ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3660/20 от 08.09.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

КОПИЯ

дело № 2-3660/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,

при секретаре Вороновой Т.Д.,

с участием:

представителя процессуального истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах ФИО3 к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» об оспаривании действий, к Министерству социального развития и труда Камчатского края о взыскании удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее - КГКУ «Центр выплат») о возложении обязанности, взыскании недополученной части ежемесячной компенсации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу соблюдения КГКУ «Центр Выплат» законодательства в сфере социальных прав граждан, по результатам которой установлено, что ФИО3 является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по категории «Инвалид» (далее – ЕДК) по месту жительства: <адрес> 01 октября 2009, 01 января 2016 года по настоящее время.

Отношения, связанные с предоставлением вышеуказанной категории граждан компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, урегулированы статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ).

Соответственно, субъект Российской Федерации, осуществляя собственное правовое регулирование вправе устанавливать лишь формы предоставления мер социальной поддержки своими нормативными правовыми актами. Иных полномочий в отношении граждан, указанных в выше приведенных нормах федерального законодательства, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

В целях реализации вышеуказанных требований действующего законодательства Правительством Камчатского края принято постановление от 12.05.2017 № 200-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее по тексту – Постановление № 200-П), которым определено в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в форме ежемесячной денежной компенсации 50 процентов.

Предоставление указанной денежной компенсации осуществляется в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Министерства социального развития и труда Камчатского края (часть 5 Постановления № 200-П).

Во исполнение части 5 Постановления № 200-П Министерством социального развития и труда Камчатского края издан приказ Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13.11.2017 г. № 1233-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по плате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее по тексту – Порядок).

Согласно ч. 1.8. Порядка, предоставление денежных компенсаций осуществляется за счет средств федерального и/или краевого бюджета, предусмотренных Министерству социального развития и труда Камчатского края (далее - Министерство) на эти цели через КГКУ «Центр выплат».

В силу ч. 2.1 Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу внесения оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 8 ч. 1 приложения 1 к Порядку инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, относятся к категории граждан, проживающие в Камчатском крае, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальные услуги, которым, предоставляются в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 6 части 1 приложения 2 к Порядку установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, ежемесячно предоставляется денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50 процентов.

В соответствии с п. 6 абз. «а» ч. 1 приложения 2 к Порядку, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, одиноко проживающим инвалидам и инвалидам, проживающим в семьях, состоящих из 2 человек, в размере 20 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) 20 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг.

В силу ч. 2.1. приложения 2 к Порядку, перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг или по обращению граждан, указанных в части 1 приложения 1 к настоящему Порядку, в порядке, определяемом частями 2.8 - 2.13 настоящего Порядка, и предоставлением, документов, подтверждающих фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг, за период, подлежащий перерасчету.

Таким образом, из системного единства и взаимосвязи вышеприведенных норм законодательства следует, что предусмотренная федеральным законодательством компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов выплачивается инвалидам в Камчатском крае ежемесячно в денежной форме, и, несмотря, на авансирование, обязательно до начала месяца внесения оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и уплаты вноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом в условиях отсутствия заявления гражданина о перерасчете размера денежной компенсации, именно КГКУ «Центр выплат» в указанный срок, то есть до момента наступления месяца внесения соответствующей платы, должен осуществить получение, обработку информации о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, расчет и выплату компенсации в полном объеме, поскольку такие обязанности, кроме него, на иные органы, организации и граждан, действующими правовыми нормами не возложены.

Авансирование ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам, без фактической ее выплаты в соответствии с вышеприведенными положениями, с применением при расчетах процентного отношения к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг, является незаконным поскольку, по сути, устанавливают иной, не предусмотренный федеральным законодательством порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассматриваемой категории граждан.

Считал, что изложенным основаниям, неправомерно производить выплату ежемесячной денежной компенсации и позже вышеприведенного срока, по причине несвоевременного поступления в КГКУ «Центр выплат» сведений о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, поскольку данное обстоятельство никак не связано с действиями федерального льготника, и соответственно, свидетельствует о злоупотреблении учреждением своими полномочиями.

Между тем ЕДК с ноября 2018 года в нарушение требований законодательства, выплачивалась ФИО3 в размере 20% регионального стандарта, то есть в пределах авансирования. Компенсация фактических расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт в размере 50% ему не производится с 01 ноября 2018 по настоящее время, в связи с отсутствием сведений о фактическом потреблении коммунальных услуг, что существенным образом нарушает гарантированное государством право на социальную защиту, в том числе на ежемесячное и в полном объеме получение указанной меры социальной поддержки.

Кроме того, при поступлении сведений о фактических расходах на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг ФИО3 с ноября 2018 года по апрель 2019 года КГКУ «Центр выплат» произведен перерасчет предоставленной денежной компенсации с учетом наличия права на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов, согласно которому установлена недоплата заявителю ЕДК в сумме 1 559 рублей 94 копеек (недоплата в ноябре 2018 года – 338 рублей 18 копеек, декабре 2018 года – 386 рублей 22 копеек, январе 2019 года – 364 рубля 31 копейка, феврале 2019 года – 383 рубля 51 копейка, марте 2019 года – 87 рублей 72 копейки).

Указанные денежные средства ФИО3 не доплачены.

Более того, проверка показала, что ранее рассматриваемые правоотношения на региональном уровне регулировались постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 г. № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» и приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24.11.2016г. № 1283-П «Об утверждении Порядка предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», которыми не предусматривалось авансирование указанной денежной компенсации, а её перерасчет допускался исключительно по заявлению граждан, вне зависимости от поступления сведений о фактическом потреблении коммунальных услуг.

Постановление Правительства Камчатского края от 18.12.2012 г. № 565-П признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Камчатского края от 12.05.2017 г. № 201-П.

12.05.2017 года Правительством Камчатского края принято вышеупомянутое Постановление № 201-П, которым определены форма и размер компенсации, а также соответствующий перечень категорий граждан.

Наряду с этим Министерством социального развития и труда Камчатского края взамен приказа от 24.11.2016 № 1283-П издан приказ от 13.11.2017 № 1233-П, который вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространился на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года, за исключением положений пункта 1 части 2.9 Порядка (пункт 3 Приказа в редакции от 13.11.2017).

В свою очередь, пунктом 1 части 2.9 Порядка в редакции от 13.11.2017 г. было установлено, что при наступлении любых без исключения обстоятельств, предусмотренных частью 2.8 настоящего Приказа, повлекших уменьшение размера ЕДК либо утрату права на получение ЕДК, перерасчет размера ЕДК осуществляется при поступлении в КГКУ «Центр выплат» сведений о наступлении указанных обстоятельств, с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства, но не более чем за период, равный сроку исковой давности, установленному статьей 196 ГК РФ, определяемому с месяца поступления сведений в КГКУ «Центр выплат».

Пунктом 14 части 2.8 Порядка, в качестве основания перерасчета размера ЕДК предусмотрено поступление информации в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг и размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме или обращение граждан с заявлением (с приложением документов, подтверждающих фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг и размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) о перерасчете размера денежных компенсаций по причине несоответствия размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в редакции Порядка от 13.11.2017).

В дальнейшем приказами Минсоцразвития и труда Камчатского края от 20.03.2018 № 303-п и от 08.10.2018 № 1146-п внесен ряд изменений в приказ от 13.10.2017 № 1233-п, которые не распространялись на правоотношения, возникшие до 1 января 2018 года.

В частности часть 2.9 Порядка изложена в новой редакции, без разделения на пункты, что не нашло своего отражения в пункте 5 приказа Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13.11.2017 № 1233-п.

Кроме того, действующей редакцией части 2.9 Порядка возможность применения ее положений к обстоятельствам, указанным в пункте 14 части 2.8 Порядка, не установлена.

Таким образом, во взаимосвязи действующие нормы федерального и регионального законодательства не содержали и не содержат положений, предусматривающих право КГКУ «Центр выплат» на осуществление перерасчета ЕДК в сторону уменьшения ее размера, в случае поступления в отсутствии заявления гражданина, сведений о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, в отношении правоотношений, возникших ранее 01 января 2018 года.

Вместе с тем установлено, что в 2018 году в КГКУ «Центр выплат» поступили сведения о фактическом потреблении ФИО3 коммунальных услуг, в связи с чем, учреждением произведён перерасчет в сторону уменьшения размера ЕДК предоставленной за период с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 года, в результате чего образовалась задолженность перед КГКУ «Центр выплат» в сумме 37 607 рублей 60 копеек, в том числе за 2017 год в размере 21 381 рубля 19 копеек.

В нарушение норм законодательства, в настоящее время производится взыскание задолженности за 2017 год без согласия гражданина путем удержания 50 % из сумм текущей компенсации.

По состоянию на 06 марта 2019 года, с октября 2018 года по март 2019 года КГКУ «Центр выплат» незаконно произведено удержание излишне выплаченных сумм ЕДК от сумм ЕДК, причитающихся ФИО3, в размере 3 051 рубля 12 копеек.

