ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3662/2021 от 28.04.2022 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-686/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 года город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Макоед Ю.И.

при секретаре судебного заседания – Шереужевой А.Х.

с участием представителя ответчика – ФИО1 действует на основании доверенности, представителя третьего лица ГУП «Дирекция управления имуществом» – ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев исковое заявление ФИО3 <данные изъяты> к Нотариальной палате города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП «Дирекция управления имуществом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Нотариальной палате города Севастополя, в котором просит суд признать отсутствующим обременение, возникшее на основании договора залога (ипотеки), заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским региональным управлением государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному и жилищному строительству» и ФИО3 <данные изъяты>, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО4 в виде ипотеки в отношении принадлежащей истцу квартиры расположенной по адресу: <адрес>, установленное в пользу Севастопольского регионального управления государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному и жилищному строительству».

Требования мотивированы тем, что истец полагает вышеуказанное обязательство фактически исполненным, однако кредитором в нарушение закона такой запрет не снят, наличие такого запрета внесенного в ЕГРП при исполнении обязательства препятствует свободно распоряжаться собственнику своим имуществом.

ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» и ФИО3 заключен кредитный договор , согласно которому ответчик получила кредит в сумме <данные изъяты> на строительство жилья по адресу: <адрес>, с обязательством его возврата до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Указанный договор был обеспечен договором ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, который оформил нотариус ФИО4 Севастопольского Городского Нотариального Округа. При оформлении указанного договора ипотеки нотариус ФИО4 внес запрещение в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество о регистрации обременения на квартиру , расположенную адресу: <адрес>. В 2009году ФИО3 с семьей была вынуждена переехать из Севастополя в г. Киев.

Кредитор и Ипотекодержатель признали факт исполнения ФИО3 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, выдали соответствующие документы о погашении долга по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Стороны оформили акт сверки взаимных расчетов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, далее акт от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении обязательств по кредитному договору.

Далее Кредитор и ипотекодержатель выдал документ для частных нотариусов государства Украины о том, что ФИО3 полностью выполнила обязательства кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, вернула финансовые средства, что дает правовое основание исключить запрещение ипотечное из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации обременения.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась через представителя ФИО5

В судебное заседание представитель истца ФИО5 не явился, направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в другом процессе.

Согласно положениям ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд полагает, что предпочтение представителя истца участвовать в другом процессе не может являться уважительной причиной не явки в судебное заседание, поскольку дата судебного заседания был объявлена судом в присутствии представителя истца с учетом его занятости. При этом, он не возражал против назначенной даты и времени судебного заседания. Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Кроме того, дело находится в производстве суда с ДД.ММ.ГГГГ и повторное отложение судебного заседания приведет к нарушению сроков рассмотрения.

Суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца ФИО3 и её представителя.

Ранее в судебных заседаниях представитель истца ФИО3 –ФИО5, просил исковые требования удовлетворить, пояснил, что ФИО3 он извещает о дате и времени судебного заседания, она участвовать в заседаниях не будет. Также пояснил, что ФИО3 полностью исполнила обязанности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ надлежащему кредитору, так как полностью выплатила задолженность в июле за квартиру финансовому учреждению Украины – Государственному фонду содействия молодежного жилищного строительства. Они не признают ГУП «Дирекция управления имуществом» правопреемником Севастопольского региона управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству». Оплата денежных средств в пользу ГУП «Дирекция управления имуществом» приведет к нарушению прав ФИО3 и неосновательному обогащению ГУП «Дирекция управления имуществом». ФИО3 является многодетной матерью и добросовестно выполнила свои обязательства по кредитному договору. Просил требование истца удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Нотариальной палаты города Севастополя ФИО1 действующая на основании доверенности пояснила, что Нотариальная палата города Севастополя не может являться ответчиком по настоящему делу, поскольку не является стороной по данному договору, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица ГУП «Дирекция управления имуществом» ФИО2, действующий на основании доверенности пояснил, что истец по данному делу является заёмщиком ГУП «Дирекция управления имуществом», имеется решение суда, вступившее в законную силу, в соответствии с которым с ФИО3 взыскана сумма задолженности по кредитному договору послужившего основаниям для наложения обременения. Заёмщиком обязательства по кредитному договору не исполнены, ввиду чего обременение не может быть снято.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются необоснованными и подлежат отклонению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским региональным управлением государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному и жилищному строительству» и ФИО3 <данные изъяты> заключен договор ипотеки, удостоверенный частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО4 в отношении принадлежащей истцу квартиры расположенной по адресу: <адрес>, установленное в пользу Севастопольского регионального управления государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному и жилищному строительству».

При этом ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» (кредитор) и ФИО3 заключен Кредитный договор , согласно которому Заемщик получил кредит в сумме <данные изъяты> на строительство жилья по адресу: <адрес> и обязуется вернуть до ДД.ММ.ГГГГ включительно на условиях, обозначенных Кредитным договором.

Также суд находит состоятельной позицию ГУП «Дирекция управления имуществом» об осуществлении переуступки права требования в силу закона.

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», далее - Закон N 6-ФКЗ).

С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с пунктом «О» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с частями 1, 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

В соответствии с частью 1 статьи 108 Конституции Российской Федерации Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции Российской Федерации изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации статус города федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации и уставом города федерального значения, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Таким образом, с учётом указанных положений Конституции возможно установление особого статуса субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Таким образом, часть 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации в совокупности с положениями части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ устанавливают особый статус города федерального значения Севастополя, предусматривают ограниченный период (до 01 января 2019 года) специального порядка особенностей регулирования имущественных отношений. Указанные положения имеют большую юридическую силу по отношения к положениям пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются специальными по отношению к положениям, закреплённым в пункте «О» статьи 71 Конституции Российской Федерации.

С учётом положения части 3 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативное регулирование имущественных отношений в городе федерального значения Севастополе не может противоречить Конституции Российской Федерации.

Пунктом 5 Решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя» установлено, что все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6 указанного Решения).

В соответствии со статьей 4 Закона города Севастополя от 24 апреля 2014 года N 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» исполняющий обязанности Губернатора города Севастополя уполномочен:

1) обеспечить учет предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»;

2) организовать проведение инвентаризации и учет имущества, кредиторской и дебиторской задолженностей, денежных средств, других активов, обязательств предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»; имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»; а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»;

3) обеспечить управление предприятиями, учреждениями и иными организациями, указанными в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», управление и распоряжение имуществом этих предприятий, учреждений и организаций, имуществом государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», а также собственностью города Севастополя, указанной впункте 6пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»;

4) назначать и освобождать от должности руководителей предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»;

5) обеспечить меры по сохранности имущества предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя».

Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», установлено, что право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.

Согласно части 1 статьи 24 Устава города Севастополя, принятого Законодательным собранием города Севастополя 11 апреля 2014 года, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.

Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами (пункт 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя).

Пунктом 2 статьи 25 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30 апреля 2014 года «О Правительстве Севастополя» установлено, что Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие Исполнительные органы, в том числе определяет Исполнительные органы, уполномоченные на принятие решений о заключении концессионных соглашений и на заключение концессионных соглашений от имени города Севастополя.

Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года № 883-ПП (далее – Положение № 883) Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

К задачам Департамента отнесено осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (п. 2.3 Положение № 883).

Одной из функций Департамента является управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (п. 3.2 Положение № 883).

В соответствии с п.п. 4.2, 4.21, 4.81 Положения № 883Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя; включает движимое и недвижимое имущество в Реестр собственности города Севастополя.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, будучи наделенным соответствующими полномочиями Правительством Севастополя, возглавляемым Губернатором города Севастополя, при издании оспариваемого распоряжения осуществил полномочия собственника имущества.

Учитывая положения ст. 128 ГК РФ, согласно которой к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Следовательно, к государственной собственности города Севастополя относятся, в том числе, имущественные права – в настоящем случае права требования по кредитным договорам, перешедшие от Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» к городу Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а в последующем от последнего - к Государственному унитарному предприятию «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя», позже переименованного в Государственное унитарное предприятие «Севастопольстройпроект» (ГУП «Дирекция управления имуществом»).

Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

Таким образом, переход прав кредитора Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» к городу Севастополю в лице уполномоченных органов государственной власти и подведомственных им организаций осуществлен на основании приведенного выше закона, устанавливающего презумпцию права собственности города Севастополя на имущество, ранее находившееся в собственности учреждений, предприятий и иных организаций, учрежденных Украиной или с ее участием на территории города Севастополя.

