потребления и загрязняют Волгоградское и Саратовское водохранилища. Нахождение вышеуказанных отходов (остатков металлических и железобетонных конструкций плавсредств) в водном объекте влечет его загрязнение. При продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов, в том числе находящихся на берегу и затапливаемых в период паводковых вод в водной среде, начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды, так как в процессе окисления металла происходит загрязнение из-за попадания составляющих металла в воду, что может негативно повлиять на физиологическое состояние флоры и фауны водного объекта. Любое загрязнение водоема отходами в том числе вышедшими из эксплуатации плавсредствами и их остатками, оказывает отрицательное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания и вышеизложенное является нарушением ч. 1 ст. 56 ВК РФ.

В соответствии с заключениемспециалиста отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по <адрес> Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ находящиеся в акватории водного объекта затонувшие судна, фрагменты и остатки плавсредств оказывают негативное влияние на рыбохозяйственный водоем. При продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов в водной среде начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды, так как в процессе окисления металла происходит загрязнение из-за попадания составляющих металла в воду, что может негативно повлиять на физиологическое состояние и ухудшение среды обитания водных биологических ресурсов, а также негативно влияет на места нереста, миграции и массового нагула промысловых водных биоресурсов.Также затонувшие суда, фрагменты и остатки плавсредств препятствуют осуществлению промышленного, спортивного и любительского рыболовства.

Следовательно, имеется реальная угроза причинения вреда окружающей среде.

На основании изложенного, просит суд обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в течение 12 месяцев провести мероприятия по удалению из акватории (береговой полосы) Волгоградского водохранилища бесхозяйных вещей, судов и их остатков (Л.д. 6-10).

В судебное заседаниеистецне явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Павлов Д.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.

Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.

От представителя третьего лица – Федерального агентства водных ресурсов поступила письменная позиция, в которой они полагают заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, прокурор в силу закона вправе предъявить требования в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» о понуждении проведения мероприятий по расчистке акватории Волгоградского водохранилища.

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статей 3 и 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспеченияблагоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Положения КВВТ РФ распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы; порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

Согласно статье 3 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее – КВВТ РФ) внутренние водные пути Российской Федерации - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации. Судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом.

Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 7 КВВТ РФ).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р Волгоградское водохранилище входят в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.

Судом установлено, чтов ходе проверки проведенной Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено нахождение на акватории (по берегу) Волгоградского водохранилища в границах <адрес> 47 единиц остатков брошенных судов, не пригодных к буксировке, и 3 бесхозяйных судна.

Вышеуказанные 50единиц остатков брошенных судов и судов числятся в перечне бесхозяйных вещей, относятся к числу брошенных вещей, не пригодных к буксировке.

Согласно заключению Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от ДД.ММ.ГГГГ-И о влиянии вышеуказанных объектов на водный объект в силу значительной деформации, разукомплектованности и разрушения перечисленные объекты утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию по функциональному назначению не подлежат, в связи с чем являются отходами производства и потребления и загрязняют Волгоградское и Саратовское водохранилища. Нахождение вышеуказанных отходов (остатков металлических и железобетонных конструкций плавсредств) в водном объекте влечет его загрязнение. При продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов, в том числе находящихся на берегу и затапливаемых в период паводковых вод в водной среде, начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды, так как в процессе окисления металла происходит загрязнение из-за попадания составляющих металла в воду, что может негативно повлиять на физиологическое состояние флоры и фауны водного объекта. Любое загрязнение водоема отходами в том числе вышедшими из эксплуатации плавсредствами и их остатками, оказывает отрицательное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания и вышеизложенное является нарушением ч. 1 ст. 56 ВК РФ. (л.д.19)

В соответствии с заключением специалиста отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по <адрес> Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ находящиеся в акватории водного объекта затонувшие судна, фрагменты и остатки плавсредств оказывают негативное влияние на рыбохозяйственный водоем. При продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов в водной среде начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды, так как в процессе окисления металла происходит загрязнение из-за попадания составляющих металла в воду, что может негативно повлиять на физиологическое состояние и ухудшение среды обитания водных биологических ресурсов, а также негативно влияет на места нереста, миграции и массового нагула промысловых водных биоресурсов. Также затонувшие суда, фрагменты и остатки плавсредств препятствуют осуществлению промышленного, спортивного и любительского рыболовства. (л.д. 20)

Таким образом, установлено, что имеется реальная угроза причинения вреда окружающей среде.