Указанное можно расценивать как фактический отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении ФИО3 мер социальной поддержки в размере и порядке, установленных федеральным законодательством, в виде ЕДК.

С учетом добросовестной оплаты коммунальных услуг ФИО3, наличия законного права последнего на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50%, отсутствии счетной ошибки, КГКУ «Центр выплат» неправомерно произведен перерасчет предоставленной ФИО3 ЕДК в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года и удержание данных сумм компенсации из денежной компенсации, причитающейся гражданину при последующих выплатах, что нарушает права последнего, как гражданина, относящегося к категории «Инвалид».

Кроме того, удержание указанной задолженности без его согласия, в условиях оспаривания им законности действий КГКУ «Центр выплат», является незаконным, поскольку в данном случае имеет место спор, который в соответствии со статьей 32 Федеральный закон № 181-ФЗ должен рассматриваться в судебном порядке.

Просил суд возложить на ответчика обязанность произвести ФИО3 перерасчет размера ЕДК за период с 01 ноября 2018 года по дату принятия решения суда, с учетом наличия права на ЕДК в размере 50% фактических расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, выплатить ФИО3 ЕДК за период с 01 ноября 2018 года по дату принятия решения суда, с учетом наличия права на ЕДК в размере 50% фактических расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, взыскать с ответчика в пользу материального истца недополученную часть ЕДК за период с октября 2018 года по март 2019 года в размере 3 051 рубля 12 копеек.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 мая 2019 года, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, Министерство социального развития и труда Камчатского края привлечено к участию в деле в качестве соответчика, с исключением из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

Впоследствии в соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ представитель прокуратуры города Петропавловска-Камчатского, имея процессуальный статус истца, в ходе судебного разбирательства, окончательно определил исковые требования и просил суд признать незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО3 выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчета за период с 01 января 2017 года по 31 октября 2018 года. Взыскать с ответчика Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по май 2019 года в размере 3960 рублей 01 копейки, недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 1 559 рублей 94 копеек.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 июня 2019 года принят отказ истца ФИО3 от исковых требований в части возложения на ответчика КГКУ «Центр выплат» обязанности произвести перерасчет размера ЕДК за период с 01 ноября 2018 года по дату принятия решения суда, с учетом наличия права на ЕДК в размере 50% платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а за также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательстве РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления кимвальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда; возложения на ответчика Министерство социального развития и труда Камчатского края обязанности выплатить размер ЕДК за период с 01 ноября 2018 года по дату принятия решения суда, с учетом наличия права на ЕДК в размере 50% платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а за также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательстве РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления кимвальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Производство в этой части по делу прекращено.

Истец ФИО3 участия в судебном заседании не принимал.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Петропавловск-Камчатского ФИО1, действующая на основании доверенности, указанные исковые требования и поддержала по основаниям, изложенным в иске и уточненном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр выплат» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в ранее направленных письменных возражения на иск и в дополнениях к ним, в которых указано, что ФИО3 является получателем ЕДК части платы за коммунальные услуги по льготной категории «Инвалид» по месту жительства по адресу: г. <адрес> 1 октября 2009 года по настоящее время. ЕДК расходов на оплату коммунальных услуг по категории «Инвалид» выплачивается путем авансирования, в месяце предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. ФИО3 ЕДК расходов на оплату коммунальных услуг с учетом частной формы собственности многоквартирного дома и количества зарегистрированных граждан – 2 человека, произведена выплата за период с 01 января 2017 года по 28 февраля 2019 года путем авансирования в сумме 60 333 рублей 55 копеек. В соответствии с заключенным соглашением о межведомственном информационном взаимодействии с организациями жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского, в КГКУ «Центр выплат» частично поступили сведения о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных ФИО3 за период с 01 января 2017 года по 31 марта 2019 года, в связи, с чем КГКУ «Центр выплат» был произведен перерасчет ЕДК расходов на оплату коммунальных услуг, предоставленной в виде аванса, в результате которого установлен факт излишне выплаченных денежных средств по состоянию на 10 июня 2019 года 32 946 рублей 09 копеек, в связи, с чем при начислении последнему ЕДК по категории «Инвалид», с октября 2018 года, без его согласия, производится удержание излишне выплаченных сумм, выявленных при осуществлении перерасчета, в размере 50 процентов от причитающейся суммы денежной компенсации при каждой последующей выплате. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг относится к суммам, предоставленным гражданину в качестве средства существованию, следовательно, не подпадает под действия положений статьи 1109 ГК РФ. На текущий момент ФИО3 произведён перерасчет ЕДК расходов на оплату коммунальных услуг с учетом регионального стандарта и фактического потребления за 2018 год и январь-март 2019 года. Считала, что перерасчет ЕДК соответствуют положениям действующего законодательства РФ и Камчатского края. Сведения о фактически потребленных коммунальных услугах поступают КГКУ «Центр выплат» в месяце следующим за месяцем потребления и оплаты коммунальных услуг до 15-20 числа, в связи, с чем перерасчет с учетом данных сведений, производится в течение следующего месяца после поступления данных сведений в КГКУ «Центр выплат». Также указала, что на законодательном уровне не урегулирован вопрос о направлении управляющими компаниями сведений фактически потребленных услуг.

