2-3645/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 21 ноября 2013 г.
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.
при секретаре Лысовой В.А.,
с участием:
представителя администрации г. Томска Герасимова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григоряна А.Г. о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>, оформленного письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности принять решение о формировании земельного участка,
установил:
Григорян А.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>, оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности принять решение о формировании земельного участка. В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., расположенного в зоне П-3 для предприятия автосервиса, с приложением всех требуемых документов. Решением администрации г. Томска, оформленным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявления. Просил признать незаконным решение администрации г. Томска, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, устранить нарушение его прав, обязав администрацию г. Томска принять решение о формировании земельного участка по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., согласно его заявлению.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, просил о рассмотрении заявления в свое отсутствие, что в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления.
Представитель администрации г. Томска считал, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, поскольку письмо администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя рассматривать как решение об отказе в создании и предоставлении земельного участка заявителю. Данное письмо носит информационный характер. Поскольку в настоящее время истребуемый земельный участок не сформирован, никаких сжатых сроков для решения вопроса о его предоставлении в собственность, нет. Предоставить этот земельный участок в будущем будет возможно, но пока необходимо провести работы по образованию земельного участка. Решение об отказе в создании и предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу на сегодняшний день не принято.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Оспариваемый ответ датирован ДД.ММ.ГГГГ, настоящее заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Соблюдение законов предполагает, что субъект правоотношений знает закон или имеет возможность в обычных условиях знать о нем. Такая возможность обеспечивается ч.3 ст.15 Конституции РФ, закрепляющей принцип официального опубликования законов и любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
По правилам, закрепленным в п.3 ст.129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ст. 25 Устава Города Томска Администрация г. Томска является органом местного самоуправления, которая, в том числе, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены статьей 30.1 ЗК РФ.
Постановлением администрации г. Томска № 223 от 15.03.2011 «О комиссии по вопросам предоставления земельных участков», создана комиссия по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Томск».
Распоряжением администрации г. Томска № р240 от 30.03.2012 утвержден Регламент работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков.
Пунктом 2.3. Регламента предусмотрено, что комиссия рассматривает вопросы, связанные с организаций и проведением торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.
Основными документами комиссии по вопросам предоставления земельных участков являются протокол комиссии и письмо комиссии.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Григорян А.Г. обратился в администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка для предприятия автосервиса по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., расположенного в зоне П-3 (л.д. 4).
На заявление Григоряна А.Г. администрацией г. Томска ДД.ММ.ГГГГ был дан оспариваемый ответ №, согласно которому ему сообщалось, что истребуемый земельный участок расположен на территории, где отсутствует проект планировки территории, проект межевания, т.е. не определено устойчивое развитие территории: нет определены красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования, границы линейных объектов (дороги, проезды, линейные коммуникации и т.п.), в связи с чем формирование и предоставление земельного участка по адресу: <адрес> будет осуществляться после разработки и утверждения документации по планировке соответствующей территории. Именно согласно документации по планировке территории будут определены границы и назначение земельных участков, подлежащих предоставлению для строительства (л.д. 12).
Суд считает, что председателем комиссии по вопросам предоставления земельных участков администрации г. Томска не было принято решения на обращение заявителя, нарушающие его права и свободы гражданина, создающие препятствия к осуществлению его прав и свобод, незаконно возлагающие на него какую-либо обязанность или ответственность. Ответ администрации г. Томска на заявление Григоряна А.Г, носит информационно-разъяснительный характер, и по своей сути, не является решением об отказе в образовании и предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>, следовательно, указанный ответ не нарушает права и законные интересы Григоряна А.Г.
Принимая во внимание, что оспариваемый ответ не нарушает права и законные интересы Григоряна А.Г. суд оснований для удовлетворения заявления не имеет.
Бездействие администрации по непринятию решения по заявлению Григорян А.Г. последний не оспаривает, в связи с чем оно не рассматривается судом в настоящем деле.
Требование о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять решение о формировании земельного участка по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., является правовым последствием при признании незаконным отказа администрации в формировании и предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка. Однако, поскольку решения об отказе в формировании и предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка администрацией г. Томска принято не было, указанное требование также не подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Григоряна А.Г. о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>, оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности принять решение о формировании земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья