ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3673/18 от 22.10.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2018 года город Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Вершининой О.В.,

при секретаре Шестеровой О.М.,

с участием представителя истца ФИО9., представителя третьего лица ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3673/2018 по иску Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Попофф» о запрете эксплуатации теплохода до получения документов, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства об управлении безопасностью на судно,

УСТАНОВИЛ:

Братский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «Компания Попофф», в котором, с учетом заявления об уточнении иска от 22.10.2018, просит запретить ответчику эксплуатацию теплохода буксир-толкач «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ***, регистровый номер ***, проекта ***, года и места постройки 1962 года, <адрес>, до устранения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о классификации судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, свидетельства об управлении безопасностью на судно.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в Братскую транспортную прокуратуру поступили материалы Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора ФС Ространснадзора о привлечении к административной ответственности ответственного за эксплуатацию судов в ООО «Компания Попофф» ФИО7 по ч.1 ст. 11.13 КоАП РФ за выпуск в плавание судна «Красноярский комсомолец» без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность судна к плаванию. Как следует из материалов, инспектором государственного портового контроля АРВПиС ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» Криковцевым СП. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ***, плановым рейдовым заданием от ДД.ММ.ГГГГ в заливе Дандир Братского водохранилища проведена проверка судна «Красноярский комсомолец», в ходе которой установлено, что данное судно эксплуатируется в нарушение п.п.1, 8 ст. 14, п.2 ст.34 КФФТ РФ в отсутствие судовых документов: свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о классификации, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды, свидетельства о годности судна к плаванию.

Также установлено, что в соответствии с распоряжением Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора ФС Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ*** в отношении ООО «Компания Попофф» в июле 2018 года проведена внеплановая документарная проверка по исполнению Обществом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено проверкой, ранее, в ноябре 2017 года Братско-Илимским
ЛО ВС УГРН Ространснадзора была проведена внеплановая документарная
проверка, в ходе которой установлено, что на принадлежащее Обществу судно
«Красноярский комсомолец» отсутствует судовое свидетельство об управлении безопасностью.

В ходе документарной проверки, проведенной в июле 2018 года, установлено, что предписание не исполнено, свидетельство об управлении безопасностью на судно не получено.

Судно «Красноярский Комсомолец», идентификационный номер ***, года и места постройки 1962 года, <адрес> является собственностью ООО «Компания Попофф», что подтверждается выпиской из Государственного судового реестра от ДД.ММ.ГГГГ. Невыполнение ООО «Компания Попофф» обязательных требований нормативных актов свидетельствует о его бездействии в принятии мер к устранению нарушений, создает угрозу безопасности судоходства.

Ответчиком допущено нарушение ст. 14 КВВТ РФ, поскольку на судне «Красноярский комсомолец» отсутствовали судовые документы, в том числе: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о классификации, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды, свидетельство о годности судна к плаванию.

Положениями статьи 34.1 КВВТ РФ также установлено, что эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи. Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 5).

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 6 статьи 34.1 КВВТ РФ).

Согласно информации Восточно-Сибирского филиала Российского речного регистра от ДД.ММ.ГГГГ***, от ДД.ММ.ГГГГ*** судно «Красноярский комсомолец» регистровый ***, судовладелец ООО «Компания Попофф» документы Российского Речного Регистра недействующие, свидетельство об управлении безопасностью судна не выдавался.

В соответствии с ч. 2 ст.34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца, судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Однако, как было установлено проверкой, судно «Красноярский комсомолец» эксплуатировалось ответчиком в отсутствие подтверждающих годность судна к плаванию судовых документов, что является основанием для запрещения эксплуатации судна.

Таким образом, допущенные ответчиком нарушения в области внутреннего водного транспорта, создают условия, способствующие возникновению транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, затоплении судов, повлечь тяжкие телесные повреждения или гибель людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенно круга лиц, а также причинения имущественного вреда гражданам и организациям.

В связи с отказом истца от исковых требований в части, определением суда от 22.10.2018 года производство по настоящему делу по иску Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Попофф» о запрете эксплуатации теплохода буксир-толкач «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ***, регистровый номер ***, проекта ***, года и места постройки 1962 года, <адрес>, до устранения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о классификации судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, было прекращено.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора ФИО3 поддержала уточненные исковые требования, суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит запретить ответчику эксплуатацию теплохода буксир-толкач «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ***, регистровый номер ***, проекта ***, года и места постройки 1962 года, <адрес>, до устранения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства об управлении безопасностью на судно.

В судебном заседании представитель третьего лица Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4, действующая по доверенности, с исковыми требованиями согласилась.

Представитель ответчика ООО «Компания Попофф» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам, о чем вынесено определение суда.

Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 и п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии со ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ ( далее по тексту – КВВТ РФ), настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Статьей 3 КВВТ РФ определено, что судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе, судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; судовладелец (далее также - владелец судна) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144, судно, определение которому дано ст. 3 КВВТ РФ, подлежит государственной регистрации, которая производится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящими Правилами системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации, который ведется в органах государственной регистрации.