Дополнительно указала о несостоятельности доводов процессуального истца о применении к спорным правоотношениям нормы приказа Министерства от 24 ноября 2016 года № 1283-П «Об утверждении Порядка предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», которыми не предусматривалось авансирование денежной компенсации, а ее перерасчет допускался по заявлению гражданина, поскольку Приказом Министерства от 13 ноября 2017 года № 1233-П, утвердившим Порядок № 1233-П с учетом распространения его действия на правоотношения, возникающие с 1 января 2017 года, приказ Министерства от 24 ноября 2016 года № 1283-П утратил силу и определен период его действия с 1 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года, в связи с чем, к этим правоотношениям нормы данного приказа не могут быть применены.

Ссылаясь на ч.2.1, ч. 1.6 Порядка № 1283-П, п. 5 ч. 1 Приложения 2 к Постановлению № 565-П, считала, что довод процессуального истца, что порядок предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, утвержденный приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года № 1283-П, действовавший до принятия Министерством социального развития и труда Камчатского края приказа № 1233-П от 13 ноября 2017 года, не предусматривал авансирование выплаты денежной компенсации ошибочен. Порядок № 1233-П не изменял правила предоставления денежной компенсации, закрепленный ранее в Порядке № 1283-П и Постановлении № 565-П. Часть 2.15 и абзац 3 части 2.21 Порядка № 1283-П аналогично части 2.11, абзацу 3 части 2.17 Порядка № 1233-П и части 2.8 Приложения 2 к Порядку № 1233-П предусматривали удержание без согласия гражданина излишне выплаченных сумм денежной компенсации в размере не превышающем 100 процентов от суммы денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей выплате.

Предметом рассмотрения административного дела № 3а-9/2019 являлись отдельные положения Порядка № 1233-П, а именно: часть 2.11 и часть 2.17 Порядка № 1233-П, пункты 2,3,4,5,6 части 2 Положения к Порядку № 1233-П, часть 2.8 Приложения 2 к Порядку № 1233-П, часть 2 Приложения 3 к Порядку № 1233-П. Данные положения касались предоставления денежной компенсации в виде аванса в процентном соотношении от регионального стандарта, а также произведение удержания излишне выплаченной компенсации в размере 100 процентов от последующих выплат.

В остальной части Порядок № 1233-П не оспаривался и являлся действующим до издания Министерством социального развития и труда Камчатского края 11 марта 2019 года приказа № 302-П. Положения Порядка № 1233-П закрепляющие основания для произведения перерасчета и порядок его произведения, а именно части 2.8 и 2.12 Порядка № 1233-П не являлись предметом рассмотрения по административному делу № 3а-9/2019 и не признавались недействующими, следовательно, они являются действующими и подлежащими применению с 1 января 2017 года по 26 марта 2019 года – период действия Порядка № 1233-П (далее вступил в силу и подлежит применению приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 11 марта 2019 года № 302-П). При этом часть 2.21 Порядка № 302-П закрепляет аналогичные правила произведения перерасчета (в том числе на срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ – 3 года назад) и часть 2.25 Порядка № 302-П устанавливает учитывание излишне выплаченных сумм в размере 5 процентов от последующих выплат, а согласно личному заявлению гражданина могут учитываться в размере более 5 процентов. Кроме того, ни процессуальный истец, ни материальный истец ФИО3 не оспаривают законность произведенного КГКУ «Центр выплат» перерасчета и размер выявленной излишне выплаченной суммы меры социальной поддержки. Более того, процессуальный истец использовал данные произведенные перерасчета для определения объема исковых требований (суммы взыскания), соглашаясь, таким образом, с действиями КГКУ «Центр выплат» по произведению перерасчета. Размер меры социальной поддержки ФИО3 за период с января 2017 года по март 2019 года, рассчитанный с учетом его фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, составлял 24332,70 рублей, а выплаченный размер денежной компенсации – 61132,75 рубля. На сегодняшний день ФИО3 не прекращалось предоставление денежной компенсации, выплаты производятся каждый месяц в размере, определенном в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приложением 1 к Порядку № 302-П (приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 11 марта 2019 года № 302-П). Таким образом, право ФИО3 на получение социальной поддержки, установленной частями 13-15 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не нарушено.

Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2019 года по делу № 8Г-580/2019 (88-596/2019), в котором суд, проверяя полномочия органов социальной защиты в части удержания переплаты социальной выплаты, пришел к выводу о правомерности такого удержания, так как оно связано с переходом правил расчета социальной выплаты от норматива к фактическому потреблению и основано на действующих положениях нормативных правовых актах. Считала, что денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг не относится к суммам, предоставленным гражданину в качестве средства к существованию, следовательно, не подпадает под действие положений статьи 1109 ГК РФ. Кроме того, при условии наличия добросовестности со стороны получателя данной меры социальной поддержки, в случае несоответствия размера начисленных ему денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной ему оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, получатель денежной компенсации должен был воспользоваться своим правом на подачу соответствующего заявления в КГКУ «Центр выплат». Между тем, за весь спорный период получения ФИО3 денежной компенсации, заявления о перерасчете размера меры социальной поддержки до установленного федеральным законодательством размера от последнего не поступало. ФИО3 в судебных заседаниях в первой и апелляционной инстанции не отрицал факт выплаты ему излишних денежных средств, а также не оспаривал размер переплаты, и полагал, с учетом его материального положения, возможным и более комфортным способом возврата указанных сумм путем произведения учитывая излишне выплаченных денежных сумм компенсации из каждой последующей причитающейся выплаты.

Полагала, что перерасчет денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, представленной ФИО3, произведенный с учетом регионального стандарта и фактического потребления с 1 января 2017 года по текущее время, и учитывание излишне выплаченных сумм из последующих выплат денежной компенсации полностью соответствуют положениям действующего законодательства Российской Федерации и Камчатского края.

Ответчик Министерство социального развития и труда Камчатского края извещен о времени и месте судебного заседания, представитель участия в судебном заседании не принимал. Ранее направил письменные возражения на иск, в которых указал, что федеральным законодательством конкретных требований к порядку предоставления рассматриваемых мер социальной поддержки не установлено. В соответствии с ч. 5 Постановления № 200-П предоставление денежных компенсаций, осуществляется в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Министерства, во исполнение данной правовой нормы приказом Министерства от 13 ноября 2017 года № 1233-п (действовавшим до 27 марта 2019 года) утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, которым предусмотрено предоставление ЕДК в два этапа, авансирование и перерасчет, что не противоречит нормам федерального законодательства, не устанавливает иного порядка и не изменяет установленную инвалидам постановлением № 200-П, денежную форму предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Такой порядок установлен в связи с тем, что начисление и выплата ЕДК осуществляется КГКУ «Центр выплат», который в свою очередь не осуществляет полномочия по начислению фактической стоимости потребленных коммунальных услуги, не обладает в полном объеме сведениями о таких начислениях. В целях своевременной оплаты и соблюдения прав и законных интересов граждан выплат авансового платежа ЕДК производится опережающим методом, то есть в месяце, предшествующем месяцу внесения оплаты. Позиция прокурора о нарушении в части взыскания излишне выплаченных сумм ЕДК, ввиду несоответствия фактическому объему потребленных и оплаченных расходов на оплату коммунальных услуг, не основана на правовых нормах, так как перерасчет не является результатом счетной ошибки, а представляет этап нормативно закреплённого порядка предоставления мер социальной поддержки, отсутствие недобросовестности со стороны гражданина, в такой ситуации, не является основанием для получения им предоставляемой за счет средств федерального бюджета государственной меры социальной поддержки.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 с 02 августа 2007 года является инвалидом 2 группы, бессрочно, с 01 октября 2009 года получал меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», что никем в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

19 февраля 2019 года ФИО3 обратился к прокурору г. Петропавловска-Камчатского с заявлением по факту прекращения выплат ЕДК.