К затонувшему имуществу п.2 ст.45 КВВТ РФ относит потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.

Согласно ч.1 ст.56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается.

В ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями) указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.

Согласно п. 13 ст. 10 КВВТ РФ запрещается оставление без надзора на водных объектах и береговой полосе судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

В ст.3 КВВТ РФ установлено, что:

внутренние водные пути Российской Федерации - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

Согласно п. 1 ст.7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством РФ.

В частях 1-3 ст. 10 КВВТ РФ закреплено, что использование поверхностных водных объектов, их береговой полосы, а также земель и земельных участков в целях судоходства осуществляется в соответствии с водным и земельным законодательствами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

При использовании береговой полосы поверхностных водных объектов, а также земель и земельных участков в целях судоходства администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право:

использовать береговую полосу для проведения работ по обеспечению судоходства и возведению зданий, сооружении в целях судоходства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

осуществлять рубки древесно-кустарниковой растительности для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования;

использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, в том числе донный.

За границами населенных пунктов организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно в целях судоходства береговую полосу при наличии согласия в письменной форме администраций соответствующих бассейнов внутренних водных путей.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а

также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Таким образом, из главы II "Внутренние водные пути" КВВТ РФ следует, что к внутренним водным путям относится, в том числе, и береговая полоса.

В соответствии со ст. 8 КВВТ РФ проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников (пункт 1).

Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений администрациями бассейнов внутренних водных путей осуществляется в соответствии с правилами содержания внутренних водных путей и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 2).

Работы по содержанию внутренних водных путей, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и согласования (пункт 3).

В силу ст.34 КВВТ РФ Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей кроме прочего навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях.

В ч. 6 ст. 47.1 КВВТ РФ указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

В соответствии с п.1 ст.49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.

Пунктами 2, 5 Правил учета бесхозяйных судов и о внесении изменений в правила государственной регистрации судов, утвержденных ПриказомМинистерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что судно, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности, на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем бассейне внутренних водных путей, подлежит учету в качестве бесхозяйного судна администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с настоящими Правилами. При выявлении бесхозяйного судна Администрация осуществляет мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна, для чего составляется опись основных параметров и характеристик судна, которые можно установить путем визуального осмотра выявленного бесхозяйного судна.

По смыслу приведенных выше положений законодательства, обязанность по учету, подъему и утилизации затонувшего бесхозяйного судна, в том числе частей корпуса судна, иного затонувшего имущества,независимо оттого расположено оно под водой либо выброшено на мелководье или берег, осуществляется администрацией бассейна внутренних водных путей, которая в свою очередь имеет право на полное возмещение понесенных расходов в связи с указанными действиями, как за счет собственника такого суда, так и путем реализации поднятого судна.

Таким образом, КВВТ РФ четко установлен орган, в обязанности которого входит поднятие, удаление или утилизация затонувших судов или иного затонувшего имущества.

В случае, если затонувшее имущество расположено в границах водохранилища и данное водохранилище является водным объектом, входящим в систему внутренних водных путей Российской Федерации и используется для осуществления судоходства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, вопросы по поднятию, удалению или утилизации затонувших судов или иного затонувшего имущества регулируются положениями КВВТ РФ и являются специальными нормами по отношению к положениям ВК РФ и Правилам охраны поверхностных водных объектов.

В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по подъему, удалению, утилизации затонувшего имущества лежит на собственнике такого имущества и на администрации бассейна внутренних водных путей.