В этой связи город Севастополь в лице уполномоченных органов государственной власти и подведомственных им организаций в настоящее время является надлежащим кредитором.

Согласно распоряжению ДИЗО г. Севастополя от 07.11.2018 г. № 17435-РДИ «О включении государственного имущества в Реестр собственности города Севастополя» Новым кредитором, в связи с передачей на праве хозяйственного ведения собственником имущества всех прав требования, вытекающих из указанного выше договора, стало ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию города Севастополя».

О переходе прав по обязательству к новому кредитору было сообщено в установленном законе порядке, путем направления соответствующего уведомления, которое ответчиком получено не было, однако в силу ст. 165.1 ГК РФ считается надлежащим уведомлением.

27.09.2019 года постановлением Правительства Севастополя № 555-ПП наименование ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию города Севастополя» изменено на ГУП "СЕВАСТОПОЛЬСТРОЙПРОЕКТ".

01.10.2020 г. ГУП "СЕВАСТОПОЛЬСТРОЙПРОЕКТ" переименовано в ГУП «Дирекция управления имуществом».

В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» правами на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Решения Севастопольского горсовета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 27.09.2019 № 555-ПП ГУП «АИЖК» было переименовано в Государственное унитарное предприятие «Севастопольстройпроект».

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 01.10.2020 № 521-ПП Государственное унитарное предприятие «Севастопольстройпроект» переименовано в Государственное унитарное предприятие «Дирекция управления имуществом» (далее – ГУП «ДУИ»).

В соответствии с распоряжением Департамента от 07.11.2018 № 17435-РДИ, на основании Акта приема-передачи от 27.07.2018 ГУП «АИЖК города Севастополя» передано на праве хозяйственного ведения имущество, а также обязательства, в виде прав требований и все связанные с требованием права и обязанности по договорам, в том числе обеспечивающие исполнение обязательств, возникших из договоров о залоге в полном объеме, обеспеченных залогом имущества.

В рамках осуществления основных уставных видов деятельности, ГУП «ДУИ» (ранее – ГУП «АИЖК города Севастополя», ГУП «Севастопольстройпроект) предоставляет гражданам Российской Федерации займы, обеспеченные залогом недвижимости (ипотекой), на приобретение, строительство и реконструкцию жилья и объектов инфраструктуры и имеет право вести судебно-претензионную работу по взысканию задолженности по кредитным договорам с заемщиков Фонда в рамках закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения обязательств в виде прав требований по кредитным договорам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что кредитором в настоящее время является ГУП «Дирекция управления имуществом», что также подтверждается Решением Нахимовского районного суда города Севастополя по иску ГУП «Дирекция управления имуществом» к ФИО3 и апелляционным определением Севастопольского городского суда.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по иску ГУП «Дирекция управления имуществом» к ФИО3 о взыскании задолженности по кредитному договору, неустойки, судебных расходов удовлетворено частично. Суд взыскал с ФИО3 задолженность по кредитному договору в сумме <данные изъяты>., неустойку в сумме <данные изъяты>., расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.

Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение изменено в части снижения задолженности. Взыскано с ФИО3 в пользу ГУП «Дирекция управления имуществом» задолженность по кредитному договору в размере <данные изъяты>., неустойка в размере <данные изъяты>., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Судебными актами установлено, что ФИО3 в подтверждение исполнения по обязательства по кредитному договору надлежащему кредитору представила документы: копию ответа от ДД.ММ.ГГГГ на досудебную претензию и досудебную претензию от ДД.ММ.ГГГГ, копию квитанции от ДД.ММ.ГГГГ по оплате <данные изъяты>.- погашение задолженности по договору от ДД.ММ.ГГГГ; справку от ДД.ММ.ГГГГ о реорганизации фонда и о полномочиях гражданина ФИО8; справку от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО8 работает в Государственном фонде содействия молодежному жилищному строительству; акт сверки взаимных расчетов между Севастопольским региональным управлением Госмолодежжилья и ФИО3 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, акт о выполнении обязательств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ; письмо Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству .1 от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес частного нотариуса Украины с информацией о выполнении ФИО3 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ обязательств в полном объеме с целью снятия обременений ипотеки; выписка из Государственного реестра вещных прав Украины на недвижимое имущество о регистрации ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ (о прекращении ипотеки ДД.ММ.ГГГГ); выписку из Государственного реестра вещных прав Украины на недвижимое имущество о регистрации обременения и снятия обременения от ДД.ММ.ГГГГ (о прекращении ипотеки ДД.ММ.ГГГГ, согласно уведомления кредитора о погашении задолженности).