Как следует из ответа КГКУ «Центр выплат» от 06 марта 2019 года, направленному в адрес прокуратуры города Петропавловска-Камчатского, ФИО3 за период с 01 января 2017 года по 28 февраля 2019 года, предоставлена ЕДК в сумме 60 333 рублей 55 копеек, за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года КГКУ «Центр выплат» на основании поступивших сведений об объемах жилищно-коммунальных услуг произведен перерасчёт ЕДК, предоставленного ФИО3 с учётом фактического его потребления жилищно-коммунальных услуг за указанный период. Так как сумма аванса значительно превышает расходы по оплате фактически потребленных жилищно-коммунальных услуг, в результате проведенного перерасчета, установлен факт излишне выплаченных денежных средств в размере 37 607 рублей 60 копеек. При начислении ФИО3 ЕДК по категории «Инвалид» с октября 2018 года производилось удержание излишне выплаченных сумм ЕДК, выявленных при осуществлении перерасчета за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, в размере 50% от сумм причитавшихся ЕДК, в размере 30 % с марта 2019 года от сумм причитающихся ЕДК при каждой последующей выплате. Остаток невозмещенных излишне выплаченных сумм ЕДК по состоянию на 01 марта 2019 года составил 34 556 рублей 10 копеек.

Рассматривая исковые требования о признании незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО3 выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчета за период с 01 января 2017 года по 31 октября 2018 года, суд приходит к следующему.

В обоснование данных исковых требований процессуальный истец указал о неправомерности действий ответчиков, повлекших ограничение прав истца на получение мер социальной поддержки в виде получения ЕДК в части расходов на оплату коммунальных услуг, в связи с удержанием без согласия гражданина из сумм текущей компенсации на основании поступивших сведений о фактическом потреблении ФИО3 коммунальных услуг, что расценивал как фактический отказ в предоставлении ФИО3 мер социальной поддержки в размере и порядке, установленных федеральным законодательством, в виде ЕДК. Прокурорская проверка показала, что ранее рассматриваемые правоотношения на региональном уровне регулировались постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 г. № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» и приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24.11.2016г. № 1283-П «Об утверждении Порядка предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», которыми не предусматривалось авансирование указанной денежной компенсации, а её перерасчет допускался исключительно по заявлению граждан, вне зависимости от поступления сведений о фактическом потреблении коммунальных услуг. Так, в 2018 году в КГКУ «Центр выплат» поступили сведения о фактическом потреблении ФИО3 коммунальных услуг, в связи с чем, учреждением произведён перерасчет в сторону уменьшения размера ЕДК предоставленной за период с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 года, в результате чего образовалась задолженность перед КГКУ «Центр выплат» в сумме 37 607 рублей 60 копеек, в том числе за 2017 год в размере 21 381 рубля 19 копеек. В нарушение норм законодательства, в настоящее время производится взыскание задолженности за 2017 год без согласия гражданина путем удержания 50 % из сумм текущей компенсации. По состоянию на 06 марта 2019 года, с октября 2018 года по март 2019 года КГКУ «Центр выплат» незаконно произведено удержание излишне выплаченных сумм ЕДК от сумм ЕДК, причитающихся ФИО3, в размере 3 960 рублей 01 копейки. В то время как действующие нормы федерального и регионального законодательства не содержали и не содержат положений, предусматривающих право КГКУ «Центр выплат» на осуществление перерасчета ЕДК в сторону уменьшения ее размера, в случае поступления в отсутствии заявления гражданина, сведений о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, в отношении правоотношений, возникших ранее 01 января 2018 года.

Возражая против заявленных исковых требований, ответчики в письменных возражениях на иск и дополнениях к ним указали на то, что начисление и выплата ЕДК осуществляется КГКУ «Центр выплат», который в свою очередь не осуществляет полномочия по начислению фактической стоимости потребленных коммунальных услуги, не обладает в полном объеме сведениями о таких начислениях. В целях своевременной оплаты и соблюдения прав и законных интересов граждан выплат авансового платежа ЕДК производится опережающим методом, то есть в месяце, предшествующем месяцу внесения оплаты. Позиция прокурора о нарушении в части взыскания излишне выплаченных сумм ЕДК, ввиду несоответствия фактическому объему потребленных и оплаченных расходов на оплату коммунальных услуг, не основана на правовых нормах, так как перерасчет не является результатом счетной ошибки, а представляет этап нормативно закреплённого порядка предоставления мер социальной поддержки, отсутствие недобросовестности со стороны гражданина, в такой ситуации, не является основанием для получения им предоставляемой за счет средств федерального бюджета государственной меры социальной поддержки. На основании поступивших сведений о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных ФИО3 за период с 01 января 2017 года по 31 марта 2019 года произведен перерасчет ЕДК расходов на оплату коммунальных услуг, предоставленной в виде аванса и установлен факт излишне выплаченных денежных средств, в связи, с чем при начислении последнему ЕДК с октября 2018 года без его согласия производилось удержание излишне выплаченных сумм, выявленных при осуществлении перерасчета. Порядок № 1233-п не изменял правила предоставления денежной компенсации, закрепленный ранее в Порядке № 1283-п и Постановлении № 565-п. Часть 2.15 и абзац 3 части 2.21 Порядка № 1283-п аналогично части 2.11, абзацу 3 части 2.17 Порядка № 1233-п и части 2.8 Приложения 2 к Порядку № 1233-п предусматривали удержание без согласия гражданина излишне выплаченных сумм денежной компенсации в размере не превышающем 100 процентов от суммы денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей выплате.