Согласно статье 3 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей -

организация, созданная в форме государственного бюджетного учрежденияи осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с КВВТ РФ.

Согласно части 11 статьи 10 КВВТ РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

Статьей 47.1 КВВТ РФ установлены обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества, при этом указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником (часть 6).

Согласно частям 4 и 5 статьи 47.1 КВВТ РФ установлено, что в случае, если затонувшее судно создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде подъем затонувшего судна по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок; если затонувшее судно не создает угрозу безопасности судоходства - не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.

Пунктом 1.1 Устава ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» установлено, что оно является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции Администрации Волжского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.

Целями деятельности Учреждения являются эксплуатация и развитие внутреннихводных путей и гидротехнических сооружений, обеспечение судоходства на внутреннихводных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений (пункт 3.1Устава). Достижение установленных целей деятельности осуществляется на основанииутвержденного Федеральным агентством морского и речного транспортагосударственного задания. В пункте 3.2 Устава перечислены виды деятельности, которые осуществляет Учреждение в бассейне внутренних водных путей для достижения целей, среди которых осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в оперативном управлении у Администрации, выявление и учет бесхозяйных судов, установление их владельцев (подпункт 12).

В соответствии с пунктом 3.2.3 Устава Учреждение не вправе отказаться от государственного задания.

Согласно подпункту 5 пункта 3.4 Устава Учреждения по договорам с физически и юридическими лицами на возмездной основе вправе оказывать услуги по подъему, хранению, удалению или уничтожению затонувшего имущества и его транспортировке, кроме работ для выполнения государственного задания.

Кроме того, в соответствии с Уставом ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» оказание услуг по подъему, хранению, удалению или уничтожению затонувшего имущества и его транспортировке, кроме выполнения работ для выполнения Госзадания, относится к видам приносящий доход деятельности.

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того,находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег (часть 2 статьи 45 КВВТ РФ).

Пунктами 2, 5 Правил учета бесхозяйных судов и о внесении изменений в Правила государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 02.10.2014, судно, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем бассейне внутренних водных путей, подлежит учету в качестве бесхозяйного судна администрацией бассейна внутренних водных путей.

При этом при выявлении бесхозяйного судна мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна проводит администрация внутренних водных путей.

Анализ указанных норм права в совокупности свидетельствует о том, что вопреки доводам заявителя действующим законодательством на Учреждение возложена обязанность по принятию мер к подъему и утилизации затонувших судов, собственник которых не установлен, если останки указанных судов расположены в пределах внутренних водных путей.

В силу статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

- поверхностные водные объекты

- подземные водные объекты (часть 1).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 ВК РФ).

Пунктом 2 части 4 статьи 5 КВ РФ установлено, что береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

Из части 6 статьи 6 ВК РФ следует, что береговой полосой является полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, ширина которой составляет двадцать метров.

Согласно правилу, закрепленному в части 1 статьи 8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и инымисооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 ЗК РФ).

Координаты указанных объектов, отраженных в исковом заявлении, расположены в пределах водных объектов.

Вместе с тем, ответчиком при рассмотрении настоящего дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что координаты указанных объектов, указанных в иске Прокурора, находятся за пределами водного объекта и его береговой линии. Доказательств того, что указанные в таблице объекты были удалены из акватории Волгоградского водохранилища и в настоящее время отсутствуют суду не представлено и судом не добыто.

Согласно ст.51 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей имеет право продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других понесенных в связи с этим расходов.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает не только затонувшее судно, но и иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 КВВТ РФ.

При указанных обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по подъему и утилизации указанных объектов, координаты которых отражены в иске, подлежат отклонению.

Невыполнение ответчиком обязанности по подъему, удалению либо утилизации затонувших судов, иного затонувшего имущества, собственник которых неизвестен, создает угрозу причинения вреда компонентам окружающей среды, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В нарушение указанных требований закона, ответчиком, которому длительное время известно о месте нахождения указанных объектов и об отсутствии сведений о собственниках этих судов, не приняты меры к их подъему и утилизации.