Из представленных документов следует, что они выданы в июле и августе 2020 года ГСФУ «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» Украины в городе Киеве.

Из ипотечного договора следует, что договор заключен между ФИО3 и «Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» в г.Севастополе.

Иных доказательств, кроме указанных документов, полученных на Украине в 2020 году об отсутствии задолженности ФИО3 перед «Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» в г.Севастополе, ответчиком не предоставлено, как и доказательств внесения суммы задолженности через ВАТ АБ «Укргазбанк», с которым Фонд заключил договор об обслуживании кредита (согласно п.1.3. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ).

Доказательств того, что ГСФУ «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» Украины в городе Киеве наделено полномочиями на предоставление сведений об исполнении кредитного договора заключенного в г.Севастополе именно от «Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству», документально не подтверждены.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ФИО3 не представила доказательств исполнения ею в полном объеме кредитных обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 407, 408 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

При прекращении основного обязательства прекращаются и обязательства, производные от него.

Так, согласно части 1 статьи 352 ГК РФ, залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.

В силу пункта 2 статьи 352 ГК РФ при прекращении залога, залогодатель вправе требовать от залогодержателя совершения всех необходимых действий, направленных на внесение записи о прекращении залога.

Государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании закона, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости на основании договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, и заявления залогодателя или залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий возникновение ипотеки на основании закона, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 11 статьи 53 Закона № 218-ФЗ регистрационная запись об ипотеке погашается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

Согласно Постановлению Правительства Севастополя № 202 от 07.08.2014 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав», государственный акт на право собственности на земельный участок, изданный (выданный) в установленном порядке на территории города Севастополя, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства до 18.03.2014, включены в число документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав.

Статьей 4 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона ограничения (обременения) прав на территории города Севастополя сохраняются до 1 января 2017 года, за исключением случаев, установленных законом города Севастополя "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя". После указанной даты ограничения (обременения) прав, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, прекращаются и исключаются из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистратором прав без подачи заявления заинтересованных лиц.

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, установленных до вступления в силу Федерального конституционного закона решениями органов, в том числе судебных органов, иностранных государств (аресты, запреты и т.п.), осуществляется по заявлению заинтересованного лица, которое обязано представить документы, свидетельствующие о том, что основания, послужившие возникновению ограничения (обременения), не утратили актуальности на момент обращения с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений).

Таким образом, законодательство Российской Федерации об ипотеке не применяется к ограничениям (обременениям) прав на недвижимое имущество, установленным до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ. Такие ограничения (обременения) признаются ипотекой, предусмотренной Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", только после государственной регистрации договора об ипотеке, которая производится по заявлению заинтересованного лица, обязанного представить документы, свидетельствующие о том, что основания, послужившие возникновению ограничения (обременения), не утратили актуальности на момент обращения с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений).

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Разрешая настоящий спор, суд руководствуется вышеуказанными нормами права, оценив доказательства по делу, установив, что истцом обязательство по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, имеется задолженность в размере 86 773 руб. 53 коп., неустойка в сумме 21 339 руб. 59 коп., которая определена Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для признания обременения возникшего в силу ипотеки, отсутствующим не имеется.

Доводы ФИО3 и её представителя о том, что она полностью исполнила обязательства по кредитному договору перед надлежащим кредитором (финансовому учреждению Украины - Государственному фонду содействия молодежного жилищного строительства), и не имеет задолженности, что подтверждается также актом сверки взаимных расчетов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении обязательств по кредитному договору, письмом для частных нотариусов государства Украины о том, что ФИО3 полностью выполнила обязательства по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, не принимаются судом во внимание, поскольку опровергаются материалами дела и указанным доводам уже была дана оценка судом Апелляционной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь 194-196 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 <данные изъяты> к Нотариальной палате города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП «Дирекция управления имуществом, о признании обременения возникшего в силу ипотеки, отсутствующими, отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд города Севастополя.

Мотивированное решение суда изготовлено 06.05.2022 г.

Судья : Макоед Ю.И.