Предметом рассмотрения административного дела № 3а-9/2019 являлись отдельные положения Порядка № 1233-п, а именно: часть 2.11 и часть 2.17 Порядка № 1233-п, пункты 2,3,4,5,6 части 2 Положения к Порядку № 1233-п, часть 2.8 Приложения 2 к Порядку № 1233-п, часть 2 Приложения 3 к Порядку № 1233-п. Данные положения касались предоставления денежной компенсации в виде аванса в процентном соотношении от регионального стандарта, а также произведение удержания излишне выплаченной компенсации в размере 100 процентов от последующих выплат.

В остальной части Порядок № 1233-п не оспаривался и являлся действующим до издания Министерством социального развития и труда Камчатского края 11 марта 2019 года приказа № 302-п. Положения Порядка № 1233-п закрепляющие основания для произведения перерасчета и порядок его произведения, а именно части 2.8 и 2.12 Порядка № 1233-п не являлись предметом рассмотрения по административному делу № 3а-9/2019 и не признавались недействующими, следовательно, они являются действующими и подлежащими применению с 1 января 2017 года по 26 марта 2019 года – период действия Порядка № 1233-п (далее вступил в силу и подлежит применению приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 11 марта 2019 года № 302-п). При этом часть 2.21 Порядка № 302-п закрепляет аналогичные правила произведения перерасчета (в том числе на срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ – 3 года назад) и часть 2.25 Порядка № 302-п устанавливает учитывание излишне выплаченных сумм в размере 5 процентов от последующих выплат, а согласно личному заявлению гражданина могут учитываться в размере более 5 процентов. Кроме того, ни процессуальный истец, ни материальный истец ФИО3 не оспаривают законность произведенного КГКУ «Центр выплат» перерасчета и размер выявленной излишне выплаченной суммы меры социальной поддержки. Более того, процессуальный истец использовал данные произведенные перерасчета для определения объема исковых требований (суммы взыскания), соглашаясь, таким образом, с действиями КГКУ «Центр выплат» по произведению перерасчета. Размер меры социальной поддержки ФИО3 за период с января 2017 года по март 2019 года, рассчитанный с учетом его фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, составлял 24332,70 рублей, а выплаченный размер денежной компенсации – 61132,75 рубля. На сегодняшний день ФИО3 не прекращалось предоставление денежной компенсации, выплаты производятся каждый месяц в размере, определенном в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приложением 1 к Порядку № 302-п (приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 11 марта 2019 года № 302-п). Таким образом, право ФИО3 на получение социальной поддержки, установленной частями 13-15 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не нарушено.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституцией РФ социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п).

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в статье 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий.

Согласно Преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Одновременно полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ).

Иных полномочий в отношении граждан указанной категории органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

Поэтому устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 28.2 указанного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года № 1283-п.

Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п был утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, который в настоящее время утратил силу.

Учитывая характер спорных правоотношений, предмет иска, судом дана оценка юридически значимым обстоятельствам в соответствии с правовым регулированием, установленным указанным Порядком, начиная с 1 января 2017 года.

В дальнейшем в Порядок № 1233-п вносились изменения приказами от 20 марта 2018 года, 08 октября 2018 года и 05 февраля 2019 года.

Частью 2 Приложения 2 к Порядку № 1233-п предусматривалось, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В последующем предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, который осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, или по обращению граждан с предоставлением документов, подтверждающих фактическое потребление, за период, подлежащий перерасчету (часть 2.2 Приложения 2 к Порядку).

Приказом от 08 октября 2018 года № 1146-п Приложение № 2 Порядка дополнено частью 2.8, согласно которой излишне выплаченные федеральному льготнику суммы ежемесячной денежной компенсации вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной компенсации, подлежат удержанию в размере 100% из ежемесячных денежных компенсаций и (или) ежегодных денежных компенсаций, причитающихся к выплате в последующих расчетных периодах.

В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.

Решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года административный иск по административному делу № 3а-9/2019 по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании нормативного правового акта, которым данный удовлетворен частично.