На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" в течение 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу провести мероприятия по удалению из акватории (береговой полосы) Волгоградского водохранилища следующих бесхозяйных вещей, судов и их остатков:

1. Баржа 80*8 (<адрес>, 1945,0 км, левый берег, вход к нефтепричалу52°29"27,39" с.ш.;48°12"13,42"в.д.)

2. Баржа 80*8 (<адрес>, 1946,0 км, левый берег; 52°29"09,65" с.ш.; 48°12"05,41 в.д.)

3. Железобетонный дебаркадер 40*6 (<адрес>, 1938,0 км, левый берег, дополнительныйсудовой ход к причалу <адрес>, 13 км, левый берег; 52°30"48,64" с.ш.;48° 14?42,86" в.д.)

4. Баржа 50*10 (<адрес>, 1944,5 км, подход к нефтепричалу <адрес>, 2 км, левый берег; 52°29"41,83" с.ш.; 48°12"42,30" в.д.)

5. Железобетонный понтон, 30*6 (<адрес>, 1945,5 км, левый берег; 52°29"18,44" с.ш.;48° 12"18,04" в.д.)

6. Железобетонный понтон 30*6 (<адрес>, 2002,5 км, левый берег; 52°01?47,87" с.ш.;47°49"11,32" в.д.)

7. Остатки корпуса судна (2007,0 км <адрес>, рукав Балаковский, левый берег; N52°02.069", Е047044.600")

8. Остатки судна (2007,0 км <адрес>, рукав Балаковский, левый берег; N52°02.024", Е047°44.545")

9. Остатки площадки (20м х 6м) (2009,0 км <адрес>, рукав Балаковский, левый берег; N52°01.220", Е047°43.846")

10. Остатки корпуса землесоса (2008,5 км <адрес>, рукав Балаковский, приверх о. Девушкин; N52°02.459", Е047°43.743")

11. Остатки корпуса несамоходного судна (2008 км <адрес>, затонская часть залива, левый берег; N52°01.091", Е047044.512")

12. Остатки корпуса несамоходного судна (2029,4 км <адрес>, выше водозабора, Коммунар, правый берег; N52° 03.768", Е047° 28.991)

13. Остатки корпуса несамоходного судна (2029,5 км <адрес>, район водозабора, Коммунар, правый берег; N52° 03.757", Е047° 28.940")

14. Остатки корпуса несамоходного судна (2037 км <адрес> правый берег; N52° 01.795", Е047° 23.000")

15. Остатки корпуса несамоходного судна (2037,3 км <адрес>, правый берег; N52°01.664", Е047°22.554")

16. Остатки корпуса несамоходного судна; (2037,3 км <адрес>, правый берег; N52° 01.641, Е047° 22.611")

17. Остатки корпуса железобетонной площадки (2042,8 км <адрес>, правый берег; N52° 00.056", Е047° 18.001?)

Остатки корпуса несамоходного судна (2055,3 км <адрес>, ниже <адрес>, правый берег; N51° 56.549", Е047° 09.328")

Площадка от ж/д дебаркадера (2115,8 км <адрес>, о. Усовский, правый берег; N51°45.466", Е046°26.078")

Остатки корпуса колесного судна (2090,5 км <адрес>, доп. с/х в-ка Орловская 2,2 км левый берег; N51°44.866", Е046°48.285")

Остатки корпуса несамоходного судна (2090,5 км <адрес>, левый берег <адрес>,5 км; N51°50.144", Е047°01.708")

Остатки корпуса несамоходного судна ( 2090,5 км <адрес>, левый берег <адрес>,5 км; N51°50.262", Е047°01.784")

Остатки корпуса несамоходного судна (2143,3 км <адрес>, правый берег; N51° 38.112", Е046° 13.398")

Остатки понтона 20x6м; (2143,5 км <адрес>, левый берег; N51° 38.009", Е046° 14.413")

