Дело № 2- 368/2022 УИД: № РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2022 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.
при помощнике судьи Александровой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истцов СНТ «Южный», ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на одни год и доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя ответчика ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области ФИО3, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
гражданское дело по иску СНТ «Южный», ФИО1 к ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области, УФК по Ленинградской области об обязании ознакомления с материалами проверки, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
10 января 2022 года в Кингисеппский городской суд Ленинградской области поступило заявление СНТ «Южный», ФИО1 к ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области, УФК по Ленинградской области с требованиями об обязании ОМВД РФ по Кингисеппскому району Ленинградской области предоставить возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по заявлению неизвестных лиц под входящим номером регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, включая заявление граждан о совершении противоправных действий председателем СНТ «Южный»; разрешении истцам в процессе ознакомления с материалами доследственной проверки по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, снять копии с помощью технических средств, а также о возмещении судебных расходов.
В обоснование требований указано, что по заявлению о совершении преступления председателем СНТ «Южный» ФИО1, поступившим в полицию от неизвестных граждан, зарегистрированному под входящим № от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Кингисеппском району Ленинградской области было организовано проведение проверки. Истцы по требованию сотрудников полиции неоднократно давали объяснения и предоставляли документацию, опровергающую их причастность к совершению противоправных действий. При этом, материальные затраты СНТ «Южный» на изготовление документов составили 4 713 руб.
По результатам проведенной проверки ОМВД России по Кингисеппском району Ленинградской области было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
СНТ «Южный» и гражданин РФ ФИО1, с целью возмещения материального и морального вреда, причиненного истцам неизвестными лицами, заявившими в ОМВД РФ по Кингисеппском району Ленинградской области о совершении ими заведомо ложного преступления, обратились с заявлениями в полицию, а затем в прокуратуру об ознакомлении с заявлением неизвестных лиц, с материалами доследственной проверки и их результатами, в также предоставлении истцам сведений в отношении заявителей.
Между тем, несмотря на неоднократные обращения с заявлениями в полицию и прокуратуру, истцам было отказано в ознакомлении с указанными документами.
Как следует из ответа Кингисеппской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, данного на обращение истцов, сообщение о преступлении не регистрировалось в книге учета преступлений, проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ не проводилась и процессуальное решение по нему не выносилось. В ознакомлении с информацией относительно заявителей, истцам было отказано.
Истцы считают, что ответы со стороны полиции и прокуратуры в части отказа в ознакомлении с материалами доследственной проверки нарушают их права, а действиями лиц, заведомо ложно заявивших о противоправных действиях со стороны председателя СНТ «Южный» ФИО1, причинен материальный ущерб СНТ «Южный», выраженный в материальных затратах, отрыва сотрудников от работы для предоставления показаний в полиции, а также подрыва авторитета и деловой репутации председателя СНТ «Южный». Ссылаясь на положения ст.ст. 45, 46, ч.2 ст. 24 Конституции РФ, ч.2 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" истцы требуют защиты нарушенных прав.
Просит обязать ОМВД РФ по Кингисеппскому району Ленинградской области дать возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по заявлению неизвестных лиц, под входящим № от ДД.ММ.ГГГГ, включая заявление неизвестных граждан о совершении противоправных действиях председателем СНТ «Южный»; разрешить истцам, в процессе ознакомления с материалами доследственной проверки по заявлению, под входящим № от ДД.ММ.ГГГГ, снять копии с помощью технических средств (техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат или телефон); возместить затраты истцов на оплату госпошлины в размере 2 000 руб. и 300 руб.; возместить затраты истцов на оплату услуги представителя в размере 35 0000 руб. по договору с ООО «Юридическая и Экономическая Безопасность» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте заседания суда надлежащим образом, воспользовался правом ведения дела через представителя.
Представитель истцов СНТ «Южный», ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении, указав, что ознакомление с материалом доследственной проверки необходим истцам для последующей реализации своего права на обращения с иском в суд с требованиями о защите чести и достоинства, деловой репутации, возмещении морального и материального ущерба к лицам, подавшим в ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области заявление по обвинению в совершении председателя СНТ «Южный» ФИО1 заведомо ложного преступления. Полагал, что право на ознакомление с материалами проверки закреплено ч.2 ст. 24 Конституции РФ, ч.2 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и положениями Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707. полагал, что любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну и конфиденциальных сведений, должна быть доступна гражданину, если документы затрагивают его права и свободы. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области иск не признал, поддержал доводы письменных возражений, указав, что в соответствии с п. 9.2 приказа МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», лицо имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Отказывая истцам в удовлетворении заявления о возможности ознакомления с материалами проверки по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области исходило из того, что в целях соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина полиция обязана обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. Вместе с тем, по обращению № от ДД.ММ.ГГГГ действий в рамках уголовно-процессуального законодательства, доследственной проверки не производилось. Были совершены оперативно-розыскные мероприятия сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Кингисеппском району Ленинградской области, в ходе которых, не было установлено признаков совершения уголовно наказуемого деяния. Материал по КУСП не регистрировался и уголовно-процессуальных документов по нему не принималось. ФИО1 был ознакомлен с частью документов, не содержащих персональные данные иных граждан, оформленных в ходе проверки. В ознакомлении с материалами проверки, содержащими персональные данные обратившихся с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ лиц было отказано, о чем истцам дан письменный ответ. Просил в иске отказать, полагая исковые требования незаконными.