Так, данным решением пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В данном решении дан анализ установленному региональным законодательством Камчатского края порядку авансирования, предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов с последующим удержанием без согласия гражданина сумм переплаты в случае их превышения над фактическими расходами. Сделан вывод о том, что приведенные положения Порядка фактически наделяют административный орган правом удерживать излишне выплаченные суммы компенсации в одностороннем порядке без согласия гражданина (льготника), не предусматривая уведомление такого лица об удержании сумм в случае их возможного удержания из последующих компенсационных выплат. Тем самым региональным законодателем изменен порядок гарантированных государством льгот с компенсации фактических расходов, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг, на авансирование предполагаемых расходов, с правом самостоятельного удержания спорных сумм в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы.

Также в указанном решении указано на нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту своих интересов, связанных с получением соответствующей компенсации, гарантированной федеральными законами, в частности, в связи с правовой неопределенностью данного вопроса.

Изложенные в решении Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года выводы согласуются с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по конкретным делам, рассмотренным как в порядке административного судопроизводства (нормоконтроль), так и по гражданско-правовым спорам социального характера, согласно которой удержание выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина и правового обоснования не допускается.

Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 7 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта.

В связи с этим, не имеют правового значения доводы ответчиков о том, что Положения Порядка № 1233-п закрепляющие основания для произведения перерасчета и порядок его произведения, а именно части 2.8 и 2.12 Порядка № 1233-п не являлись предметом рассмотрения по административному делу № 3а-9/2019 и не признавались недействующими, следовательно, они являются действующими и подлежащими применению с 1 января 2017 года по 26 марта 2019 года – период действия Порядка № 1233-п.

Более того, до принятия Порядка, утвержденного приказом № 1233-п от 13 ноября 2017 года, а именно в 2017 году спорные правоотношения регулировались приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года № 1283-п, в котором не содержалось норм, предусматривающих авансирование единовременной денежной компенсации и использование сведений о потребленных коммунальных услугах при её расчете, а перерасчет ЕДК в зависимости от начисленной платы допускался исключительно по заявлению граждан-льготников.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в период с октября 2018 года по май 2019 года КГКУ «Центр выплат» в одностороннем порядке удержало из ежемесячной денежной компенсации, причитающиеся ФИО3, сумму в размере 3960 рублей 01 копейки. Также ФИО3 недополучил часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 1 559 рублей 94 копеек.

Согласие гражданина-льготника на удержание из назначенной компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг излишне выплаченных сумм компенсации не имелось.

Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Между тем, если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемые действия КГКУ «Центр выплат» надлежит расценивать как фактический отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении ФИО3 мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, размер и порядок выплаты которой установлен федеральным законодательством.

Оценив в совокупности исследованные обстоятельства и доказательства, принимая во внимание, что положения части 2.8 приложения 2 к Порядку, утверждённому Приказом Министерства социального развития и труда в Камчатском крае от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 08 октября 2018 года), предоставляющие право КГКУ «Центр выплат» удерживать из ежемесячных денежных компенсаций, причитающихся к выплате гражданину в последующих расчётных периодах излишне выплаченные суммы с учётом фактического объёма потреблённых и оплаченных расходов за жилое помещение и коммунальные услуги без уведомления гражданина, признаны недействующими, в том числе, судом вышестоящей инстанции установлено урегулирование Министерством социального развития и труда в Камчатском крае вопросов, изложенных в п. 6 части 2 приложения 2 к Порядку, находящихся вне пределов усмотрения Министерства социального развития и труда Камчатского края, суд приходит к выводу, что действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО3 выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчёта за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года, являются незаконными, выполненными на основании нормативного правового акта, противоречащего Федеральному закону «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации, гарантирующих предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО3 выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчета за период с 01 января 2017 года по 31 октября 2018 года подлежат удовлетворению.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт неправомерного удержания КГКУ «Центр выплат» выплаченных сумм ЕДК, что повлекло нарушение у материального истца гарантированного права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактического объема потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, суд взыскивает с ответчика Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по май 2019 года в размере 3960 рублей 01 копейки, недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 1 559 рублей 94 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования первого заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконными действия КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» по удержанию с ФИО3 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с 01 января 2017 года по 31 октября 2018 года.

Взыскать с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в пользу ФИО3 удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по май 2019 года в размере 3 960 рублей 01 копейки, а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 1 559 рублей 94 копеек, всего 5 519 рублей 95 копеек.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 сентября 2020 года.

Судья Г.А. Липкова

подлинник решения находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края № 2-3660/2020

УИД № 41RS0001-01-2019-002227-51