Частью 1 ст. 14 КВВТ РФ предусмотрено, что на подлежащих регистрации судах должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

2) свидетельство о праве собственности на судно;

3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

4) мерительное свидетельство;

5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

7) судовая роль;

8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна);

10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми, допустимыми и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что судно теплоход буксир-толкач «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ***, регистровый номер ***, 1962 года постройки /<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Государственном судовом реестре ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» и имеет право плавания под Государственным флагом РФ, судовлацельцем судна является ООО «Компания Попофф», за которым ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право частной собственности юридического лица, что подтверждается выпиской из Государственного судового реестра от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела об административном правонарушении судом было установлено, что инспектором государственного портового контроля Ангарского РВПиС ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» ФИО5ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка судна «Красноярский комсомолец», в ходе которой установлено, что данное судно эксплуатируется в нарушение п.п.1, 8 ст. 14, п.2 ст.34 КФФТ РФ в отсутствие судовых документов: свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о классификации, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды, свидетельства о годности судна к плаванию.

В рамках проведенной на основании приказа о назначении проверки судна от ДД.ММ.ГГГГ***, планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ (приложение к приказу) инспектором государственного портового контроля Ангарского РВПиС ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» ФИО5 проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в заливе Дандир Братского водохранилища капитан судна ФИО6 управлял буксиром-толкачом «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ******, проекта ***, принадлежащим ООО «Компания Попофф», в отсутствие судовых документов: свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о классификации, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды, свидетельства о годности судна к плаванию.

Данные обстоятельства подтверждаются Актом проверки/предписания ***, объяснением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено проверкой, ранее в ноябре 2017 года на основании приказа начальника ВС УГРН Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ Братско-Илимским
линейным отделом ВС УГРН Ространснадзора была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Компания Попофф» и было установлено, что в нарушение ст. 34.1 КВВТ РФ на принадлежащее ООО «Компания Попофф» судно «Красноярский комсомолец» отсутствует судовое свидетельство об управлении безопасностью, в связи с чем, представителем ВС УГРН Ространснадзора ДД.ММ.ГГГГ выдано Предписание *** об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Распоряжения (приказа) Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора ФС Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ*** в отношении ООО «Компания Попофф» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения ООО «Компания Попофф» ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № *** от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведенной документарной проверки установлено, что обязательные требования предписания не исполнены, в том числе наличие судового свидетельства об управлении безопасностью на судно «Красноярский комсомолец» *** не обеспечено, что подтверждается Актом проверки № *** от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной Восточно-Сибирским филиалом ФИО1 речного регистра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ информации следует, что в отношении теплохода буксир-толкач «Красноярский комсомолец» регистровый ***, судовладелец ООО «Компания Попофф», документы ФИО1 Речного Регистра недействующие, свидетельство об управлении безопасностью судна не выдавался.

За выпуск в плавание судна без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, должностное лицо ООО «Компания Попофф», ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судне лицами, механик по флоту ФИО7 был привлечен к административной ответственности, Постановлением *** от ДД.ММ.ГГГГФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Таким образом установлено, что теплоход буксир-толкач «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ***, регистровый номер ***, проекта ***, года и места постройки 1962 года, <адрес>, не имеет судового свидетельства об управлении безопасностью, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что маломерное судно – теплоход буксир-толкач «Красноярский комсомолец», принадлежащий ООО «Компания Попофф», отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к объектам внутреннего водного транспорта, не имеется, действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.

Эксплуатация такого судна в отсутствие предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ документов создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.

Суд находит, что допущенные судовладельцем ООО «Компания Попофф» нарушения в области внутреннего водного транспорта, создают условия, способствующие возникновению транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, затоплении судов, повлечь тяжкие телесные повреждения или гибель людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенно круга лиц, а также причинения имущественного вреда гражданам и организациям.

В силу п. 2 ст. 34 КВВТ РФ, подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 34.1 КВВТ Российской Федерации, судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций (п. 1).

Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (ч. 5).

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (п.6).

Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна, и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (п. 8).

Приказом Минтранса России от 11.09.2013 г. N 287 "Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов", установлено, что свидетельство об управлении безопасностью применяется в течение всего периода эксплуатации каждого судна судовладельца, подлежащего государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов.

В соответствии с п. 1 ст. 35 КВВТ РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Полномочия на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение "Российский Речной Регистр".

Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства, пригодность судна к эксплуатации должна подтверждаться соответствующими документами, выданными Российским Речным Регистром по итогам освидетельствования.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств тому, что им как собственником теплохода буксир-толкач «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ВС-08-56, регистровый номер ***, проекта ***, года и места постройки 1962 года, <адрес>, получены документы Речного Регистра, разрешающие эксплуатацию судна, а именно выдавалось судовое свидетельство об управлении безопасностью, а также доказательств устранения выявленных в ходе проверки нарушений.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Установленные пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав.

Проанализировав указанные обстоятельства, с учетом названных выше норм права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Братским транспортным прокурором требований.

Учитывая, что вина ответчика ООО «Компания Попофф» в эксплуатации маломерного судна теплохода «Красноярский комсомолец» с нарушением требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, что создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, нашла свое подтверждение из представленных суду доказательств, суд находит, что исковые требования Братского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц необходимо удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Попофф» эксплуатацию теплохода буксир-толкач «Красноярский комсомолец», идентификационный номер ВС-08-56, регистровый номер ***, проекта ***, года и места постройки 1962 года, <адрес>, до устранения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства об управлении безопасностью на судно.

Ответчик вправе подать в Братский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения им копии решения в окончательной форме.

Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: О. В. Вершинина