Остатки корпуса несамоходного судна; (2143,6 км <адрес>, правый берег; N51 °37.942", Е046°13.431")

Остатки корпуса несамоходного судна; (2144.5 км <адрес>, правый берег; N51° 37.626", Е046° 13.540")

Остатки корпуса несамоходного судна (2144,7 км <адрес>, правый берег; N51° 37.507", Е046° 13.567")

Остатки корпуса самоходного судна (2144,9 км <адрес>, правый берег; N51° 37.401, Е 046° 13.583")

Остатки обшивки корпуса несамоходного судна (2146 км <адрес>, правый берег; N51° 36.786", Е046° 13.526")

Железобетонная площадка несамоходного судна (2147,6 км <адрес>, правый берег, район водозабора, <адрес>; N51° 36.183", Е046° 12.855")

Остатки корпуса несамоходного судна (2155 км <адрес>, 19,0 км правый берег; N51°33.146", Е046°13.426")

Остатки корпуса несамоходного судна (2167,8 км <адрес> 2,6 км, правый берег; N51° 29.097", Е046° 02.877")

Остатки корпуса самоходного судна (2167,8 км <адрес> 2,1 км, правый берег; N51° 29.293", Е046° 02.634")

Остатки корпуса несамоходного судна (2167,8 км <адрес>, правый берег; N51° 29.086", Е046° 02.939")

Остатки корпуса несамоходного судна (2162,2 км <адрес>, о. Зеленый, правый берег; N51°32.089", Е046°05.219")

Остатки корпуса несамоходного судна (2163 км <адрес>, протока Тарханка, 11,3 км, правый берег; N51°35.059", Е046°10.263")

Остатки корпуса самоходного судна (2163 км <адрес>, протока Тарханка, 11,1 км, правый берег; N51°34.937", Е046°10.191; полузатоплено)

Остатки корпуса несамоходного судна (2162,0 км <адрес>, о. Зеленый, правый берег; N51°32.155", Е046°05.591"; полузатоплено)

Остатки корпуса несамоходного судна ( 2163 км <адрес>,8 км, левый берег; N51°32.383", Е046°05.237"; полузатоплено.)

Остатки корпуса дебаркадера (2163 км <адрес>,6 км, левый берег; N51°32.340", Е046°05.186"; полузатоплено)

Остатки самоходного судна; 2165 км <адрес>, доп. судовой ход ,3 км, правый берег; N51°30.794", Е046°00.582")

Остатки несамоходного судна (бункерного типа) (2165 км <адрес>, доп. судовой ход ,0 км, правый берег; N51°29.659", Е045°58.327";)

Остатки днищевого набора несамоходного судна (2165 км <адрес>, доп.

судовой ход ,8 км ухв. о.Васильевский правый берег; N51°28.550",

Е045°58.018")

Остатки железобетонной площадки от несамоходного судна (2171,5 км <адрес>, правыйберег, верхняя сторона причала <адрес>; N51°29.090", Е045°57.699")

Остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (2260,3 км p. Волга,

правый берег, <адрес>; N50°48.633", Е046°00.027")

46.Остатки днищевого набора несамоходной баржи (2264 км <адрес>, зал.Золотуха, правый берег; N50°50.439", Е045°54.797")

47. Остатки конструкции корпуса несамоходной баржи (2264 км <адрес>, залив Золотуха, левый берег; N50°50.283", Е045°54.798")

48. Площадка от дебаркадера (2297 км <адрес>, залив Жилой, правый берег, <адрес>; N50°38.735", Е045°38.800")

49. Самоходное судно; (4,2 км доп. суд. хода, ответвляющегося от основного судового хода на 2167,8 км <адрес> ; 51 гр. 30, 24,47"СШ, 46 гр. 04, 42,19"ВД)

50. Площадка от дебаркадера; (2155 км "<адрес>, 18 км, левый берег, 51 гр. 33,129, СШ, 46 гр. 14,094"ВД).

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Калинина