Представитель ответчика - УФК по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте заседания суда надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств (л.д. 82).
Представители третьих лиц - Кингисеппской городской прокуратуры, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте заседания суда надлежащим образом.
Выслушав доводы представителей истцов, ответчика, обозрев материалы дела, суд находит иск не основанным на законе и неподлежащим удовлетворению.
Как следует из положений статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности:
- принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования (п. 1).
- проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности (п.18);
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области в связи с поступившими в ОЭБ и ПК ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области коллективного обращения членов СНТ «Южный» о возможном совершении председателем данного товарищества противоправных действий (материал проверки под входящим номером регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ) и организацией проведения проверочных мероприятий на основании ст. 6 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» в лице Врио зам.начальника ФИО4 обратилось к председателю СНТ «Южный» ФИО1 с требованием о предоставлении заверенных надлежащим образом копий документов за период с 2018 года: устава СНТ «Южный», реестра членов СНТ «Южный», реестра должников СНТ «Южный», протоколов собраний СНТ «Южный», протоколов заседания правления СНТ «Южный», актов о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности СНТ «Южный», приказа о назначении председателем СНТ «Южный», договора возмездного оказания услуг между СНТ «Южный» и ФИО1, должностной инструкции председателя товарищества, а также сведений о поступлении денежных средств в кассу и на расчетный счет СНТ «Южный», информации о расходовании денежных средств с приложением подтверждающих документов (л.д. 21).
По факту предоставления СНТ «Южный» истребуемых документов страшим оперуполномоченным ОЭБ и ПК ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области ФИО5 с участием председателя правления СНТ «Южный» ФИО1 был составлен протокол осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ председателем СНТ «Южный» ФИО1 на имя начальника ПК ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области ФИО6 подано заявление об ознакомлении с заявлением граждан и всеми материалами проверки (л.д. 17-18).
Указанное заявление было зарегистрировано в ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ за №.
В ответ на указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области за подписью начальника ФИО6 ФИО1 со ссылкой на положения ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», п.8.5. Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, и Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в предоставлении документов для ознакомления отказано, с разъяснением, что возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, может быть предоставлена исключительно гражданину, заявление которого рассматривается органом внутренних дел (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ председателем СНТ «Южный» ФИО1 было подано обращение в Кингисеппскую городскую прокуратуру с жалобой на действия сотрудников ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области об отказе в ознакомлении с материалами проверки и предоставлении информации о лицах, обратившихся ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области с заявлением о возможном совершении им противоправных действий (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппской городской прокуратурой ФИО1 был направлен ответ за №, из которого усматривается, что в ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области зарегистрировано коллективное обращение № членов СНТ «Южный» о проведении финансово-хозяйственной проверки СТН. Сообщение о преступлении в книге учета сообщений о преступлении ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области не регистрировалось, проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ не проводилась, процессуальное решение в отношении ФИО1 не принималось. Учитывая, что обращение № зарегистрировано не по заявлению ФИО1, содержит персональные данные третьих лиц, сведения, содержащиеся в обращении граждан, а также информация, полученная в ходе рассмотрения обращения, не подлежит разглашению и имеет ограничение для доступа третьих лиц, в связи с чем, ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области было правомерно отказано в ознакомлении с указанным материалом ФИО1 (л.д. 20).
В соответствии с п. 2.1.3. Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 сообщение происшествии - письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии - проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающим, принимается одно из следующих решений:
О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого произошло происшествие, разрешение которого отнесено к компетенции органов внутренних дел.
О приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП.
О приобщении заявления о происшествии к розыскному делу.
О передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.
О результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным должностным лицом, указанным в пункте 62 настоящей Инструкции, составляется рапорт на имя этого должностного лица, которым в течение суток принимается решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП (п.п.63-65).
Частью 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов государственной власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 5 данного федерального закона установлено, что информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В силу статьи 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1).
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее Закон о персональных данных) персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
В силу статьи 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации достоверной информации о деятельности полиции, а также на получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права, закреплено в части 2 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Пунктом 1 приказа МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция).
Из преамбулы данной Инструкции, являющейся Приложением N 1 к приказу, следует, что Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Пунктом 3 Инструкции предусмотрено, что рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
Согласно пункту 8 Инструкции, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции; уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения; не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.
Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (пункт 9.2).
В силу пункта 116 Инструкции решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением.
Процедура ознакомления с материалами доследственной проверки ни УПК РФ, ни положениями Инструкции детально не регламентирована. Однако законом установлен запрет на ознакомление с теми материалами, которые не касаются лица, обратившегося с соответствующей просьбой.
Согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2906-О исходя из части 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, составляет Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, закрепляет базовые гарантии и порядок рассмотрения обращений граждан. Данный Федеральный закон, как следует из его статьи 1, направлен на регулирование отношений, возникающих между органом публичной власти и гражданином (юридическим лицом) в связи с обращением последнего в данный орган, а также отношений между органами публичной власти, участвующими в рассмотрении обращения, и не распространяется на отношения, которые могут возникать между органом публичной власти и гражданином (юридическим лицом) в связи с рассмотрением обращения другого лица.
Вместе с тем, закрепляя принцип свободной и добровольной реализации гражданами Российской Федерации права на обращение и не ограничивая гражданина в возможности вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, как в целях отстаивания индивидуального (частного), так и публичного интереса, данный Федеральный закон одновременно устанавливает принцип недопустимости нарушения при осуществлении данного права прав и свобод других лиц (часть 2 статьи 2).
Оспариваемая заявителем часть 2 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", запрещающая раскрывать сведения, содержащиеся в обращении, а также сведения, касающиеся частной жизни гражданина, без его согласия, выступает гарантией права на обращение в органы публичной власти и направлена на то, чтобы исключить распространение сведений об обратившемся гражданине, а также о содержании его обращения неопределенному кругу лиц в целях защиты его прав и законных интересов, недопущения умаления его чести и достоинства, однако - с учетом того, что отношения, возникающие между органом публичной власти и гражданином (юридическим лицом), не являющимся субъектом обращения, в связи с рассмотрением обращения, регулируются другим законодательством, - не может рассматриваться как запрещающая во всех случаях в рамках данных отношений предоставлять соответствующие сведения лицу, права и законные интересы которого они затрагивают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель юридического лица при проведении проверки имеет право получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено данным Федеральным законом. Этому праву руководителя юридического лица корреспондирует обязанность должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (пункт 6 статьи 18 данного Федерального закона).
Такое правовое регулирование в полной мере согласуется с указанными конституционными требованиями и представляет собой гарантию эффективной защиты прав и свобод лиц, в отношении которых осуществляются проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи с положениями статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, лицо, в отношении которого осуществляется проверка, вправе требовать для ознакомления все материалы, послужившие основанием для ее проведения, и рассчитывать на их получение при соблюдении ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Действующее правовое регулирование в качестве общего правила закрепляет конфиденциальность персональных данных, которая предполагает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, т.е. любой информации, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона "О персональных данных").
В связи с этим, а также исходя из части 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лица, направляющие в государственные органы и органы местного самоуправления обращения, содержащие информацию, которая может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, во всяком случае вправе рассчитывать на то, что сообщенные ими сведения, относящиеся к частной жизни этих лиц, а равно их персональные данные не будут автоматически, без необходимости предоставлены лицам, в отношении которых проводятся указанные проверки.
В то же время это не исключает возможность ознакомления проверяемых лиц с данными, содержащимися в соответствующих обращениях, таким образом, который не позволил бы им идентифицировать подателя обращения, не дававшего согласие на распространение его персональных данных, а также получить доступ к указанным персональным данным в случае оспаривания в суде законности назначения внеплановой проверки, имея, в частности, в виду, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Как следует из содержания ответа ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для принятия решения об отказе в предоставлении материала проверки для ознакомления ФИО1 послужило наличие в материале персональных данных лиц, обратившихся в полицию с заявлением о проведении финансово-хозяйственной проверки СНТ. ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области, установив наличие в материале проверки персональных данных гражданин, согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", отказал ФИО1 в доступе к ним.
Таким образом, в материалах проверки по обращению членов СНТ «Южный» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением под входящим номером регистрации № имеются документы (само заявление), содержащие информацию о персональных данных указанных лиц, не имеющих характер общедоступной.
Как следует из доводов искового заявления ознакомление с материалом проверки необходим истцам для последующей реализации своего права на обращения с иском в суд с требованиями о защите чести и достоинства, деловой репутации, возмещении морального и материального ущерба к лицам, подавшим в ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области заявление по обвинению в совершении председателя СНТ «Южный» ФИО1 заведомо ложного преступления, в связи с чем, необходимы персональные данные указанных лиц.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие его права и свободы.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Выбор способа защиты права, в том числе и судебной, принадлежит истцам, и они выбирают их из перечисленных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, истцы не оспаривали законность и обоснованность проверки обращения членов СНТ, равно как и не заявляли в установленном законом порядке требований о признании отказа в предоставлении всех материалов, послуживших основанием для проведения проверки, незаконным.
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", в соответствии с которым обращение гражданина в государственные органы не может рассматриваться как распространение не соответствующих действительности сведений и основание для возложения на него гражданско-правовой ответственности за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по доводам искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56,67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований СНТ «Южный», ФИО1 к ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области, УФК по Ленинградской области об обязании ознакомления с материалами проверки, взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины и услуги представителя, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
В окончательной форме решение принято 25 марта 2022 года.
Судья: Улыбина Н.А.