ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3652/2016 от 19.09.2016 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-3652/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2016 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Синицыной О.В., при секретаре Судья Ж.Е., с участием адвоката Ходыревой Т.А. в защиту интересов истца, адвоката Яковлева С.А. в защиту интересов ответчика ООО «Управление гостиниц», истца ФИО1, представителя ответчика ООО «Управление гостиниц» ФИО2, представителя ответчика Администрации города Ялты ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление гостиниц», Администрации города Ялты о возложении обязанности устранить препятствия в пользовании, признании частично недействительным договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с требованиями к ответчикам Обществу с ограниченной ответственностью «Управление гостиниц», Администрация г. Ялты о возложении обязанности устранить препятствия в пользовании жилым домом с относящимися к нему хозяйственными строениями и сооружениями: сараями, литеры «Б», «В», «Г», навесы литеры «Е», «Д», расположенными по адресу: <адрес> и придомовой территорией домовладения площадью 0,1664 га, признании частично недействительным договора аренды земельного участка, площадью 11,6442 га по адресу: <адрес>, исключении из площади арендованного участка земельного участка, относящегося к придомовой территории жилого дома площадью 0,1348 га. Мотивирует тем, что является собственником квартир и жилого дома <адрес>, общей площадью 81,6 кв.м., жилая площадь 38,9 кв.м., в состав домовладения входят: жилой дом литер «А», сараи «Б», «В», «Г», навесы литеры «Е», «Д». 9 ноября 2012 года домовладение в пгт. Восход по решению Массандровского поселкового совета исключено из коммунальной собственности и передано в частную собственность. В предоставлении разрешения для отвода земельного участка отказано, поскольку земельный участок, площадью 12,1997 га с 22 марта 2006 года находится в долгосрочной аренде ОАО «Управление гостиниц» сроком на 50 лет для строительства и обслуживания пансионата, обустройства и обслуживания пляжной зоны по адресу: <адрес>. Считает, что Массандровский поселковый совет незаконно распорядился государственными землями, поскольку арендатор длительное время не приступал к освоению указанных участков, тогда как истец беспрепятственно пользовался хозяйственными строениями, сооружениями и придомовой территорией. Хозяйственные строения – сараи литеры «Б», «В», «Г», как и жилой дом поставлены на кадастровый учет в связи с чем, истец просит исключить из состава арендуемого ответчиком ООО «Управление гостиниц» земельного участка придомовую территорию жилого дома <адрес> площадью 0,1348 кв.м., соответствующую площади наложения земельного участка.

Истец ФИО1 и его представитель Ходырева Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика ООО «Управление гостиниц» Яковлев С.А. и ФИО2 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель ответчика Администрации г. Ялты ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражал.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частями 1, 5 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» признается на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действие документов, в том числе подтверждающих право собственности, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.

Судом установлено, что на основании ордера №280 от 10 июня 1977 года ФИО1 выделена квартира <адрес> (л.д.7 том.1).

Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 28 августа 2007 года ФИО 2, ФИО 1, ФИО1 принадлежит квартира <адрес> с долей в праве в размере 1/3 у каждого (л.д.17-18 том.1).

В соответствии со свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 28 августа 2007 года ФИО1 принадлежит квартира расположенная по адресу: <адрес> (л.д.19-20 том.1).

24 сентября 2007 года ФИО 2, ФИО 1 передали ФИО1 2/3 части квартиры <адрес> по договору дарения (л.д.15-16, т. 1).

Согласно техническому паспорту на жилой дом <адрес> по состоянию на 25.08.2008 (кв. и ) в состав домовладения входят сараи лит. Б, В, Г, навесы Д, Е (л.д.21-25 том.1).

При приеме-передаче ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность 30.09.2009, согласно акту к жилому дому <адрес> (л.д.220-222 том.1).

Сараи лит. «Б», «В», «Г», расположенные по адресу <адрес> поставлены на кадастровый учёт (30-35 том.1).

Решением Ялтинского городского суда от 4 июля 2011 года исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению специализированному санаторию «Южнобережный» о возложении обязанности передать жилой дом <адрес> с прилегающими к нему хозяйственными постройками: сараи лит. «Б», «В», «Г», навесы «Е», «Д» в коммунальную собственность удовлетворены. Решение суда вступило в законную силу 15.07.2011 (л.д.58-60 том.1).

Решением Массандровского поселкового совета №4 от 8 февраля 2012 года дано согласие на прием в коммунальную собственность Массандровского поселкового совета от Государственного учреждения специализированный санаторий «Южнобережный» жилого дома <адрес> с последующей передачей ФИО1 (л.д.62 том.1). Решением Массандровского поселкового совета №12 от 9 ноября 2012 года указанное имущество принято в коммунальную собственность (л.д.61 том.1).

Решением Массандровского поселкового совета от 9 ноября 2012 года жилой дом <адрес> исключен из коммунальной собственности Массандровского поселкового совета и передан в пользование ФИО1 со строениями Б», «В», «Г» - сараи, «Е», «Д» - навесы (л.д.68 том 2).

Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты 18 апреля 2016 года за №01.1-17/3105, ФИО1 сообщено, что предполагаемый к отводу земельный участок частично перекрывает земельный участок ОАО «Управление гостиниц» (л.д.36 том.1). В соответствии с ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты от 30 июня 2016 года №02-1/4564 постановление о переоформлении договора аренды администрацией не принято, в связи с возникшей конфликтной ситуацией (л.д.82 том 1).

В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Абзацем 10 части 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Согласно пункту 8 части 6 статьи 26 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, Администрация города Ялта является правопреемником ликвидированного Массандровского поселкового совета в отношении принятых решений органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.

Статьей 23 Закона № 6-ФКЗ, установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов был подписан 18.03.2014 года, таким образом, именно с указанной даты на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.

Как установлено статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2014 года по делу № 308-ЭС14-1939, нормы Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ не имеют обратного действия во времени; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.

Ввиду указанного, поскольку оспариваемый договор аренды земельного участка заключен в 2006 году, то есть до принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, при разрешении настоящего спора следует применять нормы материального права Украины в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Так, статья 116 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года № 2768-Ш содержит исчерпывающий перечень оснований возникновения прав на земельный участок.

Из указной нормы права следует, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных указанным Кодексом или по результатам аукциона.

Таким образом, действующее на момент принятия спорного решения законодательство Украины устанавливало, что право собственности на земельный участок возникает именно по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, но не в силу решений органов судебной власти.

Судом установлено, что решением Массандровского поселкового совета от 22 марта 2006 года №24 утверждены проекты отвода земельных участков и переданы ОАО «Управление гостиниц» в аренду сроком на 50 лет, общей площадью 12,1997 га для строительства и обслуживания пансионата по адресу: пгт.Восход (л.д.142-143 том.1).

Согласно земельно-кадастровой информации земельный участок ОАО «Управление гостиниц» по адресу пгт. Восход предоставлен для строительства и обслуживания пансионата (л.д.144 том.1).

Массандровский поселковый совет и ОАО «Управление гостиниц» в апреле 2006 года заключили договор аренды земельного участка площадью 11,6441 га, расположенного по адресу: <адрес> сроком на 50 лет (л.д.41-47 том.1).

Согласно акту приема-передачи земельного участка Массандровский поселковый совет передал, а ОАО «Управление гостиниц» приняло земельный участок площадью 11,6441 га, расположенный в <адрес> сроком на 50 лет (л.д.49 том.1).

30 марта 2016 года на основании решения 35-ой сессии 4-го созыва Массандровского поселкового совета №24 от 22 марта 2006 года перенесены в натуру границы земельного участка ОАО «Управление гостиниц», площадью 11,6441 га (л.д.48 том.1).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ и свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «Управление гостиниц» создано 27 апреля 2016 года путем реорганизации в форме преобразования (л.д.125-131 том.1) и поставлено на учет в налоговом органе (л.д.132 том.1).

Согласно ситуационному плану и выкопировке из Генерального плана пгт. Восход жилой дом ФИО1 находится на границе земельного участка, находящегося в аренде у ОАО «Управление гостиниц» (л.д.178 том.1).

Заключением экспертного исследования №73 от 2 августа 2016 года выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> не установлено наличие отдельно стоящих объектов капитального строительства, обладающих признаками жилых домов, а постройки №1,2,3 (нумерация присвоена экспертом) не являются объектами недвижимого имущества (л.д.179-219 том.1).

В соответствии с актом обследования земельного участка от 10 ноября 2005 года испрашиваемый земельный участок расположен на землях пгт. Восход по статистическому отчету Государственного комитета Украины по земельным ресурсам «Учет земли» числится на учете: строка 11 (шифр 92) «Предприятия полностью принадлежащие иностранным инвестициям», по видам земельных угодий – застроенные земли», «земли для отдыха и иные открытые земли», «земли, предназначенные для проведения отпусков», «земли, находящиеся в собственности всех юридических и физических лиц – рекреационного назначения» (л.д.225-226 том.1).

Согласно части 2 статьи 52 Земельного кодекса Украины в редакции от 02.07.2009 года на землях рекреационного значения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.

Порядок установления и изменения целевого назначения земель указан в статье 20 Земельного Кодекса Украины.

Доказательства того, что целевое назначение спорного земельного участка было изменено, в материалах дела отсутствуют.

Использование земель рекреационного назначения в соответствии со статьей 38 Закона «Об охране окружающей природной среды» может быть общим и специальным.

Так, гражданам гарантируется право общего использования природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т. п) безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством Украины.

Согласно архивной выписке от 21 июня 2016 года №Т-49 решением 40 сессии 6 созыва Массандровского поселкового совета №1 от 19 сентября 2013 года ФИО1 отказано в предоставлении разрешения на разработку проектов на земельный участок ориентировочной площадью 0,1500 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> ввиду несоответствия места расположения испрашивания земельных участков требованиям закона (л.д.16-17 том 2).

На основании изложенного, исходя из анализа приведенных норм суд приходит к выводу, что спорный земельный участок имеет целевое назначение для строительства и обслуживания пансионата, относится к рекреационным землям и был арендован в соответствии с действующим на момент его заключения законодательством Украины до передачи в собственность истцу жилого дома <адрес> в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление гостиниц», Администрации города Ялты о возложении обязанности устранить препятствия в пользовании, признании частично недействительным договора аренды земельного участка отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Крым через Ялтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 23 сентября 2016 года