ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3644/2022 от 19.05.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2022-006460-47

Дело № 2-3644/2022

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

Именем Российской Федерации

г.Якутск 19 мая 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Цыкуновой В.П., при секретаре Алексеевой В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного лесам вследствие лесных пожаров,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что 15 июля 2021 года на территории Усть-Алданского района на землях лесного фонда в квартале 526 выделы 10 Сырдахского участкового лесничества Усть-Алданского лесничества в 7 км от с.Танда обнаружен лесной пожар № 18А на площади 1,1 га. Пожар ликвидирован 16 июля 2021 г. в 13 часов 00 минут силами привлеченных лиц с возмещением расходов за счет средств федерального бюджета, передаваемых на исполнение полномочий по тушению лесных пожаров. Площадь пожара на момент ликвидации 1,1 га, в том числе 0,6 га - лесной. Ущерб лесному фонду не причинен. Постановлением № 219 о назначении административного наказания от 22.09.2021 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ. При этом установлено, что лесной пожар № 18А в квартале 526 выделы 10 Сырдахского участкового лесничества Усть-Алданского лесничества в 7 км от с.Танда Усть-Алданского района произошел в результате загорания сухой травы из-за соприкосновения выхлопной трубы автомобиля, управляемого ФИО1 в ходе попытки выбраться из грязи, тем самым им нарушен п.8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Приказом Минприроды России от 07.10.2020 № 1614. Истец просит взыскать с ответчика в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) сумму вреда лесам, причиненного лесным пожаром № 18А от 15.07.2021 года (затрат по тушению лесного пожара) в размере 78 517 рублей 50 коп.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился. Телеграмма, направленная по месту жительства ответчика, не доставлена, ввиду того, что адресат по извещению не является.

По смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ").

В силу ст. 118 ГПК РФ суд считает ответчика извещенным о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 15 июля 2021 года на территории Усть-Алданского района на землях лесного фонда в квартале 526 выделы 10 Сырдахского участкового лесничества Усть-Алданского лесничества в 7 км от с.Танда обнаружен лесной пожар № 18А на площади 1,1 га. Пожар ликвидирован 16 июля 2021 г. в 13 часов 00 минут силами привлеченных лиц с возмещением расходов за счет средств федерального бюджета, передаваемых на исполнение полномочий по тушению лесных пожаров. Площадь пожара на момент ликвидации 1,1 га, в том числе 0,6 га - лесной. Ущерб лесному фонду не причинен.

Согласно расчету взыскиваемой суммы по иску, затраты ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по тушению лесного пожара № 18А от 15.07.2021 года составили всего 78 517,50 руб. из них: затраты на оплату аренды транспорта – 2 964 руб., затраты по оплате привлеченным лицам – 75 553,50 руб.

Постановлением руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) № 219 от 22.09.2021 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. Ущерб лесному фонду не причинен.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При этом одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (ст. 1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесных пожаров включает в себя:

- обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

- доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

- локализацию лесного пожара;

- ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

- предотвращение возобновления лесного пожара.

Таким образом, в силу норм лесного законодательства, все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затрат по тушению лесных пожаров.

В соответствии п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» тушение лесных пожаров относится к лицензируемым видам деятельности.

На территории Республики Саха (Якутия) специализированной организацией, занимающейся тушением лесных пожаров, является Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутлесресурс», которое подведомственно Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.

Земли лесного фонда Сырдахского участкового лесничества Усть-Алданского лесничества находятся в собственности Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно положению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденного Указом Главы РС (Я) от 03.10.2018 № 39, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

ГАУ Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - органу государственной власти Республики Саха (Якутия), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 года "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений".

Согласно раздела III указанного Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, в числе прочих относятся расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на ГСМ), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы, амортизационные расходы.

Так, в соответствии с материалами дела и как установлено судом, ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по тушению лесного пожара № 18А от 15.07.2021 года составили всего 78 517,50 руб. из них: затраты на оплату аренды транспорта – 2 964 руб., затраты по оплате привлеченным лицам – 75 553,50 руб.

Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: актом о лесном пожаре № 18А от 21.07.2021 года, приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) от 15.07.2021 о назначении ФИО3 руководителем лесного пожара № 18А, докладной ФИО3 от 21.07.2021 года, другими материалами дела.

Таким образом, учитывая установленную судом причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненным ущербом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром, в части взыскания расходов ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» 78 517,50 руб. из них: затраты на оплату аренды транспорта – 2 964 руб., затраты по оплате привлеченным лицам – 75 553,50 руб.

При таких обстоятельствах, исковые требования о возмещении ущерба подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, в размере 2 555,52 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 234-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) сумму вреда лесам, причиненного вследствие лесного пожара в размере 78 517 руб. 50 коп.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 555 руб. 52 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: ___ В.П. Цыкунова

___

___

___

Решение изготовлено 19 мая 2022 г.